Взаимодействие СМИ и институтов гражданского общества в период выборов.

В.Ю. Паланто, член избирательной комиссии Московской области с правом совещательного голоса, помощник депутата Государственной Думы ФС РФ

Гражданское общество — понятие, обозначающее совокупность неполитических отношений в обществе: экономических, социальных, нравственных, религиозных, национальных и других. Гражданское общество — сфера само проявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации деятельности этих граждан и организаций со стороны государственной власти.

Средства массовой информации - важнейший институт гражданского общества, коммуникатор и выразитель социально-экономических и политических интересов людей. Как любой из институтов гражданского общества он существует только во взаимодействии с другими общественными и государственными институтами, стремится оказывать влияние на процессы, происходящие в обществе и управленческие решения, принимаемые органами государственного и муниципального управления.

Выборы важнейший компонент политики. Через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым регулируют свое право на участие в управлении государственными делами.

В любой стране гражданское общество, основанное на плюрализме мнений и интересов людей, в состоянии обеспечить добровольное законопослушание граждан, избежать острых социальных взрывов и кровавых столкновений, только если органы государственной власти будут образованны на справедливой выборной основе с участием большинства граждан этой страны. Получается, что выборы это хотя и недостаточный, но необходимый признак демократического государства, один из факторов развития гражданского общества.

В рамках организации общественного контроля на выборах недопустимо использование модели недоверия и бюрократизма. Контроль не должен парализовать работу избирательных органов. В противном случае наблюдение сведется к взаимному блокированию, а процедуры волеизъявления отойдут на второй план.

Функция контроля состоит не в том, чтобы вызвать паралич властных органов, а в том, чтобы разделить с ними ответственность, способствовать их лучшей работе по реализации прав избирателей в полном объеме в соответствии с Основным законом страны.

Цель общественного контроля на выборах – содействие обеспечению защиты избирательных прав граждан, законности избирательного процесса, а также развитию демократических процедур, справедливому формированию и устойчивому функционированию государственных институтов.

Для достижения этой цели общественный контроль на выборах решает целый комплекс задач:
– содействие избирателям в реализации и защите их избирательных прав;
– повышение уровня участия граждан и их объединений в управлении делами государства и в местном самоуправлении;
– содействие обеспечению прозрачности и повышению эффективности деятельности избирательных комиссий;
– обеспечение обратной связи между обществом и государством, предупреждение и разрешение социальных конфликтов;
– содействие формированию и развитию гражданского правосознания и правовой культуры избирателей.

Основное значение для практической организации общественного контроля на выборах имеют федеральные законы и прежде всего Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон). Несмотря на свой так называемый рамочный характер, этот акт имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации при организации и проведении выборов любого уровня (ч. 2 ст. 1 Федерального закона).

Также имеет значение специальное регулирование избирательных отношений нормативными актами о конкретном виде выборов, в нашем случае: – Федеральный закон от 19 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации». Отдельные аспекты подготовки и проведения выборов, включая статус представителей СМИ на выборах, регулируются и другими федеральными законами, в том числе Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ).

Представитель средства массовой информации – лицо, имеющее редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий его полномочия представителя организации, осуществляющей выпуск средств массовой информации.

(подпункт 52 статьи 2 Федерального закона)

Представителями СМИ являются, в частности:
(статья 2 Закона о СМИ)
главный редактор – лицо, возглавляющее редакцию (независимо от наименования должности) и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска СМИ;
журналист – лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного СМИ, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию.

В рамках работы СМИ на выборах необходимо четко различать две позиции: ИНФОРМИРОВАНИЕ и АГИТАЦИЮ.

В чем разница? Разница в цели. Агитация ставит своей целью побудить избирателей голосовать за кандидата (кандидатов) либо против кандидата (кандидатов). Информирование такой цели не несет.

В соответствии со статьей 46 Федерального закона «О выборах Президента РФ» организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, редакции сетевых изданий свободны в своей деятельности по информированию избирателей, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом.

В информационных теле- и радиопрограммах, публикациях в периодических печатных изданиях, выпусках либо обновлениях сетевых изданий сообщения о проведении предвыборных мероприятий кандидатами, их доверенными лицами, политическими партиями, группами избирателей должны даваться исключительно отдельным информационным блоком, без комментариев. Такие информационные блоки не оплачиваются кандидатами, их доверенными лицами, уполномоченными представителями по финансовым вопросам, политическими партиями, группами избирателей. В них не должно отдаваться предпочтение какому бы то ни было кандидату или не должна осуществляться дискриминация (умаление прав) какого-либо кандидата, в том числе по времени освещения его предвыборной деятельности, объему печатной площади, отведенной для таких сообщений.

В 2017 году, в Федеральном законе «О выборах Президента РФ» появилась замечательная новелла, расширяющая понятие информирование и дающая больше возможностей СМИ. В части 2 статьи 46, теперь говориться:

Организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, редакции сетевых изданий вправе на основании пункта 2 статьи 46 Федерального закона «О выборах Президента РФ» публиковать (обнародовать) интервью с кандидатами, выпускать в свет (в эфир) иные сообщения и материалы о кандидатах, политических партиях, выдвинувших кандидатов, а также передачи с участием кандидатов. Организации телерадиовещания, редакции электронных сетевых изданий вправе также на основании того же пункта организовывать совместные мероприятия с участием кандидатов и осуществлять их трансляцию (обнародование) на каналах организаций телерадиовещания, в электронных сетевых изданиях.

В ходе избирательной компании необходимо, так же внимательно отслеживать кто и о чем может информировать, кому и как запрещено агитировать. Кратко напомню: Информирование избирателей осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, редакции сетевых изданий, физические и юридические лица в соответствии с Федеральным законом. Органы государственной власти, органы местного самоуправления не вправе информировать избирателей о кандидатах, политических партиях.

О подготовке и проведении выборов Президента РФ, сроках и порядке совершения избирательных действий, политических партиях, выдвинувших кандидатов, о кандидатах, группах избирателей, законодательстве о выборах Президента РФ осуществляют избирательные комиссии.

Запрещается проводить предвыборную агитацию:
1) федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов РФ, иным государственным органам, органам местного самоуправления;
2) воинским частям, военным учреждениям и организациям;
3) благотворительным и религиозным организациям, учрежденным ими организациям, а также членам и участникам религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний;
4) избирательным комиссиям, членам избирательных комиссий с правом решающего голоса;
5) иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным и международным организациям, международным общественным движениям.

Запрещена агитация лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, либо находящимся на государственной или муниципальной службе, либо являющимся членами органов управления организаций независимо от формы собственности при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей и (или) с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения. А так же, представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, и представителям редакций сетевых изданий при осуществлении ими профессиональной деятельности.

Теперь давайте поговорим о правах и обязанностях представителей СМИ при работе на выборах.

Представители средств массовой информации, принимая участие в информационном освещении подготовки и проведения выборов, референдума, вправе:
а) присутствовать на заседаниях комиссий;
б) знакомиться с протоколом участковой комиссии об итогах голосования, а также с протоколами иных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, в том числе составляемыми повторно, получать от соответствующей комиссии копии указанных протоколов и приложенных к ним документов;
в) присутствовать на агитационных мероприятиях, освещать их проведение;
г) находиться в помещении для голосования в день голосования, в дни досрочного голосования, а также производить фото- и видеосъемку.
(пункт 11 статьи 30 Федерального закона)

Представителям СМИ должен быть обеспечен доступ в помещение участковой комиссии, сформированной на избирательном участке, участке референдума, образованных в воинской части, закрытом административно-территориальном образовании, больнице, санатории, доме отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, а также в помещение для голосования на этом избирательном участке, участке референдума.
(пункт 5 статьи 30 Федерального закона)

Журналист, иной творческий работник, должностное лицо организации, осуществляющей выпуск средства массовой информации, участвовавшие в деятельности по информационному обеспечению выборов, референдума в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах, не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы или без их согласия переведены на другую работу в период соответствующей избирательной кампании и в течение одного года после окончания соответствующей избирательной кампании, за исключением случая, когда на них было наложено в соответствии с трудовым законодательством взыскание, не оспоренное в судебном порядке либо признанное в судебном порядке законным и обоснованным.
(пункт 6 статьи 45 Федерального закона)

Обязанности представителя СМИ.

Содержание информационных материалов, размещаемых в средствах массовой информации или распространяемых иным способом, должно быть объективным, достоверным, не должно нарушать равенство кандидатов, избирательных объединений.
(пункт 2 статья 45 Федерального закона)

При опубликовании (обнародовании) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, редакции средств массовой информации, граждане и организации, публикующие (обнародующие) эти результаты, обязаны указывать организацию, проводившую опрос, время его проведения, число опрошенных (выборку), метод сбора информации, регион, где проводился опрос, точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной погрешности, лицо (лиц), заказавшее (заказавших) проведение опроса и оплатившее (оплативших) указанную публикацию (обнародование).
(пункт 2 статьи 46 Федерального закона)

При осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций.
(статья 49 Закона о СМИ)

Организации, осуществляющие выпуск СМИ, в случае обнародования (опубликования) ими агитационных и информационных материалов (в том числе содержащих достоверную информацию), способных нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации кандидата, деловой репутации избирательного объединения, обязаны предоставить соответствующему кандидату, избирательному объединению возможность до окончания агитационного периода бесплатно обнародовать (опубликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту своей чести, достоинства или деловой репутации.
(пункт 6 статьи 56 Федерального закона)

В течение пяти дней до дня голосования, а также в день голосования запрещается опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с проводимыми выборами, в том числе их размещение в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц (включая сеть «Интернет»).
(пункт 3 статьи 46 Федерального закона)

В день голосования до момента окончания голосования на территории соответствующего избирательного округа запрещается публикация (обнародование) данных об итогах голосования, о результатах выборов в том числе размещение таких данных в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц (включая сеть «Интернет»).
(пункт 7 статьи 45 Федерального закона)

Аккредитованный представитель СМИ при осуществлении своей профессиональной деятельности должен:
• уважать права, законные интересы, честь и достоинство избирателей, членов и работников аппаратов избирательных комиссий и иных участников избирательного процесса;
• соблюдать нормы профессиональной этики журналистов;
• соблюдать положения Кодекса профессиональной деятельности журналиста;
• всесторонне и объективно информировать читателей, телезрителей и радиослушателей о деятельности избирательных комиссий, политических партий и кандидатов.

Одним из важнейших прав журналиста на выборах, является право присутствовать на заседаниях избирательных комиссий и право находится в помещении для голосования в день голосования, а также производить фото- и видеосъемку.

Для осуществления полномочий, связанных с присутствием в помещениях для голосования в день голосования, а также в помещениях избирательных комиссий при установлении ими итогов голосования, определении результатов выборов, представителю средства массовой информации необходимо наличие АККРЕДИТАЦИОННОГО УДОСТОВЕРЕНИЯ. Аккредитация представителей средств массовой информации осуществляется ЦИК России, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации.

Заявки на аккредитацию для осуществления указанных полномочий должны быть поданы редакциями средств массовой информации в избирательную комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования (досрочного голосования), т.е. до 14 марта 2018 года.

Аккредитацию вправе получить представители средств массовой информации, работающие в редакциях средств массовой информации на основании заключенного не менее чем за два месяца до дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента РФ трудового или возмездного гражданско-правового договора.

Вы вправе 18 марта 2018 года находиться в помещении для голосования начиная с 7.00 по местному времени до окончания подсчета голосов и сообщения из вышестоящей территориальной избирательной комиссии о принятии протокола УИК об итогах голосования и осуществлять свою профессиональную деятельность как непрерывно, так и в свободно выбираемые Вами промежутки времени в течение указанного периода.

Вместе с Вами в помещениях для голосования и в избирательных комиссиях будут присутствовать также представители кандидатов и политических партий в статусе наблюдателей. Однако не только кандидаты и партии смогут направлять наблюдателей на этих выборах. Право делегировать наблюдателей на избирательные участки в ходе выборов Президента России получили общественные палаты. Региональные общественные палаты могут назначать наблюдателей на избирательные участки в пределах своего субъекта, Общественная палата Российской Федерации – в любую участковую комиссию на территории России и на участки, образованные за пределами Российской Федерации.

Наблюдателем на выборах президента России от общественной палаты может стать любой гражданин, обладающий активным избирательным правом. Кандидатуры для назначения наблюдателями представить в общественную палату могут общественные объединения, профессиональные и творческие союзы, объединения работодателей, профессиональные объединения, а также иные некоммерческие организации. Но назначить наблюдателей может совет общественной палаты или ее секретарь.

Это очень полезная новация, в плане открытости и контроля за голосованием.

Придя в помещение для голосования (в помещение, где проводится подсчет голосов избирателей), представьтесь председателю УИК (лицу, его замещающему) и предъявите следующие документы:
1) аккредитационное удостоверение, выданное ЦИК России или избирательной комиссией субъекта Российской Федерации;
2) паспорт и редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста.

Если Вы планируете проводить фото- и (или) видеосъемку, сразу сообщите об этом председателю УИК (заместителю председателя или секретарю), ознакомьте его с типом используемого оборудования. В случае использования для съемки стационарного или громоздкого оборудования обсудите порядок его использования в целях недопущения создания помех избирателям.

ЦИК России рекомендует соблюдать следующие правила проведения фото- и видеосъемки в помещении для голосования:
• проведение фото- и (или) видеосъемки не должно нарушать тайну голосования и должно исключать возможность контроля за волеизъявлением избирателей. Поэтому недопустимо вести фото- и (или) видеосъемку в местах, предназначенных для заполнения бюллетеней, фото- и (или) видеосъемку заполненных бюллетеней до начала подсчета голосов;
• при получении информации от граждан представитель СМИ обязан ставить их в известность о проведении видеозаписи, кино- и фотосъемки (п. 6 ст. 49 Закона «О средствах массовой информации»);
• фото- и видеосъемка граждан в помещении для голосования должна осуществляться с учетом положений статьи 1521 Гражданского кодекса РФ, устанавливающих порядок обнародования и дальнейшего использования изображений физического лица;
• фото- и (или) видеосъемка работы членов избирательной комиссии со списком избирателей должна осуществляться таким образом, чтобы сохранялась конфиденциальность персональных данных, которые в нем содержатся.

Все вопросы и предложения, возникшие у Вас, целесообразно обсудить с председателем УИК, при необходимости адресовать ему свои замечания, получить у него соответствующие разъяснения.

После подписания протокола УИК об итогах голосования Вы вправе получить копию указанного протокола. По Вашей просьбе председатель, заместитель председателя или секретарь УИК обязаны заверить указанную копию.

Статья 5.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) устанавливает ответственность в виде штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей за нарушение прав представителя средства массовой информации на осуществление наблюдения и на своевременное получение информации и копий избирательных документов, получение которых предусмотрено законом.

Однако и за вмешательство в осуществление установленных законодательством полномочий УИК, повлекшее нарушение установленного законодательством порядка работы комиссии, либо за создание помех участию избирателей в голосовании статьей 5.69 КоАП установлена административная ответственность в виде штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей.

Исключительно важно осознание того, что помимо специального статуса на выборах наблюдатели и представители СМИ являются членами гражданского общества, выполняющими неизмеримо более важную функцию, нежели просто сбор и распространение информации в интересах определенных участников политического процесса. Фактически они могут и должны стать одним из наиболее объективных источников информации о событиях, происходящих при организации и проведении выборов, благодаря которым избиратели имеют возможность сформировать представление об уровне законности проведения избирательной кампании и о степени легитимности полномочий избранных лиц.

Наблюдатели и представители СМИ обязаны обеспечить точность сведений, полученных при наблюдении на выборах. Результаты наблюдения должны основываться на разграничении объективных и субъективных факторов, имеющих значение для определения действительности итогов голосования. Наблюдатели и представители СМИ обязаны основывать свои заключения на фактическом материале, поддающемся проверке, должны исходить из соблюдения максимально высоких требований к точности представляемой ими информации.

Взаимодействие СМИ и институтов гражданского общества в период выборов.
Взаимодействие СМИ и институтов гражданского общества в период выборов.
Взаимодействие СМИ и институтов гражданского общества в период выборов.
Взаимодействие СМИ и институтов гражданского общества в период выборов.
Взаимодействие СМИ и институтов гражданского общества в период выборов.
Взаимодействие СМИ и институтов гражданского общества в период выборов.
Взаимодействие СМИ и институтов гражданского общества в период выборов.
Взаимодействие СМИ и институтов гражданского общества в период выборов.
Взаимодействие СМИ и институтов гражданского общества в период выборов.
Взаимодействие СМИ и институтов гражданского общества в период выборов.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.




 
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
 
                
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Точка зрения

Владимир КАШИН
заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам
Доклад Академика РАН В.И. Кашина на научной сессии общего собрания членов Отделения сельскохозяйственных наук Российской Академии Наук

Павел ГРУДИНИН
Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»
Заявление Бюро Московского областного отделения КПРФ в поддержку совхоза им. Ленина

Николай ВАСИЛЬЕВ
первый секретарь МК КПРФ, член Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам
Депутат Госдумы помог ликвидировать несанкционированную свалку

Константин ЧЕРЕМИСОВ
второй секретарь МК КПРФ, заместитель Председателя Мособлдумы
Вернем историческую правду!

Александр НАУМОВ
секретарь МК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме, заместитель Председателя Мособлдумы
Руководитель фракции КПРФ Александр Наумов помог дошкольному отделению в Тарасково в рамках инициативного бюджетирования

Сергей СТРЕЛЬЦОВ
Главный редактор газеты «Подмосковная правда», член Бюро МК КПРФ
Сергей Стрельцов: сельские территории незаслуженно обделены вниманием


 





 

 

 

контакты

Редакция газеты "Подмосковная Правда":
8-499-261-59-98

*******

E-mail: mkkprf@mail.ru

*******

Адрес:
115487, г. Москва,
ул. Нагатинская,
д. 26, корп. 2

Телефоны МК КПРФ:
8-499-263-05-08,
8-499-263-11-57

*******

Все данные

ГК КПРФ
в Московской области:
 
  • Официальный сайт КПРФ
  • Московский городской комитет КПРФ
  • Газета Советская Россия
  • Газета Правда
  • Газета Подмосковная Правда