В.И. Кашин: Крестьянские (фермерские) хозяйства – опора развития АПК

В.И. Кашин, зам. Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета ГД ФС РФ по аграрным вопросам, академик РАН

Доклад заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, академика РАН В.И. Кашина, в рамках XXIX Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России, г. Москва, ВДНХ, 16.05.2018 г.

Уважаемые товарищи!

Я рад от лица Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам приветствовать организаторов и делегатов Съезда!

Ресурсная база КФХ демонстрирует достойный потенциал!

В.И. Кашин: Крестьянские (фермерские) хозяйства – опора развития АПК

Уже почти 29% посевной площади находится в крестьянских хозяйствах. При этом за два последних года посевная площадь в крестьянских хозяйствах увеличилась на 2,3 млн. га.

В части молочного скотоводства – за 2015-2017 годы в КФХ растет поголовье и КРС и коров (+258 и +101 тыс. голов соответственно).

Соответствующим образом изменились и основные производственные показатели.

В.И. Кашин: Крестьянские (фермерские) хозяйства – опора развития АПК

За период с 2015 по 2017 год удельный вес продукции сельского хозяйства, произведенной в КФХ, увеличился с 11,1% до 12,7%. Рост производства продукции в КФХ существенно превышает таковые в других формах хозяйствования. Соответствующий индекс в 2017 году в сельскохозяйственных организациях составил 105,2 пункта, в то время как в крестьянских (фермерских) хозяйствах – 111,1 пункта. Таким образом, по отношению к 2014, производство продукции в КФХ приросло на 35,2%, в СХО – на 18,7%, а в ЛПХ – снизилось до 92,8%.

Наиболее выражена положительная динамика производства в КФХ зерна, плодово-ягодной продукции, овощей, мяса скота и птицы, а также молока. Объемы производства зерна и овощей являются весьма существенными - 29,1% и 15,9% валового сбора соответственно.

В чем мы видим основные точки роста, интенсификации развития крестьянских (фермерских) хозяйств?

но призываем к принятию самых решительных мер, направленных на усиление кооперации в сельском хозяйстве!

Отечественный и зарубежный опыт свидетельствуют о том, что через кооперацию можно решительно изменить ситуацию с товарностью и доходностью в сельскохозяйственном производстве.

Напомню, текущая товарность по зерну составляет всего 69%, 27% по картофелю, 41% по овощам. Товарность в животноводстве, продукция которого на сегодняшний день является одной из наиболее проблемных с точки зрения самообеспеченности и достижения критериев Доктрины продовольственной безопасности, колеблется от 67% по молоку до 76% по мясу КРС. Нельзя упустить из виду также плодово-ягодную продукцию, 76% производства которой приходится на малые и личные подсобные хозяйства, и не выходит на рынок, списываясь в статистике на «личное потребление».

Через кооперацию мы сможем повысить и самообеспеченность продукцией сельского хозяйства, нехватку которого до сих пор компенсируем импортом, составившим в 2017 году более 6 млн. тонн – по плодам и ягодам, столько же по молоку, 1 млн. т. по мясу, и т.д.

Мы должны грамотно использовать опыт Советского Союза, Китая, Вьетнама, богатый опыт развития кооперации в Финляндии, Франции и других успешных развитых экономиках.

Проблемы передела продукции и дальнейшего сбыта должны решаться сообща. Только так удастся эффективно обеспечить малые хозяйства достойными холодильными, складскими, перерабатывающими мощностями и другими важными элементами производственной и логистической инфраструктуры.

Мы убеждены, что в кооперативном движении заложен огромный, пока еще не реализованный потенциал укрепления продовольственной безопасности России!

Поэтому государство должно стимулировать развитие кооперативного движения. Вступление хозяйства в состав кооператива должно являться гарантом увеличения его доходности, доступа к инфраструктуре и рынкам сбыта производимой продукции. Через кооперативы должен быть открыт доступ к мерам государственной поддержки для высокотоварных личных подсобных хозяйств!

Какова поддержка малых форм хозяйствования на селе сегодня?

Прямая, выражающаяся в прямом субсидировании развития малого сельского предпринимательства, а также опосредованная, выражающаяся в формировании благоприятных условий развития хозяйств.

Рассматривая меры прямой поддержки, следует обратить внимание на то, что в 2017 году в рамках единой субсидии на грантовую поддержку было направлено 8,99 млрд. рублей или 23% общего объема бюджетных ассигнований на единую субсидию. При этом данные средства были направлены, как на поддержку начинающих фермеров, так и на поддержку семейных животноводческих ферм,

Средний размер гранта для начинающего фермера составил 1,77 млн. рублей, что на 40% больше, чем годом ранее, а средний грант на развитие семейных животноводческих ферм достиг 6,11 млн. рублей (на 17% больше, чем в 2016 году).

Средний размер гранта сельскохозяйственным потребительским кооперативам на развитие материально-технической базы составил 10,76 млн. рублей, что на 40% выше, чем в 2016 году.

Положительные результаты оказания грантовой поддержки на лицо.

СПоК направили 45% полученных средств на приобретение оборудования для переработки сельскохозяйственной продукции, 32% - на строительство производственных объектов.

Фермерские хозяйства благодаря грантовой поддержке получили возможность существенно нарастить объемы производства сельскохозяйственной продукции (прирост в среднем составил 88,9%).

Но самое главное, наши фермеры смогли создать более 6 тысяч новых постоянных рабочих мест в сельской местности!

И этому результату мы придаем особое значение, как подтверждению высокой роли малых форм хозяйствования в решении вопросов социального развития сельских территорий. Это второй большой вопрос.

В.И. Кашин: Крестьянские (фермерские) хозяйства – опора развития АПК

В Российской Федерации насчитывается более 18 тысяч сельских поселений в состав которых входит более 150 тысяч сельских населенных пунктов. В этих селах, аулах, станицах проживает добрая четверть населения Российской Федерации, уровень и качество жизни которого существенно отстают от уровня жизни в городах.

Напомню, что у нас более 95 тысяч деревень не имеют сетевого газа. В целях сокращения затрат на содержание и эксплуатацию объектов социальной сферы на селе активно проводилась политика «оптимизации» сети учреждений социальной сферы, что привело к массовому закрытию малочисленных сельских школ, детских садов, клубов, библиотек, участковых больниц, фельдшерско-акушерских пунктов, что существенно увеличило радиус их доступности.

В период с 1995 года на сельских территориях больничных учреждений стало меньше на 4,5 тысячи, фельдшерско-акушерских пунктов – меньше на 13 тыс. единиц, станций скорой медицинской помощи – меньше на 657 единиц. Сегодня средний радиус доступности ФАПа - 15, больницы - 85 км, а детского сада или школы – 17-20 км.

В результате смертность сельского населения от всех причин в 2016 году составила 14,2 чел. на 1000 населения, что на 1,3 пункта выше, чем городского населения. Ожидаемая продолжительность жизни сельского жителя почти на полтора года меньше, чем городского – всего 70,5 года против 71,9 года.

Остро стоит проблема развития сети автомобильных дорог. Более 30% сельских населенных пунктов не имеет связи по дорогам с твердым покрытием с сетью дорог общего пользования. Нормативным требованиям не отвечает почти 63% автодорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и более 43% дорог местного значения.

Средства из дорожных фондов не выделяются на так необходимые селу автодороги необщего пользования, ведущие к производственным сельскохозяйственным объектам, крестьянским (фермерским) хозяйствам.

С учетом изложенного, малые формы хозяйствования во многом являются наиболее перспективным источником благополучия сельского населения, средством трансформации производственных госсубсидий в социальные через создание важнейших объектов инфраструктуры, развитие эффективных точек приложения труда сельского населения, что в особенности актуально для малых населенных пунктов.

Мы рассматриваем деревню, как главную опору жизни страны. И это не громкие слова, а тысячелетняя история нашей державы! Деревня вложилась в величие России сполна, и заслужила соответствующего к себе отношения со стороны государства.

Способствовать решению вопросов устойчивого развития сельских территорий должны все государственные программы, которые, так, или иначе, решают социальные задачи. Мы проанализировали ситуацию - таких государственных программ на сегодняшний день всего 20.

В.И. Кашин: Крестьянские (фермерские) хозяйства – опора развития АПК

Это и «Развитие здравоохранения», и «Развитие образования», и «Доступная среда», «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», «Содействие занятости населения», «Развитие культуры и туризма», и др., на реализацию которых из федерального бюджета в 2018 году будет выделено 7 640 млрд. рублей.

Исходя из численности сельского населения по всем этим программам 1,9 трлн. рублей должны расходоваться в интересах сельских жителей. Это ключ к эффективному развитию деревни.

Мы поставили эти вопросы и перед Президентом Российской Федерации, и на Парламентских слушаниях, состоявшихся в большом зале заседаний Государственной Думы, и на Совете Законодателей. И сегодня мы ставим эти вопросы перед вами.

Деревня является берегиней нашей большой родины, а вы в свою очередь являетесь действительными хозяевами на земле, хранителями деревни, а значит всей России. Селу нужна ваша поддержка и участие! Многие из вас имеют генеральские погоны, занимают высокие государственные должности, абсолютное большинство активно участвует в решении острых вопросов на местах. Действуя вместе, сплотив наши ряды, мы сможем, исходя из принципа справедливости, дать деревне то, на что она имеет полное моральное право!

Третий важный вопрос – о мерах государственного регулирования в интересах малых форм хозяйствования. И в этой части следует обратить особое внимание на вопросы обеспечения доходности в сельском хозяйстве.

В.И. Кашин: Крестьянские (фермерские) хозяйства – опора развития АПК

В 2017 году, в результате падения цен на рынке зерна, прибыль у наших сельскохозяйственных организаций снизилась на 22,3%, а убытки увеличились на 52,3%. Только при реализации пшеницы, семян подсолнечника и сахарной свеклы хозяйства потеряли почти 120 млрд. руб., что соответствует половине объема государственной поддержки развития сельского хозяйства (242 млрд. руб.). Напомню, что в соответствии с законом у нас Правительство отвечает за ценообразование.

В текущем же году к проблемам на рынке зерна прибавились также проблемы с ценами на сырое молоко. Мы проводили совместно с Минсельхозом, регионами, отраслевыми союзами, представителями отдельных хозяйств заседание конкретно по этому вопросу и сошлись во мнении о рукотворном характере проблемы.

Выход из сложившейся ситуации есть – должны быть приняты незамедлительные меры обеспечения доходности сельскохозяйственного производства.

Обязательной мерой является двукратное увеличение субсидий на погектарную поддержку и поддержку на литр молока, как наиболее эффективные и прозрачные механизмы субсидирования. Субсидии на оказание несвязанной поддержки в растениеводстве должны составлять не менее 25 млрд. рублей ежегодно.

Если мы посмотрим в целом на государственную поддержку развития АПК, то ее уровень никоим образом не соотносится с таковой в странах ЕС. Там работают такие же крестьяне, такие же фермеры и господдержка отрасли составляет 800 долларов на гектар пашни. Китай тратит на развитие АПК 1500 долларов на гектар, Швейцария – 14 тысяч долларов на гектар, а Россия – 35.

Одновременно с увеличением государственной поддержки должен быть внедрен механизм обеспечения гарантированных цен на важнейшую сельскохозяйственную продукцию – зерновые и сырое молоко. Этот подход положительно зарекомендовал себя в международной практике и эффективно работает, в том числе, в США и странах ЕС.

По аналогии с Рособоронэкспортом должна быть создана единая государственная организация по экспорту всего спектра продукции сельскохозяйственного производства. Необходимость этого продиктована тем, что сегодня основная маржа от экспорта сельхозпродукции уходит трейдерам, являющимся в абсолютном большинстве иностранными компаниями.

Кроме того, важным шагом является совершенствование механизмов ценообразования на рынке продовольствия в интересах обеспечения справедливого распределения прибыли от реализации продовольственных товаров.

Наряду с этим должна быть создана система страхования доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также единый государственный страховщик, гарантирующий эффективность и прозрачность страховых операций.

В этой части следует обратить внимание на то, что вопрос развития системы сельскохозяйственного страхования вышел на завершающий этап своего решения – 3 мая текущего года в Государственную Думу был внесен проект федерального закона №456500-7 «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства».

Законопроект еще «сырой», но мы убеждены, что при его доработке мы сможем систематизировать нормативно-правовое регулирование сельскохозяйственного страхования, обеспечить его общедоступность и стабильность во времени, увеличить объемы государственного финансирования.

Принятие данного законопроекта существенно укрепит малые формы хозяйствования, поскольку в сегодняшних реалиях они имеют наименьшую финансовую устойчивость и, соответственно, в большей степени нуждаются в страховой защите.

Еще одним законопроектом, призванным повлиять на снижение издержек сельхозтоваропроизводителей при реализации произведенной продукции, является проект федерального закона № 364444-7 «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» и статью 13 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Данным законопроектом предложено установить запрет для торговых сетей заключать договор, содержащий условие о возврате хозяйствующему субъекту, осуществившему поставку продовольственных товаров, таких товаров, не проданных по истечении определенного срока.

Нельзя не назвать также проект федерального закона №372830-7 «О производстве органической продукции».

К этой инициативе Правительства есть множество вопросов, но самый главный заключается в том, что органическая продукция – это не просто нормативно-правовое понятие, за которым стоит лишь знак сертификации. Это целая технология, требующая учета большого количества факторов, обеспечивающая эффективное производство сельскохозяйственной продукции с ограничением использования химических средств защиты растений, минеральных удобрений. Органическая продукция – это совершенно новая система требований к качеству. Причем в развитии органического сельского хозяйства особую роль играют именно малые формы хозяйствования.

Помимо тех законопроектов, которые уже внесены в Государственную Думу, целый перечень инициатив, направленных на системное развитие сельского хозяйства, находится в разработке.

Уважаемые товарищи!

Сегодняшнее мероприятие предоставляет вам возможность принять участие в формировании перспективной повестки работы Государственной Думы, а также нового состава Правительства Российской Федерации.

Помните, что титул главного хранителя нашей родины закреплен за крестьянством, а значит за всеми нами! Поэтому желаю нам всем удачи и успехов! Я убежден, что дело наше правое!

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.



 
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
 
                
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Точка зрения

Владимир КАШИН
заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам
На путях к 80-летию Великой Победы. История и современность

Павел ГРУДИНИН
Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»
Заявление Бюро Московского областного отделения КПРФ в поддержку совхоза им. Ленина

Николай ВАСИЛЬЕВ
первый секретарь МК КПРФ, член Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам
Н.И. Васильев выступил на X (октябрьском) Пленуме ЦК КПРФ

Константин ЧЕРЕМИСОВ
второй секретарь МК КПРФ, заместитель Председателя Мособлдумы
Зампред Мособлдумы Константин Черемисов: Сельскому населению постоянную заботу

Александр НАУМОВ
секретарь МК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме, заместитель Председателя Мособлдумы
Руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме Александр Наумов: Единство и сплоченность народа – залог нашей общей Победы!

Сергей СТРЕЛЬЦОВ
Главный редактор газеты «Подмосковная правда», член Бюро МК КПРФ
Сергей Стрельцов: сельские территории незаслуженно обделены вниманием


 





 

 

 

контакты

Редакция газеты "Подмосковная Правда":
8-499-261-59-98

*******

E-mail: mkkprf@mail.ru

*******

Адрес:
115487, г. Москва,
ул. Нагатинская,
д. 26, корп. 2

Телефоны МК КПРФ:
8-499-263-05-08,
8-499-263-11-57

*******

Все данные

ГК КПРФ
в Московской области:
 
  • Официальный сайт КПРФ
  • Московский городской комитет КПРФ
  • Газета Советская Россия
  • Газета Правда
  • Газета Подмосковная Правда