Доклад Первого секретаря МК КПРФ Н.И. Васильева на Конференции МОО КПРФ «О задачах областной партийной организации на выборах Губернатора Московской области, глав и депутатов местных органов самоуправления 9 сентября 2018 года»
Товарищи!
Сегодня на Конференцию Московского областного отделения КПРФ вынесен важный вопрос о наших задачах в начавшейся избирательной кампании по выборам Губернатора Подмосковья, глав и депутатов местных органов самоуправления.
В марте текущего года мы завершили полутора годовой цикл больших выборов, включающих выборы депутатов ГД и Московской областной Дум, а затем Президента Российской Федерации.
Избирательная кампания проходила на фоне продолжающегося ухудшения социально-экономической ситуации в стране и области, действия международных санкций против нашей страны.
Вот только некоторые характеристики сегодняшнего положения дел в экономике области и ее проблемы.
По объему промышленного производства Московская область занимает среди регионов России второе место (после Москвы).
За годы "реформ" численность занятых в промышленности области сократилась вдвое.
В 1990 г. работало более 1 миллиона 73 тыс. работников, сейчас - 579 тыс..
На территории области особая концентрация предприятий оборонного комплекса, была развита легкая промышленность, машиностроение, только на текстильных предприятиях работало более 500 тыс. человек, сейчас около 50 тыс.
По сельскому хозяйству болезненный удар нанес кризис 90 - годов, из которого регион не может выбраться до сих пор. Многие земли, занятые ранее под культуры и пастбища, сегодня выведена из оборота.
Посевные площади сельскохозяйственных культур сократились с 1224 га в 1990 г. до 680 тыс. га в 2018 году. Сельскохозяйственные предприятия постепенно вытесняются с территории области вследствии урбанизации. В 1990 году в сельском хозяйстве области работало 216 тыс.человек, сейчас недотягивает до 30 тыс. человек. Половина земель сельскохозяйственного назначения - почти 500 тыс.гектаров не обрабатывается или используется не по назначению.
Дойное стадо коров в 1990 году насчитывало 501 тыс.голов, сейчас нет и 90 тыс. причем поголовье продолжает сокращаться. Поэтому вместо 2 млн. тонн молока в 1990 году сейчас производится всего 600 тыс.тонн. Мяса говядины производили 99 тыс. тонн, сейчас - 18 тыс. тонн. И аналогичная ситуация по многим наименованиям сельхозпродукции. Исчезают села. Только за последние годы исчезло более 100 деревень, в более чем 340 сельских населенных пунктах население фактически проживает.
Расходы области за счет собственных средств утверждены в объеме 490,4 млрд.рублей и 18 млрд.рублей - за счет безвозмездных поступлений из РФ по проектам Федерального закона.
Долг Московской по состоянию на 2018 год составляет 94 млрд. рублей.
Общая численность трудовых ресурсов Московской области составляет - 4.1. млн.человек. Уровень зарегистрированной безработицы традиционно невысок, однако официальных рабочих мест насчитывается 1,8 млн.человек. Доходы населения Московской области ниже по сравнению с населением Москвы. Особенностью Московской области является значительный объем маятниковой миграции рабочей силы.
Значительная часть экономически активного населения Московской области трудоустраивается в Москве. Численность молодежи (в возрасте от 14 до 30 лет) составляет более 1,5 млн.человек. Молодежная безработица, по экспертным оценкам варьируется в пределах 20%, многие вынуждены искать работу в Москве в основном ее молодые люди находят в сфере торговли и обслуживания.
Система здравоохранения в области не позволяет предоставлять населению в полном объеме качественные и доступные услуги.
В области в 1990 году было 91.100 больничных коек, в 2018 г. - 52.00.
Закрываются роддома и родильные отделения - рожениц приходится возить в перинатальные центры или оставшиеся роддома. Многие больницы и поликлиники испытывают дефицит кадров и оборудования. Станции скорой помощи в некоторых муниципалитетах на половину укомплектованы врачами и фельдшерами, остро стоит вопрос обеспечения каретами скорой помощи. По количеству врачей на 10 тыс. жителей мы находимся на 70-х местах в стране. Доступность медучреждений и качество медицинских услуг не удовлетворяют большинство жителей области.
В 1990 году в системе образования работало 247 тыс.человек, в настоящее время менее 200 тыс., из 127 ПТУ осталось 11. В школах до сих пор не решена проблема второй смены.
По - прежнему, остро стоит вопрос обеспечения детей местами в дошкольных учреждениях, не хватает мест в ясельных группах. Обеспеченность детей от 3 до 7 лет местами в детских садах частично решена за счет уплотнения и ликвидации ясельных групп.
Кризисная ситуация и либеральный курс власти наиболее остро бьют по наименее защищенным слоям населения. В области более 1,9 млн. пенсионеров. Многие вынуждены экономить на питании, лечении, одежде. 1,3 млн. подмосковных пенсионеров стараниями властей лишились льгот на бесплатный проезд на общественном транспорте в г.Москва.
Если проссумировать расходы пенсионеров на коммуналку, налоги и сборы, то получаете 5-7 тыс.рублей в месяц. В результате остается от 2 до 5 тыс.рублей на еду, лекарства, одежду и другие нужды.
Нехватка дорог их качество остается одной из главных проблем Подмосковья. По оценкам специалистов в области необходимо в ближайшее время построить 1500 км дорог и 100 мостов.
До сих пор не решена проблема обманутых дольщиков. Продолжается разрушительная градостроительная политика, в результате которой наносится ущерб экологии региона, ведь происходит сокращение площади природоохранных и сельскохозяйственных земель, вырубка лесов, застройка водоохранных территорий. Проблема захоронения ТБО одна из острейших проблем области. Общий годовой объем образования отходов в столичном регионе составляет порядка 12 млн.тонн. В области осталось 15 официально действующих полигонов ТБО. Предлагаемые альтернативы по решению этой проблемы не встречают поддержку населения области, властям уже не верят в этом вопросе. В Подмосковье нарастает протест о этому поводу, он приобретает системный характер, на него нанизываются протесты против предполагаемого строительства экологически опасных свинокомплексов, проводимой административной реформы, обманутых дольщиков, проблем в здравоохранении, против роста тарифов на ЖКХ и т.д..
Расширяется география этих протестов: Волоколамск, Воскресенск, Зарайск, Клин, Коломна, Серебряные Пруды, Наро-Фоминск, Серпухов, Чехов, Солнечногорск, Электросталь, Сергиев-Посад, Ногинск, Балашиха, Дмитров, Шатура, Орехово-Зуево, Руза, Талдом, Можайск и т.д.. При этом протесты действительно носят массовый характер, достигая по численности до 5 тыс.человек на митингах, зачастую с перекрытием автотрасс и т.д..
Из этого вытекают основные приоритеты, которые на наш взгляд должна выстраивать действующая власть, наши кандидаты:
- развитие экономики региона, прежде всего промышленности;
- доведение в ближайшие два года бюджета области до уровня более 1 трл.рублей;
- борьба с коррупцией в земельной и строительной сферах, в структурах власти;
- ускоренное строительство транспортной инфраструктуры;
- всемерная поддержка малого и среднего бизнеса;
- увеличение вложений в развитие сельскохозяйственной отрасли, сохранение сельских населенных пунктов;
- поддержка социальной сферы, ликвидация разрыва в уровне жизни населения области от уровня жизни населения столицы, в пенсионном обеспечении;
- борьба за сохранение бесплатного образования и медицины;
- наведение порядка в сфере ЖКХ, формировании тарифов на коммунальные услуги;
- решение экологической проблемы;
- усиление бюджетной подпидки муниципалитетов и т.д..
Уважаемые товарищи!
Напомню, совсем недавно, всего полгода назад мало кто верил, что партия сможет сделать неожиданный и нестандартный ход, выдвинув кандидатом в Президенты П.Н. Грудинина. Но это - ход под непосредственным руководством Председателя КПРФ Г.А. Зюганова КПРФ сделала. Не случайно оппоненты до сих пор отмечают это решение, поражаются, насколько солидарно на Пленуме и Съезде партия восприняла предложенный Президиумом сценарий и мгновенно приступила к работе.
Сегодня мы с Вами имеем такой эффект от нашего "нестандартного хода", который позволяет нам несколько по другому строить свою работу, проводя какие-то аналоги по эмоциональному подъему с 1996 годом, по росту общественного интереса и в какой-то степени результативности с 2011 годом.
По прошествии трех месяцев после Президентских выборов наши штабы не опустели от новых людей, а наши телефоны от количества звонков. Для нас крайне важно это состояние удержать. Именно удержать в силу того, что это действенная мотивация для работы в наступившей избирательной кампании по выборам Губернатора Московской области, целому ряду муниципальных выборов. Это особенно важно, что оставшиеся до голосования 11 недель приходятся на летний дачно-отпускной период, что мобилизовать и реализовать накопившийся потенциал даже через круглосуточный труд объективно будет сложнее. Поэтому крайне важно сохранить приток новых людей в партийные отделения и штабы, их готовность работать с нами, за нас, за наших кандидатов на добровольческих началах. Мы получаем такие сигналы практически со всех наших районов и городских округов. Видим в этом порыве признаки того, что большинство наших граждан все же подошло к пониманию того, что должны произойти перемены, их суть - отказ власти от проводимого социально-экономического курса. На деле мы видим, что на проводимых после мартовских выборов экономических форумах продолжают звучать предложения, которые не отвергаются существующей властью: о повышении налога на доходы физических лиц с 13 до 15% , повышению пенсионного возраста, что в четверг подтвердило Правительство страны, приняв такое решение. Нет сомнения в том, что Государственная Дума примет этот закон. ликвидации разного рода налоговых льгот, в том числе бесплатной медицины, образования, очередной оптимизации в этих социальных сферах и т.д..
В этой связи, чтобы противостоять этому губительскому курсу наряду с укреплением своих собственных структур, ростом наших рядов, нам необходимо максимально привлечь к совместной работе всех возможных союзников. Опереться на различные левые и национально-патриотические организации, поддержку и развитие протестной активности населения в борьбе за свои социально-экономические и политические права, за экологическую безопасность проживания на своих территориях.
Для ведения этой работы у нас есть определенное преимущество: наша программа. Наши "10 шагов к достойной жизни", с которыми мы шли на парламентские выборы, развернутые на Президентских выборах в "20 шагов Грудинина П.Н."
Через конкретные шаги, что нужно сделать в области в программе нашего кандидата в Губернаторы, в городе, поселке, районе в программах наших кандидатов в главы и Советы депутатов на муниципальных выборах, отражающие проблемы своей местности и ее жителей.
Необходимо актуализировать наши социальные инициативы в адрес защитников Отечества: налоговых льгот ветеранов боевых действий, детей войны, поддержки военных пенсионеров, за возвращение бесплатного проезда, всем областным пенсионерам по г.Москва и т.д.. Для этого активизировать работу всей нашей депутатской вертикали, внести соответствующие законопроекты в Думу, организовавших широкое обсуждение и поддержку их в Советах депутатов всех уровней, создав соответствующий информационный повод в работе с избирателями для наших Партийных организаций, кандидатов на своих территориях. Наполнить ключевыми материалами наши сайты и доступные интернет ресурсы, добиться за счет этого более высоких скоростей в агитационно-пропагандистской работе.
Для этого нужно в каждом партийном отделении привлечь к этой работе пришедших к нам молодых людей, которые могли бы каждый день сидеть на мониторинге новостей, оперативно создавать цифровые листовки, вести работу в социальных сетях и мессенджерах. Нужно находить на это возможности, научиться продвигать свои предложения на уровне каждого района с учетом его специфики.
Главное выбирать темы резонансного характера, задевающее за живое, прямо касающиеся интересов наших жителей.
Уважаемые товарищи!
Этой осенью в единый день голосования у нас пройдет губернаторская избирательная кампания. В 2 районах и 9 городских и сельских поселениях пройдут выборы глав, пройдет 21 кампания по выборам депутатов в городских округах, городских сельских поселениях, в 2 дополнительные выборы депутатов. Эти кампании уже идут, сейчас на стадии завершения подбору кандидатов и проведения соответствующих конференций по официальному выдвижению кандидатов, их последующей регистрации и дальше работа в агитационно-пропагандистском периоде на победу каждого нашего кандидата.
А вопросы организации контроля за результатами выборов, которые только актуализировались для нас 18 марта текущего года имеют вообще решающее значение.
На этом хотелось бы остановиться более подробно.
Как отмечают некоторые аналитики отмена губернаторских выборов в середине 2000-х привела к деградации региональных "электоральных машин", и в итоге - к провалу "Единой России" на выборах 2011 года. В последующие за этим годы Кремлю пришлось, вернуть выборность губернаторов, одновременно поставить эти "машины" под свой контроль как итог: неизвестные в регионах московские назначенцы получают на выборах 70-80% - даже больше, чем тяжеловесы из числа местных политиков.
Из системы фактически исчез фактор внутренней электоральной борьбы. Система, по сути, стала воспроизводить сама себя, а те кто был способен эту борьбу вести, были из нее выведены тем или иным способом.
Наличие тех или иных "раздражителей" и слишком не вписавшихся в регион фигур "портящих" совокупный образ власти, купируется участившимися отставками губернаторов, а новые главы к выборам просто не успевают наработать антирейтинг. Быть "никаким" стало важнее, чем быть популярным.
Чтобы система обеспечивала результаты, при замене первых лиц, выстроен такой реально организующий выборы управленческий аппарат, который имеет в своем арсенале практически все. Пока он цел - итоги будут обеспечены. Так происходит и на местном уровне. Где со сменой глав идет тотальная смена чиновников результаты отличаются, так как в большей степени разрушается машина, обеспечивающая голосование.
Низкая явка и конформисты являются основой "молчаливой поддержки" власти и ее выдвиженцев.
Под влиянием политики "кнута и пряника" (в качестве кнута выступают кампании информационной дискредитации, поддержка спойлерских проектов, в качестве пряника - увеличение бюджетного финансирования, назначения на посты и т.д.. Как результат этих действий: для многих избирателей размывается оппозиционная идентичность кандидатов от многих партий.
Но многое в этой системе рухнуло после 19 мата 2018 года.
Волоколамск, Кемерово и ряд других явлений, контрмобилизации с вирусными роликами всколыхнувшаяся в социальных сетях - все это сильно подрывает ее основы. В очагах недовольства авторитет власти не срабатывает, мы это видим по мусорной проблеме в Подмосковье, попытка удержать возмущение в аппаратной колбе не удается - население проникло внутрь кризиса.
Три особенности нынешних (прошедших) выборов, имеющих отношение к их результату отмечены наблюдателями, аналитиками.
Во-первых, манипуляции со списком избирателем, который перед выборами сократился, а в день выборов вновь увеличился на полтора миллиона у нас в Подмосковье на 200 тыс. (3,5%). Это повысило явку, а также усилило неопределенность, связанную со второй особенностью, которой стало массовое голосование граждан по месту нахождения: заявили о намерении сменить участок 5,9 млн. человек (у нас в Подмосковье 474192 прикрепились, 353442 открепились.
Полезная на первый взгляд новация, однако, обернулась невозможностью проконтролировать однократность голосования и затруднила контроль наблюдателей за выборами. Но самое главное, среди "переписавшихся" почти исключительно преобладая внутрирегиональоная миграция (от 4% до 9% (от числа изибирателей)). Добавьте сюда механизмы принудительной явки (феномен "раннего голосования"), приведший к тому, что утром 18 марта на избирательных участках образовались очереди.
Методички по организации "пяти касаний" требовали отчета о явке руководителей предприятий к 16 часам: соответственно, руководство требовало отчета о явке от подчиненных. На 12 часов превышение явки по сравнению с выборами 2012 года достигло по России в голосах до 6 млн.человек. Поэтому феномен принудительной явки - нового инструмента электоральных манипуляций, обеспечивающий триумфальные цифры прошедших выборов, - заслуживает пристального внимания.
По оценкам экспертов, власти этими шагами привлекли на выборы тех, избирателей кто не ходил на выборы в 2012 году.
Скорее всего, это люди с доходами ниже среднего (по не самые бедные), низкой и неспециализированной квалификацией. В целом - это низшие категории работников крупных промышленных предприятий, работники многочисленных муниципальных организаций и предприятий и пр..
Именно здесь, задействовав корпоративный рычаг, власть искала резерв явки. В более благополучных регионах - присутствие этих людей на избирательных участках было в значительной мере виртуальным - его рисовали в протоколах, вбросами и т.д.. (как у нас в Люберцах и ряде других мест).
В менее благополучных регионах (районах) их нашли и добровольно-принудительно привели на избирательные участки.
Т.о. Три традиционные опоры электорального доминирования власти (ограничение доступа к выборам нежелательных партий и кандидатов, контроль СМИ и информационное доминирование, прямые фальсификации) дополнены технологией принудительной явки, обеспеченной солидарной ответственностью местных администраций и расположенных на их территории предприятий. Плюс введение на многие участки КОИБ, тиражирующих заданные результаты и т.д..
Поэтому для нас крайне важно понимать основы этой системы, искать решения по ее предложению. Они есть: сила и сплоченность наших организаций, грамотное ведение избирательного процесса, знание законов, четкое выполнение своих обязанностей членами комиссий с решающим голосом, с совещательным, в качестве наблюдателей.
Товарищи!
В областной организации практически завершилась на настоящий момент отчетно-выборная кампания на уровне местных отделений КПРФ. Большинство отчетных - выборных конференций прошло на высоком организационно-политическом уровне, в хорошей морально-психологической обстановке.
Растет прием в партию, так в 2017 г. принято в ряды партии более 1000 чел., за пять месяцев текущего года около 500 чел.. Нет ни одного местного отделения, где бы прием новых членов в этом году не было. Лидеры этого года партийные организации: Серпухова - принято 35 чел.; Рузы - 33 чел., Пушкино - 23 чел., Орехово-Зуево - 21 чел., Домодедово и Солнечногорск по 19 чел., Раменское - 17 чел..
Параллельно завершился процесс формирования состава новых участковых избирательных комиссий практически во всех муниципальных образованиях области. Наши партийные организации сделали свои предложения по кандидатурам от КПРФ, насколько качественно покажут выборы 9 сентября 2018 года.
Поэтому Мы обязаны максимально использовать начавшийся выборный процесс для укрепления позиций партии, увеличения приема в ее ряды новых членов, вовлечения новых сторонников в партийную орбиту, отработки новых каналов коммуникаций с людьми, апробирования новых идей и подходов.
Нам необходимо совершенствовать методы противодействия манипулятивным технологиям партии власти. Отработать механизмы создания местных групп социального мониторинга, корреспондентской сети "быстрого реагирования", провести реструктуризацию агитационно-полевого направления, существенно укрепить систему мониторинга и предотвращения нарушений в день голосования, систему параллельного подсчета. Повсеместно искать людские резервы для правовой поддержки наших организаций на местах. Наращивать работу в информационном пространстве через наши партийные СМИ, интернет ресурсы. Наступивший избирательный цикл потребует активизации организационной и пропагандистской работы всех партийных комитетов, роста протестной активности.
Нет сомнений, что и эта избирательная кампания, как и многие предыдущие будут отмечены попытками вытеснить нас на обочину политических процессов, ослабить наши структуры. Но мы должны четко осознавать, что в обществе есть большой запрос на сильную КПРФ, как альтернативу существующей власти, созданной ей системе. Мы обязаны его реализовывать.
Мы просто обязаны использовать все возможности выборов для пропаганды своих идей и программных установок, для укрепления своих структур, объединения сторонников и союзников, ради будущих политических сражений и побед. А они обязательно будут, в том числе и на этих выборах 9 сентября 2018 года.
Сегодня на нашей Конференции мы называем свою кандидатуру на выборах Губернатора Московской области. В качестве такого кандидата от областной организации КПРФ по согласованию с Президиумом ЦК КПРФ предлагается выдвинуть Константина Черемисова, которого Вы все знаете, призываю делегатов поддержать это предложение и активно отработать в оставшееся до выборов время на победу нашего кандидата.