Опыт регионов – на службу отрасли!

В.И. Кашин, зам. Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета ГД ФС РФ по аграрным вопросам, академик РАН

Доклад заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, академика РАН В.И. Кашина, в рамках проведения Всероссийского дня поля в Липецкой области 6 июля 2018 года.

 

Уважаемые товарищи!

 

Я рад от лица Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам приветствовать организаторов и участников Всероссийского дня поля-2018.

День поля – традиционное мероприятие, которое проводится в России с 2004 года. Это всероссийская площадка по обмену опытом среди аграриев с выставкой прорывных сельскохозяйственных технологий, демонстрацией инновационных методов землепользования и современных сельхозмашин.

Главной темой в этом году стало развитие селекции, семеноводства и питомниководства. Поэтому в первую очередь на передовой площадке продемонстрированы сортовые достижения.

Выставочная экспозиция разместилась на территории всей Липецкой области. Здесь представлены практически все сельскохозяйственные культуры, растущие на территории России. Впервые на выставке представлена селекционная техника отечественного производства.

Итоги работы отрасли в 2017 году по многим направлениям вызывают чувство гордости. Мы получили отличный результат в производстве зерновых, имеем хорошую динамику в производстве ряда технических, масличных культур, а также в производстве мяса птицы и свинины.

Вместе с тем, мы не должны забывать долги аграриев русскому полю. Возвращать землю матушку в севооборот, заняться всерьез молочным животноводством, и главное, обустроить российскую деревню. Это дело государственной важности. И в первую очередь всех тех, кто сегодня здесь собрался.

Поэтому мы должны сегодня с вами обратить особое внимание на то, как мы будем выстраивать нашу работу на проблемных направлениях. К числу таковых мы, в первую очередь, относим производство плодовых.

Исходя из продовольственной корзины, мы должны производить не менее 14,5 млн. тонн плодов в год. Сегодня же в садоводстве мы имеем всего 800 тыс. тонн товарной продукции.

Очевидно, что на этом направлении нам предстоит сделать рывок, как в части закладки новых садов, развития питомниководства, так и в части наращивания государственной поддержки.

Неблагоприятные погодные условия, сложившиеся на территории субъектов Российской Федерации

Необходимо отметить, что в текущем году в Сибирском и Уральском федеральных округах в результате переувлажнения почв, вызванного обильными осадками, сроки сева были сдвинуты на 2-3 недели. На территории Южного и Северо-Кавказского федеральных округов наблюдались засушливые явления. Так, режим чрезвычайной ситуации природного характера (регионального уровня) в связи с гибелью сельскохозяйственных культур в результате засухи введен в 4-х субъектах Российской Федерации: Республика Крым, Чеченская Республика, Волгоградская область, Республика Алтай. В Астраханской, Ростовской областях, а также в Республике Калмыкия готовятся документы по введению режима чрезвычайной ситуации регионального уровня.

На территориях Самарской и Саратовской областей, а также части территории Ставропольского края наблюдаются засушливые явления, которые могут привести к снижению урожайности сельхозкультур.

Режим чрезвычайной ситуации природного характера в связи с гибелью сельхозкультур в результате переувлажнения почвы введен в 7 субъектах Российский Федерации: Алтайский край, Архангельская область, Республика Саха (Якутия), Томская область, Новосибирская область, Омская область, Кемеровская область.

В Тюменской, Курганской, Свердловской, Челябинской и Кемеровской областях в результате переувлажнения почв, вызванного обильными осадками, сроки сева сдвинуты на 2-3 недели, что может привести к значительному снижению урожайности.

Материально-техническая база сельского хозяйства

Следующий ключевой вопрос, который необходимо решить в ближайшее время, это развитие материально-технической базы сельского хозяйства. Материально-техническая база должна эффективно объединять последние достижения науки и техники, передовые технологии с производством сельскохозяйственной продукции. При этом особое внимание должно быть уделено обеспеченности сельскохозяйственных товаропроизводителей мобильной сельскохозяйственной техникой, производственными зданиями и сооружениями, оборудованием, равно как топливно-энергетическими ресурсами, удобрениями, химическими средствами защиты растений, и др. Сегодня это один из ключевых факторов устойчивого роста сельскохозяйственного производства.

Если посмотреть на состояние и перспективы развития материально-технической базы в растениеводстве, то в первую очередь следует отметить вопрос оснащенности российских сельскохозяйственных товаропроизводителей мобильной сельскохозяйственной техникой. Это один из наиболее острых вопросов, определяющий эффективность проведения сезонных полевых работ.

Тракторов, как основного движителя сельскохозяйственных машин и оборудования, на начало 2018 года в сельскохозяйственных организациях эксплуатировалось не более 216,8 тыс. единиц, что в 6,3 раза меньше, чем в 1990 году!

В части тех видов техники, которыми обеспечивается предпосевная обработка почвы и посевная кампания, ситуация аналогичная. Плугов в сельскохозяйственных организациях осталось менее 60 тыс. шт. (в 9 раз меньше чем в 1990 году), культиваторов – 87 тыс. шт. (в 7 раз меньше чем в 1990 году), сеялок – 83 тыс. шт. (в 8 раз меньше).

Комбайновый парк сельскохозяйственных организаций сегодня насчитывает всего 57,6 тыс. зерноуборочных комбайнов, 700 кукурузоуборочных комбайнов, 2,1 тыс. картофелеуборочных комбайнов, что меньше показателей 1990 года в 7, 13 и 15 раз соответственно. Льноуборочных комбайнов в сельхозорганизациях осталось всего 300 на всю Россию!

По каждому без исключения наименованию сельскохозяйственной техники динамика отрицательная, и даже с учетом большей производительности каждой новой единицы, энергообеспеченность хозяйств неизменно снижается. По данным Росстата, сельскохозяйственные организаций с 2000 года «потеряли» 131 л.с., и к 2018 году имели 198 л.с./100 га посевов. А если в расчетах учесть еще и микро предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальных предпринимателей, то энергообеспеченность сельхозтоваропроизводителей составит уже 149 л.с./100 га посевов. При этом в 1990 году на каждые 100 га из 117,7 млн. га посевов, с поправкой на мощность двигателей, приходилось оценочно 217 л.с.

По уровню обеспеченности, как тракторами, так и зерноуборочными комбайнами, мы безнадежно отстали от передовых стран. На 1000 га пашни в Германии приходится 65 тракторов, в США – 26, в Канаде – 16, в Республике Беларусь – 9,3, а в России всего 3! Не многим лучше картина по обеспеченности комбайнам.

Какие последствия влечет за собой такая ситуация?

Превышение нормативной нагрузки на единицу техники, ее повышенный износ и интенсивное выбытие из эксплуатации, а главное - потери урожая.

На каждый трактор сегодня приходится 327 га посевов, на каждый зерноуборочный комбайн - 427 га, при нормах 73 га и 244 га соответственно!

Остро стоит вопрос устаревания основных видов сельскохозяйственной техники. В парке самоходных машин удельный вес техники старше 10 лет недопустимо велик – 59,6% тракторов, 45,5% зерноуборочных комбайнов.

В 2016 и 2017 годах нашими аграриями было приобретено по 11 тыс. тракторов (5% парка) и по 6 тыс. зерноуборочных комбайнов (10% парка). При этом с государственной поддержкой производителям сельскохозяйственной техники в 2017 году было реализовано 1,5 тыс. тракторов и 4,3 тыс. зерноуборочных комбайнов.

Уважаемые товарищи! Министерство сельского хозяйства Российской Федерации высоко оценивает возможность перейти к положительной динамике развития парка мобильной сельскохозяйственной техники при условии, что сельскохозяйственными товаропроизводителями ежегодно будет приобретаться не менее 45 тыс. тракторов и 12 тыс. зерноуборочных комбайнов.

В 2016 году российскими предприятиями было произведено 6 256 тракторов, 6 054 зерноуборочных комбайнов. При этом, по данным официальной статистики, уровень использования среднегодовой производственной мощности по указанным видам продукции составляет всего 11,8% и 47,8% соответственно. Исходя из этого, как говорится «на бумаге», мы можем производить ежегодно около 50 тыс. тракторов и 12 тыс. комбайнов, полностью удовлетворив потребности для интенсивной модернизации парка техники. Эффективно реализовать, хотя бы часть имеющегося потенциала – наша общая задача.

Развитие животноводства

Не менее злободневными являются вопросы развития молочного животноводства и производства мяса говядины.

Из 31 млн. тонн молока, производимых в стране, высокой товарностью обладает всего 18 млн. тонн. Производство мяса говядины снизилось с 4,3 млн. тонн в 1990 году до 1,6 млн. тонн, 931 тыс. тонн из которых приходится на личные подсобные хозяйства. При этом поголовье КРС продолжает неуклонно сокращаться.

Вопрос наращивания поголовья сегодня является ключевым. При этом система мероприятий по исправлению ситуации должна быть сориентирована на достижение конкретных показателей, эффективность которых можно легко оценить расчетным методом. Так, к примеру, исходя из необходимых нам 40 млн. тонн молока, при средней продуктивности, мы легко получим цель по поголовью, необходимому количеству зерна, кормов, количеству новых скотомест, и т.д.

Мы должны на этих направлениях действовать решительно, сделать все от нас зависящее для поддержки крестьянства, которое своим упорным трудом вывело сельское хозяйство в лидеры роста, сделало драйвером российской экономики.

Повышение доходности сельскохозяйственного производства

Это видится тем более актуальным в связи с тем, что вместо заслуженной награды за ударный труд хозяйства претерпели убытки, обусловленные ситуацией на рынке сельскохозяйственной продукции.

Только по трем культурам, таким, как зерно, кукуруза и сахарная свекла, сельскохозяйственные товаропроизводители потеряли 120 млрд. рублей! При этом наиболее чувствительным оказался удар для нашего фермерского движения, о чем мы подробно говорили 16 мая на Всероссийском съезде фермеров, крестьянских хозяйств и кооперативов.

На фоне падения рынка сельхозпродукции усугубился диспаритет цен.

За тонну дизельного топлива сегодня приходится отдавать десять тонн пшеницы. И это при том, что всего 27 лет назад ситуация была обратная, и реализовав тонну пшеницы можно было приобрести три тонны дизельного топлива. Одновременно растут цены на электроэнергию, технику, запчасти.

Наш Комитет заблаговременно и неоднократно предупреждал о высоких рисках негативного развития событий. Более того, нами была предложена система мер по выводу отрасли из кризиса, но Правительство, к сожалению, так ничего и не предприняло, лишь простимулировало экспорт.

А ведь мы предложили задействовать более системные механизмы, эффективность которых доказана практикой. Те же интервенции ранее уже позволяли снять с рынка до 10 млн. тонн зерна и, вопреки усилиям разного рода трейдеров, стабилизировать цену.

Мы также предложили урегулировать с точки зрения справедливости вопрос распределения прибыли от продажи продовольственных товаров между производителями сельскохозяйственной продукции, переработчиками и торговлей. Ведь, по сути, система сегодня такова, что участники цепочки производства продуктов питания строят свое благополучие на крестьянском горбу. В структуре розничной цены на хлеб труд крестьянина сегодня оценивается ниже 10%! Это просто бардак!

Вопрос обеспечения доходности сельскохозяйственного производства мы считаем одним из ключевых, важнее которого лишь вопрос социального развития сельских территорий.

И на этом направлении мы предложили перспективную модель развития, а именно – выделить во всех государственных программах, решающих вопросы социально-экономического развития Российской Федерации, целевые индикаторы и соответствующее финансирование их реализации на сельских территориях.

Таких программ на сегодняшний день утверждено ровно 20, не считая профильной программы развития сельского хозяйства. Финансирование этих двадцати программ в 2018 году составит 7,6 трлн. рублей. В этой связи справедливым будет, исходя из численности сельского населения в 38 млн. человек, 1,9 трлн. рублей расходовать в интересах социально-экономического развития сельских территорий. Но этого не происходит, и на цели развития села выделяется всего 16 млрд. рублей по одной лишь подпрограмме.

Устойчивое развитие сельских территорий

В результате до больницы сельскому жителю приходится добираться в среднем 80 км, до школы – 20 км, не газифицировано более 95 тыс. сел, и т.д.

Считаем это абсолютно неверным подходом, и доказали это Председателю Правительства Российской Федерации на встрече, состоявшейся буквально накануне его очередного назначения. По итогам этого совещания выпущен соответствующий протокол, содержащий 15 контрольных поручений профильным ведомствам.

Все эти вопросы были также подняты нами перед Президентом Российской Федерации в рамках работы Совета законодателей. Последствия сложившейся ситуации устремляют вниз абсолютное большинство демографических показателей, и по рождаемости средней продолжительности жизни, которая на селе на несколько лет меньше, да и бедность на селе сегодня в два раза выше, чем в городе. В этой связи мы призвали Президента взять эту ситуацию под личный контроль.

Безусловно, от региона к региону картина меняется, каждый из субъектов Российской Федерации по-своему решает эту большую проблему. К примеру, Краснодарский край, где пошли путем интенсивного развития молочных ферм и выделяют на эти цели более миллиарда рублей.

Законотворческая деятельность

Не отставать в своей эффективности от решений управленческих должны также решения законодательные. Формирование портфеля законодательных инициатив – наша общая задача.

При этом за истекший период работы Государственной Думы седьмого созыва нам уже удалось принять ряд важнейших законодательных актов.

Мы поддержали сельскохозяйственную науку и образование. Все наши учебные хозяйства и опытные станции получили доступ к мерам государственной поддержки сельского хозяйства, и в части субсидий, и в части доступа к льготным кредитам. Нам удалось вывести финансирование аграрных вузов на новый уровень. Если раньше на одного студента такие учебные организации получали в среднем 34 тысячи рублей, то сегодня эта цифра выше почти в пять раз!

Эти решения через укрепление научной базы, через повышение качества подготовки кадров будут способствовать существенному повышению эффективности работы на направлениях развития мелиорации, цифровизации отрасли, повышения производительности и качества труда, эффективности использования земель. На этих направлениях мы отстаем от мирового тренда.

Есть страны, которые сегодня имеют более 80% мелиорируемой пашни. А у нас всего 7,8% - 9,4 млн. га осталось от прежних 13,6 млн. га мелиорированных земель. Если говорить о текущей работе, то в Комитете активно ведется подготовка ко второму чтению проекта федерального закона № 372830-7 «О производстве органической продукции». Конечно, органическое сельское хозяйство предусматривает жесткие ограничения на применение пестицидов, минеральных удобрений. И в этих условиях должна быть обеспечена урожайность, должны быть по новому выстроены все экономические системы, включая доходность, ценообразование, доступ на рынок, и т.д. Одним словом, законопроект системообразующий.

Еще одна важная законодательная инициатива – проект федерального закона № 456500-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства». Законопроект был принят в первом чтении 3 июля 2018 года и в настоящее время Комитет ведет активную подготовку ко второму чтению.

В рамках этой работы мы ставим себе задачу не только повысить эффективность традиционного сельскохозяйственного страхования, к примеру, урожая, или водных биоресурсов, через уточнение таких элементов, как порог гибели, условия формирования страховых фондов, но также сделать шаг к внедрению в России системы страхования доходности сельскохозяйственного производства, гарантированных цен на сельскохозяйственную продукцию.

В этой работе высока роль участия всего аграрного сообщества, в связи с чем, призываю и вас поддержать принятие этих перспективных законодательных решений.

Не менее важной является инициатива № 364444-7 «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» и статью 13 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Данным законопроектом предусматривается установление запрета для торговых сетей заключать договор, содержащий условие о возврате хозяйствующему субъекту, осуществившему поставку продовольственных товаров, таких товаров, не проданных по истечении определенного срока.

Проект федерального закона № 276436-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» направлен на совершенствование залога земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

Особое внимание необходимо уделить важному проекту федерального закона № 19842-7 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», делающей шаг к повышению эффективности развития и обеспечению доходности садоводства в России. Данным законопроектом мы предложили снизить НДС на операции по реализации плодово-ягодной продукции и винограда с 18% до 10%.

Принятие данного законопроекта будет иметь синергетический эффект и позволит существенно увеличить производство плодово-ягодной продукции и винограда, укрепить материально-техническую базу, повысить инвестиционную привлекательность отрасли, стимулировать потребительский спрос на фрукты, произведенные в России, создать новые рабочие места.

Целый перечень инициатив, направленных на системное развитие сельского хозяйства, находится в разработке.

Перспективные законопроекты - «О внесении изменений в статью 37 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (в целях совершенствования организации питания обучающихся, получающих начальное общее образование в общеобразовательных организациях)», «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости», «О внесении изменений в Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации».

В целом, уважаемые товарищи, мы видим движение вперед, и этот опыт должен служить на благо всей отрасли! Комитет со своей стороны окажет этому всю возможную поддержку.

Желаю всем участникам Всероссийского дня поля успешной работы, плодотворных дискуссий и принятия эффективных решений!

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.
Читайте также
В Мособлдуме наградили юнармейский ансамбль «Бойцы»
Юнармейский ансамбль «Бойцы» принял участие в подведении итогов и награждении победителей Регионального конкурса проектных, научно-исследовательских и творческих работ «ДИВО».

В Подмосковном Обкоме прошел субботник по уборке территории от снегопада
Основа работы Подмосковных коммунистов - товарищество и братство, помощь дружеского плеча.





 
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
 
                
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Точка зрения

Владимир КАШИН
заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам
В.И. Кашин: «Сельская наука – на передовой!»

Павел ГРУДИНИН
Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»
Заявление Бюро Московского областного отделения КПРФ в поддержку совхоза им. Ленина

Николай ВАСИЛЬЕВ
первый секретарь МК КПРФ, член Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам
Депутат Госдумы помог ликвидировать несанкционированную свалку

Константин ЧЕРЕМИСОВ
второй секретарь МК КПРФ, заместитель Председателя Мособлдумы
Вернем историческую правду!

Александр НАУМОВ
секретарь МК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме, заместитель Председателя Мособлдумы
Заместитель Председателя Мособлдумы Александр Наумов поздравил с 90-летием Валентину Хрусталеву

Сергей СТРЕЛЬЦОВ
Главный редактор газеты «Подмосковная правда», член Бюро МК КПРФ
Сергей Стрельцов: сельские территории незаслуженно обделены вниманием


 





 

 

 

контакты

Редакция газеты "Подмосковная Правда":
8-499-261-59-98

*******

E-mail: mkkprf@mail.ru

*******

Адрес:
115487, г. Москва,
ул. Нагатинская,
д. 26, корп. 2

Телефоны МК КПРФ:
8-499-263-05-08,
8-499-263-11-57

*******

Все данные

ГК КПРФ
в Московской области:
 
  • Официальный сайт КПРФ
  • Московский городской комитет КПРФ
  • Газета Советская Россия
  • Газета Правда
  • Газета Подмосковная Правда