Сегодня, в День машиностроителя мне, как ветерану, вспоминаются многие эпизоды деятельности машиностроительных предприятий в советское и постсоветское время и позволяют высказать некоторые размышления, сделать выводы и сравнения.
Помню, как современные «демократы» и «учёные»-экономисты во времена «перестроек» и «реформ» убеждали трудящихся в пороках социалистической экономики – планировании, командно-административном управлении, централизации, ограничении самостоятельности предприятий и т.д. и в необходимости перевода народного хозяйства на новые, «рыночные отношения». Тогда, мол, наступит благодать. Но этого не произошло. Четверть века работы в условиях рыночной экономики убедили в обратном – преимуществах советской системы – оперативности, ответственности, взаимопомощи и т.п. Особенно это проявлялось, когда приходила беда, чрезвычайная ситуация. На эти и другие моменты мне хотелось бы обратить внимание читателей на конкретных примерах.
Почти 30 лет назад, 8 мая 1989 года на Ярославском моторном заводе (ЯМЗ) произошло техногенное бедствие – пожар, в результате которого сгорела и обрушилась кровля здания цеха по обработке блока цилиндров и выведено из строя свыше 400 единиц оборудования автоматических линий. Завод остановлен, поставки двигателей десятка предприятий прекращены, которые в свою очередь также прекратили выпуск продукции. Создалась чрезвычайная ситуация. Надо срочно принимать меры по ликвидации последствий пожара. И они последовали немедленно. По команде Министерства уже через день на ЯМЗ прибыли ремонтные бригады почти с полутора десятков предприятий и ответственные работники аппарата Минавтопрома. А ещё через день на завод прибыл министр автомобильной промышленности Н.А. Пугин. Он подробно ознакомился с происшедшим, провёл совещание о мерах по ликвидации последствий пожара, поставил конкретные задачи, утвердил штаб по восстановлению цеха во главе с одним из своих заместителей. Погорельцам сразу же были выделены финансовые и материальные средства.
И работа закипела. Каждой бригаде было выдано задание восстановить определенное количество единиц оборудования, введён 12-ти часовой рабочий режим работы, введена система поощрения наиболее отличившихся бригад. Восстановление оборудования производилось не только на месте, но и с вывозом наиболее пострадавшего в ремонтных подразделениях своих предприятий. Высокие образцы выполнения заданий проявили ремонтные бригады из Волгограда, Минска, Харькова и заводов-гигантов – КАМАЗа, АВТОВАЗа, ЗИЛа, ГАЗа и других.
На помощь пострадавшим пришли и предприятия других отраслей. По распоряжению Министра станкостроительной промышленности Н.А. Паничева, побывавшего на ЯМЗ, подведомственные предприятия оперативно изготовили и поставили погорельцам необходимые станкопринадлежности и изделия.
Оперативно выполняли работы и отраслевые строительно-монтажные подразделения, проектные и технологические институты и др. В результате через неделю восстановлено покрытие цеха. А через месяц завершились все ремонтно-восстановительные работы, и цех снова вступил в строй. Завод заработал и возобновил выпуск продукции.
Вот так была решена задача по ликвидации чрезвычайной ситуации – оперативно, консолидировано, в короткий срок.
А как подобные проблемы решаются сегодня в условиях рыночной экономики? Да никак, самостоятельно, без помощи извне, со стороны государства.
Яркий пример этому – ОАО «КАМАЗ». В апреле 1993 года на этом предприятии случился пожар, в результате которого произошло обрушение корпуса кровли завода двигателей площадью двести тысяч квадратных метров и более пяти тысяч единиц оборудования. Это было уже в рыночное время, когда воцарилась полная «свобода», децентрализация, наступила самостоятельность, отсутствие командно-административной системы, принуждения и т.п. Завод остался один наедине со своей бедой. Все ремонтно-восстановительные работы пришлось выполнять самостоятельно, на что ушло более десятка лет.
Непредсказуемой оказалась судьба предприятий, принимавших участие в ликвидации последствий ЧП на ЯМЗ. Многие из них (Волгоградский моторный, Владимирский моторотракторный и др.) прекратили своё существование. При этом наиболее примечательна судьба московских автогигантов.
В начале «реформ» на АЗЛК побывал тогдашний премьер-министр Е.Гайдар, автор крылатого выражения «экономикой управлять не надо, рынок всё отрегулирует сам» и известный в народе как «шоковый терапевт». На его визит заводчане, как свидетельствуют ветераны, возлагали большие надежды, связанные с обновлением выпускаемой продукции, оздоровлением предприятия, оказанием помощи. Но этого не произошло. Он заявил, что «ваши автомобили – дерьмо, мы будем покупать их за границей, такой завод нам не нужен». Вот так вместо лечения последовало умерщвление. 25-ти тысячный коллектив высококвалифицированных рабочих и специалистов стал безработным. Лишили работы своих, зато дали дополнительные рабочие места западным «партнерам».
Не менее «продуктивной» оказалась деятельность и других «реформаторов». Недавно мэр Москвы С. Собянин сообщил о новом достижении – на месте завода ЗИЛ сооружается жилой комплекс со всей современной инфраструктурой. При этом он «забыл» сказать, что уничтожен первенец и флагман отечественного автомобилестроения. 50 тысяч тружеников, а с учётом предприятий – смежников свыше 100 тысяч человек лишились работы. Вот так выполняются указы президента о создании 25 миллионов рабочих мест.
«Дело» Гайдара продолжили и его преемники – Черномырдин, Чубайс, Медведев и другие «терапевты». В результате их деятельности (или бездеятельности) исчезли тысячи машиностроительных предприятий. Произошло резкое падение объёмов производства – тракторов в 30 раз, зерноуборочных комбайнов в 25 раз, металлорежущих станков в 25-30 раз. При этом, если в 1990 году было изготовлено 556 автоматических и полуавтоматических линий для металлообработки, то в 2016 году их выпуск составил ноль. Страна по машиностроению со второго места в мире переместилась в третью десятку. Машиностроение, кроме ОПК, практически прекратило своё существование, отброшено на полвека назад. И как следствие лишилась технологической независимости и продовольственной безопасности.
Как здесь не вспомнить И.В. Сталина, превратившего менее чем за двадцать лет полукустарную страну в мощную индустриальную державу и построившего тысячи машиностроительных предприятий. Среди них Сталинградский и Алтайский тракторные, Горьковский и Уральский автомобильные, Ростсельмаш, московские станкостроительные заводы «Красный пролетарий» и им. Орджоникидзе, Ижорский и Электростальский тяжелого машиностроения и др. Здесь уместно привести его слова, сказанные на одном из партийных съездов перед началом войны: «У нас не было станкостроения – оно стало, у нас не было тракторной промышленности – она стала, у нас не было сельхозмашиностроения – оно стало...». Однако «демократы» все эти отрасли машиностроения почти полностью уничтожили.
И это современные гайдаровцы преподносят как достижения. «Россия прошла трудный путь от полуразрушенной экономики Советского Союза до развитой экономики в настоящее время» – заявил Дмитрий Медведев на одном из экономических форумов, что вызывает поменьше мере недоумение и удивление, желаемое выдать за действительное.
Примечательно, что эти «достижения» коснулись и подмосковных предприятий. Прекратили своё существование Коломенский завод тяжёлого машиностроения, Люберецкий завод им. Ухтомского, «Давыдовоссельмаш», Егорьевский «Комсомолец», Серпуховский автомобильный и многие другие.
«Реформирована и оптимизирована» наука и научное обслуживание. Исчезли многие конструкторско-технические и проектные институты – ЭНИМС, ВНИИ Автопром, НИИ Тракторосельхозмаш, ВИСХОМ, ВНИИ Литмаш, ВНИИ Стройдормаш и др.
Парализована и система подготовки кадров машиностроителей, произошло резкое сокращение профессионально-технических училищ, готовящих специалистов рабочих профессий. Только в Московской области их было 114, осталось 11 училищ... Готовить слесарей, токарей, операторов, фрезеровщиков стало невыгодным и невостребованным.
Исчезли и Институты повышения квалификации специалистов и руководящих кадров машиностроителей, а также научно-технические общества Машпром и центры пропаганды научных знаний.
Всё это свидетельствует о глубочайшем кризисе и деградации в машиностроении. Обидно, когда отрасль высококвалифицированных рабочих и мастеров превратилась в сферу услуг – торговцев, охранников, банкиров, чиновников и других нетоваропроизводящих профессий. Но власть это не тревожит.
Можно ли сегодня возродить машиностроение? Да, возможно, нужна только политическая воля правительства. Запретить, как это сделал в период великой депрессии президент США Ф. Рузвельт, отток капитала олигархов в чужие страны, а это четыре триллиона рублей ежегодно, и направить его на развитие отечественной экономики, включая машиностроение, а также принять неотложные меры по возрождению села как основного потребителя продукции машиностроения. Сможет ли власть решить эту проблему покажет время. А пока оно работает не в нашу пользу.
С профессиональным праздником вас, уважаемые машиностроители и ветераны отрасли!