Размышления ветерана машиностроения

А.Л. Вождаев, ветеран машиностроения

Сегодня, в День машиностроителя мне, как ветерану, вспоминаются многие эпизоды деятельности машиностроительных предприятий в советское и постсоветское время и позволяют высказать некоторые размышления, сделать выводы и сравнения.

Помню, как современные «демократы» и «учёные»-экономисты во времена «перестроек» и «реформ» убеждали трудящихся в пороках социалистической экономики – планировании, командно-административном управлении, централизации, ограничении самостоятельности предприятий и т.д. и в необходимости перевода народного хозяйства на новые, «рыночные отношения». Тогда, мол, наступит благодать. Но этого не произошло. Четверть века работы в условиях рыночной экономики убедили в обратном – преимуществах советской системы – оперативности, ответственности, взаимопомощи и т.п. Особенно это проявлялось, когда приходила беда, чрезвычайная ситуация. На эти и другие моменты мне хотелось бы обратить внимание читателей на конкретных примерах.

Почти 30 лет назад, 8 мая 1989 года на Ярославском моторном заводе (ЯМЗ) произошло техногенное бедствие – пожар, в результате которого сгорела и обрушилась кровля здания цеха по обработке блока цилиндров и выведено из строя свыше 400 единиц оборудования автоматических линий. Завод остановлен, поставки двигателей десятка предприятий прекращены, которые в свою очередь также прекратили выпуск продукции. Создалась чрезвычайная ситуация. Надо срочно принимать меры по ликвидации последствий пожара. И они последовали немедленно. По команде Министерства уже через день на ЯМЗ прибыли ремонтные бригады почти с полутора десятков предприятий и ответственные работники аппарата Минавтопрома. А ещё через день на завод прибыл министр автомобильной промышленности Н.А. Пугин. Он подробно ознакомился с происшедшим, провёл совещание о мерах по ликвидации последствий пожара, поставил конкретные задачи, утвердил штаб по восстановлению цеха во главе с одним из своих заместителей. Погорельцам сразу же были выделены финансовые и материальные средства.

И работа закипела. Каждой бригаде было выдано задание восстановить определенное количество единиц оборудования, введён 12-ти часовой рабочий режим работы, введена система поощрения наиболее отличившихся бригад. Восстановление оборудования производилось не только на месте, но и с вывозом наиболее пострадавшего в ремонтных подразделениях своих предприятий. Высокие образцы выполнения заданий проявили ремонтные бригады из Волгограда, Минска, Харькова и заводов-гигантов – КАМАЗа, АВТОВАЗа, ЗИЛа, ГАЗа и других.

На помощь пострадавшим пришли и предприятия других отраслей. По распоряжению Министра станкостроительной промышленности Н.А. Паничева, побывавшего на ЯМЗ, подведомственные предприятия оперативно изготовили и поставили погорельцам необходимые станкопринадлежности и изделия.

Оперативно выполняли работы и отраслевые строительно-монтажные подразделения, проектные и технологические институты и др. В результате через неделю восстановлено покрытие цеха. А через месяц завершились все ремонтно-восстановительные работы, и цех снова вступил в строй. Завод заработал и возобновил выпуск продукции.

Вот так была решена задача по ликвидации чрезвычайной ситуации – оперативно, консолидировано, в короткий срок.

А как подобные проблемы решаются сегодня в условиях рыночной экономики? Да никак, самостоятельно, без помощи извне, со стороны государства.

Яркий пример этому – ОАО «КАМАЗ». В апреле 1993 года на этом предприятии случился пожар, в результате которого произошло обрушение корпуса кровли завода двигателей площадью двести тысяч квадратных метров и более пяти тысяч единиц оборудования. Это было уже в рыночное время, когда воцарилась полная «свобода», децентрализация, наступила самостоятельность, отсутствие командно-административной системы, принуждения и т.п. Завод остался один наедине со своей бедой. Все ремонтно-восстановительные работы пришлось выполнять самостоятельно, на что ушло более десятка лет.

Непредсказуемой оказалась судьба предприятий, принимавших участие в ликвидации последствий ЧП на ЯМЗ. Многие из них (Волгоградский моторный, Владимирский моторотракторный и др.) прекратили своё существование. При этом наиболее примечательна судьба московских автогигантов.

В начале «реформ» на АЗЛК побывал тогдашний премьер-министр Е.Гайдар, автор крылатого выражения «экономикой управлять не надо, рынок всё отрегулирует сам» и известный в народе как «шоковый терапевт». На его визит заводчане, как свидетельствуют ветераны, возлагали большие надежды, связанные с обновлением выпускаемой продукции, оздоровлением предприятия, оказанием помощи. Но этого не произошло. Он заявил, что «ваши автомобили – дерьмо, мы будем покупать их за границей, такой завод нам не нужен». Вот так вместо лечения последовало умерщвление. 25-ти тысячный коллектив высококвалифицированных рабочих и специалистов стал безработным. Лишили работы своих, зато дали дополнительные рабочие места западным «партнерам».

Не менее «продуктивной» оказалась деятельность и других «реформаторов». Недавно мэр Москвы С. Собянин сообщил о новом достижении – на месте завода ЗИЛ сооружается жилой комплекс со всей современной инфраструктурой. При этом он «забыл» сказать, что уничтожен первенец и флагман отечественного автомобилестроения. 50 тысяч тружеников, а с учётом предприятий – смежников свыше 100 тысяч человек лишились работы. Вот так выполняются указы президента о создании 25 миллионов рабочих мест.

«Дело» Гайдара продолжили и его преемники – Черномырдин, Чубайс, Медведев и другие «терапевты». В результате их деятельности (или бездеятельности) исчезли тысячи машиностроительных предприятий. Произошло резкое падение объёмов производства – тракторов в 30 раз, зерноуборочных комбайнов в 25 раз, металлорежущих станков в 25-30 раз. При этом, если в 1990 году было изготовлено 556 автоматических и полуавтоматических линий для металлообработки, то в 2016 году их выпуск составил ноль. Страна по машиностроению со второго места в мире переместилась в третью десятку. Машиностроение, кроме ОПК, практически прекратило своё существование, отброшено на полвека назад. И как следствие лишилась технологической независимости и продовольственной безопасности.

Как здесь не вспомнить И.В. Сталина, превратившего менее чем за двадцать лет полукустарную страну в мощную индустриальную державу и построившего тысячи машиностроительных предприятий. Среди них Сталинградский и Алтайский тракторные, Горьковский и Уральский автомобильные, Ростсельмаш, московские станкостроительные заводы «Красный пролетарий» и им. Орджоникидзе, Ижорский и Электростальский тяжелого машиностроения и др. Здесь уместно привести его слова, сказанные на одном из партийных съездов перед началом войны: «У нас не было станкостроения – оно стало, у нас не было тракторной промышленности – она стала, у нас не было сельхозмашиностроения – оно стало...». Однако «демократы» все эти отрасли машиностроения почти полностью уничтожили.

И это современные гайдаровцы преподносят как достижения. «Россия прошла трудный путь от полуразрушенной экономики Советского Союза до развитой экономики в настоящее время» – заявил Дмитрий Медведев на одном из экономических форумов, что вызывает поменьше мере недоумение и удивление, желаемое выдать за действительное.

Примечательно, что эти «достижения» коснулись и подмосковных предприятий. Прекратили своё существование Коломенский завод тяжёлого машиностроения, Люберецкий завод им. Ухтомского, «Давыдовоссельмаш», Егорьевский «Комсомолец», Серпуховский автомобильный и многие другие.

«Реформирована и оптимизирована» наука и научное обслуживание. Исчезли многие конструкторско-технические и проектные институты – ЭНИМС, ВНИИ Автопром, НИИ Тракторосельхозмаш, ВИСХОМ, ВНИИ Литмаш, ВНИИ Стройдормаш и др.

Парализована и система подготовки кадров машиностроителей, произошло резкое сокращение профессионально-технических училищ, готовящих специалистов рабочих профессий. Только в Московской области их было 114, осталось 11 училищ... Готовить слесарей, токарей, операторов, фрезеровщиков стало невыгодным и невостребованным.

Исчезли и Институты повышения квалификации специалистов и руководящих кадров машиностроителей, а также научно-технические общества Машпром и центры пропаганды научных знаний.

Всё это свидетельствует о глубочайшем кризисе и деградации в машиностроении. Обидно, когда отрасль высококвалифицированных рабочих и мастеров превратилась в сферу услуг – торговцев, охранников, банкиров, чиновников и других нетоваропроизводящих профессий. Но власть это не тревожит.

Можно ли сегодня возродить машиностроение? Да, возможно, нужна только политическая воля правительства. Запретить, как это сделал в период великой депрессии президент США Ф. Рузвельт, отток капитала олигархов в чужие страны, а это четыре триллиона рублей ежегодно, и направить его на развитие отечественной экономики, включая машиностроение, а также принять неотложные меры по возрождению села как основного потребителя продукции машиностроения. Сможет ли власть решить эту проблему покажет время. А пока оно работает не в нашу пользу.

С профессиональным праздником вас, уважаемые машиностроители и ветераны отрасли!

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.




 
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
 
                
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Точка зрения

Владимир КАШИН
заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам
В.И. Кашин: С КПРФ - к новым вершинам в науке!

Павел ГРУДИНИН
Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»
Заявление Бюро Московского областного отделения КПРФ в поддержку совхоза им. Ленина

Николай ВАСИЛЬЕВ
первый секретарь МК КПРФ, член Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам
Первый секретарь МК КПРФ Николай Васильев выступил на Общероссийском открытом партийном собрании

Константин ЧЕРЕМИСОВ
второй секретарь МК КПРФ, заместитель Председателя Мособлдумы
День космонавтики

Александр НАУМОВ
секретарь МК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме, заместитель Председателя Мособлдумы
Руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме Александр Наумов встретился с членами семей участников СВО в Можайске

Сергей СТРЕЛЬЦОВ
Главный редактор газеты «Подмосковная правда», член Бюро МК КПРФ
Сергей Стрельцов: памятник Ленину в Ларцевых Полянах давно требует реставрации


 





 

 

 

контакты

Редакция газеты "Подмосковная Правда":
8-499-261-59-98

*******

E-mail: mkkprf@mail.ru

*******

Адрес:
115487, г. Москва,
ул. Нагатинская,
д. 26, корп. 2

Телефоны МК КПРФ:
8-499-263-05-08,
8-499-263-11-57

*******

Все данные

ГК КПРФ
в Московской области:
 
  • Официальный сайт КПРФ
  • Московский городской комитет КПРФ
  • Газета Советская Россия
  • Газета Правда
  • Газета Подмосковная Правда