Вполне очевидно, что качественная и доступная медицина является ключевым фактором «активного долголетия», что так ревностно пропагандируют правительственные чиновники последнее время, а также нормального социального самочувствия населения, которое и обеспечивает ту самую стабильность, по поводу которой нынешняя власть озабочена все годы своего существования.
В сентябре 2018 года на Российском медицинском сервере было размещено письмо старшего научного сотрудника Института хирургии им. А.В. Вишневского Ольги Андрейцевой о планомерном разрушении реанимационной и анестезиологической служб института. Приводимые факты вызывают шок.
В Институте все вопросы - обеспечения производственного процесса, финансовые, научные, лечебные, кадровые и др., по словам Андрейцевой, стали решать экономисты. Результаты не замедлились сказаться.
В то время, когда операционные находятся в плачевном состоянии, многие миллионы тратятся на очередной (предыдущий был закончен только в 2015 году) ремонт административных помещений. Дорогостоящее оборудование простаивается, потому что расходные материалы к нему не закупаются. Постоянные перебои с закупкой инструментов, нехватка самых необходимых лекарств, зачастую все это пациенты вынуждены покупать самостоятельно. В конце 2017 года прошли массовые сокращения и увольнения сотрудников, преимущественно предпенсионного возраста. Механизм формирования фонда оплаты труда и его распределения крайне непрозрачен. В конце автор пишет: «Часть фактов (коррупция, финансовый махинации, дискриминация пенсионеров, минимизация или отсутствие закупок лечебных препаратов и расходных материалов к операционному оборудованию) были мною изложены в письме президенту РФ В.В.Путину от 23.07.18. К письму было собрано приложение, подтверждающее изложенные в нем факты. Это письмо было перенаправлено из администрации Президента в Министерство здравоохранения РФ для «обеспечения получения заявителем ответа по существу». Ответ «по существу» от 24.08.18 пришел мне от заместителя директора Департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении г-жи И.А. Купеевой. Он гласит: «По информации, полученной от Федерального государственного бюджетного учреждения «Институт хирургии имени А.В. Вишневского» Министерства здравоохранения Российской Федерации, факты, указанные в Вашем письме, не подтвердились».
Это письмо могло бы быть просто чьим-то личным мнением, если бы не объективные факты. А они таковы, что заставляют предполагать, что в стране, под прикрытием «реформирования» и «оптимизации» идет планомерное уничтожение системы доступного здравоохранения для населения, а, следовательно, и самого населения.
По данным Центра экономических и политических реформ (ЦЭПР) в период 2000-2015 гг. число российских больниц сократилось почти в два раза — с 10,7 до 5,4 тыс. По их числу современная Россия отстает от РСФСР 1932 года. Число больничных коек на 10 000 населения сократилось на 27,5% - с 115 до 83,4. Число поликлиник и амбулаторий сократилось на 12,7% — с 21,3 до 18,6 тыс. Ликвидируются даже станции скорой помощи. С 2005 по 2015 год их количество снизилось с 3276 до 2561, или на 21,8%. Все это не могло не сказаться на показателях смертности. Это было подтверждено и в нашумевшем докладе Счетной палаты 2015 года.
Несмотря на убийственные, в буквальном смысле этого слова, фактологические данные, взятый курс продолжился, т.е. сокращения, укрупнения и пр. «оптимизации». В итоге попасть к врачу становится все сложнее, получить качественную, доступную медицинскую помощь в шаговой доступности для многих граждан — практически немыслимо.
Многие эксперты вполне справедливо указывают на то, что корень проблем лежит во внедрении страховой медицины. И получилось так, что вроде бы Конституция и гарантирует каждому гражданину право на медицинскую помощь, но в действительности, речь идет о перечне услуг, включенных или не включенных в систему ОМС.
Система, когда деньги из ОМС следуют в лечебное учреждение «вслед за пациентом» (сколько пациентов, столько и денег), привела к деградации медицины в небольших городах и в сельской местности. Образуется замкнутый круг: недостаток людей приводит к ликвидации медучреждений, что способствует еще большему «вымиранию» глубинки.
Коммерциализация социальной сферы привела к тому, что каждое медицинское учреждение поставлено в условия, когда оно обязано зарабатывать деньги, следить за их приходом и расходом. В результате на конец 2017 года кредиторская задолженность государственных больниц и поликлиник в стране достигла более 530 млрд. руб. Главные статьи задолженности: коммуналка, продукты питания, реактивы, медикаменты. В структуре задолженности есть и штрафы страховых компаний, например, за неверное оформление документов. Могут медучреждения оштрафовать и за невыполнение плана по диспансеризации. Но основной причиной, из-за которой растут долги медицинских учреждений, эксперты называют недостаточные тарифы ОМС, они не покрывают затраты медорганизаций. Вполне очевидно, что в этих условиях растут платные услуги для населения и не растут зарплаты рядовых медработников.
Другая причина кризисных явлений в системе здравоохранения — катастрофически низкое финансирование. При рекомендуемых ВОЗ тратах на медицину в размере не менее 6% ВВП, в РФ это показатель колеблется в районе 3%. В предложенном правительством бюджете на следующие три года объем финансирования здравоохранения увеличится на 0,07 – 0,28% ВВП в 2019-2021 гг. С учетом ФФОМС и региональных бюджетов расходы составят 3,5% ВВП.
Между тем, продолжительность жизни населения напрямую зависит от расходов на здравоохранение. Это доказывает и исследование, проведенное ВОЗ. Согласно этим данным, если расходы составляют менее 500 долл. на человека, то продолжительность жизни 45-67 лет. В государствах, где расходы составляют от 500 до 1000 долл., граждане живут 70-75 лет. Более 1000 долл. обеспечивают продолжительность жизни в 75-80 лет. В РФ, по словам министра Скворцовой, норматив на одного человека составляет 200 долл.
По словам нового министра здравоохранения Московской области Д. Матвеева, задачи, которые будет решать министерство в приоритетном порядке, это внедрение современных технологий, стабилизация финансово-хозяйственной деятельности медучреждений, предоставление льготных лекарств. Почему необходима стабилизация, и как она будет достигаться?
Финансирование здравоохранения в Московской области за последние четыре года выросло с 120 до 180 млрд. руб. Как это обычно и бывает, бюджетное финансирование направляется на ремонт и строительство медицинских учреждений, закупку оборудования, привлечение врачей. Но, по оценке областной организации профсоюза медработников, финансирование расходов лечебных учреждений из средств территориального фонда ОМС недостаточно. Поэтому у большинства медучреждений есть задолженность. На конец 2017 года задолженность, по данным профсоюза, составляла около 3 млрд. руб. Накануне губернаторских выборов, летом 2018 года, было принято решение выделить средства из регионального бюджета на погашение задолженности медицинских учреждений за коммунальные услуги, налоги за 2017-й и частично за 2018 г. Однако, по оценке эксперта ОНФ, гл. врача Видновской стоматологической поликлиники Г. Курятникова, «несмотря на солидный транш регионального Минфина, выделенный в 2018 году больницам на погашение долгов, на сегодня суммарная задолженность по Московской области составляет около 6,5 млрд. руб».
Что же касается стабилизации, то достигаться это будет все теми же методами. Как сказал Матвеев: «одним из средств достижения поставленных приоритетов является укрупнение организаций». Так же в его арсенале «перепрофилирование неэффективных коек». Другими словами, все те методы «оптимизации», которые доказали свою эффективность в деле разрушения здравоохранения, превращения его в недоступную для большинства населения роскошь.
Это значит, что ситуации, описанные в петиции жителей Дубны в 2016 году, будут встречаться все чаще. «С января 2016 года скорая помощь в городе Дубна везет больных с острым инсультом в город Дмитров (около 50 км) по извилистой двухполосной дороге, которая в темное время суток практически не освещена... Больных с острым инфарктом теперь везут в Долгопрудный, до которого более 80 км!, из них 50 км по той же дороге, что и в Дмитров - т.е. с поворотами и обгонами, без света в темное время суток».
Это значит, что количество населенных пунктов, где отсутствует доступ к медицинской помощи, может вырасти (сейчас это 300 населенных пунктов). Но это совсем не страшно. Ведь, по словам бывшего областного министра здравоохранения, «федеральные нормативные документы рекомендуют создавать в малонаселенных пунктах так называемые домовые хозяйства. Мы обучаем азам первой помощи людей, которые не имеют профессионального образования в сфере здравоохранения. Именно они берут на себя заботу о пострадавших на тот период, пока специалисты находятся в пути. Также мы обеспечиваем этих неравнодушных граждан необходимой аптечкой первой помощи. На сегодняшний день обучено уже 250 жителей Московской области».
Может имеет смысл снабдить аптечкой первой помощи всех жителей Подмосковья? Вот только непонятно, зачем тогда нам вообще нужно такое, якобы, здравоохранение и чиновники им управляющие.
И что нам уж совершенно точно не нужна, так это власть, не выражающая интересы народа, целенаправленно разрушающая медицину, и вообще все сферы — экономику, образование и пр., проводящую политику, все более напоминающую настоящий геноцид народа.