Конституции Российской Федерации исполняется четверть века.
Принятая в кризисный период развития страны, она стала юридическим закреплением капиталистической реставрации. Документ содержит немало спорных положений, но даже эти рамки становятся тесными для нынешнего руководства России. Оно всё чаще забывает о социальном характере государства и своих обязанностях обеспечивать людям достойную жизнь.
Помнить и знать
Российские власти заранее начали подготовку к 25-летию Конституции. Оргкомитет под руководством первого замглавы президентской администрации Сергея Кириенко разработал соответствующую программу. Среди её пунктов — торжественный приём в Кремле, фотовыставки, научно-практические конференции. Эти мероприятия не обойдутся без выступлений чиновников разного уровня. О содержании их речей можно было догадаться заранее, поскольку в официальной риторике сложилось негласное правило, касающееся оценки Конституции. Кратко его можно выразить следующим образом: да, документ несовершенен, но серьёзно его изменять и тем более подвергать сомнению недопустимо. Поскольку-де подобное приведёт к неминуемым бедам для страны.
В октябре этого года в «Российской газете» председатель Конституционного суда РФ Валерий Зорькин опубликовал специальную статью. Признавая недостатки Основного Закона, он подчеркнул: «Представления же о том, что путём радикальной конституционной реформы можно развернуть ход событий в каком-то более правильном направлении, — не просто поверхностны и недальновидны, но и опасны, поскольку чреваты резкой социально-политической дестабилизацией». Автор пояснил это тем, что Конституция «выполняет социально-интегративную функцию» и является ключевым фактором обеспечения общественного согласия внутри страны.
Те же идеи сквозят в выступлениях высших должностных лиц. «Незыблемость ценностей Конституции — обязательное условие для поступательного развития государства, успеха и благополучия граждан России», — год назад заявил спикер Госдумы Вячеслав Володин. «Стабильность конституционных принципов и норм — неотъемлемая составляющая стабильности страны», — тогда же провозгласил президент РФ Владимир Путин.
Здесь стоит сделать важное отступление. Четвертьвековой юбилей российской Конституции совпал с другой круглой датой. Ровно сто лет назад, в декабре 1918 года, В.И. Ленин написал небольшую, но важную статью — «О «демократии» и диктатуре». В ней он разоблачил предательство лидеров Второго Интернационала. На словах заявляя о приверженности марксизму, такие деятели европейской социал-демократии, как Фридрих Эберт, Филипп Шейдеман, Карл Каутский, пошли на соглашательство с крупной буржуазией. В годы Первой мировой войны они заняли позицию оборончества, тем самым поддержав устремления империалистов. А после Великой Октябрьской социалистической революции они же обрушились на диктатуру пролетариата с обвинениями в «насилии» и «отступлении от демократии».
Это побудило Ленина вернуться к вопросу о сути демократии. По его словам, «Шейдеманы и Каутские говорят о «чистой демократии» или о «демократии» вообще, чтобы обмануть массы и скрыть от них буржуазный характер современной демократии». Между тем при капитализме не может быть надклассовой правовой системы. Последняя обслуживает интересы буржуазии и имеет главную цель: защитить власть и собственность эксплуататоров от гнева эксплуатируемых. Как писали Маркс и Энгельс, государственная власть при капитализме принимает «характер машины классового господства» и эта «власть есть не более, как администрация, заведующая общими делами класса буржуазии».
Однако, осуществляя свою гегемонию, капитал пытается всеми способами скрыть классовый характер своего законодательства. Его пропагандисты настойчиво пускают в глаза людям пыль, утверждая, что нынешний социальный порядок служит интересам всех граждан, а государство выступает в виде «надклассовой» силы. «Выборы, производимые при таких условиях, буржуазия, понятное дело, любит называть «свободными», «равными», «демократическими», «всенародными», ибо эти слова служат для сокрытия правды, для сокрытия того, что собственность на средства производства и политическая власть остаётся у эксплуататоров», — пишет в связи с этим Ленин. Предостерегая от суеверной веры в «общенародное государство» при капитализме, он не скрывает своего презрения к тем, кто поддерживает это лицемерие.
Конституция — не исключение. Устанавливая основы политической, правовой и экономической систем конкретного государства, она закрепляет власть господствующего класса. Когда речь идёт о власти капитала, это происходит не напрямую, а с помощью массы оговорок, юридической казуистики и демагогии. На это обратил внимание ещё Маркс. В работе «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта», оценивая французскую Конституцию 1848 года, он писал: «Каждый параграф конституции содержит в самом себе свою собственную противоположность, свою собственную верхнюю и нижнюю палату: свободу — в общей фразе, упразднение свободы — в оговорке».
Посмотрим через эту призму на конституции России. Первый Основной Закон в истории нашей страны был принят в июле 1918 года. Это произошло на 5-м Всероссийском съезде Советов. В качестве первого раздела в него вошла Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, утверждённая шестью месяцами ранее. Закрепляя завоевания Октября, Конституция объявляла высшим органом государственной власти Всероссийский съезд Советов, а высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом между съездами — Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК), который формировал правительство — Совет Народных Комиссаров. На местах органами Советской власти были областные, губернские (окружные), уездные (районные), волостные съезды Советов, городские и сельские Советы и их исполкомы. При этом Основной Закон предусматривал возможность оспаривания результатов выборов, а избиратели наделялись правом отзыва депутатов.
Свобода слова и печати для народных масс превращалась в реальное право. Статьёй 14 предусматривалось, что РСФСР «уничтожает зависимость печати от капитала и предоставляет в руки рабочего класса и крестьянской бедноты все технические и материальные средства к изданию газет, брошюр, книг и всяких других произведений печати и обеспечивает их свободное распространение по всей стране». Какое бы то ни было ущемление прав национальных меньшинств объявлялось противоречащим закону. Впервые в мировой истории трудящиеся получили доступ к полному, всестороннему и бесплатному образованию.
Первая Советская Конституция, таким образом, закрепила власть трудящихся. Однако в условиях Гражданской войны и иностранной интервенции, развязанных с целью вернуть власть буржуазии, законодательство не могло не иметь классового характера. Это выразилось в лишении политических прав нетрудящейся части населения и в преимуществе, предоставляемом рабочим в избирательном праве. Однако власти постоянно указывали на временный характер данной меры.
Действительно, Сталинская Конституция 1936 года ввела принцип всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. В документе были закреплены факт победы социализма, а также безраздельная социалистическая собственность на землю, леса, заводы, фабрики и другие средства производства. Мелкое частное хозяйство допускалось, но лишь при условии личного труда. Земля, занимаемая колхозами, закреплялась за ними в бесплатное и бессрочное пользование.
Конституция установила право на труд, на отдых, на образование, на материальное обеспечение в старости и многие другие права. Более того, она чётко указала на материальные и правовые гарантии их осуществления. Так, право на отдых обеспечивалось установлением 8-часового рабочего дня и его сокращением до семи и шести часов для профессий с тяжёлыми условиями работы и до четырёх часов — в цехах с особо тяжёлыми условиями. Также были установлены ежегодные отпуска с сохранением заработной платы и предоставлением трудящимся широкой сети санаториев и домов отдыха.
В 1977 году принимается последняя Конституция СССР. В отличие от предшественницы, постулировавшей, что Советский Союз есть социалистическое государство рабочих и крестьян, она определяла СССР как «социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны». Основу экономической системы, как и прежде, составляла социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности, подчёркивалось, что государственная собственность является достоянием всего советского народа.
Права и свободы граждан вновь расширялись. Было зафиксировано право на жилище и на пользование достижениями культуры. Установлено право участвовать в управлении государственными и общественными делами, вносить предложения в государственные органы, критиковать недостатки в их работе, а также, что немаловажно, обжаловать действия должностных лиц, государственных и общественных органов в суде.
Анализ советских конституций позволяет выделить их наиболее важную особенность. Данные законодательные акты не просто провозглашали власть трудового народа и права граждан. Фиксировались гарантии исполнения этих прав.
Передовой характер советских конституций признавали многие зарубежные деятели культуры. Так, немецкий писатель Лион Фейхтвангер подчёркивал: «Чистой» демократии, которая сводится к свободе печати для имущих и к праву подавать ничего не стоящие избирательные бюллетени, Ленин противопоставил подлинное государство народа, немыслимое без передачи средств производства в общее пользование».
Ещё одной характерной чертой советских конституций является их продолжительное и массовое общественное обсуждение. Например, в дискуссиях, предшествовавших принятию Конституции 1936 года, участвовали 75 миллионов человек, было внесено 1,5 миллиона предложений, многие из которых публиковались в печати. В обсуждении Конституции 1977 года приняли участие более 140 миллионов человек, а Конституционная комиссия рассмотрела почти 400 тысяч предложений.
Конституция на крови
Действующая Конституция Российской Федерации в корне отличается от основных законов советского времени. Если советская правовая система стояла на защите интересов трудящихся, то нынешняя отражает аппетиты крупного капитала. Сам процесс принятия Конституции 1993 года зеркально отразил процесс прихода к власти новоявленной буржуазии.
После своего прихода к управлению страной команда Ельцина и Гайдара взяла курс на полную ликвидацию Советской Конституции. Это было нужно, чтобы утвердить переход общенародной собственности к небольшой кучке новоявленных олигархов. Центром сопротивления антинародной политике стал Съезд народных депутатов. Это толкнуло Ельцина, за которым стояла не только доморощенная буржуазия, но и западный капитал, к противозаконным действиям. Его антиконституционные решения появлялись одно за другим.
В октябре 1993 года в центре Москвы зазвучали выстрелы танковых орудий. Советское народовластие было расстреляно. Ельцин одним росчерком пера отменил сковывавшую его Конституцию и назначил общенародное голосование по принятию нового Основного Закона. Появился президентский указ «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции РФ». Указ этот был издан 15 октября в большой спешке, в условиях насилия и произвола, когда значительная часть населения оказалась подавленной и деморализованной. После кровавых событий, знаменовавших собой свержение Советской власти, не прошло и двух недель. Новая власть стремилась как можно скорее закрепить свои «политические завоевания» и обрести легитимность в глазах «западных партнёров».
Но и здесь без злоупотреблений не обошлось. Действовавший на тот момент Закон о референдуме устанавливал, что для изменения Конституции требовалось большинство голосов от общего числа избирателей страны. Однако фактически Конституцию Ельцина поддержали лишь 32 процента от списочного состава избирателей. Таким образом, она не была утверждена большинством граждан.
Официально было объявлено, что на участки для голосования пришли 58187755 россиян. Это 54,8% от общего числа избирателей. За новый Основной Закон высказались 32927630 избирателей, или 58,4% голосовавших. Свои голоса против отдали 23431333 человека, или 41,6%. Уже вскоре подтвердить или опровергнуть все эти данные стало невозможно: массив исходной документации был уничтожен. С тех пор стойкое нежелание многих наших соотечественников участвовать в голосовании стало характерной приметой российской избирательной системы. И это в полной мере отражает уровень доверия народа к власти.
Вступившая в силу 25 декабря 1993 года Конституция оказалась лишена большинства прогрессивных завоеваний советской эпохи. Например, из текста Основного Закона исчезло упоминание про бесплатную квалифицированную медицинскую помощь. Зато особый акцент был сделан на защите частной собственности. Исчезло право на 8-часовой рабочий день. Правда, появилась фраза: «Труд свободен». Но для миллионов безработных эти слова выглядят типичным либеральным издевательством.
Спустя 75 лет после социалистической революции новая Конституция оформила возвращение России в мировую капиталистическую систему. И происходило это в роли зависимого придатка. Часть 4 статьи 15 прямо указывает: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».
Важно отметить, что аналогичная норма содержится в Основном Законе Федеративной Республики Германия, принятом 23 мая 1949 года под контролем военных губернаторов оккупационных зон. Статья 25 Конституции ФРГ гласит: «Общепризнанные нормы международного права являются составной частью федерального права. Они имеют приоритет перед законами и непосредственно порождают права и обязанности для проживающих на территории Федерации лиц».
Статья 79 Конституции России утверждает: «Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечёт ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации». Впервые аналогичная норма была закреплена в Конституции Австрии 1920 года, принятой после поражения этой страны в Первой мировой войне. Есть похожая норма и в Основном Законе ФРГ (ч. 1 ст. 24): «Федерация может на основании закона передавать осуществление своих суверенных прав межгосударственным учреждениям». А вот в Конституции социалистической Кубы содержится прямо противоположное утверждение: «Республика Куба отвергает и считает незаконными и аннулированными договоры, пакты и концессии, совершённые в условиях неравенства или не признающие либо ущемляющие её суверенитет над любой частью национальной территории».
По прошествии двадцати пяти лет с момента проведения декабрьского референдума 1993 года появляются новые доказательства того, что главными лоббистами скорейшего принятия нынешней российской Конституции были правящие круги США. Они стремились навязать России колониальную модель существования и закрепить итоги победы над Советским Союзом в «холодной войне».
В США действует Агентство по международному развитию (United States Agency for International Development, сокращённо — USAID), которое прямо отвечает за «продвижение демократии за рубежом». В сентябре 2012 года на официальном сайте агентства появилась весьма примечательная информация: «Исполнители, финансируемые USAID, помогли разработать Российскую Конституцию, часть I Гражданского кодекса Российской Федерации и Налоговый кодекс Российской Федерации. Помощь USAID привела непосредственно к принятию Земельного кодекса 2001 года, который предоставил право покупать, продавать и владеть городскими и сельскими землями в России». Весьма ценное признание со стороны государственного органа США…
Кстати, Конституция России в совокупности с Федеральным законом «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» 10.07.2002 №86-ФЗ провозглашает независимость этого кредитного учреждения от государства: «Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления». Защита и обеспечение устойчивости рубля является основной функцией Центрального банка России, в которую не должны вмешиваться другие органы власти. По сути, государство лишено возможности контролировать эмиссию денег. Банковский регулятор фактически полностью встроен в структуру МВФ со всеми вытекающими последствиями для экономического суверенитета России.
В ныне действующей Конституции отсутствуют чёткие ориентиры для формирования подлинно независимой, ответственной перед народом России внешней и финансово-экономической политики. Нет в ней ни одной статьи, посвящённой характеристике российской экономической системы, планированию долгосрочного социально-экономического развития страны. Отметим, что в Конституции СССР 1977 года этому были посвящены целые главы: «Внешняя политика» и «Экономическая система».
Защищать трудящихся, утверждать народовластие
Итак, важным отличием Конституции 1993 года от предшествовавших ей советских конституций является отчётливо прослеживаемый классовый буржуазный характер. В работе «Вопросы ленинизма» И.В. Сталин указывал: «Буржуазные конституции обычно ограничиваются фиксированием формальных прав граждан, не заботясь об условиях осуществления этих прав… Говорят о равенстве граждан, но забывают, что не может быть действительного равенства между хозяином и рабочим, между помещиком и крестьянином…»
Разумеется, правящий класс всячески пытается скрыть сам факт своей гегемонии. Гражданам навязывается мысль о Конституции как о «свыше дарованном» благе, без которого общество рассыплется, а людей ждут всевозможные лишения. А чтобы такая манипуляция сознанием имела успех, используются различные уловки. Так, российская Конституция включает немало красивых постулатов, на которые любят ссылаться представители власти. Однако, когда речь заходит о реальном исполнении этих положений, всё меняется.
В статье 3 чёрным по белому записано, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ», а также что «высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы». На практике осуществить право на референдум не представляется возможным. Перед желающими инициировать его встаёт непробиваемая стена. Используя казуистику собственного закона, власть цинично торпедировала в этом году возможность проведения общенародного голосования по вопросу о пенсионной «реформе».
Что же касается выборов, то они превращены в полную профанацию. Под надуманными предлогами власть блокирует неугодных ей кандидатов и использует разнообразные инструменты для проталкивания нужных фигур в руководящие кресла. Ради этого используются откровенные фальсификации, осуществляется насилие над правом, игнорируется элементарная порядочность. Отмена губернаторских выборов в Приморье и манипуляции в Хакасии это наглядно показали.
Увы, пустым звуком является и положение статьи 7 Конституции о социальном государстве, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Антинародные инициативы власти вроде повышения пенсионного возраста, увеличения НДС, роста тарифов и цен дали ясно понять, что правящий класс относится к Основному Закону как к необязательной к исполнению бумажке.
Наступает момент, когда даже обрезавшая права граждан со всех сторон Конституция всё меньше устраивает российских олигархов. Они попросту переступают через нормы закона. От народа же требуют неукоснительного соблюдения правовых норм! Такое лицемерие — характерная черта в поведении представителей капитала. Они давно научились камуфлировать своё господство манящими огоньками демократии. Сами же отбрасывают её принципы при любом удобном случае.
Поэтому перед КПРФ стоят две задачи. Во-первых, перед лицом наступления либеральных сил требовать соблюдения конституционных прав и свобод, защищать те положения Конституции, которые вызывают их наибольшее раздражение. Правящий класс продолжает ущемлять права граждан. Он стремится лишить их последних гарантий на труд, охрану здоровья, образование. КПРФ будет и дальше стоять на пути этих агрессивных поползновений. Мы предложили России свою повестку дня с законом «Образование для всех» и защитой «детей войны», с охраной здоровья граждан и поддержкой науки и культуры, с содействием народным предприятиям и борьбой против коррупции. И мы твёрдо указали на то, что станет основой для инвестиций в экономику и в человека. Решающее значение здесь будет иметь национализация ключевых отраслей производства. Она позволит наполнить бюджет, ввести стратегическое планирование хозяйственной жизни и осуществлять сильную социальную политику.
Вторая наша задача — последовательно и твёрдо разъяснять трудящимся сущность всей системы российского законодательства. Мы настаиваем на том, что только социализм обеспечит истинное народовластие. Возвращаясь к статье Ленина, вспомним его мысль о необходимости «освободить человечество от гнёта капитала, от лжи, фальши, лицемерия буржуазной демократии, этой демократии для богатых».
С социально-экономической точки зрения современная российская Конституция отражает исторически сложившееся в начале 1990-х годов соотношение классовых сил в российском обществе. Оно обусловлено разрушением СССР и временной реставрацией капитализма. Сегодня это состояние уже явно превратилось в тормоз для поступательного развития России, стало препятствием на пути давно назревшего экономического рывка нашей страны. Современное положение Российской Федерации, особенно на фоне обострения международной обстановки, настойчиво требует пересмотра всей системы общественно-политических и социально-экономических отношений, закреплённых в Конституции 1993 года. Будущее России — это обновлённый социализм, социализм ХХI века.