Владимир Путин в Майских указах обозначил как одну из основных задач - увеличение производительности труда в несырьевых отраслях экономики. Цель - к 2024 году средний рост производительности должен составлять 5% в год. Только тогда можно будет говорить о стабильно развивающейся экономике.
«На мой взгляд - это абсолютно правильно, потому что по данному показателю мы действительно отстаём в разы от мировых промышленных держав», – считает член комитета по экономике, предпринимательству и инвестиционной политике Московской областной Думы Василий Мельников.
– Василий Борисович, хотелось бы услышать цифры и желательно в сравнении.
– В среднем производительность труда в России почти в три раза ниже, чем в европейских странах. Если оценивать её в пересчёте на евро в час, то окажется, что производительность в сельском хозяйстве и рыболовстве в стране составляет 1,8 евро, тогда как в среднем по ЕС – 9,5 евро (разница в 5,3 раза). В промышленности и торговле она отличается почти в три раза: так, производительность в российской промышленности в час составляет 14,1 евро, а в странах ЕС – 38,9 евро. Данные приводит Игорь Николаев - доктор экономических наук, профессор Высшей школы экономики.
– Почему именно эта тема вас так волнует?
– Считаю, что Московская область потенциально ничем не уступает развитым технологическим центрам мирового уровня. Судите сами: у нас около 1000 крупных и средних предприятий, на которых трудится свыше 400 тысяч человек. За 9 месяцев 2018 года оборот этих предприятий превысил два триллиона рублей. То есть, мы вполне себе серьёзный кластер. Надо только уйти от «зазаборной экономики», как я её называю, научиться взаимодействовать, создать технологию вывода на аутсорсинг структур, обеспечивающих работу промышленных предприятий.
– Давайте разбираться. Прежде всего, что вы называете «зазаборной экономикой»?
– Российская экономика так и не избавилась от родимых пятен, которые сложились у нас ещё при советской системе хозяйствования, когда в стране существовали профильные министерства, НИИ, Госплан и прочее. СССР развалили, а иного уклада на предприятиях, особенно государственных, так и не сложилось – всё за забором! Никакого взаимодействия с соседями и «коллегами по цеху». Предприятия закрыты, закупорены, начиная с охраны и заканчивая всевозможными службами обеспечения. Чтобы было понятно, давайте представим два завода с одинаковыми технологическими линиями – у нас и в развитой системе, неважно, в какой: в Китае, Японии или Европе. Людей, занятых непосредственно на производстве, одинаковое количество, но число работающих в сервисных подразделениях отличается в разы, разумеется, не в нашу пользу. На производственную линию в России трудятся службы охраны, главного энергетика, главного инженера, лаборатория, бухгалтерия. У нас от 50 до 70 процентов общего числа сотрудников заняты в сервисных подразделениях, и их зарплаты, естественно, ложатся на себестоимость и в целом снижают производительность труда.
– А как у них, в развитых мировых экономических центрах?
– Большая часть сервисных функций отдана на аутсорсинг, т.е. специализированным сторонним организациям, находящимся в условно шаговой доступности. То есть это уже затраты не постоянные, а переменные, что гораздо эффективней.
Как-то знакомый китайский бизнесмен мне сказал: «На своем заводе любую проблему – от оснастки до сырья – я могу решить за час». Мы тоже можем, вот только затраты будут несопопоставимые.
– Что вы предлагаете?
– Проблема, конечно, непростая, и решить её можно только комплексно, в том числе через разработку и реализацию региональной программы повышения производительности труда. Программу уже пишут в министерстве инвестиций и инноваций Московской области. Мы как законодатели тоже участвуем в этом процессе: так, при нашем комитете создан совет по развитию производства и повышению производительности труда, который я возглавил. В конце прошлого года состоялось первое заседание, на котором среди прочего мы попытались определить барьеры, мешающие сегодня созданию общей среды аутсорсинга.
– И что это за барьеры?
– Сложившаяся практика ориентации на собственные вспомогательные производства и сервисные службы приводит, во-первых, к их регулярной недозагрузке, во-вторых, к необоснованному росту постоянных затрат. Из-за недозагрузки люди теряют компетенции, потому что занимаются узкими вещами. Работник фактически деградирует, а когда он работает на большой круг предприятий, он постоянно растёт, и в том числе через него компании способны внедрять любые инновации, которые где-то разрабатываются. Как видим, аутсорсинг может быть интересен и работодателю, и работнику.
Второй барьер – отсутствие на рынке качественных внешних поставщиков, сотрудничество с которыми могло бы повысить общую эффективность предприятий-заказчиков.
– С этим что можно поделать?
– Нужно определить территориальные зоны, в которых сконцентрированы предприятия-участники программы, скажем, Королёв – Ивантеевка – Щёлково. Квалифицировать предприятия по типу серийности: массовое, серийное, малосерийное, штучное. В каждой группе выделить лидера в производительности труда, организовать между ним и другими предприятиями, входящими в группу, обмен опытом с целью создания устойчивых горизонтальных связей, передачи практических навыков, направленных на повышение производительности труда, обмена эффективными внешними поставщиками услуг. Этот подход даст возможность совместить знания консультантов и уникальные наработки предприятий. Опыт будет передаваться по горизонтали: от начальника цеха к начальнику цеха, от мастера к мастеру. Люди наконец смогут говорить на одном языке и видеть реальную эффективность предлагаемых изменений.
Когда же между предприятиями возникнут диалог и доверие, неминуемо произойдёт либо обмен эффективными аутсорсерами, либо передача части функций в наиболее эффективное подразделение одного предприятия, а при достаточном объёме заказов и наличии толкового руководителя, то и выделение в самостоятельную структуру, например, регламентных работ на производственных линиях всех предприятий, входящих в группу.
На мой взгляд, создание условий для углубления разделения труда, развития общедоступной технологической среды и, как следствие, повышения производительности – одна из важнейших на сегодня задач промышленной политики Московской области.