23 января в Государственной Думе состоялся правительственный час с участием главы Минстроя Владимира Якушева. Министр доложил о реализации государственной политики в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства, а также о перспективах развития жилищного строительства и ходе реализации национального проекта «Жилье и городская среда».
Он напомнил, что в рамках нацпроекта сформировано четыре федеральных проекта: «Ипотека», «Жилье», «Формирование комфортной городской среды», «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда». Общий объем средств на реализацию национального проекта «Жилье и городская среда» составляет более одного триллиона рублей, из которых на федеральный бюджет приходится 891 млрд рублей. В своем выступлении министр подробно рассказал о работе по реформированию сферы жилищного строительства. По его словам, главная задача сейчас – это переход отрасли на проектное финансирование с использованием счетов эскроу и формирование соответствующих компетенций у банков и застройщиков. Средства на счетах эскроу станут основным источником фондирования проектного финансирования и практически полностью закроют потребность банков в ликвидности.
Первый заместитель Председателя Комитета по транспорту и строительству Михаил Авдеев, выступивший от Комитета, отметил, что реализация нацпроекта «Жилье и городская среда» невозможна без качественной законодательной базы, правового обеспечения и мониторинга правоприменения.
«В настоящее время, - сообщил депутат, - перед Государственной Думой, Правительством Российской Федерации и всем строительным комплексом страны поставлены важнейшие цели и задачи. №204 Указом Президента от 7 мая 2018 года всем нам поручено обеспечить высокие темпы экономического роста и внедрить новейшие цифровые технологии, достичь увеличения объемов жилищного строительства не менее чем до 120 млн. квадратных метров к 2024 г., усовершенствовать механизмы финансированияжилищного строительства и повысить его качество. Все эти цели и задачи, постановленные Президентом России, нашли отражение в мероприятиях национального проекта «Жилье и городская среда».Комитет по транспорту и строительству, безусловно, готов к активной совместной работе с Минстроем России по оперативной и качественной доработке нормативно-правовой базы, необходимой для реализации национального проекта».
М.Ю. Авдеев особо отметил большую заинтересованность регионов в реализации государственных программ и национальных проектов, согласованного взаимодействия с определением зон компетенции и ответственности всех уровней власти, объединяя целенаправленно возможности финансового участия соответствующих бюджетов и частных инвестиций.
Депутат подчеркнул, что в предстоящие 6 лет необходимо сформировать условия и механизм обеспечения роста благосостояния и качества жизни россиян.
Отметив эффективную работу Комитета с Минстроем России, Михаил Авдеев обратил внимание на ряд проблемных вопросов и выразил обеспокоенность тем, что могут возникнуть значительные проблемы с финансированием жилищного строительства.
Несмотря на большое внимание государства к строительной отрасли, ситуация на рынке крайне неблагоприятная.В 2018 году снизился показатель ввода нового жилья (-3,7% относительно уровня 2017 года) и ввода нового индустриального жилья (-11,2% относительно уровня 2017 года). Налицо крайне низкие показатели по доходности строительной отрасли (от 1% до 8% - у крупных компаний).
«Решение о поэтапном замещении в течение трех лет средств граждан, привлекаемых по договорам долевого участия, банковским кредитованием и иными формами финансирования в целом, абсолютно правильный и логичный шаг – нам давно следовало принять решительные меры для защиты прав дольщиков. Вместе с тем, ситуация, сложившаяся с проектным финансированием на сегодняшний день, угрожает развитию строительной отрасли и выполнению Президентского Указа.
Именно механизм эскроу-счетов и четкий порядок его эффективного применения должен обеспечить разумную реализацию проектов комплексной застройки территорий для выполнения ключевых задач национального проекта «Жилье и городская среда».
Плановым сроком завершения данной реформы изначально являлся 2021 год, однако затем, с подачи Правительства РФ, срок значительно сократили, и теперь переход на проектное финансирование должен быть осуществлен 1 июля 2019 года.
Но готова ли сегодня отрасль к такому резкому переходу? В Комитет приходит масса обращений от застройщиков со всей России. Строители, особенно в регионах, отдалённых от Москвы и Санкт-Петербурга, не понимают, кто именно и на каких условиях, будет их кредитовать. Ввиду того, что жилищное строительство финансировалось преимущественно из средств дольщиков, большинство застройщиков имеет минимальный объем доступных собственных средств – им будет крайне сложно получить необходимое кредитное обеспечение. В итоге существует реальный риск того, что большое количество жилых домов, строящихся в регионах России, превратятся в «недострой» ввиду невозможности дофинансирования их строительства.
Призываем Минстрой России обратить внимание на международный опыт – во многих странах предусмотрено поэтапное раскрытие эскроу-счетов. Предлагаем еще раз обсудить на площадке Комитета, с привлечением всех заинтересованных сторон, возможность использования механизма поэтапного раскрытия эскроу-счетов на основе результатов реального мониторинга физического выполнения проектов с оплатой основных этапов строительства, используя накопленные средства на счетах эскроу. Такая гибкая взаимоувязывающая схема кредитования и расходования накопленных денежных средств на эскроу-счетах позволит оптимизировать финансовую модель проекта, реально снизить ставку на себестоимость проекта до 1-2%.Считаем, что нам необходимо совместно поработать в этом направлении. Призываем Минстрой, Центральный Банк, Дом РФ и все профильные структуры провести разъяснительную работу с застройщиками по вопросам проектного финансирования. У людей в регионах масса вопросов касательно нового режима финансового обеспечения строительства после 1 июля 2019 года. Нам необходимо создать открытую информационную систему (или площадку), где все заинтересованные стороны, вовлеченные в процесс строительства, смогут получать реальную правовую информацию, а не пользоваться слухами и инсайдом, размещенным на анонимных источниках. М.б. эта информация должна быть размещена н сайте Минстроя, м.б. на вновь созданном ресурсе, но она должна быть. Со стороны Комитета предлагаю провести на эту тему парламентские слушания или круглый стол, возможно – создать специальную рабочую группу, которая будет заниматься мониторингом правоприменения данных норм. В ходе весенней сессии работы Думы нам необходимо уделить этому вопросу максимальное внимание – в противном случае, риски срыва исполнения положения Указа Президента о строительстве более 120 млн. квадратных метров жилья к 2024 году станут ощутимыми», - считает депутат.
Завершая своё выступление, Михаил Авдеев напомнил, что, по статистике, одно рабочее место в строительной отрасли создаёт 10 рабочих мест в смежных отраслях. Таким образом, развитие строительного комплекса позволит не только обеспечить граждан нашей страны доступным и комфортным жильем, но и создать колоссальный мультипликативный эффект для российской экономики.