Памятник коломенским революционерам - жертвам царских карателей открыли в 1958 г. Возникновение этого памятника имеет достаточно продолжительную историю.
28 декабря 1917 года в Бобровском театре (впоследствии кинотеатр имени Зайцева, ныне на месте снесенного новыми владельцами исторического здания располагается клуб «Гранд») приступил к работе уездный съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Во время проведения съезда в Коломне возникли волнения, явно организованные и связанные с перебоями в выдаче хлеба. Были убиты красногвардеец М.Т. Толстиков, матрос-большевик Г.Я. Буфеев и большевик - комиссар почт и телеграфов М.С. Лазарев, которого сначала ограбили.
9 января 1918 года их похоронили в могиле, которую вырыли напротив церкви Иоанна Богослова. Это захоронение получило название «Красные могилы», площадь, где оно возникло, назвали Советской, а именами убитых впоследствии были названы улицы Коломны.
Спустя почти десять лет Коломенским Советом депутатов трудящихся было принято решение перезахоронить в могилу на Советской площади двадцать шесть жертв карательной экспедиции на станции Голутвино 31 декабря 1905 года, среди которых были активные члены Коломенской организации РСДРП: Д.А. Зайцев, В.А. Тарарыков, В.С. Дорф, и командир группы дружины В.А. Криворотов, расстрелянный двумя днями позже.
В канун десятилетия Октябрьской революции их могила была вскрыта, останки положены в красные гробы и на телегах в сопровождении многотысячной колонны коломчан перевезены на центральную площадь, где состоялся многолюдный митинг, на котором по предложению видного большевика З.Я. Литвина-Седого Советскую площадь переименовали в площадь Двух революций.
Спустя десять лет, был поднят вопрос о воздвижении на братской могиле нового памятника. Весной 1939 года Коломенский горсовет объявил конкурс на его проект. В Коломну стали поступать предложении и проекты, и всего их было получено около ста. Они были выставлены во Дворце культуры, и тысячи коломчан обсуждая каждую деталь, решали, какой проект одобрить. Но до воплощения проекта тогда, в предвоенное время, дело не дошло, и к нему вернулись спустя почти два десятилетия.
Памятник борцам двух революций по проекту архитектора Н.П. Поникарова был торжественно открыт 30 апреля 1958 года. На многотысячном митинге, посвящённом открытию, присутствовали группа старых большевиков-коломенцев, секретари МК КПСС Конотоп и Дёмичев. А за год до этого события произошло ещё одно. В связи с воздвижением на братской могиле памятника погибшим в борьбе за социализм и Советскую власть, бюро ГК КПСС и исполком горсовета решили включить в число похороненных в братской могиле гимназиста Ваню Маркова, как активного участника революции 1905 года, погибшего в ходе политической демонстрации 11 декабря 1905 года.
4 июля 1957 года состоялось торжественное перезахоронение останков Вани Маркова с Петропавловского кладбища (ныне Мемориальный парк) на площадь Двух революций.
Таким образом, число захороненных в братской могиле на площади Двух революций достигло тридцати одного человека.
А на этих днях многих граждан города взволновали начавшиеся работы возле этого памятника. Администрация города на запрос депутатов-коммунистов объяснила, что работы по благоустройству площади финансируются и ведутся по областному плану. Осмотр на месте показал, что отношение к памятнику уважительное. Высажены вокруг деревья, кладется плитка и т.д.
Но страсти вокруг площади Двух революций этим памятником не исчерпываются. В прошлом году при работах по благоустройству на ней обнаружены остатки фундамента часовни, сооруженной верноподданным купечеством города в связи с убийством народовольцами царя Александра II. Часовня (их в городе немало) была снесена в 1928 году, поскольку на площади воздвигли памятник В.И. Ленину.
Какой шум поднялся из-за находки остатков фундамента со стороны горстки воцерковленных именитых граждан, предлагавших приступить к возведению часовни-новодела. Однако городская общественность не поддалась, согласившись лишь на установление памятного знака.
Недавно МУП «Тепло Коломны» по своей инициативе провело исследование питьевой воды в селах городского округа и обнаружил, что она непригодна для питья! Но денег на срочные работы по обеспечению жителей питьевой водой в областном бюджете не нашлось… А вот на «реставрацию» часовни на площади, где она, вообще говоря, неуместна даже по чисто архитектурным подходам, выделили аж 50 млн. рублей!
Пока что согласия на новодел его сторонники на слушаниях и в Совете депутатов не получили, но надежд не оставляют, о чём сообщили в «Коломенской правде».
Благоустройство города – вещь хорошая. Но, как сочетается плач по давно и прочно забытой часовне, с равнодушием к насущным нуждам сельчан?