5 апреля в Государственной Думе ФС РФ прошли парламентские слушания по теме «Доступность, безопасность и качество школьного и дошкольного питания». Полноценное и безопасное питание детей должно стать одним из главных государственных стратегических приоритетов Российской Федерации, отметили участники парламентских слушаний.
На слушаниях были подняты вопросы: о необходимости реализации комплекса мер для сохранения и укрепления здоровья детей; обеспечения полноценным и полезным для здоровья питанием школьников и воспитанников детских садов; осуществление постоянного государственного и общественного контроля над качеством продуктов питания, поступающих в образовательные учреждения. Питание детей в школьных и дошкольных учреждениях — важнейший вопрос для всей страны, для каждого региона и муниципалитета и конечно для родителей, отметили участники парламентских слушаний.
Парламентские слушания, организованные фракцией КПРФ в Государственной Думе РФ, проводились в связи с участившимися случаями отравлений детей продуктами питания в образовательных учреждениях страны. Депутатам Госдумы и региональных парламентов поступают жалобы о том, что Федеральное законодательство не способствует обеспечению качественным питанием детей в школах и детских садах, и в связи с этим назрела необходимость внесения изменений в правовое регулирование этого вопроса.
Подтверждением глубины проблем с организацией и обеспечением питания детей в образовательных учреждениях стало заболевание детей дизентерией в конце декабря прошлого года в нескольких столичных дошкольных учреждениях. По данным Роспотребнадзора вспышка кишечной инфекции была зафиксирована в семи детских садах Юго-Восточного и Восточного округа Москвы. Тогда были признаны заболевшими 127 человек, у 57 из которых диагностировали дизентерию. Хотя, по оценкам родителей, примерное число заболевших составило 500 человек.
Данный инцидент обсудили и в рамках парламентских слушаний. Мамы отравившихся детей призывают власти ввести ГОСТы со времен СССР, а также вернуть в школы поваров, которые непосредственно будут отвечать за качество еды в школьных и дошкольных учреждениях.
Участники слушаний отметили необходимость внести поправки в 44 Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и предоставить право контроля пищи в образовательных учреждениях не только директорам школ, но и родителям. Необходимо ускорить принятие федерального закона «О социальном питании в Российской Федерации», в котором предусмотреть нормы, регулирующие питание детей в образовательных учреждениях.
Выступая на парламентских слушаниях, депутат Московской областной Думы (фракция КПРФ), Председатель Комитета по местному самоуправлению областного Парламента - Александр Наумов отметил:
- Рациональное и правильное питание в дошкольном и школьном возрасте способствует физическому и умственному развитию. Оно оказывает влияние на состояние здоровья человека на протяжении всей жизни. Мы столкнулись с ситуацией, когда всё чаще родители жалуются на плохое и некачественное питание детей в образовательных учреждениях. Исключением не стал и столичный регион. Обсуждаемая сегодня тема - архиважная и архисложная, требующая незамедлительного реагирования со стороны законодательной и исполнительной власти Российской Федерации. Это проблема не только столичного региона, но и всей страны. С регулярностью приходят сообщения из разных регионов страны о случаях отравления детей некачественной пищей. Это проблема - системная. К сожалению, её как системную власти не хотят признавать. Только после случаев отравления детей Федеральная власть озаботилась проблемой питания детей в школах. Вводя аутсорсинг (отбор фирм организующих питание по конкурсу) цели ставились благие – накормить детей горячим и качественным питанием. Хотели как лучше, а получилось как всегда. Переложив организацию питания детей в школах на бизнес, как говорится - запустили козла в огород, а он всё съел. Конечно, бизнес разный, есть и социально ориентированный, но, прежде всего, он заточен на прибыль. Исходя из положений 44-ФЗ, для фирм участвующих в конкурсе стало систематической практикой снижение в ходе торгов цены контракта, т.е. стали демпинговать. Контракты стали получать или аффилированные с органами власти фирмы или организации не имеющие опыта работы в сфере детского питания, а то вообще непонятно какие. А после удивляемся, почему в школах плохое питание.
В Московской области 1572 школы, в которых обучаются 855 тысяч школьников. Каждый год количество школьников увеличивается почти на 90 тысяч первоклассников. В 2290 детских садов посещают 417 370 детей.
Увеличение численности жителей Подмосковья связано с агломерационными процессами: массовым жилищным строительством и увеличением миграционных потоков из других регионов.
Ко мне, как к депутату обращаются родители, директора школ представители администраций муниципалитетов с просьбой инициировать в Госдуме изменение федерального законодательства.
Ведь, что получается: власть отказывается признать свои системные ошибки и перекладывает ответственность на руководителей образовательных организаций - директоров школ и заведующих детских садов. Конечно, они несут ответственность и за организацию питания в школе и дошкольном учреждении, но они не могут нарушать федеральное законодательство. А что может сделать директор школы, ведь он не влияет на прохождение конкурса, и на то, какая фирма будет организовывать питание в школе. Повара, если они и работали раньше в школе, подчиняются бизнесмену, который их увольняет по окончании учебного года и нанимает вновь в начале следующего учебного года. Руководители образовательных учреждений, как могут, следят за качеством поставляемой продукции и меню, не принимают некачественную продукцию.
После случая отравления учащихся в кадетском корпусе в Люберцах, в январе 2018 года, по инициативе Уполномоченного с 22 января по 22 февраля 2018 года силами муниципальных общественных палат, общественных организаций, родительского сообщества был проведен Общественный мониторинг реализации права детей на обеспечение качественным полноценным питанием в школах Подмосковья. В нем приняли участие 279 школ из 20 муниципальных образований.
Дети, принимавшие участие в мониторинге, ничего не имеют против меню. В школах Московской области меню составляется на две недели, утвержденное директором школы и согласованное с Роспотребнадзором. Большая часть опрошенных ребят считает, что меню в столовой разнообразное, но блюда не достаточно вкусные и качественные.
Отмечу, что в школах Московской области, в текущем учебном году охват горячим питанием в общеобразовательных организациях составляет 88,3%.
Бесплатное питание в 2018-2019 учебном году получают около 24 % детей.
100% обучающихся 1-4 классов, а также учащиеся 5-11 классов, относящиеся к 10-ти льготным категориям, обеспечены бесплатным завтраком.
В то же время дети отмечают, что блюда не достаточно вкусные и качественные.
В рамках общественного мониторинга в социальных сетях был проведен опрос мнения родителей об удовлетворенности школьным питанием, в котором приняли участие 971 респондент.
Мнения родителей разделились практически поровну – 45% полностью удовлетворены качеством питания, против - 41%. 7,1% родителей не устраивает стоимость питания. Еще 7% родителей ответили, что школьное питание не устраивает частично. Почему ответы разделились почти поровну, на тех, кого устраивает качество питания и на тех, кто оценивает его отрицательно. Многое зависит от глав муниципалитетов, от того, как организовано на этих территориях питание детей в школах и детсадах. Все главы и директора школ, с кем я говорил, солидарны в необходимости внесения изменения в 44-ФЗ. Они считают, что аутсорсинг, проведение конкурсов по установленной законом процедуре не обеспечивает качественного питания детей.
Необходимо ввести федеральные стандарты качества питания детей в школах.
По итогам 2018 года, при проведении контрольно-надзорных мероприятий в отношении организаторов питания и поставщиков пищевых продуктов, по вопросам питания детей в организованных коллективах Роспотребнадзором были выявлены нарушения санитарно-противоэпидемического режима на пищеблоках, невыполнение примерного меню и несоблюдение норм питания по основным пищевым ингредиентам (мясо, молоко, творог, рыба). По результатам проверок с начала учебного года было составлено 23 протокола об административных правонарушениях в соответствии с требованиями КоАП РФ.
В рамках осуществления федерального государственного санитарно- эпидемиологического надзора все проверки осуществлялись с применением лабораторных методов контроля. Всего было исследовано 376 проб готовых блюд по микробиологическим показателям, из них 3,7% не соответствовали гигиеническим требованиям. По санитарно-химическим показателям исследовано 949 проб готовых блюд, удельный вес неудовлетворительных проб составил 3,2%.
А после удивляются, что нарушаются санитарно-эпидемиологические требования, что поставляются не качественные продукты и травятся дети.
Многое может сделать и региональная власть. В Московской областной Думе голосами депутатов фракции «Единая Россия» был отклонен проект федерального закона «О внесении изменений в статью 37 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» или «Закон о стакане молока». Проект ФЗ, внесенный в Госдуму лидером фракции КПРФ в Госдуме Геннадием Андреевичем Зюгановым и руководителем Комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимиром Ивановичем Кашиным, а также руководителями фракций ЛДПР и Справедливая Россия, был разработан в целях совершенствования организации питания учащихся, получающих начальное общее образование в школах нашей страны. Законопроектом предусматривается ежедневное предоставление учащимся питьевого молока, а также кисломолочных продуктов и/или сока прямого отжима в индивидуальных упаковках за счет консолидированного бюджета. Указанная продукция должна быть произведена только из сырья российского происхождения.
В России программа «Школьное молоко» реализуется с 2005 года и в разные периоды охватывала более половины субъектов Российской Федерации. Положительные результаты этой программы отмечены Минздравом России. Вместе с тем, в последние годы, количество регионов, самостоятельно реализующих программу «Школьное молоко», неуклонно снижается, сейчас менее 24 субъектов РФ обеспечивают детей бесплатным молоком. Поэтому решать проблему нужно на федеральном уровне.
В результате Мособлдума не согласовала проект федерального закона. Московская область имеет финансовые ресурсы, чтобы решить этот вопрос на региональном уровне, тем самым улучшить здоровье детей и поддержать Подмосковных аграриев. Однако правительство региона экономит на стакане молока. А ведь губернатором поставлена задача - выйти на производство 1 млн. тонн молока.
Одним из основных доводов отказа детям в стакане молока представители «Единой России» обозначили рост аллергии на этот вид продуктов у детей. Как будто кто-то собирается навязывать стакан молока всем школьникам без разбора, тем, кому нельзя молоко, предоставляется возможность заменить его соком.
Так вот, чтобы не поддерживать законопроект Мособлдуме пришлось голосовать дважды.
Необходима системная работа по изменению федерального законодательства. Нужно признать, что ухудшение школьного питания связано 44-ФЗ, поэтому необходимо предусмотреть предложения по изменению Федерального закона в части закупки на оказание услуг по организации питания детей.
Ужесточить требования и правовую ответственность к операторам питания.
Установить запрет на полную или частичную передачу соисполнителям (субподрядчикам) обязательств по исполнению контракта на поставку продуктов питания в образовательную организацию или оказание услуг.
Создать единый реестр поставщиков продуктов питания для системы питания детей в образовательных организациях.
Разработать единые государственные стандарты и законодательные акты, регулирующие сферу питания детей в образовательных учреждениях.
Утвердить государственную программу развития рынка питания детей в образовательных организациях.
Законодательно предоставить родителям право контролировать организацию питания в образовательных учреждениях
И конечно ускорить принятие федерального закона «О социальном питании в Российской Федерации».
Эти изменения федерального законодательства позволят защитить здоровье наших детей, а значит и будущее нашей державы.