Позвольте для затравки немного банальностей.
Власть постоянно призывает дорогих россиян жить по закону, следовать букве закона, требует от них благоговейного и трепетного исполнения каждой малейшей запятой закона. И это требование власти безусловно обоснованно. Даже несмотря на большие претензии ко многим российским правовым нормам как со стороны практикующих юристов, так и, зачастую, общечеловеческого здравого смысла.
С другой стороны, все мы знаем, что лучшая технология воспитания – в том числе воспитания социального – это личный пример. Ну не изобрела пока что педагогика чего-то более эффективного. То есть власть, прежде чем требовать от общества законопослушности, сама должна быть законопослушна. Кристально законопослушна. Чтобы никому и в голову не пришло сомневаться.
Итак, место действия: Сергиев Посад, городской Совет депутатов. Двадцать пять преимущественно полновесных народных избранников, большинство из которых либо состоят в «Единой России», либо, как это принято, с честью и блеском в глазах несут нелегкую ношу «сторонника» партии власти. А раз таких большинство, то каждый депутат от оппозиции наперечет, за ним глаз да глаз и каждое его действие, решение, выступление – повод для обсуждения.
Среди прочих оппозиционеров в Совете депутатов до недавнего времени выделялся Сергей Александрович Урбан. Еще бы ему не выделяться: майор запаса, два высших образования (в том числе – Военная Академия имени Фрунзе), участник боевых действий в Афгане, трижды ранен, награжден Орденом Красной Звезды, член «Боевого братства» и председатель «Союза десантников Сергиево-Посадского района». В общем, человек заслуженный и во всех отношениях замечательный. Про таких еще часто говорят: пробы ставить негде. В хорошем, разумеется, смысле. С восхищением и придыханием говорят.
Обычно люди такого склада нечасто замечаются в публичных симпатиях к действующей власти. Вот и Сергей Александрович активно критиковал недостатки, вскрывал, как это принято, коррупционные схемы и требовал провинившихся к ответу.
А в один прекрасный день – несколько месяцев назад - как подменили человека. Вернее, человек остался, а вот ориентация поменялась на сто восемьдесят градусов. Политическая ориентация, разумеется (не подумайте ничего связанного с законом о запрете пропаганды гомосексуализма). Никаких больше обличительных речей, никаких «скандалов и расследований», наоборот – требования к коллегам-депутатам и просто активным жителям в стиле «не мешайте людям работать», «не раскачивайте лодку» и открытая поддержка любых инициатив местной власти и «Единой России».
Причина этой метаморфозы некоторое время оставалась загадкой. Многие грешили на гороскопы, фазы луны, сезонные обострения и прочую не совсем научную чушь. Но все оказалось куда прозаичнее.
В ноябре 2018 года Сергиево-Посадский городской суд признал депутата Сергея Александровича Урбана виновным в совершении преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 286 Уголовного кодекса Российской Федерации (то есть в превышении должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства). Не так уж теперь и важно, чего там такого «явно выходящего за пределы полномочий» Сергей Александрович натворил, но его приговорили к наказанию в виде штрафа в доход государства. Бывает. Ну, вы знаете: от сумы да от тюрьмы – и так далее.
Одно «но»: нельзя занимать кресло депутата, если в отношении тебя вступил в силу обвинительный приговор суда. И действующий закон о местном самоуправлении, и Устав городского поселения Сергиев Посад однозначно указывают, что полномочия депутата, в отношении которого вступил в силу обвинительный приговор суда, прекращаются досрочно.
А вот у Сергей Александровича они не прекратились. Даже и по сию пору. То есть почти полгода прошло, а он продолжает вовсю депутатствовать. И очень, отметим, эффективно. Бывают же такие чудеса!
Людям бы, конечно, радоваться, что они свидетелем чуда стали. А они, наоборот, вопросы разные задают. Неприятные. С подковырками. Недостаточно уважительные к власти вопросы, прямо скажем.
Например, такой: а почему не прекратились полномочия депутата Урбана? Да кто ж его знает: может приговор суда не дошел куда надо, может клерк какой приболел, или забыл – все ж мы люди. Написано, что полномочия должны быть прекращены, а кто должен их прекратить – не написано. Такая вот заковырка. То ли сам депутат, то ли суд, то ли глава города, то ли коллеги-депутаты, то ли избирком, то ли госдеп, то ли спортлото… Шут его знает.
Или вот еще вопрос: куда смотрит городская прокуратура? Хороший вопрос. Куда-то, совершенно точно, смотрит, но явно не в направлении этого казуса. Опять же, прокуратура – это око государево, а у государей забот и без того много, где ж уследить за такой ерундой, как полгода осуществления публичной власти лицом, у которого, с точки зрения закона, нет на это никаких полномочий.
А самые ушлые додумались даже такое спросить: не подрывает ли все происходящее основ конституционного правопорядка, легитимность городской власти и принятые ею решения? И вот таким людям мы должны со всей строгостью ответить: нет. Не подрывает. Вот не подрывает – и все. Отстаньте. Вообще, что еще за разговорчики в строю?!
Понятно, что это вопросы риторические, люди их не от большого ума задают, а преимущественно из-за зависти человеческой. Каждый же хочет, чтобы закон, прямой и неотвратимый как дышло, именно на мне любимом споткнулся и именно мое несовершенство не заметил, обогнул, проигнорировал. Хотят-то все, но тут одного желания мало, так что отнесемся с пониманием. Тем более, что пока в Сергиевом Посаде некому «восстановить конституционный порядок», Сергей Александрович продолжает активно работать, поддерживать законодательные инициативы и изменения в бюджет, предложенные чиновниками, голосует, выступает, участвует в работе комиссий и полон, надо полагать, творческих планов. Вот что, друзья, значит вовремя сделать правильные выводы относительно личной ориентации. Политической. Исключительно политической. Встать, так сказать, плечом к плечу с товарищами из «Единой России» под голубые партийные знамена.
К чему я вам все это рассказал?
Знаете, знаменитое крылатое выражение «dura lex, sed lex» («закон суров, но это закон») чаще всего приписывают Цицерону. Разумеется, видный античный оратор не мог предположить, что в России XXI века «dura» применительно к нормам действующего законодательства будет обозначать совершенно противоположное тому, к чему он привык.
Такой вот театр абсурда в отдельно взятой столице русского православия.
Или, как в том анекдоте: «И эти люди запрещают нам ковыряться в носу?»