Доклад заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, академика РАН В.И. Кашина на заседании межфракционной рабочей группы по законодательному обеспечению комплексного развития сельских территорий.
23 мая 2019 года. Государственная Дума
Уважаемые товарищи!
Я хочу поблагодарить вас за активную позицию в вопросе развития сельских территорий.
Нам два года назад удалось эту тему подробно рассмотреть на парламентских слушаниях в большом зале Государственной Думы под председательством В.В. Володина с нашими базовыми докладами, в которых мы обостренно изложили ситуацию по реализации документов стратегического планирования в области устойчивого развития сельских территорий - соответствующей Стратегии и государственной программы.
Для полноты картины хочу заострить ваше внимание на вопросе убыли сельского населения.
Буквально позавчера, на заседании Правительственной комиссии по вопросам агропромышленного комплекса и устойчивого развития сельских территорий в Воронеже, я в своем выступлении обращал на это внимание Председателя Правительства Д.А. Медведева.
Не смотря на то, что у нас существовали и по отчетам эффективно реализовывались все эти государственные целевые программы, с 2007 по 2016 год в 60 субъектах Российской Федерации прослеживается устойчивая убыль сельского населения. Причем, если взглянуть на цифры, то по некоторым регионам они просто зашкаливают – Магаданская область (минус 33,3%), Кировская область (минус 19,9%), республики, автономные округа.
Ситуация складывается действительно драматично, если не принять соответствующие меры.
В Стратегии устойчивого развития сельских территорий до 2030 года нам удалось в свое время очень правильно расписать многие вопросы. Мы заложили в ее основу заботу о демографическом развитии сельского населения, во главу угла поставили показатели по коэффициентам смертности, рождаемости, продолжительности жизни.
В последние годы мы попали в пике, и впервые коэффициент рождаемости на селе стал ниже, чем в городе, мы видим на сельских территориях и коэффициент смертности, существенно превышающий городской, и какова у сельских жителей ожидаемая продолжительность жизни. Мы наблюдаем фактически вымирание села!
И этот процесс обусловлен целым комплексом причин.
В первую очередь состоянием системы здравоохранения на сельских территориях, характеризующуюся тем, что до ближайшей больницы приходится ехать 85 км., а до первичной медицинской организации (ФАПа) – 15 км. А по-другому и не может быть, когда количество больничных учреждений сократилось в 5 раз, когда стало на 13 тыс. меньше ФАПов.
И при этом, опять же в рамках поездки в Воронеж, прозвучала информация, что на всю область в 2019 году запланировано построить всего 1 фельдшерско-акушерский пункт! А ведь Воронежская область в этом не уникальна, такая ситуация сложилась сегодня в подавляющем большинстве регионов.
Это о том, что напрямую влияет на естественную убыль сельского населения. Миграционную же убыль подстегивает низкая привлекательность жизни на сельских территориях.
В качестве примера приведу Алтайский край. Губернатор докладывает о том, что всего 18% деревень газифицировано. Смоленская область – 18% пунктов подключено к водопроводу. В целом по России всего 63% сельских населенных пунктов не оборудовано водопроводом, 43 тыс. не подключено к стационарной телефонной связи, 95,4 тыс. сел не газифицировано
Мы с Министром природных ресурсов и экологии Российской Федерации Д.Н. Кобылкиным разговаривали на эту тем, и он разделяет наше возмущение этим вопросом. Почему не прогазифицировать всю нашу сельскую территорию? Дмитрий Анатольевич это тоже понимает, и говорит о том, что корни этого вопроса глубокие, но делать надо. Россия – крупнейший экспортер газа в мире, а своих граждан, получается, так и не обеспечили.
Аналогичная ситуация с телефонной связью – в 43 тысячах деревень нет стационарной связи. Ветхого и аварийного жилищного фонда на селе в два раза больше, чем в городе.
Вся эта инфраструктура не может быть привлекательна.
Ситуацию добивает высокая безработица и бедность.
До 1990 года доходы в сельском хозяйстве всегда были выше, чем в промышленности. В последующие же годы ситуация резко изменилась, и даже в госпрограмме до недавнего времени был записан целевой показатель довести уровень заработной платы в сельском хозяйстве до 50% к средней по экономике.
Представьте себе, что Министр экономического развития Российской Федерации, когда мы с Председателем Правительства обсуждали проект государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий», выразил искреннее недоумение тому, что одним из ее целевых показателей является доведение среднедушевых доходов сельских домохозяйств до уровня 80% к городским домохозяйствам.
У нас что, рабы на селе работают? Почему мы за эту пятилетнюю программу не можем выйти на те целевые показатели, которые действительно изменили бы жизнь на селе в лучшую сторону?
Мы в Комитете подготовили наши предложения по целям развития сельских территорий.
Вот они – конкретные цели, на которые мы должны выйти.
Разговаривая с Министром сельского хозяйства, с его заместителями, мы выразили поддержку подготовленной Министерством госпрограммы и видим возможным ее сейчас утвердить с тем, чтобы уже к 2030 году выйти на все 100% показатели.
Уважаемые товарищи, далее хочу остановиться на задаче обеспечения должного внимания к сельским территориям со стороны других государственных программ Российской Федерации.
В 2019 году у нас на направлениях социально-экономического развития Российской Федерации будет реализовываться 25 государственных программ с утвержденным бюджетом 7 трлн. рублей. Доля сельского населения в России составляет 25%, и если, по справедливости, поделить, то 1,76 трлн. рублей в рамках данных программ должно быть направлено на село. А реально будет израсходовано лишь 127 млрд. рублей. Получается, что крестьянство, сельское население обирают на любом вопросе, хоть на здравоохранении, хоть на образовании, и т.д.
же нельзя. Мы уже два года призываем к тому, чтобы в распределении расходов федерального бюджета на цели социально-экономического развития Российской Федерации был паритет между городскими и сельскими территориями.
Бюджет программы комплексного развития сельских территорий в совокупности с долей средств из других госпрограмм – это то, что необходимо для совершения прорыва на направлении возрождения деревни.
Мы что, не умеем ФАПы строить? Разве мы не можем привести в порядок районные больницы? Что, мы не умеем строить дороги или жилье?
Все мы умеем! Тем более, что в сельской местности малоэтажное строительство.
Далее, хочу обратить внимание на необходимость внести ясность в вопрос привлечения к реализации рассматриваемой госпрограммы внебюджетных средств. Об этом мы уже и писали в Министерство, и разговаривали с курирующим замминистра О.Н. Лут.
Сельское население сегодня нищее, и разговоры о привлечении средств населения просто недопустимы. В этой связи те нормативные акты, которые будут приняты в рассматриваемой области, должны исходить из приоритетности федерального и регионального участия в реализации инициативных проектов, а не ждать софинансирования со стороны граждан. Эту позицию я также обозначил в своем выступлении на заседании Правительственной комиссии по агропромышленному комплексу и устойчивому развитию сельских территорий.
Не менее важным вопросом является система управления реализацией госпрограммы. И на этом направлении мы должны принять с вами грамотное решение, подойти системно.
Принимая во внимание объем и сложность работы, подход «от случая к случаю» недопустим. Должно быть создано специальное федеральное агентство. И наш Комитет, и Комитет Совета Федерации убеждены, что Агентство по комплексному развитию сельских территорий, которое бы 24 часа в сутки, 7 дней в неделю осуществляло управление и контроль за реализацией госпрограммы, является тем инструментом, который позволит выйти на все 100% целевые показатели в развитии села.
Эффективная работа на это направлении будет мощным подспорьем к достижению поставленной Президентом Российской Федерации цели нарастить экспорт продукции АПК до 45 млрд. долларов США, а главное, к тому, чтобы обеспечить качественным продовольствием население Российской Федерации.
Ведь будет процветать деревня – будут вводиться в оборот заброшенные сельскохозяйственные угодья.
Нам просто жизненно необходимо восстановить 40 млн га заброшенных посевных площадей. Ведь это не просто 100 млн. тонн сельскохозяйственной продукции в зерновом эквиваленте, это еще и рабочие места, и спрос на промышленную продукцию для АПК, и т.д. И это та задача, которая, очевидно, потребует принятия соответствующей государственной программы. По сути, это новая целинная эпопея!
Уважаемые товарищи!
Борьба за развитие сельских территорий у нас с вами еще впереди. Те цифры, которые сегодня прописаны в проекте госпрограммы комплексного развития сельских территорий, мы позиционируем, как минимальное пороговое значение результатов ее реализации. Опуститься ниже заявленных целей – недопустимо.
Именно поэтому мы говорим о важности синхронизации всех документов стратегического планирования в интересах развития сельских территорий. Если получится укрепить нашу госпрограмму мероприятиями и средствами всех 25 социально-экономических госпрограмм, то все у нас получится.
Энергия и желание у нас с вами, у всех фракций в Государственной Думе мощное и единое. И в Правительстве мы видим усилия А.В. Гордеева и Д.Н. Патрушева.
Спасибо!