Отчет о деятельности депутата Московской областной Думы Васильева Николая Ивановича за 2018 год
Уважаемые избиратели!
В рамках своей депутатской деятельности я представляю интересы жителей 12 городских округов (г.о. Егорьевск, г.о. Зарайск, Коломенский городской округ, г.о. Ликино-Дулево, г.о. Луховицы, г.о. Орехово-Зуево, г.о. Павловский Посад, г.о. Рошаль, г.о. Серебряные Пруды, г.о. Шатура, г.о. Электросталь, г.о. Электрогорск) и Воскресенского муниципального района в региональном Парламенте и осуществляю полномочия депутата по следующим основным направлениям: законотворческая деятельность, взаимодействие с органами местного самоуправления, реализация наказов и прием избирателей.
Реализуя депутатские полномочия, являясь членом Комитета по вопросам государственной власти и региональной безопасности, в 2018 году принимал участие в работе над 54 проектами законов Московской области (далее – проекты законов), 17 из которых разработаны непосредственно Комитетом.
Из 54 проектов законов Думой принято в целом 46; отозвано 2 проекта закона; находятся в работе 6 проектов законов.
В 2018 году на рассмотрение в Комитет поступил 261 проект федеральных законов по вопросам ведения Комитета. По каждому из них Комитет принял аргументированное решение и подготовил соответствующий проект постановления Думы о согласовании либо об отклонении проекта федерального закона. Рассмотрено 16 законодательных инициатив и обращений, поступивших от органов государственной власти субъектов.
Вопросы, требующие широкого и оперативного обсуждения, рассматривались на расширенных и выездных заседаниях Комитета.
В 2018 году проведено 36 заседаний Комитета, в том числе 33 расширенных и 1 выездное. Рассмотрен 591 вопрос.
В отчетном году было проведено 31 заседание Московской областной Думы, на которых рассмотрено 732 вопроса, принято 1090 постановлений, 260 законов Московской области.
Как руководитель фракции КПРФ в Московской областной Думе, отдельно хочу остановиться на некоторых из них. За минувший год значительные усилия фракции были направлены на продвижение проекта закона Московской области «О детях войны» № 1206па. Проект трижды дорабатывался с учетом замечаний ГПУ Думы и Губернатора Московской области и предложен к рассмотрению с новым наименованием - «О мерах социальной поддержки лиц, имеющих статус «Дети войны». Согласно данному проекту этот социальный статус присваивается гражданам Российской Федерации, имеющим место жительства в Московской области, которым на дату окончания Второй мировой войны – 3 сентября 1945 года не исполнилось 18 лет.
В связи с тем, что Губернатором законопроект после трех рассылок не был поддержан,я обратился с письмом к руководителям трех других фракций в Думе - «Единая Россия», ЛДПР и «Справедливая Россия» - с предложением создать рабочую группу представителей Думы и Губернатора. Указанные фракции направили своих депутатов в состав рабочей группы и законопроект фактически становился межфракционным. С учетом опыта принятия аналогичных законов в 17-ти других субъектах РФ, где фракция КПРФ также не имеет большинства в парламентах регионов,создавалась возможность выработки компромиссной редакции законопроекта, которая устраивает все стороны. Однако четвертое заключение и отрицательная позиция Губернатора повлияли на результаты рассмотрения. На заседании Думы, состоявшемся 11 октября 2018 года, за принятие проекта закона проголосовали 12 депутатов трех фракций при двух воздержавшихся. Фракция «Единая Россия» не поддержала идею создания рабочей группы, в которую ранее направила своих представителей.Тем не менее, проблема определения социального статуса и улучшения материального положения поколения «детей войны» остается актуальной для всей страны. Приближается 75-я годовщина Великой Победы и этот вопрос необходимо решать,как на федеральном, так и на областном уровне.
Депутаты фракции КПРФ в течение 2018 года поддерживали принятие законов Московской области, направленных на расширение социальной поддержки граждан пожилого возраста, пенсионеров, инвалидов, многодетных семей и других социально незащищенных категорий жителей Подмосковья.Среди них следует выделить законы, принятия которых КПРФ добивалась в течение нескольких лет. Так сложилась политическая ситуация в 2018 году, что по стечению обстоятельств пакет таких законов был внесен в Думу высшим должностным лицом региона и принят Думой именно в период избирательной кампании по выборам Губернатора Московской области.
Это Закон № 136/2018-ОЗ «О предоставлении дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, по бесплатному проезду на железнодорожном транспорте пригородного сообщения». Согласно этому Закону с 1 августа 2018 года бесплатный проезд (кроме проезда в скорых и скоростных поездах повышенной комфортности) восстановлен для лиц, получающим пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации и не относящимся к категориям граждан, имеющим в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством Московской области права на меры социальной поддержки по бесплатному проезду на железнодорожном транспорте пригородного сообщения. Закон предоставляет эти льготы пенсионерам по старости, военным пенсионерам, ветеранам труда, Почетным донорам СССР и РФ, детям и родителям многодетных семей, опекунам сирот и родителям инвалидов с детства, обучающихся по очной форме, до достижения возраста 23 лет. Общая численность указанных граждан составляет 1,18 млн. человек.
С момента оглашения намерений Правительства РФ повысить на пять лет пенсионный возраст и в процессе принятия соответствующего федерального закона, депутаты фракции КПРФ решительно выступали против так называемой «пенсионной реформы», означавшей отказ в выходе на пенсию гражданам, не достигшим возраста 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин. У нашей фракции имеется достаточно предложений по повышению доходов бюджета Пенсионного фонда без изменения параметров пенсионной системы, которое предложило правительство.
Тем не менее, сознавая, что при нынешнем соотношении сил в федеральном и областном парламенте у оппозиционных партий нет возможности предотвратить принятие этого вредоносного закона, фракция КПРФ в Московской областной Думе поддержала принятие областного закона, позволяющего в какой-то мере смягчить тяжелые последствия повышения пенсионного возраста. Речь идет о Законе№ 153/2018-ОЗ «О внесении изменений в некоторые законы Московской области, регулирующие предоставление мер социальной поддержки».Он принят в целях сохранения установленных законодательством Московской области социальных гарантий отдельным категориям граждан, для которых согласно Федеральному закону изменяются сроки выхода на пенсию в переходный период с 1 января 2019 по 31 декабря 2023 года.
Меры социальной поддержки сохранены для лиц, достигших в переходный период возраста 55 лет (женщины) и 60 лет (мужчины), в том числе для лиц из числа ветеранов труда, ветеранов военной службы и лиц, награжденных знаком «Почетный донор СССР» или «Почетный донор России». Объем мер социальной поддержки определен исходя из установленного законодательством Московской области объема льгот для пенсионеров общеустановленного возраста, по достижении которого будет назначаться страховая пенсия по старости, в том числе для ветеранов труда, ветеранов военной службы и лиц, награжденных знаком «Почетный донор СССР» или «Почетный донор России».
Численность граждан, у которых возникнет право на меры социальной поддержки, составит ориентировочно 30 000 человек ежегодно (ежегодный прирост пенсионеров по данным областного отделения Пенсионного фонда РФ).Расходы на указанные цели в бюджете Московской области учтены в полном объеме из расчета 617,96 млн. рублей в год.
Следует также отметить, что фракция КПРФ с 2015 года добивалась устранения социальной несправедливости, вызвавшей массовые протесты населения и возникшей после принятия по надуманному предлогу закона, отменявшего с 1 августа 2015 года ранее действовавшее право на бесплатный проезд в городе Москве на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте и Московском метрополитене для трёх категорий пенсионеров и ветеранов. И только в 2018 году, в период избирательной кампании по выборам Губернатора, Думой приняты Законы № 149/2018-ОЗ и № 154/2018-ОЗ, по которым гражданам, достигшим возраста 60 лет и старше, имеющим место жительства в Московской области, с 1 сентября 2018 года было предоставлено право бесплатного проезда в городе Москве на автобусе, трамвае, троллейбусе в городском и пригородном сообщении, а также на Московском метрополитене и Московском центральном кольце. Льгота распространяется на 1,4 млн. человек.
Однако эта льгота не распространяется на женщин возраста от 55 до 59 лет, несмотря на то, что социальные риски, вызванные повышением пенсионного возраста и возможностью оказаться и без работы, и без пенсии, для этих женщин остаются такими же, как и риски для лиц, достигших возраста 60 лет и старше, которым право бесплатного проезда предоставлено.
С учетом этих доводов, фракцией КПРФ была внесена законодательная инициатива: проект закона№ Д-1-827па «О внесении изменений в Закон Московской области «О предоставлении дополнительных мер социальной поддержки по бесплатному проезду на транспорте в городе Москве лицам, достигшим возраста 60 лет и старше, имеющим место жительства в Московской области». Целью его разработки является устранение неравноправного положения женщин, достигших предпенсионного возраста от 55 до 59 лет, имеющих место жительства в Московской области, на которых предлагается распространить действие мер социальной поддержки по бесплатному проезду в городе Москве, предусмотренные Законами № 149/2018-ОЗ и № 154/2018-ОЗ.
В финансово-экономическом обосновании по данному проекту фракция просила при формировании расходной части проекта бюджета Московской области предусмотреть следующие средства для реализации законопроекта: 237,69 млн. рублей - на 2019 год; 247,2 млн. рублей – на 2020 год; 171,39 млн. рублей – на 2021 год. Было внесено соответствующее предложение по проекту закона «О бюджете Московской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», находившегося на рассмотрении. Но в связи с поступлением отрицательного заключения Губернатора наши предложения к проекту бюджета были отклонены.
В 2018 г. фракцией КПРФ внесен проект закона Московской области № Д-1-680па «О внесении изменения в Закон Московской области «О сроке полномочий представительных органов муниципальных образований Московской области и порядке формирования представительных органов муниципальных районов Московской области, сроке полномочий и порядке избрания глав муниципальных образований Московской области» (далее – законопроект), который имеет целью совершенствование избирательного законодательства Московской области в части изменения порядка избрания глав городских округов.
Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) субъектам РФ предоставлено право определять порядок формирования и избрания органов местного самоуправления. При этом предусмотрены три альтернативных способа избрания главы муниципального образования: на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава; либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
В настоящее время глава городского округа в Московской области избирается на заседании представительного органа из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией, и возглавляет местную администрацию. Половина членов конкурсных комиссий назначается представительными органами городских округов, другая – Губернатором, что обеспечивает избрание главой округа кандидата от «партии власти».
В законопроекте № Д-1-680па предлагалось установить альтернативный порядок избрания глав, предусмотренный Федеральным законом № 131-ФЗ: главы городских округов Московской области должны избираться на муниципальных выборах с тем, чтобы повысить уровень политической ответственности руководства городских округов перед избирателями за результаты своей работы. Однако предлагаемое изменение законодательства не было поддержано Губернатором и в результате при рассмотрении на заседании Думы 4 декабря законопроект был отклонен.
В течение всего истекшего года фракция решительно выступала против непродуманной и поспешной реформы местного самоуправления (МСУ), и административно-территориального устройства, проводимой в области с нарушением федерального законодательства. В ходе этого административно-территориального произвола муниципальные районы в добровольно-принудительном порядке преобразуются в городские округа, при этом упраздняются все иные муниципальные образования и органы местного самоуправления на территориях данных районов. Таким образом, фактически в Московской области ликвидируется система органов МСУ.
Важное место в работе депутата занимает учет и реализация наказов избирателей в рамках распределения безналичных бюджетных средств, выделяемых каждому депутату для осуществления дополнительных мероприятий по укреплению материально-технической базы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), здравоохранения, образования, культуры и социальной защиты населения. Они прописываются в законе «О дополнительных мероприятиях по развитию жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы». На основе поступивших ко мне в ходе встреч с жителями наказов, выделены средства на следующие мероприятия:
В сфере образования - более 10 млн. рублей, среди них:
- Ремонт закрытой площадки в «Серебряно-Прудской средней общеобразовательной школе имени маршала В.И. Чуйкова» - 700 тыс. рублей;
- Замена окон в детском саду № 9 «Малыш» в городском округе Павловский Посад – 700 тыс. рублей;
- Замена окон в «Детском саду компенсирующего вида № 8 «Ладушки» в городском округе Луховицы – 600 тыс. рублей;
- Приобретение компьютеров для «Фединской средней общеобразовательной школы», Воскресенский муниципальный район – 600 тыс. рублей;
- Ремонт спортивного зала в «Гимназии№ 17» городского округа Электросталь – 500 тыс. рублей;
- Установка уличного теневого навеса для детского сада № 49 «Почемучки», Коломенский городской округ – 350 тыс. рублей;
- Приобретение веранды для детского сада общеразвивающего вида № 20 в городском округе Егорьевск – 250 тыс. рублей;
- Приобретение интерактивного оборудования для школы № 12 с углубленным изучением отдельных предметов, городской округ Орехово-Зуево – 200 тыс. рублей;
- Приобретение аудио-видео аппаратуры для детского сада№ 57 «Колокольчик», Воскресенский муниципальный район – 200 тыс. рублей;
- Приобретение оборудования для Государственного гуманитарно-технологического университета в Орехово-Зуево – 200 тыс. рублей и многое другое;
В сфере культуры – более 1 млн. рублей, среди них:
- Приобретение оргтехники для музея-заповедника «Коломенский кремль» - 200 тыс. рублей;
- Установка сигнализации для Шатурской центральной библиотеки - 400 тыс. рублей и т.д.
На оказание материальной помощи жителям округа, находящимся в трудной жизненной ситуации выделено почти 2 млн. рублей.
Контроль за ходом выполнения наказов осуществлялся на протяжении всего года и все мероприятия были выполнены в установленные сроки.
В текущем году в этом законе также запланированы средства на выполнение наказов, поступивших ко мне от жителей округа.
Всего за 2018 год депутатами фракции КПРФ на реализацию наказов избирателей было выделено 94,86 млн. рублей. Если представить сумму средств в отраслевом разрезе, то на мероприятия в сфере образования направлено в округах около 32,6 млн. руб. (или 34,4%), в сфере здравоохранения – 4,1 млн. руб. (4,3%), в сфере ЖКХ – 9,1 млн. руб. (9,6%), в сфере социальной политики – 8,9 млн. руб. (9,4%), в сфере физкультуры и спорта – 25,9 млн. руб. (27,45%) и т.д.
На эти средства были построены детские площадки, создавались и оснащались компьютерные классы, приобретались музыкальные инструменты, спортивное, медицинское оборудование, производился ремонт школ, детских садов, объектов культурного наследия, оказывалась адресная материальная помощь гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и многое другое.
За 2018 год ко мне обратилось более 200 граждан по разным вопросам: проверка правильности начисления пенсий и положенных выплат; разъяснение по программам благоустройства территории; разъяснения по вопросам тарифов и правомерности начисления платежей (вывоз ТБО, электроснабжение, коммунальные платежи); жалобы на работу (бездействие, качество работы) управляющих компаний; качество медицинского обслуживание населения по ОМС; отсутствие льготных лекарств в аптеках, захоронение и утилизация твердых коммунальных отходов (ТКО), строительство мусоросжигательных заводов и многие другие. Но большинство вопросов касалось материальной поддержки. Ни одно обращение не осталось без ответа: часть из них удавалось решить на месте, другие – относящиеся к сфере ответственности иных органов власти – передавались в соответствующие органы.
В заключение, хочу выразить слова благодарности за совместную плодотворную работу органам государственной власти, главам городских округов и муниципального района, общественным организациям и жителям округа за их активную жизненную позицию и личное участие в решении проблем округа.