И главная среди них, это то, что несмотря на возросшую в последнее время активность власти в законодательном регулировании процессов миграции, позитивного результата особо не наблюдается. Что и фиксируют опросы общественного мнения.
Так, опрос «Левада-Центр», проведенный в августе этого года, показал, что третий год растет число россиян, считающих, что приток трудовых мигрантов надо ограничивать. Сейчас такого мнения придерживаются 72% наших граждан. Данные опроса опровергают мнение о том, что мигранты трудятся в тех сферах, где не стали бы работать россияне: 64% опрошенных отметили, что их родственники и знакомые готовы делать работу, выполняемую мигрантами. А 44% россиян считают, что большинство мигрантов лучше и богаче, чем они и их семьи.
Эти данные красноречиво свидетельствуют и о пороках социально-экономического курса, проводимого правительством, в целом, и, конкретно, об ущербности миграционной политики.
В прошлом году, как известно, была принята новая Концепция государственной миграционной политики РФ на 2019 – 2025 годы, причем действие предыдущей Концепции еще не закончилось. Никаких ясных аргументов досрочного ее прекращения не приводились.
Что может означать только её провал.
Это подтверждают и эксперты. Так, В.Поставнин, президент фонда «Миграция XXI век», на конференции, проходившей 6 июня 2019 года подвел итоги проводимой миграционной политики. Итоги удручающи. Вот некоторые из них: «растет численность нелегальных трудовых мигрантов, что приводит к росту теневого и криминального рынков, создает предпосылки для вовлечения мигрантов в различные экстремистские организации;
беспрецедентные масштабы приобрела коррупция в миграционной сфере, в результате чего происходит вытеснение россиян из отдельных видов экономической деятельности; образовательный уровень мигрантов катастрофически падает, особенно в отношении русского языка, что, безусловно, затрудняет их адаптацию и интеграцию;
практически не проводится работа по адаптации и интеграции мигрантов в местный социум; отсутствует регулирование миграционных потоков, что приводит к значительной концентрации мигрантов в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Свердловской области». Эксперт делает вывод: «Перечисленные выше негативные тенденции в миграционной сфере являются следствием того, что практически отсутствует внятная миграционная политика на уровне руководства страны, а также компетентная структура, способная ее реализовать».
Что же предлагает новая Концепция, способна ли она исправить демографическую и миграционную ситуацию, ради чего собственно и принимается? Однозначно нет, ведь одной из целей является достижение «более глубокого понимания миграционной ситуации»! Это ж каков уровень государственного управления в современной России, коль скоро концепция, призванная дать направление политике, дать ответ – как достичь намеченных целей, разрабатывается без глубокого понимания ситуации!
В Концепции не даны ответы на самые актуальные вопросы, ни как преодолеть диспропорции миграции, ни как изменить ее качество. Собственно весь посыл этой Концепции в стремлении заместить коренное население, убыль которого принимает катастрофические масштабы. Переселение, натурализация и адаптация тех, кто не пожелает интегрироваться – вот основные направления миграционной политики.
Как отметила начальник Главного управления по вопросам миграции МВД В.Казакова «Государство признает: переселение соотечественников на постоянное место жительства в Россию становится одним из источников увеличения численности населения, а привлечение иностранных работников в соответствии с потребностями экономики является необходимостью для её дальнейшего поступательного развития. То есть мигрантов мы должны рассматривать не как угрозу, а как ресурс для общества».
В 2018 и 2019 годах были приняты законы, упрощающие для некоторых категорий иностранных граждан получение российского гражданства, разрешения на временное проживание, вид на жительство. Имея в виду жителей Донбасса, которые благодаря этому смогут теперь получить российские паспорта, фракция КПРФ поддержала данные законы. Тем не менее, как отметил Н.В.Коломейцев, в части предоставления гражданства другим иностранцам, следует взять на вооружение опыт Австралии и Канады, где принимают людей не старше 40 лет, с образованием не ниже среднетехнического, с обязательным контролем по здоровью на границе.
Ключевым понятием законов, упрощающих принятие российского гражданства, является «соотечественники». Эксперты утверждают, что он не прописан однозначно и понятно, а является расплывчатым. Одним из критериев отнесения к соотечественникам, является сделанный ими «свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с РФ». Как это определять, в законе не прописано.
В этой связи возникают следующие вопросы. Таджикская поэтесса Сафиева во времена перестройки сокрушалась о «поруганной северными варварами прекрасной темноглазой Родине», требовала «пусть кровь смоет русскую грязь», называла Великую Отечественную войну «российской мясорубкой, куда загнали таджиков». Сейчас эта гражданка России говорит немного по-другому, но значит ли это, что она сделала выбор в сторону духовной связи с РФ.
Таких примеров привести можно много, особенно среди актеров-писателей бывших советских республик, отметившихся русофобскими высказываниями в 90-ые годы, и получивших не только гражданство нашей страны, но и многочисленные награды и премии. Известный молдавский композитор, российский гражданин Дога, получивший множество орденов и других наград РФ, вроде бы должен разделять наши культурные ценности. Но в начале 90-х он говорил «Сейчас они (русские) разжирели. Куда бы они ни поехали, везде стремятся внедрить свой образ жизни. Так пусть уезжают поправить здоровье под Тулу и Смоленск». Значит ли это, что после исхода русских, он, в поисках столь ненавистного ранее нашего образа жизни, добрался до Москвы и сделал свободный выбор.
Подобный выбор делают и выходцы из бывших союзных республик Кавказа и Закавказья (Азербайджан, Армения, Грузия) и Средней Азии, скупающие квартиры в Москве. По данным «ИНКОМ-Недвижимость» в 2019 году 25% сделок с трех и четырехкомнатными «вторичными» квартирами стоимостью до 15 млн. рублей заключается приезжими из стран ближнего зарубежья. Среди клиентов из дальнего зарубежья, интересующихся недорогими многокомнатными квартирами в столице, по статистике компании, лидируют китайцы.
За 2017 – 2018 годы гражданство РФ получили 527,2 тыс. человек, значительное число из которых некоренных национальностей. Это доказывается просто. Так, к 2010 году в Таджикистане оставалось менее 35 тыс русских, а получили российское гражданство почти 65 тыс. жителей этой республики. Очевидно, что в основном это представители титульной для Таджикистана нации.
И именно в этом состоит проблема. В то время, как русские люди, вынужденные уезжать из бывших советских республик, часто годами бьются с бюрократической машиной в попытках получения гражданства, представители некоренных для России национальностей часто получают гражданство быстрее.
Позиция КПРФ по вопросам миграции ясная, научно-обоснованная, национально-ориентированная. Мы исходим из того, что именно капитализм, с его идеологией максимальной прибыли, порождает различные миграционные проблемы, в том числе массовую нелегальную миграцию. И окончательное решение проблемы возможно только при смене нынешнего курса. Но наведение порядка необходимо уже сейчас. Поэтому партия предлагала законодательные инициативы, способные быстро нормализовать ситуацию в этой области.
В частности, КПРФ предлагала ввести визовый режим со странами СНГ, увеличить в два раза налоги для работодателей, которые берут на работу иностранцев в Москве и др. Предложения КПРФ реально бы способствовали защите национального рынка труда, реализации принципа приоритетного приема на работу граждан России, позволяли более эффективно бороться с коррупцией, обеспечить безопасность граждан, сохранить этно-культурный баланс.
Инициативы КПРФ были проигнорированы партией власти, последствия не замедлили сказаться. Мы помним резкое обострение межэтнических отношений в 2013 году.
В программных документах партии, статьях наших товарищей Г.А.Зюганова, Ю.В.Афонина, Д.А.Парфенова и др. указывается, что господствующая в настоящее время в РФ идея замещающей миграции призвана обосновать выгодный капиталу постоянный завоз более дешевой рабочей силы с целью снижения издержек. Давление на трудовой рынок, снижение стоимости труда – вот что на самом деле маскирует эта либеральная идея.
Миграция выгодна капиталу и потому, что в стремлении сформировать лишенную национальных особенностей, безликую, неспособную к социальному протесту массу, он использует ее для подрыва этно-культурного баланса России, а в совокупности с проводимой мальтузианской социально-экономической политикой, приведшей к резкому сокращению населения, для ослабления, размывания государствообразующего ядра – русского народа – легитимного хозяина земли и недр страны. Очевидно, что реализация этих проектов неминуемо поставит под угрозу само существование российского государства.
КПРФ противостоит этим проектам. Еще в 2016 году депутаты фракции КПРФ В.Ф.Рашкин и С.П.Обухов направили премьеру Медведеву и руководителю Федерального агентства по делам национальностей России Баринову депутатский запрос, призвав пересмотреть принципы распределения межбюджетных трансфертов в целях преодоления дотационной дискриминации исторического ядра России – Нечерноземья, а также разработать комплексную госпрограмму развития русской культуры в России.
Основанием для депутатского запроса послужили следующие факты. В 2016 году Новгородская, Тульская, Вологодская, Рязанская и Нижегородская области (в этих областях преимущественно русское население) должны были получить, соответственно, 877, 1253, 2 524, 2 526 и 2919 млн рублей. Тогда как Дагестан (3,6% русских) должен был получить свыше 46 722 млн рублей, что более чем в 4,5 раза превышало суммарные дотации вышеуказанным 5 областям. При этом, население Дагестана меньше, чем Нижегородской области.
Дотации Тыве, население которой, по данным Росстата, 315 532 жителя, составили 13 486 млн рублей. Высокий уровень дотаций был характерен для Ингушетии, Башкортостана и Чечни, в которых от 0,8 до 35%% русских жителей, и составил 9 264, 11 049 и 22 162 млн. рублей.
Авторы законопроекта подчеркивали, что «Усиление федеральной поддержки исторического ядра России, помимо преодоления обозначенного выше дисбаланса, имеет глубинный смысл. В городах, названия многих из которых сохранились со времен Древней Руси, берут истоки характер, мировоззрение и культура государствообразующего народа. В этой связи, необходимо не только увеличение финансирования территорий, составляющих исторический фундамент России, но и создание специальной государственной программы развития русской культуры, поскольку культурный прогресс для других народов невозможен без развития, в первую очередь, русской культуры. Таким образом, развитие исторического ядра страны и культуры государствообразующего народа будет, на наш взгляд, способствовать гармонизации межнациональных отношений в России».
В декабре 2018 года ООН приняла документ под названием «Глобальный договор о безопасной, упорядоченной и легальной миграции». РФ подписала документ, несмотря на то, что, как заявил зам. министра иностранных дел РФ А.Панкин, «Нам хотелось бы, чтобы он не имел юридически обязывающей силы, потому что большинство положений, которые там зафиксированы, будут касаться либерализации режима (миграции): избежания наказания при пересечении границы нелегальными иммигрантами, их незадержания, непомещения под арест, невынесения сроков, привилегированного положения мигрантов в обществе».
Австралия, Австрия, Болгария, Венгрия, Израиль, Польша, Словакия, США, Хорватия, Чехия, Швейцария и ряд других стран отказались присоединяться к пакту. Представитель США в ООН заявила «Решения в сфере иммиграционной политики всегда должны приниматься американцами и только американцами. Мы будем определять, как лучше всего контролировать наши границы и кому открывать въезд в нашу страну. Глобальный подход Нью-Йоркской декларации просто несовместим с суверенитетом США».
Власть, принимая различные концепции и множество законов, на самом деле, ничего не меняет и не хочет менять в стране. Чтобы изменить ситуацию необходимо развивать страну, создавать новые рабочие места, повышать уровень и качество жизни россиян. Смена курса, достижение реального суверенитета – залог решения демографических, межнациональных и миграционных проблем России. Константин Черемисов Зам. Председателя Московской областной Думы, второй секретарь МК КПРФ, член ЦК КПРФ