Лидеры машиностроения

А.Л. Вождаев, ветеран завода им. Ухтомского и машиностроения

45819

Российские машиностроители отмечают в последнее воскресенье сентября свой профессиональный праздник – День машиностроителя. Этот праздник был учреждён Президиумом Верховного Совета СССР 1 октября 1980 года. И не без оснований.

Советское машиностроение достигло к тому времени значительных успехов. Машиностроительная отрасль, флагман научно-технического прогресса, полностью удовлетворяло потребность народного хозяйства в технике, машинах, оборудовании. Успешно решались задачи создания и их новейших видов. Впервые в мире построены атомоходы, космические корабли, освоено производство мощнейших турбин, уникальных станков, роботов и т.п. Объёмы продукции машиностроения достигли уровня свыше 40% от общего объёма промышленной продукции. Страна по машиностроению вышла на второе место в мире, а по некоторым видам машин (тракторы, зерноуборочные комбайны) на первое.

Существенный вклад в оснащение народного хозяйства современной техникой внесли и люберецкие предприятия. Особая роль при этом принадлежит лидерам машиностроительной отрасли и создателям этой техники. И их немало. И даже трудно определить, кого же назвать первым. Думаю, не ошибусь, если отдам предпочтение выдающемуся организатору оборонной промышленности, в прошлом люберчанину, Б.Л. Ванникову.

Б.Л. Ванников в тридцатых годах – технический директор завода им. Ухтомского. Затем директор Тульского оружейного и Пермского артиллерийского заводов, начальник Главка сельхозмашиностроения и оборонной промышленности. Перед войной назначен наркомом вооружения СССР, в годы войны – нарком боеприпасов. И где бы он ни работал, всюду проявлял свою творческую энергию и инициативу. Именно он явился инициатором постановки на производство новых видов вооружения, включая знаменитые «Катюши». В годы войны вложил немалый труд в организацию производства боеприпасов.

Именно во многом благодаря ему уже в 1942 году фронт не испытывал в них дефицита. После войны был одним из организаторов создания атомной бомбы, а затем и более мощной – водородной, что позволило создать надежный оборонительный щит страны и восстановить паритет с Америкой. Его труд по достоинству оценен правительством. Он трижды (первым в стране) удостоен звания Героя Социалистического Труда и лауреата Сталинской и Государственных премий. Неоднократно избирался в Верховный Совет СССР и в ЦК партии, генерал – полковник инженерно-артиллерийской службы.

Большой вклад в развитие машиностроения внес и другой директор завода им. Ухтомского – С.П. Попов. Под его руководством начато производство многих видов новых машин – кормоуборочных комбайнов, косилок, стогометателей и др.

Проведена широкая реконструкция предприятия, что позволило значительно увеличить производственные мощности и объемы выпускаемой продукции. Он обеспечивал выполнение пятилетних планов и важнейших заданий. Одно из них – это создание и организация производства тростниковоуборочных комбайнов для Кубы, а также самоходный косилок – плющилок и др. Продукция завода поставлялась почти во все регионы Союза и во многие зарубежные страны.

За свой многолетний и плодотворный труд он был удостоен звания Героя Соцтруда, лауреата Ленинской премии и многих орденов. Участвовал он и в общественной жизни – был членом бюро горкома партии, депутатом Мособлсовета, делегатом партийного съезда. Почетный гражданин города Люберцы, его именем названа одна из улиц нашего города.

Особую страницу в развитие советского вертолетостроения вписал и генеральный конструктор, директор Ухтомского вертолетного завода Н.И. Камов. При его непосредственном участии создана целая гамма вертолетов типа КА. Среди них – КА-10 «Иркутянин», корабельный вертолет КА-15, совершивший свой первый полет в 1953 году.

Н.И. Камов стал пионером в разработке винтокрылов, сочетающих вертикальный взлет и скорость самолета. В октябре 1961 года на этой машине было установлено 8 мировых рекордов. На КБ Камова создан и вертолет КА-25. Впервые в мире столь крупная и сложная машина пилотировалась одним летчиком. Разработаны и созданы и другие не менее важные вертолеты. За большой вклад в советское вертолетостроение Н.И. Камову присвоено звание Героя Соцтруда, он удостоен государственных премий, доктор технических наук.

Не менее значимый вклад в развитие вертолетостроения внес и генеральный конструктор опытного КБ, последователь Н.И. Камова – М.Л. Миль. Его конструкторским бюро разработаны и поставлены на производство вертолеты МИ-2 и МИ-4, ставшие легендарными, а МИ-8 стал самым массовым двухдвигательным вертолетом в мире. Десантный Ми-6 – первый вертолет с двумя двигателями и газотурбинной установкой грузоподъемностью 12 тонн, МИ-10 – крупнейший транспортный вертолет («летающий кран»). Он установил множество мировых рекордов по грузоподъемности, которые до сих пор никем не повторены. Вертолеты МИ эксплуатируются более чем в 100 странах. За свой плодотворный труд М.Л. Миль удостоен Ленинской и Государственной премий. Ему присвоено звание Героя Соцтруда, доктор технических наук. Его имя носит Московский вертолетный завод (поселок Томилино) и улицы в Москве (Жулебино) и других городах страны.

Неоценимый вклад в создание и оснащение авиации и космонавтики скафандрами, креслами–катапультами и другими средствами жизнеобеспечения внес генеральный конструктор НПП «Звезда» (Томилино) Г.И. Северин. Под его руководством созданы системы автоматического катапультирования, свыше десятка типов скафандров, средств спасения и других высокоэффективных изделий. Применение этих средств помогло в освоении новых видов авиационной техники, а также в спасении жизни более 1000 летчиков и испытателей.

В разработку и создание этих средств Г.И. Северин вложил свой талант, энергию, целеустремленность. Память об этом руководителе бережно хранят в коллективе предприятия. Его колоссальный труд был по достоинству оценен государством. Он Герой Соцтруда, награжден тремя орденами Ленина, лауреат Ленинской и Государственной премии, действительный члена АН РФ, доктор технических наук, профессор, Почетный гражданин Люберецкого района.

Развитию отечественного вертолетостроения посвятил свою жизнь и ныне здравствующий генеральный конструктор директор ОАО «Камов» С.В. Михеев. Руководимым им предприятием создано множество летательных аппаратов. Среди них противолодочный вертолет КА-27, транспортно-боевой КА-29, боевые ударные Ка-50 «Черная акула», Ка-52 «Аллигатор», многоцелевой КА-60, беспилотные КА-37, КА-137, а также используемые в гражданской авиации КА -32, КА-132 и др. Он Герой России, лауреат Ленинской и Государственной премий, доктор технических наук, академик РАН, Почетный гражданин Люберецкого района.

Весомый вклад в развитие экономики страны внесли и другие, не менее известные машиностроители. Среди них директор Люберецкого завода «Монтажавтоматика» А.А. Федоров. Он заслуженный машиностроитель, орденоносец, Почетный гражданин нашего города. Долгое время, будучи на пенсии, возглавлял Совет ветеранов района и принимал активное участие в работе других общественных организаций.

Свой труд в развитие машиностроения вложили также и руководители Люберецкого электромеханического завода, Томилинского завода полупроводниковых приборов, Малаховского экспериментального и других предприятий.

Все это способствовало укреплению мощи страны, развитию народного хозяйства, повышению уровня благосостояния всего народа. И в этом немалая заслуга люберецких машиностроителей и предприятий Подмосковья.

С профессиональным праздником вас, уважаемые машиностроители и ветераны отрасли!

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.
  • Вконтакте
  • Комментарии: 0
  • Facebook:
Читайте также
«Правда» из рук в руки
Коммунисты Серпуховского ГК КПРФ, выражая солидарность со всероссийской акцией протеста, провели массовую раздачу газет на оживлённых улицах города и у проходных предприятий.

В.И. Кашин провел заседание аграрного Комитета по вопросу бюджетной поддержки АПК
Заместитель Председателя ЦК КПРФ Владимир Кашин 21 октября провел заседание Комитета, на котором был рассмотрен вопрос о проекте федерального закона №1027743-7 «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».

В.И. Кашин о предложенных Правительством РФ корректировках исчисления НДД и НДПИ
Выступление заместителя Председателя ЦК КПРФ Владимира Кашина на пленарном заседании Государственной Думы 22 сентября 2020 года.

праздником, ветераны, машиностроители, уважаемые, профессиональным, отрасли


 
 
 



Точка зрения

Владимир КАШИН
заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам
Клубу КПРФ – Новых Побед

Павел ГРУДИНИН
Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»
«Вместе спасем Совхоз имени Ленина!»

Николай ВАСИЛЬЕВ
первый секретарь МК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме, заместитель Председателя Мособлдумы
Николай Васильев: Надо признать, что интерес у людей к предложенным изменениям в Конституцию есть и он растет.

Константин ЧЕРЕМИСОВ
второй секретарь МК КПРФ, заместитель Председателя Мособлдумы
Кровавый октябрь 1993 года

Александр НАУМОВ
секретарь МК КПРФ, Председатель Комитета по местному самоуправлению Мособлдумы
Александр Наумов о предварительных итогах муниципальных выборов в Подмосковье: «Поддержка КПРФ у избирателей не только стабильно высокая, но и растёт»

Сергей СОСУНОВ
Главный редактор газеты «Подмосковная правда», член Бюро МК КПРФ
Власть и мусор: жителям Подмосковья пообещали «генеральную уборку». Чего ожидать?


 

 

контакты

Телефоны:
8-499-263-05-08,
8-499-263-11-57
Редакция газеты "Подмосковная Правда":
8-499-261-59-98

*******

E-mail: mkkprf@mail.ru

*******

Адрес:
115487, г. Москва,
ул. Нагатинская,
д. 26, корп. 2

Все данные

Отделения КПРФ в Московской области:

партийная пресса

  • "Подмосковная правда", МК КПРФ
  • "На русском рубеже", г.Щелково
  • Газета "Советская Коломна"
  • Газета "Позиция", г.Королев

 



  • Официальный сайт КПРФ
  • Московский городской комитет КПРФ
  • Газета Советская Россия
  • Газета Правда
  • Газета Подмосковная Правда