«Законодательные аспекты развития малых форм хозяйствования»

Владимир Кашин, заместитель Председателя ЦК КПРФ, председатель Комитета Государственной думы по аграрным вопросам, академик РАН

Доклад заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, академика РАН В.И. Кашина на парламентских слушаниях на тему «Законодательные аспекты развития малых форм хозяйствования».

22 октября 2019 г.
г. Москва.

Уважаемые товарищи!

Мы начинаем наши парламентские слушания, и в самом начале я хочу поблагодарить всех, кто к нам сегодня приехал, и в первую очередь наших фермеров, руководителей малых предприятий, отраслевых союзов и ассоциаций. Сегодня в зале присутствуют представители всех отраслей сельского хозяйства, включая рыбодобывающую, во главе с товарищем Зверевым. Как всегда оперативно подъехали наши товарищи из Краснодарского края. В целом сегодня в зале присутствуют делегации из 45 территорий – региональные министры, главы муниципальных образований. Представителей науки и Министерства сельского хозяйства мы также благодарим за активное участие.

При том, что год сложный, были решены многие непростые задачи.

«Законодательные аспекты развития малых форм хозяйствования»

Мы произвели достаточное количество зерна, причем положительная динамика есть и по качеству урожая. Мы также решили задачи по масличным культурам, особенно хорошо поработали на направлении производства кукурузы на зерно, неплохо поработали по овощам. В целом, эта большая задача в растениеводстве решается достаточно уверенно и успешно.

Вместе с тем, не со всеми институциональными проблемами нам удалось справиться, и в первую очередь в животноводстве.

Малым поголовьем КРС и дойного стада определяется слабая динамика в производстве молока. Вы видите, что по уровню потребления молочных продуктов населением мы не дотягиваем до утвержденных норм продовольственной корзины порядка 100 кг. на человека в год.

Также большие задачи стоят перед нами на направлении производства фруктов, по потреблению которых мы также серьезно отстаем от продовольственной корзины.

Мы убеждены, что эффективному решению этих сложных вопросов мешает хроническое недофинансирование отрасли, и в первую очередь, государственной программы развития сельского хозяйства.

«Законодательные аспекты развития малых форм хозяйствования»

На сегодняшний день отрасль недополучила 200 миллиардов рублей государственной поддержки. Паспорт госпрограммы уже несколько раз переписали, и теперь пытаются нас убедить в том, что все мероприятия спланированы грамотно. Но мы с этим согласиться не можем!

Ведь сегодня, имея три трактора на тысячу гектаров площадей, два комбайна на тысячу гектаров уборочной площади, устаревшие основные фонды в хранении, логистике и переработке, мы теряем по 50 миллионов тонн продовольствия из 295 млн. тонн произведенных. Неужели еще кому-то надо доказывать, что финансирование госпрограммы должно быть увеличено?

Далее, говоря о производственных задачах, о динамичном развитии отрасли, мы неустанно обращаем внимание на вопросы развития сельских территорий. Назову одну цифру. Россия занимает последнее место в мире по коэффициенту смертности на селе. К 2018 году он достиг 13,7 пункта! В целом по России этот показатель составляет 12,4 пункта, что ставит нас на 187 место из 196 стран мира в списке ООН!

Лицо бедности России определяют своим доходом крестьяне, у которых доход ниже среднего по экономике в 2 раза. При этом в таких структурах, как Роснефть, Сбербанк, Газпром, или РЖД, средний доход члена правления в месяц составляет от 8,3 до 30,8 млн. рублей! Это хорошо демонстрирует то социальное неравенство, которое с каждым годом усугубляется в России.

Именно поэтому мы с вами активно бились за Государственную программу комплексного развития сельских территорий, и такая программа была утверждена с объемом финансирования 2,3 трлн. рублей до 2025 года.

«Законодательные аспекты развития малых форм хозяйствования»

Сейчас в Государственной Думе ведется работа над проектом федерального бюджета на 2020-2022 годы, и его положения в рассматриваемой части удручают. В 2 раза предложено урезать финансирование этой важнейшей государственной программы! Фактически внесенным проектом бюджета предложено саботировать борьбу с сельской безработицей и нищетой, сельским бездорожьем и развалом коммунальной инфраструктуры, уничтожением сельского образования и медицины. Председатель Правительства всего несколько месяцев назад, исходя из поручения президента, подписал эту важнейшую государственную программу, но финансовый блок правительства буквально блокируют эти решения.

Хочу ещё раз сегодня сказать всем, что мы не остановим нашу борьбу! Другого выхода нет. В противном случае, если мы не сохраним наши деревни, русские села, кубанские станицы, кавказские аулы, сибирские хутора, не будет России.

Деревня – это берегиня нашей родины. В одной Москве и в Питере, потеряв пространственные связи, не имея на Дальнем Востоке или на Северах наших рыболовецких поселков, потеряв наших сельскохозяйственных товаропроизводителей на других рубежах, мы не проживем.

Конечно, олигархи и холдинги много сегодня производят, но живут они не в деревне, и не видят ничего страшного в том, чтобы работа на наших полях велась вахтовым методом. Но для нас это не приемлемо. Это наша земля-матушка, он полита потом и кровью наших предков.

Вот почему мы сегодня говорим о необходимости поддержки малых форм хозяйствования – о малом, среднем бизнесе, о наших фермерах, о личном подсобном хозяйстве, о наших кооперативах. Эти люди живут на земле, и, формируя социальную основу сохранения деревни, вносят все больший вклад в укрепление продовольственной безопасности России.

«Законодательные аспекты развития малых форм хозяйствования»

Сегодня из общего объема производства сельскохозяйственной продукции на долю малых форм хозяйствования приходится уже под 30% зерновых культур, 32% масличных. А с личным подсобным хозяйством мы видим, что фермеры производят львиную долю продовольствия на самых разных направлениях, в том числе по молоку и мясу. Это крупный, серьёзный вклад в общее производство. Поэтому и поддержка должна быть соответствующей.

У нас есть гранты начинающим фермерам, семейным фермам, по которым видна определенная динамика по годам, но ещё пока недостаточная.

«Законодательные аспекты развития малых форм хозяйствования»

Есть поддержка потребительской кооперации. Она тоже поддерживается серьёзно и с точки зрения общего объёма, и с точки зрения размера каждого гранта. А если взять и посмотреть внимательно, каким образом распределяются средства потребительских кооперативов, то там речь идёт уже о 50 процентах восполнения понесённых затрат. То есть эта система работает в динамике.

При этом у нас появился специальный федеральный проект.

«Законодательные аспекты развития малых форм хозяйствования»

Его бюджет составляет 37,4 млрд. рублей, и предусмотрено им три направления поддержки - так называемые Агростартапы, направленные на создание и развитие КФХ, мероприятия по созданию и развитию потребительских кооперативов, а также мероприятия по созданию консультативных центров компетенций. Одним из главных ожидаемых результатов реализации этого проекта является создание 126 тысяч новых рабочих мест.

Говоря о малых формах хозяйствования, мы не можем обойти вниманием наших рыбаков.

«Законодательные аспекты развития малых форм хозяйствования»

В производстве аквакультуры у нас занято большое количество людей. Они занимаются разведением и выращиванием тех пород рыбы, к которым привыкли наши россияне. Это и карповые, и толстолобик, и форель, стерлядь, и др. – всего 200 тыс. тонн продукции аквакультуры.

Кроме этого, из 5 млн. тонн добычи водных биологических ресурсов в 2018 году, 500 тыс. тонн обеспечили наши малые хозяйства – рыболовецкие колхозы и кооперативы, многие из которых при этом являются еще и посёлкообразующими.

Мы видим движение вперед – с 3 млн. тонн добычи водных биологических ресурсов в 2004 году нам удалось выйти сегодня на 5 млн. тонн. Но на этом останавливаться нельзя, надо двигаться дальше и уходить на 7 миллионов тонн добычи. База для этого есть, «квоты под киль» дают очень много возможностей для обновления флота, и самое главное, обеспечивают возможность долгосрочного планирования.

Казалось бы, все работает эффективно, но вот начинают звучать предложения, идущие вразрез логике – давайте снимем льготы по налогам, давайте изменим ситуацию, связанную с отчётностью. Это уже стало закономерностью, как только на каком-нибудь направлении начинает прослеживаться развитие, сразу начинают появляться предложения этому развитию препятствующие.

Теперь вот и ФАС выступила с предложением о пересмотре порядка распределения квот. Ради кого? Чтобы еще одного миллиардера долларового сделать?

Напомню, что закону «О рыболовстве» уже почти 15 лет, и всё рыболовецкое сообщество им довольно. Более того, мы в Государственной Думе, когда принимали решение по крабовым аукционам, договорились другие водные биологические ресурсы не трогать. На этой позиции мы будем стоять жестко.

Следующее, о чем я хочу сегодня сказать. Одна из наших главных задач – повышение эффективности использования земельных ресурсов. Этот вопрос принципиально важен и для малых форм хозяйствования, и в целом для отрасли.

Обратите внимание, если взять, допустим, фермерские хозяйства, то, располагая 29,5% посевных площадей, они производят всего 12,5% валового объема продукции сельского хозяйства. В свою очередь сельскохозяйственные организации, располагая 67% посевных площадей, производят 56% продукции. Исходя из этого мы видим существенный потенциал в наращивании объемов производства.

«Законодательные аспекты развития малых форм хозяйствования»

От 117 миллионов гектар, не так давно работавших у нас в посеве, осталось всего 80 миллионов гектар. По сути, перед нами стоит задача проведения второй целины – 40 миллионов гектар вернуть в севооборот.

Мы сейчас будем принимать соответствующую программу. Совсем скоро, 18 ноября в Колонном зале Дома Союзов будем проводить всероссийские парламентские слушания по этому вопросу. Нам надо всё сделать для того, чтобы возродить наш посевной клин.

При этом нельзя упускать из виду и вопросы качества земельных ресурсов, почвенного плодородия.

Мы провели выездное заседание в Краснодарском крае. На нашем мероприятии губернатор собрал весь актив – более 600 человек в зале было. И все в один голос, и наука, и фермеры, и руководители, выразили озабоченность вопросом деградации почв. Даже кубанский чернозём деградирует при сегодняшних иногда бездумных технологиях: было 6-7 процентов гумуса, сейчас 3-4. А что такое гумус объяснять не надо. Поэтому там принимают решение 7 тонн на гектар обязательно вносить только лишь органических удобрений.

А ведь это проблема всеобщая. Только кислых почв у нас по России 50 миллионов гектар. По этому, проявляя заботу о плодородии, мы с Министерством сельского хозяйства приняли решения по известкованию, развитию систем мелиорации. Но это наша общая с вами задача – сберечь землю-матушку для будущих поколений.

Что касается кооперации – вопрос кричащий.

Мы посетили недавно Рязанскую область, а перед этим Краснодарский край. И какую ситуацию мы могли наблюдать? Вырастили ребята хороший урожай картофеля, но реализовать его могут лишь по 3 рубля за килограмм, да и то покупателя поискать придется. Такая же ситуация с излишками плодово-ягодной, овощной продукции и лесных даров. А при этом Центросоюз, высший координирующий орган потребительской кооперации в России, вдруг занялся хлебопечением.

Раньше заготконторы собирали и кожсырьё, и картофель, и ягоды, и грибы, чего только не собирали. Куда все это подевалось?

«Законодательные аспекты развития малых форм хозяйствования»

Почему не возвращаем это?

Нам надо усилить работу на этом направлении повсеместно. Вот Брянская область или Тюменская область, производя существенную долю картофеля, как то с этим справляются, у них в этом плане меньше вопросов.

Завершая свой доклад, уважаемые товарищи, я хочу еще раз выразить убежденность в том, что все у нас получится. Наши отцы и деды не такое пережили. Они сумели из лаптей пересесть сначала на коня, потом на машину, а потом на ракету и первыми прорвались в космос, сумели сломать хребет фашизму.

И на нашем пути мы должны решить те задачи, которые перед нами поставил, в том числе, президент – выйти по экспорту продукции АПК на уровень 45 миллиардов долларов, накормив при этом качественным продовольствием наших сограждан. А тут без внедрения новых технологий, новых сортов, без обучения кадров высокой квалификации, без нашей науки ввода заброшенных земель – новой целины, нам не обойтись.

Благодарю вас за внимание.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.
Читайте также
Отвели номер и бюджет сверстали
Пушкинский горсовет депутатов принял бюджет на 2025 и последующие два года, накануне представленный на общественные слушания.

Первый секретарь Дмитровского ЛКСМ РФ Владислав Аникушин награжден за волонтерскую деятельность
В Дмитрове состоялось торжественное награждение волонтеров, приуроченное к Международному дню добровольца.

Неотъемлемая часть ансамбля Красной площади
Об ответе Управления Президента России по работе с обращениями граждан и организаций.




 
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
 
                
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Точка зрения

Владимир КАШИН
заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам
В.И. Кашин: «Сельская наука – на передовой!»

Павел ГРУДИНИН
Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»
Заявление Бюро Московского областного отделения КПРФ в поддержку совхоза им. Ленина

Николай ВАСИЛЬЕВ
первый секретарь МК КПРФ, член Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам
Депутат Госдумы помог ликвидировать несанкционированную свалку

Константин ЧЕРЕМИСОВ
второй секретарь МК КПРФ, заместитель Председателя Мособлдумы
Вернем историческую правду!

Александр НАУМОВ
секретарь МК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме, заместитель Председателя Мособлдумы
Заместитель Председателя Мособлдумы Александр Наумов поздравил с 90-летием Валентину Хрусталеву

Сергей СТРЕЛЬЦОВ
Главный редактор газеты «Подмосковная правда», член Бюро МК КПРФ
Сергей Стрельцов: сельские территории незаслуженно обделены вниманием


 





 

 

 

контакты

Редакция газеты "Подмосковная Правда":
8-499-261-59-98

*******

E-mail: mkkprf@mail.ru

*******

Адрес:
115487, г. Москва,
ул. Нагатинская,
д. 26, корп. 2

Телефоны МК КПРФ:
8-499-263-05-08,
8-499-263-11-57

*******

Все данные

ГК КПРФ
в Московской области:
 
  • Официальный сайт КПРФ
  • Московский городской комитет КПРФ
  • Газета Советская Россия
  • Газета Правда
  • Газета Подмосковная Правда