Мир бьет в набат - наша планета находится в опасности!
Каким-то немыслимым образом, среди вызывающих отторжение зомби программ центральных каналов, пробиваются к зрителю документальные кадры загрязненного пластиком океана. Камера неумолимо фиксирует умирающих от забитых мусором «легких» у редких сортов рыб и морских млекопитающих. Варварское отношение к окружающей природе уже невозможно скрывать за лозунгами развития новых технологий и процветания отдельных регионов.
Мусорные полигоны и стихийные свалки давно стали «черной» визитной карточкой Подмосковья. Усилия власти региона по наведению порядка в сфере утилизации и переработки мусора пока результатов не приносят. Независимые эксперты звонят во все колокола. Статистика неумолимо показывает рост онкологических заболеваний, заболеваний дыхательной и сердечно-сосудистой системы. Страшно, что эти заболевания все чаще поражают молодых.
Годами копившиеся проблемы сегодня уже не спасают ни открытие мусороперерабатывающего завода, ни введение системы раздельного сбора мусора. А пока чиновники думу думают, жители пытаются отстоять свои права на чистый воздух, спокойную жизнь и сохранение здоровья. Да и что делать, если власть не слышит своих граждан?
Отчаявшись найти понимание у российской Фемиды, жители Подмосковья обратились в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). И вот результат. ЕСПЧ объединил и коммуницировал 14 жалоб российских граждан, которые касаются мусорного полигона «Алексинский карьер» рядом с подмосковным городом Клин. Оператором этой свалки является ООО «Комбинат».
Полигон «Алексинский карьер» был открыт в 1993 году и изначально принимал мусор Клинского района. Однако с 2013-го на свалку стали свозить отходы из Москвы. В 2016 году жители Клина и близлежащих деревень стали ощущать неприятный запах. С тех пор жители регулярно выходят на митинги с требованием закрыть свалку. В 2017 году проверка Роспотребнадзора обнаружила у эксплуатирующей компании ООО «Комбинат» многочисленные нарушения СанПиН. Было указано на «захламление откосов полигона летящими полиэтиленовыми пакетами», «складирование мусора за пределами рабочей карты полигона», невозможность создания санитарно-защитной зоны, отсутствие системы сбора фильтрата, недостаточную изоляцию грунтом, а также отсутствие регулярного контроля.
Клинский городской суд работу полигона приостановил до устранения нарушений, однако, в тот же день эксплуатирующая компания ходатайствовала о приостановлении исполнения административного взыскания, судьи удовлетворили это ходатайство.
В своем заявлении в Европейский суд жители пожаловались также на ограничение свободы мирных собраний, поскольку за организацию или участие в протестных митингах получали административные штрафы.
Один из заявителей Алексей Котов в своем интервью газете «Коммерсант» подтвердил, что «…целью жалоб является не получение компенсаций, а признание нарушений на международном уровне. Это в дальнейшем может помочь добиться закрытия свалки». Глава правозащитной группы «Агора» Павел Чиков отметил, что ЕСПЧ впервые коммуницировал жалобу россиян на мусорные свалки: «А что еще делать, если ответственные за это чиновники лишь выражают удивление фактам перегрузки свалки, превышениям ПДК и расположению свалки в подлетной зоне действующего аэродрома Клин-5?»
Суд задал правительству РФ ряд вопросов, в том числе относительно дальнейшей судьбы полигона и устранения выявленных Роспотребнадзором нарушений санитарного законодательства со стороны эксплуатирующей организации. Также судом были направлены вопросы о том, были ли предоставлены эффективные средства правовой защиты в России, и исчерпали ли их заявители; имело ли место вмешательство в право заявителей на уважение их личной и семейной жизни из-за соседства с действующим полигоном, планируются ли мероприятия по очистке свалки, а также какова ее дальнейшая судьба.
В случае успеха в ЕСЧП активисты смогут потребовать от власти программы конкретных шагов по изменению ситуации и соблюдению законодательств, гарантирующего каждому право на благоприятную окружающую среду.
Стоит сказать, что ранее активистам, противникам полигона «Алексинский карьер» не удавалось закрыть его с помощью российских судов. Это первый случай коммуникации жалоб россиян на свалки и третье дело, принятое к рассмотрению в Страсбурге, касающееся экологических проблем в России.
Активность населения растет, и это факт очевидный. Люди устали бояться и молчать. У власти уже не получается своими местными решениями закрывать рот тем, кто в соответствии с Конституцией РФ имеет полное право на достойную жизнь. Жизнь, о которой так много говорят сегодня карманные СМИ и телевидение.