102-я годовщина Великой Октябрьской социалистической революции к сожалению не является праздником сегодня в стране.
Но отмечается как День военного парада в честь 24 годовщины Великой Октябрьской социалистической революции 7 ноября 1941 года в осажденной фашистами нашей столице - Москве. Это был единственный в мире парад войск, с которого участвующие в нем войска и техника уходили в бой, чтобы остановить ударные группировки моторизованных частей противника не только Германии, но и многих государств Европы, и не допустить захвата Москвы.
Мне довелось испытать ад оккупации в малолетнем возрасте. С раннего утра 13 октября до вечера 18 октября 1941г. не умолкали бои на Можайской линии обороны. Когда немцы ворвались в Можайск, деревни по несколько раз переходили из рук в руки, гибли не только солдаты, но и генералы получали тяжелые ранения. Как у немцев, так и у наших менялись командующие. Нельзя забывать, что именно здесь с помощью сибирских дивизий и флотских экипажей тихоокеанцев была выбита элита эсесовских войск, набранных по конкурсу и имеющих большой опыт. Для дальнейшего наступления им потребовалось немедленное пополнение из обычных пехотных дивизий Вермахта. В Можайске немцы приступили к организации "местного самоуправления", привлекая контрреволюционные и уголовные элементы местного населения. Городская управа работала по приказам немецкого командования, выявляла коммунистов, красноармейцев,партизан, через полицейских оповещало население, следило за исполнением.восстановлением промпредприятий, отбирала у населения продукты, обувь, теплые вещи, стараясь придать этому "законную форму", выдавая спецквитанции.
Во главе учреждений Управы немцы назначили: Бургомистром Можайска - Александра Моишеева - сына чиновника земской управы, добровольно предложившего свои услуги, а его замом, а так же начальником паспортного отдела и директором биржи труда - судимого по ст.58 Боброва; начальником жилотдела - Андреева, крупного торговца, продотдела - Ларионова - судимого за мошенничество; начальником полиции - Троицкого - сына священнослужителя и ярого врага советской власти.
При содействии предателей, немцам удалось восстановить электростанцию, гидростанцию, валяльное производство.
Мои старшие товарищи ставили нас малолеток следить за домами, где разместились немцы, чтобы мы их оповещали о выходе их из дома, а они отвинчивали колпачки колес машин пехоты, выпускали воздух из шин и возвращали их на место. Когда поступала команда о выходе на передовую и немцы выбегали из домов, садились в кузов, машины не могли тронуться. Это давало возможность нашим перезарядить орудия и дать залп по новым целям, срывая массовое выдвижение врага. Их расстреляли за декаду до освобождения. Их братская могила не обустроена.