Структура отечественной экономики имеет явный перекос в сторону добывающих отраслей. Наряду с развалом советской промышленности, причиной этому послужил также экономический курс страны в девяностых годах, предполагавший, что Россия встроится в мировую систему разделения труда в качестве сырьевого придатка и сможет на деньги, выручаемые от продажи природных ресурсов, закупать необходимые промышленные товары.
Помимо очевидных политических рисков зависимости от Запада и рисков, связанных с периодическим падением цен на сырьё, этот сценарий развития страны имеет фундаментальный недостаток с точки зрения экономической науки. О тенденциях развития промышленности в России, конкурентоспособности и мерах государственной поддержки рассказывает депутат Московской областной Думы, член Комитета по экономике, предпринимательству и инвестиционной политике Василий МЕЛЬНИКОВ.
– Одна из важнейших в экономике нашей стране отраслей – добывающая промышленность – сталкивается с проблемами, которые тормозят её развитие. Василий Борисович, какие риски существуют в данной отрасли для экономики государства?
В.М. Добывающие отрасли имеют убывающую отдачу. То есть, по мере исчерпания доступных и разведанных месторождений с эффективной извлекаемостью ресурсов, необходимо открывать и разрабатывать новые, что требует капиталовложений и увеличивает издержки на единицу добываемой продукции. Таким образом, концентрироваться на добыче природных ресурсов, экономика страны со временем получает всё меньше денег на свои нужды, и всё больше расходов требуется для добычи полезных ископаемых.
– Каким образом это отражается на экономической ситуации в стране?
В. М. Снижающиеся доходы добывающих предприятий приходится компенсировать низкой заработной платой, как в добывающих отраслях, так и в экономике страны в целом. Помимо очевидных негативных последствий, в виде снижения уровня жизни населения, это влияет также на общую эффективность экономики. Если уровень заработной платы в стране низкий, предприниматели теряют стимул наращивать эффективность предприятий, любые возникающие проблемы решают наймом дополнительного персонала. В результате технологический уровень экономики в целом падает. Поэтому, применительно к ситуации в России,этот путь ведёт к гибели государства. Это связано с тем, что с одной стороны демографическая ситуация в стране не позволит наращивать масштабы производства экстенсивным способом и конкурировать с азиатскими странами за счёт дешевизны труда. А с другой – деградация технологического уровня производства не позволит поддерживать оборонный потенциал страны, что очевидно приведёт к катастрофе.
– Может ли отечественный производитель конкурировать с зарубежными компаниями?
В. М. В своё время Китай, пользуясь дешевизной труда и транспортной доступностью южных регионов, построил гигантскую производственную базу, которая в разных сегментах удовлетворяет от 40 до 60 процентов мирового рынка. Там были созданы производственные кластеры, когда на территории размером с Московскую область работают сотни предприятий, специализирующихся на одном виде продукции. Это даёт гигантские возможности для углубления разделения труда. В этих кластерах сосредоточены кадровый потенциал, сервисные службы, инженерные центры, поставщики сырья, комплектующих и оснастки. Это позволяет довести массовое производство до небывалого уровня эффективности. На текущем этапе этому монстру даже дешёвый труд уже не нужен, низкая себестоимость обеспечивается технологическими преимуществами и уровень жизни населения существенно вырос.Кроме того, по проторённому китайцами пути сейчас пытается пойти Индия и другие страны Юго-Восточной Азии. Понятно, что конкурировать с Индией по издержкам, связанным с дешевизной труда, инфраструктурными затратами (отопительный сезон) и транспортной доступностью (огромное побережье), Россия не сможет.
– Исходя из вышесказанного, какие первоочередные задачи Вы видите для отрасли?
В. М. Это развитие технологий и повышение производительности труда. Например, в Китае, с его преимуществами, осознали, что рост производительности труда и технологическое развитие производств даёт возможность повышать заработную плату, внутреннее потребление и уровень жизни населения. Поэтому при общем повышении заработной платы и уровня жизни цены на китайскую продукцию не растут, а в отдельных отраслях даже падают.При этом необходимо понимать, что само по себе повышение заработной платы, без стимулирования бизнеса к созданию высокопроизводительных рабочих мест, приведёт только к повышению инфляции.
– Господдержка промышленных отраслей крайне важна.Очевидно, что необходим стратегический подход для дальнейшего развития.
В. М. Необходимо, чтобы государственные органы имели чёткое представление о ситуации, сложившейся в каждой из отраслей обрабатывающей промышленности. В каждой из этих отраслей требуется выявить разрывы технологических цепочек: отсутствие сырья, материалов, комплектующих деталей, оснастки, инженерных и сервисных услуг. Часто именно данные разрывы препятствуют развитию отечественных производителей и заставляют их обращаться к импортёрам. Нужно также выработать механизм, с помощью которого органы власти совместно с бизнесом смогут разрабатывать и осуществлять проекты по запуску производства необходимых для обрабатывающих отраслей материалов и комплектующих, а также создания инжиниринговых и сервисных предприятий.Помимо этого,следует разработать комплекс мер, стимулирующий крупные предприятия, включая предприятия оборонно-промышленного комплекса, к повышению производительности труда и активного вовлечения их простаивающих мощностей в коммерческий оборот для отечественных заказчиков. Надо бороться с так называемой «зазаборной экономикой», когда крупные предприятия пытаются все операции и производства сосредоточить непосредственно внутри себя. Это явление препятствует углублению разделения труда и повышению производительности отечественной экономики.
– Василий Борисович, какие меры, на ваш взгляд,необходимо предпринять для активного развития отечественной промышленности?
В. М. Надо работать над созданием активно взаимодействующей профессиональной производственной среды, состоящей из малых и средних, сервисных и производственных предприятий, способных гибко и оперативно реагировать на запросы рынка. Активное вмешательство государства должно запустить самоподдерживающиеся процессы. В таком случае предприниматели будут видеть новые перспективные рынки и осваивать их, используя современные эффективные технологии производства и управления. Для работы с такими технологиями массово потребуются высококвалифицированные специалисты, спрос на которых проведёт к росту их зарплат, и для людей появятся стимулы получать востребованные специальности и квалификацию. Например, автоматизация мало затрагивает средние промышленные предприятия, массового спроса на специалистов нет и их мало. С другой стороны, те, кто использует роботов, отчаянно нуждается в специалистах и готов платить большие деньги. Массовый спрос позволит повысить количество специалистов, поднимет их квалификацию.Кроме того, рост зарплат приведёт к росту спроса на конечную продукцию, что обеспечит нормальную загрузку предприятий.Это в свою очередь должно поддерживать высокий уровень оплаты труда. Ростоплаты труда будет происходить вместе с увеличением эффективности экономики, развитием её структуры. Дополнительная прибавочная стоимость будет более справедливо перераспределяться между трудом и капиталом.
Реализовывать перечисленные меры необходимо как можно скорее. Текущие тенденции развития мировой экономики не оставляют нам выбора. Без развитой промышленной базы, способной конкурировать с ведущими мировыми производителями, будущее нашей страны под большим вопросом.