И вновь вернулись к воспитанию

Светлана Грищенкова, кандидат психологических наук

Не успела российская школа вынырнуть из пучины дистанционного обучения, как ее снова погружают в долгоиграющий эксперимент. Государственная Дума, аккурат перед уходом на каникулы, в режиме форс-мажора (сразу во втором и третьем чтении) приняла инициированный Президентом Закон «О воспитании». Заметим, Закон вступит в силу уже с 1 сентября 2020 года.

Правда, у школ, колледжей и вузов будет год (до 1.09.21) на то, чтобы скорректировать свои образовательные программы и включить туда рабочие программы воспитания и календарный план воспитательной работы.

Обидно за Президента. Через 20 лет своего правления он вынужден в ручном режиме по собственной инициативе возвращать в школу воспитание, когда-то распятое и деформированное новоявленными шептунами-реформаторами.

Это они, советники и помощники руководителя великого государства превратили образовательные учреждения в фабрики по натаскиванию к ЕГЭ, Это, согласно их «научным парадигмам», школы стали не учить и воспитывать, а оказывать образовательные УСЛУГИ. Это благодаря их стараниям, педагоги, превратились в роботов по написанию программ, проектов, стали невольными участниками пустых конкурсов и навороченных конференций. Результат? Разрушение признанной в мире советской системы образования, «с изжившей себя старой и ненужной коммунистической идеологией».

Ломать, не строить… А у тех, кто пришел строить, по-прежнему лом в руках и папка с документами под мышкой. До сегодняшнего дня народ не знает, что за государство мы строим, и какие люди этому государству нужны в будущем.

Отсутствие системы в формировании подходов к воспитанию молодежи в современных условиях привели к серьезным проблемам, а статистика «больного общества» такова.

Ежегодно родители оставляют в роддомах от 30 до 50 000 малышей, около 700 тыс. детей–сирот и детей, остаются без попечения родителей. По официальным данным количество самоубийств с 2020 года в России составляет около 2000 человек, из которых более трети- дети и подростки. Ежегодно в России из-за собственного алкоголизма и наркомании 50 000 отцов и матерей лишают родительских прав. Из 100% сирот, покинувших стены детского дома или интерната- 90% по оценкам экспертов никогда не адаптируются к нормально взрослой жизни. Не решается проблема с детской наркоманией, за последние 10 лет идет явная тенденция к омоложению: число взрослых наркоманов увеличилось в 8 раз; подростков – в 18 раз; детей – 24,3 раза.

Последние три года растет подростковая преступность. По данным прокуратуры, несовершеннолетние в России ежегодно совершают или участвуют более чем в 40 тысячах преступлений.

О чрезвычайной ситуации в обществе говорит и выросшее почти до 145 тысяч число подростков, поставленных в прошлом году на учет подразделениями по делам несовершеннолетних. Из них более чем 70 тысяч совершили административные правонарушения, не достигнув 16-летнего возраста.

Около половины осужденных в прошлом году несовершеннолетних воспитывались в семье с одним родителем. Почти десять процентов - воспитывались вне семьи и подавляющее большинство имело низкий уровень образования. Так, 80 % из них имели начальное или основное общее образование, еще 15% - среднее общее, и только 2% - среднее профессиональное. При этом четверть всех несовершеннолетних, как пишет «Российская газета» на момент совершения преступления нигде не учились и не были студентами.

Наши дети все чаще становятся «героями» криминальной хроники- они бьют и убивают друг друга, издеваются над животными и над взрослыми, идут наперекор родителям, друзьям и здравому смыслу – и на этой дороге все чаще не могут остановиться… Сотни случаев неконтролируемой детской агрессии. Не проходит и дня, чтобы в новостных лентах и социальных сетях не появлялись сообщения о том, что подростки жестоко избили или убили сверстника, прохожего, растерзали животных…

Несмотря на гневные комментарии общественности, возмущение школьных педагогов и родителей, программы и проекты, число таких случаев продолжает множиться.

С каким открытым презрением, на голубом глазу взрослые сами клеймят «совковое» прошлое, обсуждают и высмеивают педагогов, которые не соответствуют сегодняшним требованиям и надуманным стандартам. .Свобода приобрела невиданные размеры и больше напоминает вседозволенность. Хамство, грубость, надменность и невежество все чаще становятся атрибутами сегодняшней жизни.

Изгнав из школьной программы Павку Крчагина, Зою Космодемьянскую, летчика Мересьева, героев-молодогвардейцев наших детей стали готовить к новой «успешной» жизни. Той, которая отрицает героизм, искренность, честь, совесть. Все то, что делает Человека- Человеком!

Станет ли новый закон новым ориентиром в спасении наших детей? Пока непонятно. Честно говоря, проект очень тяжело читается и воспринимается, суть тонет в потоке слов и формулировок.

Советская власть последовательно работала с детьми, привлекая к написанию программ развития школы лучших педагогов- практиков. Не было шатания из стороны в сторону. Зарплата, нагрузка, программы- все было понятно педагогам. Школа была храмом знаний. Уважение к личности ребенка и учителя было главным ориентиром в работе.

Растерзанная, без кадров и притока свежей силы, как справится она с новыми задачами?

На примере Подмосковья совершенно очевидно, что оптимизация образования, постоянные лозунги и борьба за победителей олимпиад, упор на поиск одаренных оставляют за бортом огромное число обычным детей.

Пусть скажут чиновники от регионального образования, как учитель в первом классе может работать с переполненным классом, где вопреки всем санитарным нормам сидит больше 35 учеников? Какие глубокие воспитательные программы он может реализовать на деле?

Почему уменьшается количество бесплатных кружков, и кто устанавливает финансовые нормативы?

Где те, так и не созданные детские объединения и общественные организации взамен красногалстучной пионерии, которые смогут решать вопросы воспитания школьников? Почему вопреки мощной поддержке государства детское движение Юнармия так и не стало для ребят массовой организацией? Может потому, что создавалась она не для ребят, а в рамках очередного проекта- улучшить, расширить, охватить…?

Почему новоявленные эксперименты, пройдя апробацию на выборке в 100 человек, становятся ориентирами в преодолении проблем воспитания молодежи? Почему обычный разбор конфликтов превращается в школе в настойчивое предложение создать целые службы медиации? Зачем все эти искусственные формы охвата? Мы можем сколь угодно громко говорить о том, что финансовая поддержка выпускников педагогических вузов ведет в школы молодых учителей. Но это неправда. Учительский состав подмосковных учителей по-прежнему стареет. Школа держится на педагогах с 30-летним и более стажем работы, имеющих большой коэффициент психологического выгорания.

И в какой такой момент воспитанием перестали заниматься, что потребовалось вмешательство президента?

Да, воспитанием заниматься надо. Всем вместе. Не отгораживаясь четко прописанным функционалом, не переваливая на одну школу задание государственной важности.

И уж, если мы говорим о важности воспитания молодежи, давайте также громко скажем и о результатах государственной программы 2016-2020 гг., утвержденной Постановлением Правительства РФ 3.12.2015 г. и подписанной Д.Медведевым. С громким названием «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Миллиарды, выделенные на ее реализацию, а, что кардинально изменилось в обществе, сколько в рублевом эквиваленте стоит привить этот патриотизм молодежи? Кто поименно ответил за ее реализацию? Основной исполнитель- несуществующее уже Министерство образования и науки.

Образование должно включать не только знания и навыки, но и духовные, моральные ценности, которые формируют личность, объединяют общество, - сказал в своем выступлении председатель Госдумы Вячеслав Володин. - Важно избежать формального подхода, органично включить воспитание в образовательный процесс, не добавляя излишней бюрократической нагрузки на школы и вузы. Вопрос реализации закона на практике необходимо обсудить с профессиональным сообществом».

Правильно на все сто! А на деле в новом законе – ответственность отдана школе.

А и то, она ведь не исчезнет в ближайшее десятилетие, и, как показывает жизнь, поименно будет отвечать за все обозначенные ориентиры и показатели.

Пожелаем ей удачи в этой схватке за будущее наших детей.

 

МНЕНИЯ

 

Госдума приняла во втором и окончательном третьем чтении поправки в закон "Об образовании в РФ" по вопросам воспитания обучающихся. Эти поправки внес президент РФ Владимир Путин.

Как пишут официальные источники, в них есть подробное определение, что же такое - "воспитание", раскрывается механизм организации воспитательной работы, которая должна стать частью всех образовательных программ. Причем не только в школах, но и других образовательных организациях- колледжах и вузах.

Редакция газеты «Подмосковная правда» сразу же стала получать письма от читателей газеты и провела свой экспресс-опрос по изучению мнения жителей Подмосковья в отношении принятого закона и проблем воспитания в целом.

 

Считаю, что закон о возвращении воспитания в школы нужен. Школа всегда занималась воспитанием. Опасаюсь только за то, чтобы вместо настоящей нужной и полезной работы, педагоги не засели за заполнение многочисленных отчетов. Особенно это коснется классных руководителей. И тогда хорошая идея Президента утонет в бюрократических кабинетах местных чиновников. А пресловутые рейтинги школ по баллам не позволят ежедневно выполнять работу на отдаленный результат- воспитание здоровой молодежи во всех смыслах этого слова.

Оксана Смирнова,
cотрудник вуза

 

Я- многодетная мать и очень хочу, чтобы бесплатные секции и кружки стали неотъемлемой частью современной системы воспитания. Воспитание и образование- две части единого целого. В последние годы, школа все больше превращается в место передачи знаний. Образовательные услуги, которые стала оказывать школа, отдалили детей от «храма знаний», а объем материала не оставляет учителю времени просто и понятно поговорить на уроках о чести, совести, добре, дружбе. Классные часы все больше напоминают инструктажи о правилах поведении на улице и в общественных местах. Пропадает союз родителей и педагогов. Очень опасаюсь, что новый закон утонет в бумагах и фотоотчетах.

Оксана Богачева,
педагог, мать 5-х детей

 

Вся моя жизнь была связана с воспитанием детей и молодежи. Какая замечательная и интересная жизнь была у детей в детских организациях. Походы и песни у костра, сбор металлолома и макулатуры, игра «Зарница», конкурсы и вечера патриотической песни, работа клуба интернациональной дружбы. И, что важно – обучение детей самоуправлению. С маленького возраста они учились дружить, жить в коллективе, помогать отстающим. На все хватало времени. Сейчас в младших классах задачу по воспитанию детей выполняет учитель, порой, из-за нехватки педагогов, ведущий уроки в нескольких классах. Раньше это была пионерская вожатая, специально обученный педагог, работающий с младшим и средним звеном. Думаю, что в свете современных требований, одна школа не справится. Особенно беспокоит социальное сиротство, неблагополучные семьи, подростковая наркомания. Боюсь, что, увеличив доплату за классное руководство, теперь с учителя з три шкуры снимут». И за профилактику, и за неуспеваемость, и за прогулы, и за воспитание толерантности…

А решить задачу можно только при четкой организации и разделении полномочий всех институтов, работающих с молодежью.

До тех пор, пока школа оказывает УСЛУГИ, а не занимается КОМПЛЕКСНЫМ формированием личности, все останется на бумаге.

Необходима серьезная работа по повышению престижа профессии учителя, не как обслуживающего лица, а как наставника и авторитетного старшего товарища, профессионала. Это было! И было разрушено неоправданной критикой, унижением, насмешками и пересудами. Никакие доплаты молодежи не помогут, если не удастся вернуть авторитет учителя.

Филатова Анна Ивановна,
ветеран педагогического труда,
отличник народного просвещения

 

Вечные истины бытия.

Сегодняшние новомодные ученые- теоретики изобретают велосипеды, совершенно забыв о том, что великие русские педагоги, посвятившие изучению роли воспитания в формировании личности всю жизнь, сказали в своих трудах самые главные и незыблемые принципы и законы воспитания. Речь идет о работе Василия Александровича Сухомлинского (1918-1970 гг.) «О воспитании».

Эта книга составлена необычно: по странице, по абзацу, по строчке здесь собраны выдержки из многочисленных книг и статей В. А. Сухомлинского.

Учитывая принятый Государственной Думой закон, представляется чрезвычайно интересным ознакомиться с позицией величайшего советского педагога, чьи труды до сегодняшнего дня остаются актуальными во всем мире.

Известную мысль А. С. Макаренко о том, что в воспитании не может быть «уединенного средства», т. е. что нельзя все задачи воспитания решить одним средством, Сухомлинский развивает, показывая, что нельзя пользоваться одним средством и хоть какую-нибудь одну сторону из системы воспитания исключить. Стоит упустить что-нибудь одно: воспитание убеждений, воспитание человечности, воспитание трудолюбия, и уже не получится решить никакой другой задачи.

Приведу выдержки из книги.

«...Нельзя сводить духовный мир маленького человека к учению. Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы души ребенка были поглощены уроками, жизнь его станет невыносимой. Он должен быть не только школьником, но прежде всего человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями».

«В человеке, которого мы воспитываем, должны сочетаться нравственная чистота, духовное богатство, физическое совершенство».

«Воспитание в широком смысле - это многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления - и тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает…Такова природа нашего педагогического дела».

«Что такое учебно-воспитательный процесс? В нем три слагаемых: наука, мастерство, искусство...»

«Мастерство и искусство воспитания заключается в том, чтобы перед глазами воспитателя всегда было яркое представление о сущности этой гармонии. Человек - не механическое сложение всех добрых черт и качеств, а сочетание их в гармоническом единстве».

«Слово учителя приобретает воспитательную силу лишь тогда, когда действует сила личного примера старших, когда все другие воспитательные средства проникнуты нравственной чистотой и благородством».

«Любое воздействие на личность теряет свою силу, если нет сотни других воздействий, любая закономерность превращается в звук пустой, если не реализуются сотни других закономерностей».

«Быть хорошим учителем можно, только будучи хорошим воспитателем... Без участия в воспитательной работе вся педагогическая культура, все знания педагога являются мертвым багажом».

«Что значит «воспитание в узком смысле понятия»? И разве можно сформировать мировоззрения без обучения и образования? Разве можно воспитывать человеческую душу, не имея в виду того, что человек видит, узнает, познает, осмысливает в процессе образования? С другой стороны, разве мыслимо образование вне воспитания мировоззрения?»

«Воспитывать на уроках, и только на уроках, не возможно. Урок не самоцель: урок должен давать знание, развитие и интерес к чему-то особенному. Внеклассная работа не самоцель: ученик должен найти в чем-то интерес, чтобы разгорелся огонек духовной деятельности, чтобы укре-пилось чувство собственного достоинства».

Галина Сергеенкова,
педагог, стаж работы 40 лет

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.
Читайте также
Разгром гитлеровцев под Москвой - фундамент Великой Победы
Коммунисты г.о. Лотошино провели торжественные мероприятия в день 83-й годовщины начала общего контрнаступления советских войск в битве за Москву в Великой Отечественной войне.

Электростальские коммунисты провели памятные мероприятия
Концерт был посвящен сразу четырем знаменательным датам: Победы под Москвой, Дню конституции, Дню рождения Сталина и Дню рождения Советского Союза.

В Подмосковном Обкоме прошел субботник по уборке территории от снегопада
Основа работы Подмосковных коммунистов - товарищество и братство, помощь дружеского плеча.





 
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
 
                
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Точка зрения

Владимир КАШИН
заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам
Доклад Академика РАН В.И. Кашина на научной сессии общего собрания членов Отделения сельскохозяйственных наук Российской Академии Наук

Павел ГРУДИНИН
Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»
Заявление Бюро Московского областного отделения КПРФ в поддержку совхоза им. Ленина

Николай ВАСИЛЬЕВ
первый секретарь МК КПРФ, член Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам
Депутат Госдумы помог ликвидировать несанкционированную свалку

Константин ЧЕРЕМИСОВ
второй секретарь МК КПРФ, заместитель Председателя Мособлдумы
Вернем историческую правду!

Александр НАУМОВ
секретарь МК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме, заместитель Председателя Мособлдумы
Руководитель фракции КПРФ Александр Наумов помог дошкольному отделению в Тарасково в рамках инициативного бюджетирования

Сергей СТРЕЛЬЦОВ
Главный редактор газеты «Подмосковная правда», член Бюро МК КПРФ
Сергей Стрельцов: сельские территории незаслуженно обделены вниманием


 





 

 

 

контакты

Редакция газеты "Подмосковная Правда":
8-499-261-59-98

*******

E-mail: mkkprf@mail.ru

*******

Адрес:
115487, г. Москва,
ул. Нагатинская,
д. 26, корп. 2

Телефоны МК КПРФ:
8-499-263-05-08,
8-499-263-11-57

*******

Все данные

ГК КПРФ
в Московской области:
 
  • Официальный сайт КПРФ
  • Московский городской комитет КПРФ
  • Газета Советская Россия
  • Газета Правда
  • Газета Подмосковная Правда