Не успела российская школа вынырнуть из пучины дистанционного обучения, как ее снова погружают в долгоиграющий эксперимент. Государственная Дума, аккурат перед уходом на каникулы, в режиме форс-мажора (сразу во втором и третьем чтении) приняла инициированный Президентом Закон «О воспитании». Заметим, Закон вступит в силу уже с 1 сентября 2020 года.
Правда, у школ, колледжей и вузов будет год (до 1.09.21) на то, чтобы скорректировать свои образовательные программы и включить туда рабочие программы воспитания и календарный план воспитательной работы.
Обидно за Президента. Через 20 лет своего правления он вынужден в ручном режиме по собственной инициативе возвращать в школу воспитание, когда-то распятое и деформированное новоявленными шептунами-реформаторами.
Это они, советники и помощники руководителя великого государства превратили образовательные учреждения в фабрики по натаскиванию к ЕГЭ, Это, согласно их «научным парадигмам», школы стали не учить и воспитывать, а оказывать образовательные УСЛУГИ. Это благодаря их стараниям, педагоги, превратились в роботов по написанию программ, проектов, стали невольными участниками пустых конкурсов и навороченных конференций. Результат? Разрушение признанной в мире советской системы образования, «с изжившей себя старой и ненужной коммунистической идеологией».
Ломать, не строить… А у тех, кто пришел строить, по-прежнему лом в руках и папка с документами под мышкой. До сегодняшнего дня народ не знает, что за государство мы строим, и какие люди этому государству нужны в будущем.
Отсутствие системы в формировании подходов к воспитанию молодежи в современных условиях привели к серьезным проблемам, а статистика «больного общества» такова.
Ежегодно родители оставляют в роддомах от 30 до 50 000 малышей, около 700 тыс. детей–сирот и детей, остаются без попечения родителей. По официальным данным количество самоубийств с 2020 года в России составляет около 2000 человек, из которых более трети- дети и подростки. Ежегодно в России из-за собственного алкоголизма и наркомании 50 000 отцов и матерей лишают родительских прав. Из 100% сирот, покинувших стены детского дома или интерната- 90% по оценкам экспертов никогда не адаптируются к нормально взрослой жизни. Не решается проблема с детской наркоманией, за последние 10 лет идет явная тенденция к омоложению: число взрослых наркоманов увеличилось в 8 раз; подростков – в 18 раз; детей – 24,3 раза.
Последние три года растет подростковая преступность. По данным прокуратуры, несовершеннолетние в России ежегодно совершают или участвуют более чем в 40 тысячах преступлений.
О чрезвычайной ситуации в обществе говорит и выросшее почти до 145 тысяч число подростков, поставленных в прошлом году на учет подразделениями по делам несовершеннолетних. Из них более чем 70 тысяч совершили административные правонарушения, не достигнув 16-летнего возраста.
Около половины осужденных в прошлом году несовершеннолетних воспитывались в семье с одним родителем. Почти десять процентов - воспитывались вне семьи и подавляющее большинство имело низкий уровень образования. Так, 80 % из них имели начальное или основное общее образование, еще 15% - среднее общее, и только 2% - среднее профессиональное. При этом четверть всех несовершеннолетних, как пишет «Российская газета» на момент совершения преступления нигде не учились и не были студентами.
Наши дети все чаще становятся «героями» криминальной хроники- они бьют и убивают друг друга, издеваются над животными и над взрослыми, идут наперекор родителям, друзьям и здравому смыслу – и на этой дороге все чаще не могут остановиться… Сотни случаев неконтролируемой детской агрессии. Не проходит и дня, чтобы в новостных лентах и социальных сетях не появлялись сообщения о том, что подростки жестоко избили или убили сверстника, прохожего, растерзали животных…
Несмотря на гневные комментарии общественности, возмущение школьных педагогов и родителей, программы и проекты, число таких случаев продолжает множиться.
С каким открытым презрением, на голубом глазу взрослые сами клеймят «совковое» прошлое, обсуждают и высмеивают педагогов, которые не соответствуют сегодняшним требованиям и надуманным стандартам. .Свобода приобрела невиданные размеры и больше напоминает вседозволенность. Хамство, грубость, надменность и невежество все чаще становятся атрибутами сегодняшней жизни.
Изгнав из школьной программы Павку Крчагина, Зою Космодемьянскую, летчика Мересьева, героев-молодогвардейцев наших детей стали готовить к новой «успешной» жизни. Той, которая отрицает героизм, искренность, честь, совесть. Все то, что делает Человека- Человеком!
Станет ли новый закон новым ориентиром в спасении наших детей? Пока непонятно. Честно говоря, проект очень тяжело читается и воспринимается, суть тонет в потоке слов и формулировок.
Советская власть последовательно работала с детьми, привлекая к написанию программ развития школы лучших педагогов- практиков. Не было шатания из стороны в сторону. Зарплата, нагрузка, программы- все было понятно педагогам. Школа была храмом знаний. Уважение к личности ребенка и учителя было главным ориентиром в работе.
Растерзанная, без кадров и притока свежей силы, как справится она с новыми задачами?
На примере Подмосковья совершенно очевидно, что оптимизация образования, постоянные лозунги и борьба за победителей олимпиад, упор на поиск одаренных оставляют за бортом огромное число обычным детей.
Пусть скажут чиновники от регионального образования, как учитель в первом классе может работать с переполненным классом, где вопреки всем санитарным нормам сидит больше 35 учеников? Какие глубокие воспитательные программы он может реализовать на деле?
Почему уменьшается количество бесплатных кружков, и кто устанавливает финансовые нормативы?
Где те, так и не созданные детские объединения и общественные организации взамен красногалстучной пионерии, которые смогут решать вопросы воспитания школьников? Почему вопреки мощной поддержке государства детское движение Юнармия так и не стало для ребят массовой организацией? Может потому, что создавалась она не для ребят, а в рамках очередного проекта- улучшить, расширить, охватить…?
Почему новоявленные эксперименты, пройдя апробацию на выборке в 100 человек, становятся ориентирами в преодолении проблем воспитания молодежи? Почему обычный разбор конфликтов превращается в школе в настойчивое предложение создать целые службы медиации? Зачем все эти искусственные формы охвата? Мы можем сколь угодно громко говорить о том, что финансовая поддержка выпускников педагогических вузов ведет в школы молодых учителей. Но это неправда. Учительский состав подмосковных учителей по-прежнему стареет. Школа держится на педагогах с 30-летним и более стажем работы, имеющих большой коэффициент психологического выгорания.
И в какой такой момент воспитанием перестали заниматься, что потребовалось вмешательство президента?
Да, воспитанием заниматься надо. Всем вместе. Не отгораживаясь четко прописанным функционалом, не переваливая на одну школу задание государственной важности.
И уж, если мы говорим о важности воспитания молодежи, давайте также громко скажем и о результатах государственной программы 2016-2020 гг., утвержденной Постановлением Правительства РФ 3.12.2015 г. и подписанной Д.Медведевым. С громким названием «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Миллиарды, выделенные на ее реализацию, а, что кардинально изменилось в обществе, сколько в рублевом эквиваленте стоит привить этот патриотизм молодежи? Кто поименно ответил за ее реализацию? Основной исполнитель- несуществующее уже Министерство образования и науки.
Образование должно включать не только знания и навыки, но и духовные, моральные ценности, которые формируют личность, объединяют общество, - сказал в своем выступлении председатель Госдумы Вячеслав Володин. - Важно избежать формального подхода, органично включить воспитание в образовательный процесс, не добавляя излишней бюрократической нагрузки на школы и вузы. Вопрос реализации закона на практике необходимо обсудить с профессиональным сообществом».
Правильно на все сто! А на деле в новом законе – ответственность отдана школе.
А и то, она ведь не исчезнет в ближайшее десятилетие, и, как показывает жизнь, поименно будет отвечать за все обозначенные ориентиры и показатели.
Пожелаем ей удачи в этой схватке за будущее наших детей.
МНЕНИЯ
Госдума приняла во втором и окончательном третьем чтении поправки в закон "Об образовании в РФ" по вопросам воспитания обучающихся. Эти поправки внес президент РФ Владимир Путин.
Как пишут официальные источники, в них есть подробное определение, что же такое - "воспитание", раскрывается механизм организации воспитательной работы, которая должна стать частью всех образовательных программ. Причем не только в школах, но и других образовательных организациях- колледжах и вузах.
Редакция газеты «Подмосковная правда» сразу же стала получать письма от читателей газеты и провела свой экспресс-опрос по изучению мнения жителей Подмосковья в отношении принятого закона и проблем воспитания в целом.
Считаю, что закон о возвращении воспитания в школы нужен. Школа всегда занималась воспитанием. Опасаюсь только за то, чтобы вместо настоящей нужной и полезной работы, педагоги не засели за заполнение многочисленных отчетов. Особенно это коснется классных руководителей. И тогда хорошая идея Президента утонет в бюрократических кабинетах местных чиновников. А пресловутые рейтинги школ по баллам не позволят ежедневно выполнять работу на отдаленный результат- воспитание здоровой молодежи во всех смыслах этого слова.
Оксана Смирнова,
cотрудник вуза
Я- многодетная мать и очень хочу, чтобы бесплатные секции и кружки стали неотъемлемой частью современной системы воспитания. Воспитание и образование- две части единого целого. В последние годы, школа все больше превращается в место передачи знаний. Образовательные услуги, которые стала оказывать школа, отдалили детей от «храма знаний», а объем материала не оставляет учителю времени просто и понятно поговорить на уроках о чести, совести, добре, дружбе. Классные часы все больше напоминают инструктажи о правилах поведении на улице и в общественных местах. Пропадает союз родителей и педагогов. Очень опасаюсь, что новый закон утонет в бумагах и фотоотчетах.
Оксана Богачева,
педагог, мать 5-х детей
Вся моя жизнь была связана с воспитанием детей и молодежи. Какая замечательная и интересная жизнь была у детей в детских организациях. Походы и песни у костра, сбор металлолома и макулатуры, игра «Зарница», конкурсы и вечера патриотической песни, работа клуба интернациональной дружбы. И, что важно – обучение детей самоуправлению. С маленького возраста они учились дружить, жить в коллективе, помогать отстающим. На все хватало времени. Сейчас в младших классах задачу по воспитанию детей выполняет учитель, порой, из-за нехватки педагогов, ведущий уроки в нескольких классах. Раньше это была пионерская вожатая, специально обученный педагог, работающий с младшим и средним звеном. Думаю, что в свете современных требований, одна школа не справится. Особенно беспокоит социальное сиротство, неблагополучные семьи, подростковая наркомания. Боюсь, что, увеличив доплату за классное руководство, теперь с учителя з три шкуры снимут». И за профилактику, и за неуспеваемость, и за прогулы, и за воспитание толерантности…
А решить задачу можно только при четкой организации и разделении полномочий всех институтов, работающих с молодежью.
До тех пор, пока школа оказывает УСЛУГИ, а не занимается КОМПЛЕКСНЫМ формированием личности, все останется на бумаге.
Необходима серьезная работа по повышению престижа профессии учителя, не как обслуживающего лица, а как наставника и авторитетного старшего товарища, профессионала. Это было! И было разрушено неоправданной критикой, унижением, насмешками и пересудами. Никакие доплаты молодежи не помогут, если не удастся вернуть авторитет учителя.
Филатова Анна Ивановна,
ветеран педагогического труда,
отличник народного просвещения
Вечные истины бытия.
Сегодняшние новомодные ученые- теоретики изобретают велосипеды, совершенно забыв о том, что великие русские педагоги, посвятившие изучению роли воспитания в формировании личности всю жизнь, сказали в своих трудах самые главные и незыблемые принципы и законы воспитания. Речь идет о работе Василия Александровича Сухомлинского (1918-1970 гг.) «О воспитании».
Эта книга составлена необычно: по странице, по абзацу, по строчке здесь собраны выдержки из многочисленных книг и статей В. А. Сухомлинского.
Учитывая принятый Государственной Думой закон, представляется чрезвычайно интересным ознакомиться с позицией величайшего советского педагога, чьи труды до сегодняшнего дня остаются актуальными во всем мире.
Известную мысль А. С. Макаренко о том, что в воспитании не может быть «уединенного средства», т. е. что нельзя все задачи воспитания решить одним средством, Сухомлинский развивает, показывая, что нельзя пользоваться одним средством и хоть какую-нибудь одну сторону из системы воспитания исключить. Стоит упустить что-нибудь одно: воспитание убеждений, воспитание человечности, воспитание трудолюбия, и уже не получится решить никакой другой задачи.
Приведу выдержки из книги.
«...Нельзя сводить духовный мир маленького человека к учению. Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы души ребенка были поглощены уроками, жизнь его станет невыносимой. Он должен быть не только школьником, но прежде всего человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями».
«В человеке, которого мы воспитываем, должны сочетаться нравственная чистота, духовное богатство, физическое совершенство».
«Воспитание в широком смысле - это многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления - и тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает…Такова природа нашего педагогического дела».
«Что такое учебно-воспитательный процесс? В нем три слагаемых: наука, мастерство, искусство...»
«Мастерство и искусство воспитания заключается в том, чтобы перед глазами воспитателя всегда было яркое представление о сущности этой гармонии. Человек - не механическое сложение всех добрых черт и качеств, а сочетание их в гармоническом единстве».
«Слово учителя приобретает воспитательную силу лишь тогда, когда действует сила личного примера старших, когда все другие воспитательные средства проникнуты нравственной чистотой и благородством».
«Любое воздействие на личность теряет свою силу, если нет сотни других воздействий, любая закономерность превращается в звук пустой, если не реализуются сотни других закономерностей».
«Быть хорошим учителем можно, только будучи хорошим воспитателем... Без участия в воспитательной работе вся педагогическая культура, все знания педагога являются мертвым багажом».
«Что значит «воспитание в узком смысле понятия»? И разве можно сформировать мировоззрения без обучения и образования? Разве можно воспитывать человеческую душу, не имея в виду того, что человек видит, узнает, познает, осмысливает в процессе образования? С другой стороны, разве мыслимо образование вне воспитания мировоззрения?»
«Воспитывать на уроках, и только на уроках, не возможно. Урок не самоцель: урок должен давать знание, развитие и интерес к чему-то особенному. Внеклассная работа не самоцель: ученик должен найти в чем-то интерес, чтобы разгорелся огонек духовной деятельности, чтобы укре-пилось чувство собственного достоинства».
Галина Сергеенкова,
педагог, стаж работы 40 лет