2 сентября 1945 года на борту американского крейсера «Миссури» Япония подписала Акт о безоговорочной капитуляции, который обязывал правительство «чётно выполнять условия Потсдамской декларации». Еще за несколько дней до подписания этого исторического документа, преемник Рузвельта Г. Трумэн сообщил Сталину, что ему известно о согласии Рузвельта поддержать «приобретение этих островов советской стороной» и выразил готовность оказать «нашу поддержку Вашего желания получить в постоянное владение все Курильские острова»
Здесь надо процитировать наиважнейший исторический документ, в котором пожалуй полностью расставлены все акценты по восстановлению исторической справедливости по возврату наших земель в лоно России, в своем обращении к народу от 2 сентября 1945 года, Верховный Главнокомандующий писал: «У нас есть еще свой особый счет к Японии… Япония… воспользовавшись поражением царской России для того, чтобы отхватить от России Южный Сахалин, утвердиться на Курильских островах и, таким образом, закрыть на замок для нашей страны на Востоке все выходы в океан…
Поражение русских войск в 1904 году… оставило в сознании народа тяжелые воспоминания. Оно легло на нашу страну черным пятном. Наш народ верил и ждал, что наступит день, когда Япония будет разбита и пятно будет ликвидировано. Сорок лет ждали мы, люди старого поколения, этого дня. И вот, этот день наступил…».
По всякому можно относиться и к стремлению Сталина установить советское господство на северном Хоккайдо, многие историки рассматривают это как советскую экспансию на Дальнем Востоке, мне же представляется, что в новой геополитической реальности, нашему Верховному главнокомандующему приходилось просто лавировать с союзниками, обладающими дьявольской бомбой, чтобы отстоять советский суверенитет на вновь приобретённых Курилах.
Сталин довольно резко и безапелляционно отверг требования США о предоставлении американцам баз на наших островах, сообщив Трумэну, что :«требования такого рода обычно предъявляются либо побеждённому государству, либо такому союзному государству, которое само не в состоянии защитить ту или иную часть своей территории».
Таким образом Советский Союза дал понять, что во исполнение Ялтинских соглашений, наша страна обладает правом распоряжаться всеми Курилами, что было и подтверждено 29 января 1946 года в Меморандуме главнокомандующего союзных держав Макартура японскому императорскому правительству, в котором прямо указывалось, что из под юрисдикции государственной или административной власти Японии исключаются все находящиеся к северу от Хоккайдо острова, в том числе, «группа островов Хабомаи (Хапомандзё), включая острова Сусио, Юри, Акиюри, Сибюоцу и Тараку, а также остров Шикотан» (От «холодной войны» к трехстороннне6му сотрудничеству в Азиатско-Тихоокеанском регионе. М.,1993,с. 139).
Война в Корее, гражданская война в Китае…по сути, триумфальное шествие советской власти в Тихоокеанско - Дальневосточном регионе вынуждало вчерашних союзников укреплять свои позиции на Дальнем Востоке, в том числе через марионеточные режимы, открывать военные базы, в той же Японии, оснащать оружием и обучать военному делу различные воинские формирования, именуемыми силами самообороны.
Сейчас кончено можно хихикать и иронизировать насчет миролюбивой политики Советского Союза, но глубокий анализ внешнеполитических действий советского руководства, показывает, что политика нашего государства была и оставалась миролюбивой, ведь мы никогда не развязывали агрессивные войны, а лишь являлись невольными их участниками, втянутыми из-за прямой экспансии противника и их союзников на нашей суверенной территории.
Двойные, а порой и тройные стандарты, заложенные вчерашними союзниками внесли свою лепту в советско - российско - японские отношения, и несмотря на то, что за последние тридцать - сорок лет они, на мой взгляд, по праву могут считаться добрососедскими, определённая заминка, связанная с «северными территориями» еще долго будет предметом разногласия между нашими странами.
Шел 1950 год, американские оккупационные войска все еще находились в Японии, и в очередной раз выполняли миссию по поддержанию «мира и безопасности» в регионе, параллельно глава американкой миссии по заключению мирного договора с Японией Дж. Даллес, назначенный на сей пост в начале 1950 года, на пресс-конференции прямо заявил: «Как вы знаете, СССР настаивает, чтобы любая дискуссия в отношении будущего Японии проводилась Советом министров иностранных дел, который предусматривает право «вето». Япония же должна сама сделать выбор и взять на себя ответственность за оборону страны против угрозы косвенной агрессии».
Не трудно догадаться о какой «косвенной агрессии» говорил американец, кого рассматривали в виде потенциального агрессора вчерашние союзники. Итак, Конференция для подписания мирного договорно была назначена в Сан-Франциско на 4 сентября 1951 года, с довольно тенденциозным составом участников, большинство из которых были представлены странами не воевавшими с Японией, среди которых было 21 латиноамериканских государства, по семь африканских и европейских стран, КНР, Монголия, Вьетнам и КНДР кончено же не получили приглашений на этот саммит, кроме того, протестуя против рассмотрения вопросов о репарации со стороны Японии, конференцию проигнорировали Индия и Бирма.
Представлявший Советский Союз А.А. Громыко, выступивший об обязательном участии в данном соглашении представителя КНР не смог, по понятным причинам добиться этого, но тем не менее в очередной раз сказал аргументированное «нет» возможности подписания этого документа со стороны нашей страны, что и понятно, ведь прямо пересматривались итоги предшествующих международных соглашений, в том числе Ялтинскому соглашения, лишая советского суверенитета над Южным Сахалином и Курильским островами.
Высказывая свои замечания к данному Соглашению, советский представитель указал на недопустимость милитаризации Японии, пребывания иностранных оккупационных войск на ее территории, не был рассмотрен вопрос о возмещении ущерба, нанесенного японской военщиной другим странам, что кстати поддержали не только наши союзники, Польша и Чехословакия, но и Египет, Саудовская Аравия, Сирия и Ирак.
При таких условиях, Советский Союз конечно же не подписал мирный договор, который фактически спустя шесть лет после кровопролитной войны пересматривал полностью ее итоги.
При всем при том, нельзя сказать о какой-то ненависти и лютой вражде между советским и японским народом, наша страна, как впрочем и Япония стремились к добрососедским отношениями и хотели хорошего мира.
В 1954 году в парламенте Японии победила Демократическая партия во главе с Итиро Хатоямой, который выступал за самостоятельность и независимость своего государства, развитие торговли со странами соцлагеря для устранения недоверия и предотвращения предстоящей войны.
Посыл японского политика с воодушевлением восприняла и Москва, 11 сентября 1954 года, В. Молотов в ответах японскому журналисту сообщил о желании нормализовать отношения между странами и о возможности обмена торговыми миссиями на условиях равноправия и взаимности. В целом, с приходам Хутоямы, процесс мирного урегулирования, конечно же без «помощи третьих стран», между нашими странами получил значительное ускорение, так в проекте советско - японского мирного договора, предусматривалась возможность принятия Японии в ООН, а также соглашения и конвенции о торговле, мореплавании, рыболовстве, консульских отношениях… наша страна также отказывалась от репарационных претензий к стране Восходящего Солнца, ставился вопрос о репатриации и досрочном освобождении японских заключённых, то есть нашей страной практически были выполнены все просьбы и пожелания восточного партнера, за исключением территориальных вопросов, которые требуют особого рассмотрения.
Вопросы передачи всех Курильских островов или хотя бы так называемой, гряды Хабомаи, которую рассматривались, с подачи Японии дипломатами двух стран, на протяжении 1955-1956 г.г. на переговорах в Лондоне и Москве, были катализированы Н.С. Хрущевым, который на переговорах с министром сельского и лесного хозяйства Японии Конопрямо заявил: «Кунашир и Итуруп здесь совершенно не причем, вопрос о них давно решен. Экономически эти территории не имеют никакого значения. Наоборот, они нам приносят сплошной убыток т ложатся тяжелым бременем на бюджет. Но тут играют решающую роль соображения престижа страны, а также стратегическая сторона дела».
После небольших корректировок, 19 октября 1956 была подписана совместная декларация СССР и Японии, согласно которой СССР соглашалась на передачу Японии островов Хабомаи и острова Сиктоан. Фактическая передача этих островов будет осуществлена после заколочена я Мирного договора.
К счастью, Япония и США не смогли воспользоваться этим дипломатическим провалом советского руководства, американцы не вывели свои войска с японской территории, заключив в 1960 году двустороннее соглашение с США, фактически направленное против нашей страны и Китая.
В последующие годы, наша страна придерживалась понятной и обоснованной позиции, об отсутствии территориальных проблем между нашими странами, с приходом к власти М.С. Горбачева, Япония вязалась реализовывать незавершённые утопические проекты, к счастью реформаторские начиная Михаила Сергеевича не добрались до Курил и его визит в Японию в апреле 1991 года, не имел того знакового значения, о котором мечтали наши восточные соседи.
Не имели серьёзных юридических последствий заявления и нелепые подвижки экстравагантного Б.Н. Ельцина по Курильcкому вопросу, благо сильная парламентская оппозиция у себя в стране не позволяла главе государства распоряжаться исконно русской замлей по своему или ещё чьему - либо усмотрению.
Проходят годы, иногда мы слышим, а иной раз и довольно громко о том, что надо отдать каких - то несколько островков, которых толком и не разглядеть на географической карте, что надо налаживать отношения с Японией и жить добрсоседски.
С последним соглашусь и с полной уверенностью, как человек проехавший Японию от Хирацуки до Вакканая могу сказать что какого-либо негатива, предвзятости к русским я не видел, видел только хорошее человеческое отношение ко мне и моим соотечественникам.
Да, мы должны, мы обязаны развивать добрососедские отношения, много отраслей экономики в которых мы можем сотрудничать, нам многому чему можно научиться у японцев, будучи патриотом, человеком беззаветно любящим свою Родину я вот уже на протяжении последних 20 лет, как и многие русские люди использую только японскую технику, будь то автомобили (ну не могу я воспринять УАЗ - Патриот в качестве хорошего автомобиля) или моторные лодки, квадроциклы, которые увы, далеко не конкуренты нашим аналогам, мы с удовольствием посещаем японские кафе и едим палочками суши и пьём сакэ, смотрим японские фильмы и гордимся японскими традициями и культурой, прежде всего по уважению к старшему поколению и отношению к детям, сохранению народных традиций в этой высокотехнологической развитой стране…
Так может это и есть тот самый Мирный договор, пусть не прописанный на бумаге, но эффективно работающий на деле?