20 июня отмечается День медицинского работника.
По данным опроса, проведенного ВЦИОМ в конце 2020 года, ситуацию в российской медицине назвали более или менее удовлетворительной 45% россиян, но только 12% считают, что в системе здравоохранения все хорошо. Соответственно практически половина россиян не довольны состоянием дел в этой важнейшей сфере.
При этом большинство респондентов доверяют врачам и считают эту профессию престижной: 36% опрошенных оценили свое доверие на высший балл по пятибалльной шкале, на 4 балла – 26%, на 3 – 22%. Не доверяют или скорее не доверяют медицинским работникам 11%.
Очевидно, что недовольство людей состоянием дел в здравоохранении является следствием проводимых «реформ», которые, по сути, являлись разрушением этой сферы. Как результат доступность медицины упала.
В.И.Кашин, выступая 22 сентября 2015 года в ГД констатировал, что в результате реформ примерно 48% затрат на здравоохранение осуществляется за счёт населения, происходит массовое закрытие лечебных учреждений и сокращение врачей. При этом, по данным на конец 2015 года, практикующих врачей в РФ оказалось на 22% меньше, чем необходимо по штатным нормативам, а дефицит коек в стационарах составил 23%; доступность медпомощи для россиян снизилась по ряду факторов, а на селе, где обеспеченность врачами в 3,5 раза ниже, чем в городе, смертность по итогам 2014 года на 15% опередила городскую.
Сокращения продолжались и впоследствии. Согласно ведомственной статистике Минздрава РФ в 2018 году в стране было 4390 больниц, с числом коек 1044875. Для сравнения: в 1990 году больниц было 12,8 тыс., коек – 2038000. Коечный фонд сократился вдвое.
Что касается кадрового обеспечения. Численность врачей в 2018 году составляла 548,8 тыс. человек, среднего медперсонала 1224,2 тыс. (обеспеченность врачами в 2018 году составляла 37,4 на 10000 человек, средним медицинским персоналом – 86,2 на 10000 человек).
В 1990 году врачей было 694,7 тыс (обеспеченность на 10000 населения составляла 47), численность среднего медперсонала – 1817 тыс. (на 10000 населения приходилось 123 работника).
Кадровый дефицит медработников в 2019 году, по оценками Минздрава, составлял 155,8 тысячи человек: не хватало 25,2 тысячи врачей и 130,6 тысячи среднего медицинского персонала
Борьба против повальных сокращений медицинского персонала является одним из важнейших направлений борьбы медиков за свои права.
Мы помним массовые митинги медработников в Москве и в других городах против «оптимизации» больниц и массовых увольнений в 2014 году.
Во многих городах объявляются «итальянские» забастовки врачей, медиков скорой помощи.
В 2019 году всей стране стала известна борьба санитарок и младших медсестер Анжеро-Судженска, против незаконного перевода их в уборщицы. Это был фактически первый в стране опыт организованного сопротивления массовой ликвидации младшего медперсонала под предлогом «оптимизации».
По оценке профсоюзных работников «Острейшей проблемой последних лет стала проводимая с нарушениями спецоценка условий труда (СОУТ), по итогам которой у медработников отменяются или сокращаются дополнительные отпуска, снижаются надбавки за «вредность», увеличивается продолжительность рабочей недели».
Эта борьба не является напрасной. Там, где медики активно и организованно отстаивают свои права, им удается решить многие проблемы.
Одной из острых проблем остается зарплата. Как обычно, официальные средние данные не отражают в полной степени реальность.
По данным Росстата, размер среднемесячной заработной платы на 1 работника в здравоохранении по России за I квартал 2021 года составил – 49 898,2 руб., что на 2,4% ниже аналогичного показателя за 2020 год.
При этом в 47 регионах (всего в стране 85 регионов) зарплата от 29 тыс до 40 тыс рублей (это 58% всех медработников); в 23 регионах – от 40 до 55 тысяч (28%); и в 11 регионах до 102,9 тыс, что составляет 14% медработников. Таким образом, при средней зарплате в 49,9 тыс рублей, большинство медицинских работников в стране получают меньше 40 тыс рублей.
По категориям медработников. Так, средняя зарплата врача за 1 квартал 2021 года составила 87,1 тыс. рублей; среднего медперсонала – 44,4 тыс. рублей; младшего медицинского персонала – 38,0 тыс. рублей.
Одной из проблем и очевидных несправедливостей является значительная разница в зарплатах по регионам. В настоящее время на общественное обсуждение представлен проект новой отраслевой системы оплаты труда.
В соответствии с ним требования к формированию окладов, ставок, перечням компенсационных и стимулирующих выплат и условиям их назначения и т.д. должно определять правительство России, а не власти субъектов или руководители медорганизаций.
Предполагается, что тем самым зарплаты медработников в разных регионах будут выровнены, как и ситуация с дефицитом специальностей в одном регионе и их избытком в другом.
В этом году пилотный проект будет начат в семи регионах – Якутии, Белгородской, Курганской, Омской, Оренбургской, Тамбовской областях и Севастополе. Он продлится с ноября 2021 по март 2022 года.
Однако, по мнению экспертов, заявленные цели не будут достигнуты без серьезного увеличения финансирования отрасли. По данным Счетной палаты, во многих регионах есть дефицит финансирования территориальных программ ОМС. Разница в финансовом обеспечении между субъектами доходит до 3,5 раз на одного застрахованного. И не редки случаи, как в Красноярском крае, власти которого решили в мае этого года сэкономить на доплатах медработникам, подменяющим коллег-отпускников. В Минздраве региона объяснили это тем, что медучреждения все чаще жалуются на нехватку средств.
Что касается дефицита кадров, то правительство предлагает решить эту проблему реализацией Федерального проекта «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами». В ходе его реализации будут разработаны 5 тысяч новых образовательных модулей, созданы 114 аккредитационно-симуляционных центров для обучения врачей. При этом все вопросы материальной и социальной поддержки медицинских работников федеральный центр опять перекладывает на регионы. «Нацпроект рекомендует регионам внедрять меры дополнительной социальной поддержки медработников: выделение жилой площади, страхование жизни и здоровья, доплаты медицинским работникам–пенсионерам, а также медикам, живущим в сельской местности».
В каждом регионе разработан свой проект. Согласно Паспорту регионального проекта «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами» Московской области на 2019–2024 гг., предполагается, что обеспеченность врачами на 10000 населения к 2024 году достигнет 39,8. Базовое значение (это 2017 год) составляет 32,3. Т.е. за семь лет хорошо бы приблизиться к 1990 году, когда обеспеченность уже была 39,3!
Какой показатель должен иметь взрывной рост, так это «доля специалистов, допущенных к профессиональной деятельности через процедуру аккредитации». К 2024 году почти 77% работников должны пройти через аккредитацию. Аккредитация позиционируется Минздравом как средство повышения качества медицинской помощи.
Также как и непрерывное образование медицинских работников, которым к 2024 году должны быть охвачены 96 тыс человек.
Как показывает практика, даже самые правильно звучащие намерения правительства оборачиваются профанацией, но с усложнением и ухудшением жизни людей.
Вот как об аккредитации говорится в проекте. «Внедрение принципиально новой процедуры допуска к осуществлению профессиональной деятельности – аккредитации специалистов, основанной на независимой оценке экспертами профессионального сообщества уровня навыков и компетенций специалиста по конкретной специальности, позволяет создать систему допуска в профессию только квалифицированных специалистов».
А в реальности, в январе 2020 года вышел приказ Минздрава, согласно которому «периодическая аккредитация включает в себя один этап – оценку портфолио». Как отмечают эксперты, «Приказ не содержит ответа на вопрос: кого готовим врачей или манекенщиц или какова процедура оценки портфолио (зачем нужны в этой схеме ВУЗы со своими аккредитационными комиссиями), если все «псевдоучебные» мероприятия из портфолио и так зафиксированы на сайте НМО, включая объем «полученных кредитов в процессе движения по индивидуальной образовательной траектории».
Что же касается непрерывного медицинского образования, то оно, по мнению многих экспертов «выродилось в «частный» сайт с бессистемной регистрацией одних и тех же мероприятий на разные даты с повторным рецензированием разными экспертами. «Учебные» мероприятия проводятся фарм компаниями и другими субъектами в том числе в форме ООО, не имеющими даже лицензии на образовательную деятельность».
И именно на этом портале многих медицинских работников заставляют регистрироваться. В проекте об этом сказано, что будет «Обеспечена возможность всем врачам Московской области повышать свою квалификацию в рамках непрерывного медицинского образования посредством использования федерального портала непрерывного медицинского образования, в том числе с использованием размещенных на нем интерактивных образовательных модулей, путем формирования индивидуальной образовательной траектории с учетом уровня компетенции врача и профессиональной потребности».
Только не понятно, в чем будет заключаться обеспечение? Будут ли предоставляться технические возможности, или это время будет учитываться как рабочее и оплачиваться? Сомнительно. Значит опять у медиков возрастет нагрузка. И самое главное, как подчеркивают эксперты «интерактивные образовательные модули, семинары и конференции, онлайн-курсы, представленные на портале НМО, не имеют никакого отношения к тому, что в соответствии с законодательством Российской Федерации является повышением квалификации».
Сегодня практически всем очевидно, что проводимая властью политика, все принимаемые ею решения ухудшают ситуацию во всех сферах. Не важно некомпетентность это или злонамеренность. Очевидно, что только левый поворот, суверенная социально ориентированная политика, проводимая правительством народного доверия, позволит разрешить имеющиеся острые проблемы, возродить экономику, медицину, все сферы жизнедеятельности общества, сохранить жизни и здоровье наших граждан, богатства нашей Родины.