Актуальные вопросы совершенствования государственной природоохранной политики.
Уважаемые товарищи!
В период, с 2012 по 2016 годы, в законодательстве нами был создан мощный экологический каркас, призванный обеспечить последовательное повышение экологической эффективности экономики России.
Был принят 219-й Федеральный закон, которым удалось концептуально поменять систему экологического нормирования качества окружающей среды, заложив в ее основу принцип наилучших доступных технологий. Нами был существенно переработан подход к осуществлению государственного экологического надзора с упором на его дифференциацию в зависимости от степени экологической опасности объектов контроля. При этом нам удалось продавить решение о внедрении автоматизированной системы контроля за сбросами и выбросами, в развитие которого были определены 300 крупнейших предприятий каждой источник загрязнения у которых должен непрерывно, 24 часа 7 дней в неделю, контролироваться специальными датчиками, в онлайн режиме передающими полную информацию о составе газов или стоков в контролирующие органы государственной власти. Большое внимание было уделено обеспечению эффективности перехода экономики на новый экологический уклад, для чего был принят четкий план, предусматривающий поэтапное вступление в силу отдельных норм закона и последовательное укрепление на данном направлении системы межведомственной кооперации с оптимизацией многих полномочий.
С принятием 458-го Федерального закона в России начался переход к новой системе обращения с отходами, призванной обеспечить отказ от захоронения отходов на полигонах в пользу их переработки во вторичное сырье. Для этого была создана единая вертикаль ответственности, детально перераспределены полномочия федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. При этом были восстановлены все системы, работающие на направлении лицензирования в области обращения с отходами и государственного экологического надзора в этой сфере. Это должно было обеспечить прорыв в борьбе с незаконными свалками и постепенное закрытие санкционированных полигонов захоронения отходов с последующей рекультивацией территорий.
Было существенно укреплено лесное законодательство.
415-й Федеральный закон установил действенный механизм контроля за оборотом заготовленной древесины, а также и создал условия искоренения фактов незаконных рубок лесных насаждений. 27-й Федеральный закон создал условия для более эффективного осуществления лесохозяйственных мероприятий, в том числе воспроизводства лесов и лесовосстановления через специализированные государственные учреждения. 353-й Федеральный закон установил правовые основы создания вокруг городов лесопарковых зеленых поясов. 455-й Федеральный закон решил наиболее сложные вопросы охраны лесов от вредителей и болезней.
Особо охраняемые природные территории получили новую, более эффективную систему управления, в том числе их создания и финансирования, в том числе повышена роль участия граждан в принятии органами государственной власти соответствующих решений. (361-й и 406-й федеральные законы).
В общей сложности обеспечить качественные изменения природоохранного законодательства были призваны 45 федеральных законов, единогласно поддержанных наукой и экологической общественностью.
Но Единая Россия неуклюже, по-медвежьи разорвала созданный каркас переносом сроков вступления в силу многих важнейших законодательных статей, превратив государственную природоохранную политику в источник финансирования дефицита бюджета и уменьшения экологических издержек для крупного бизнеса.
Более того, экологические платежи и сборы вместо того, чтобы выполнять свое предназначение и финансировать широкомасштабные природоохранные мероприятия, предупреждение и ликвидацию загрязнения окружающей среды, продолжают оставаться в бюджете ни как не «окрашенными» и используются на не связанные с обеспечением экологической безопасности цели.
К примеру, только лишь активно внедряющаяся система расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки (утилизационный и экологический сборы) в 2020 году обеспечила поступление в федеральный бюджет 368,3 млрд. рублей. Но федеральное финансирование Федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами», призванного создать условия для утилизации отходов, в 2020 году составило лишь 11,3 млрд. рублей. А в целом Национальный проект «Экология» из средств федерального бюджета в 2020 году был профинансирован на сумму всего 68 млрд. рублей!
К чему это привело? Экологические бедствия в Норильске, Воронеже, Туапсе, десятки тысяч инцидентов на промысловых трубопроводах. И это только за прошедший год!
При уменьшении объема сброса сточных вод, количество стоков с недостаточной очисткой или без нее сохраняется на высоком уровне – более 11 млрд. м3. При этом увеличивается число несанкционированных сбросов.
Выбросы в атмосферу до 2018 года колебались на уровне 32 тыс. тонн загрязняющих веществ, после чего, изменение методики расчета таких выбросов, позволило чиновникам от экологии отчитаться об их снижении с 2019 года до уровня 22 тыс. тонн!
Объемы образования отходов производства и потребления за 10 последних лет удвоились и к 2020 году приблизились к 7 млрд. тонн.
Особое внимание также следует обратить на ситуацию в лесном секторе, ведь наш российский лес является легкими всей планеты.
Система лесопользования, в которой на 1 м3 хвойного леса арендатор лесного участка зарабатывает себе 1,8 тыс. рублей, а государство – всего 5-8%, преступна. На каком основании узаконена эта практика?
На этом фоне у наших лесников чудовищно низкая зарплата, а сфера ответственности все выше, ведь на одного лесника сегодня приходится уже от 50 тыс. гектаров леса в западной части России, до 350 тыс. га в наших крупнейших лесных регионах. О какой эффективности контроля тут может идти речь? Положение просто непростительное и должно быть решительно изменено, в том числе путем повышения престижа этой профессии, существенного увеличения уровня оплаты труда, социального обеспечения.
Динамика лесных пожаров, которая с 2016 года устойчиво идет вверх, отражает масштабы проблемы и определяет необходимость принятия системных решений на этом направлении.
Напомню, что власть и пятая колонна, либералы всех мастей уничтожили более 50 тысяч колхозов и совхозов, миллионы людей оставили без работы. А ведь в каждом из них была классная пожарная дружина! Вот и получается что вместо прежней мощи, которая была в СССР, сегодня при тушении лесного пожара все находятся в ожидании дождя.
Как эта система должна работать мы можем увидеть на примере Республики Татарстан, где за последние 10 лет не было ни одного крупного пожара, при том, что Поволжье регулярно страдает от засухи. Там работают лесхозы, зеленые патрули, построены химические станции, а одно из крупнейших предприятий региона, Татнефть, реализует Сталинский план преобразования природы, активно помогая проводить в полях агролесомелиоративные мероприятия.
А ведь в целом по стране ситуация с каждым годом лишь усугубляется последствиями изменения климата, влекущими за собой повышение уровня пожароопасности и рост популяций вредителей.
Поэтому мы говорим о том, что должна быть возрождена мощная система лесовосстановления, производства посадочного материала, объемы которого в период с 1990 года упали в 15 раз и могут обеспечить сегодня не более 20% потребности в саженцах лесных культур.
Еще одним негативным последствием изменения климата на планете является повышение интенсивности процессов опустынивания земель, что подтолкнуло нас к принятию ряда важных законодательных решений, наполненных духом бережного отношения к природе. В период работы Государственной Думы седьмого созыва было принято 35 таких законодательных актов, 22 из которых были внесены в Государственную Думу депутатами фракции КПРФ.
Принимать их было не просто. Закон о защите плодородия почв, о развитии агролесомелиорации, о зерне и продуктах его переработки, и ряд других на каждом этапе прохождения в Думе наталкивались на резкое сопротивление со стороны лоббистов олигархического капитала. Но мы продавили эти законодательные решения. Теперь стоит задача обеспечить надлежащую правоприменительную практику по всей вертикали власти.
Уважаемые товарищи!
Депутаты фракции КПРФ каждое предложение смягчить экологические требования встречают резкой критикой, в рамках парламентского контроля требуют от Правительства придерживаться ранее взятого курса на повышение экологической эффективности экономики Российской Федерации, а в рамках представительской деятельности возглавляют протест на местах, объединяя инициативы жителей России, выступающих против строительства грязных производств, а также преступных проявлений мусорной реформы, превращенной из целостной системы раздельного сбора и переработки отходов в дополнительный источник загрязнения окружающей среды мусоросжигательными заводами и позволившей поглубже залезть в карман граждан кратным увеличением платы за вывоз ТБО.
Мы выступаем за обеспечение надлежащей правоприменительной практики в области обращения с отходами и создание отрасли переработки, а не сжигания (т.н. энергетической утилизации) отходов, как ключевого инструмента ликвидации полигонов твердых бытовых отходов и свалок. Сегодня, к сожалению, перерабатывается на вторичное сырье лишь 7% отходов!
Должны быть воплощены в жизнь все принятые ранее решения о внедрении на предприятиях, являющихся загрязнителями окружающей среды, наилучших доступных технологий и проведена незамедлительная постановка каждой сбрасывающей и выбрасывающей трубы на строгий государственный контроль.
Эти меры позволят лишить недобросовестных предпринимателей возможности проводить залповые выбросы и сбросы во время отсутствия вблизи предприятия передвижных лабораторий экологического контроля, а также скрывать произошедшие аварийные ситуации, последствиями которых является существенное загрязнение окружающей среды.
Должна быть обеспечена эффективная реализация Национального проекта «Экология», который буксует с самого начала реализации, когда исполнение расходов не превышало 70%, а эффективность их использования не может быть оценена объективно в виду «размытых» формулировок целевых показателей.
Недобросовестные чиновники на законодательном уровне должны быть лишены возможности манипулирования экологической информацией.
Необходимо дать по рукам тем, кто пытается сорвать реализацию государственных программ Комплексного развития сельских территорий и Вовлечения в оборот заброшенных земель.
Ведь именно те 40 млн. га выбывших из севооборота земель сельскохозяйственного назначения, зарастая бурьяном и мелколесьем, являясь бесхозяйными, в засуху становятся источниками новых пожаров.
Наш лес должен обрести хозяина в лице Министерства лесного хозяйства! Практика показала, что ликвидация такого органа государственной власти в рамках административной реформы была большой ошибкой. Сегодня уже звучат предложения о повышении статуса Рослесхоза до уровня Федеральной службы, но этого недостаточно, тем более что наделение этого важнейшего ведомства полномочиями по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесных отношений ошибочно позиционируется нецелесообразным.
В этой связи, уважаемые товарищи, каждый голос, отданный на предстоящих выборах за партию КПРФ и ее представителей, выдвигающихся по одномандатным округам, - голос за системное, научно обоснованное повышение экологического благополучия граждан, экологической безопасности Российской Федерации, за рациональное использование природных ресурсов, являющихся народным достоянием!