Заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, академик РАН В.И. КАШИН совместно с Министром сельского хозяйства Российской Федерации Д.Н. ПАТРУШЕВЫМ провел совместное заседание Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
В мероприятии, состоявшемся 17 ноября 2021 года, со стороны Государственной Думы приняли участие Заместитель Председателя Государственной Думы А.В. ГОРДЕЕВ, Первые заместители председателя Комитета В.Н. ПЛОТНИКОВ, О.А. НИЛОВ, заместители Председателя Комитета Ю.В. ОГЛОБЛИНА, В.Н. БЛОЦКИЙ, а также все члены Комитета по аграрным вопросам.
Со стороны Министерства сельского хозяйства приняли участие Первый заместитель Министра Д.Х. ХАТУОВ, Статс-секретарь – заместитель Министра И.В. ЛЕБЕДЕВ, заместители Министра С.Л. ЛЕВИН, О.А. ГАТАГОВА, М.И. УВАЙДОВ, Е.В. ФАСТОВА, С.В. ХОДНЕВА, руководители ключевых Департаментов Министерства, а также Руководитель Федерального агентства по рыболовству И.В. ШЕСТАКОВ и Заместитель руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору К.А. САВИНКОВ.
Открывая заседание В.И. Кашин отметил высокую эффективность совместной работы Комитета и Министерства в период работы Государственной Думы седьмого созыва, как на направлениях развития законодательного регулирования развития агропромышленного комплекса Российской Федерации (принято 43 федеральных законодательных акта), так и в рамках развития системы стратегического планирования (принято две новые государственные программы Российской Федерации – «Комплексное развитие сельских территорий» и «Эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации», а также продлен срок реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия). Результаты совместной работы положительно отразились на развитии отрасли, укреплении ключевых производственных и экономических показателей.
При этом Владимир Иванович отметил важность не только сохранения существующего конструктивного диалога, но также укрепления контактов в интересах решения тех вопросов развития АПК и сельских территорий, укрепления продовольственной безопасности Российской Федерации, которые все еще сохраняют высокую степень актуальности.
Д.Н.Патрушев во вступительном слове подтвердил конструктивность выстроенного с Комитетом диалога, сохранение которого позволит и в дальнейшем добиваться положительных результатов.
При этом особое внимание Дмитрий Николаевич уделил реализации Государственных программ комплексного развития сельских территорий и эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения:
«К программе комплексного развития сельских территорий всегда повышенное внимание. Для нас очень важно, чтобы село продолжало социальное развитие и чтобы на это выделялись деньги.
Мероприятия госпрограммы, очень востребованы сельскими жителями, и позволяют качественно, серьезно менять ситуацию по многим направлениям.
Со следующего года Минсельхоз приступает к реализации еще одной новой государственной программы по эффективному вовлечению в оборот земель сельхозназначения и развитию мелиорации. Это крайне необходимый документ, разработка которого, в том числе, проводилась при большой поддержке депутатского корпуса. Финансирование на первые три года планируется в объеме порядка 94 миллиардов рублей.
Хочу поблагодарить Государственную Думу за постоянное внимание к отрасли при формировании и утверждении федерального бюджета. Это ежегодная наша с вами совместная работа. Она напрямую сказывается на результатах работы отечественного АПК.»
Затем Дмитрий Николаевич озвучил информацию о предварительных итогах работы агропромышленного комплекса в 2021 году, о ходе уборочных работ, о подготовке к весенней посевной кампании, о решениях, принятых правительством по стабилизации цен на минеральные удобрения и продовольствие, о подготовленных к реализации новых мерах поддержки производства продукции сельского хозяйства.
Так, Д.Н.Патрушев отметил, что текущий год выдался не простым, как по причинам сохраняющихся ограничений, вызванных пандемией коронавируса, так и в связи с неблагоприятными агроклиматическими условиями.
«Тем не менее, российские аграрии делают всё возможное, чтобы работы проводились в соответствии с агротехнологическими сроками и нормами. Уже сейчас получен объем урожая, который полноценно может удовлетворить внутренние потребности нашего внутреннего рынка. Подчеркну, что при этом работы в поле всё еще продолжаются.»
В части осенней посевной кампании Дмитрий Николаевич обратил внимание на то, что озимые посеяны на площади уже 18,6 млн. га. При этом проблем с семенами, техникой и ГСМ у аграриев не наблюдается.
Освещая работу Министерства по урегулированию ситуации на рынке минеральных удобрений, Дмитрий Николаевич обратил внимание участников совещания на следующее:
«Правительством принимается отдельный комплекс мер в целях стабилизации ситуации на рынке удобрений. В частности, с 1 декабря вводится временное количественное ограничение на вывоз отдельных видов минеральных удобрений.
На заседаниях оперативных штабов, где присутствуют все регионы, мы регулярно анализируем ситуацию с обеспеченностью аграриев удобрениями.
Постоянно говорим с субъектами о том, что удобрения необходимо закупить в период действия постановления. В целом рассчитываем, что за счёт принятых правительством мер, аграрии приобретут необходимый им объём удобрений по приемлемым ценам.».
В числе приоритетов работы Министр также назвал обеспечение стабильности на продовольственном рынке.
«Коротко обозначу меры для регулирования ценовой ситуации. Во-первых, введена плавающая экспортная пошлина на зерновые. На данный момент на пшеницу она составляет 69,9 доллара за тонну, что позволяет поддерживать внутренние цены на уровне ниже мировых. Важно, что средства от пошлины направляются на поддержку аграриев. Мы об этом договорились с Министерством финансов и эти договорённости строго исполняются.
Кроме того, в первом полугодии 2022 года планируется введение тарифной квоты на вывоз зерновых, в рамках которой предусматривается отдельная квота на пшеницу. Её размер будет определён в конце года с учётом уточнённого объёма урожая, а также темпов экспорта в первом полугодии текущего сельхозсезона.
Во-вторых, введены сдерживающие пошлины на вывоз подсолнечника, рапса и соевых бобов, а также демпферная пошлина на вывоз подсолнечного масла. Это существенно позволяет сохранять стабильные цены в данном сегменте.».
Кроме того Дмитрий Николаевич отметил, что для наращивания производства картофеля и овощей открытого грунта с 2022 года Министерство планирует приступить к реализации нового федерального проекта с целым комплексом мер поддержки, которые окажут существенное влияние на увеличение объёмов производства.
Завершая вступительное слово, Дмитрий Николаевич высоко оценил итоги совместной законотворческой деятельности Комитета и Министерства сельского хозяйства, активную позицию депутатов по поддержке АПК в рамках работы над проектом федерального бюджета.
А.В.Гордеев, обратившись к участником совещания, отметил что у Министерства сельского хозяйства есть ряд инструментов для развития Агропромышленного комплекса. Это государственные программы «Комплексного развития сельских территорий», «Эффективного вовлечения в оборот земель сельхозназначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации» и «Развития сельского хозяйства». Парламентарий отметил, что для эффективной работы необходимо увеличение их финансирования.
Алексей Васильевич также призвал депутатов Комитета и Министерство сельского хозяйства продолжать совместную работу и выходить на прямой диалог по конкретным вопросам для их быстрого и эффективного решения.
В.И.Кашин, подводя итог заседанию, заострил внимание на следующих ключевых задачах развития АПК.
Первое - обеспечение эффективной реализации государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации.
В качестве примера, В.И.Кашин привел ситуацию сложившуюся за последние 30 лет в регионах Поволжья.
Возможность получения высоких и устойчивых урожаев в засушливых регионах определяется развитием системы мелиорации, увеличением площадей орошаемых земель. Поэтому мы видим, что засушливый год сегодня гарантированно снижает урожайность в таких регионах вдвое. В этой связи особое внимание в рамках реализации государственных программ должно быть уделено развитию мелиорации.
Сегодня наша система гидромелиорации неконкурентна и не отвечает реальным потребностям отрасли. При том, что в 1990 году было почти 14 млн. га мелиорируемых земель, сегодня мелиорировано всего 7% пашни. Сравнив этот показатель с другими странами, мы поймем, какой большой путь надо пройти для решения этой большой задачи. Поэтому мы придаем большое значение обеспечению эффективной реализации государственной программы, в первую очередь, обеспечив ее должное финансирование.
Но во внесенном правительством проекте федерального бюджета мы видим лишь существенное ее недофинансирование. И это при том, что данная госпрограмма была утверждена по поручению Президента после заседания Государственного Совета, на котором мы ее отстояли. Такой подход фактически ставит крест на возрождении нашей системы мелиорации.
Второе – борьба с диспаритетом цен.
Этой теме мы всегда уделяем большое внимание, регулярно проводим на площадке Государственной Думы мероприятия на эту тему. Тема цен на удобрения в текущем году приобрела особую актуальность, в связи с чем мы проводили расширенное заседание Комитета, участие в котором приняли все уполномоченные органы государственной власти и производители минеральных удобрений. Мы обратились по этому вопросу с телеграммами в Правительство. Но решительных мер принято не было, и цены на удобрения взлетели в 2-3 раза.
При этом цены на сельскохозяйственную продукцию, реализуемую нашими товаропроизводителями, имеют совсем иную динамику.
Из этой ситуации и вытекает низкая рентабельности сельскохозяйственного производства, а также мизерная заработная плата на селе, сельская бедность и сокращение числа сельских жителей.
В этой связи В.И.Кашин отметил особую важность обеспечения эффективной реализации и увеличения финансирования государственной программы комплексного развития сельских территорий.
Изначально на нее планировалось выделить 2,3 трлн. рублей, затем ее финансовое обеспечение урезали до 1,25 трлн. рублей, и в находящемся сегодня в Государственной Думе проекте федерального бюджета, мы снова видим ее секвестр. При этом Минфин рапортует о том, что через другие государственные программы на сельские территории направили 214 млрд. рублей в 2021 году.
В этой связи мы должны убедить Правительство объединить расходование этих средств на сельские территории в единую систему под контролем Министерства сельского хозяйства, чтобы все реализуемые социальные проекты были увязаны воедино, преследовали единую цель и контролировались по единым целевым показателям.
Те 35,9 млрд. рублей, которые были в этой госпрограмме в 2020 году, позволили начать решать наиболее острые вопросы развития сельских территорий. Но темпы слишком слабые. Именно поэтому мы говорим о необходимости объединить средства, выделяемые на эти цели в системе стратегического планирования.
В заключение В.И.Кашин выразил уверенность в продуктивности совместной с Министерством сельского хозяйства работе, в том числе над теми законодательными инициативами, которые уже внесены в Государственную Думу.
При этом Владимир Иванович призвал всех участников присоединиться к работе над теми приоритетными законодательными инициативами, которые находятся на стадии разработки.
Все депутаты Комитета проявили высокую активность, как при подготовке к совместному заседанию, так и при обсуждении в режиме диалога наиболее острых вопросов, в том числе:
- ход реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
- ход реализации Государственной программы "Комплексное развитие сельских территорий" и повышение координирующей роли Минсельхоза в реализации на сельских территориях мероприятий всех отраслевых государственных программ («Развитие здравоохранения», «Развитие образования», «Содействие занятости населения», и т.д.).
- подготовка к началу реализации Государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации и повышение эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения;
- совершенствование механизмов государственного регулирования зернового комплекса;
- обеспечение доступности минеральных удобрений для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- комплекс мер по снижению цен на промышленную продукцию для АПК, в том числе удобрения, средства защиты растений, ГСМ, электроэнергию, сельскохозяйственную технику;
- недопущение роста потребительских цен на социально-значимые продовольственные товары первой необходимости, а также оказание мер продовольственной помощи населению;
- меры по повышению рентабельности производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
- укрепление государственной поддержки малых форм хозяйствования и развитие сельскохозяйственной кооперации;
- совершенствование механизмов возмещения сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, а также развитие системы сельскохозяйственного страхования;
- кадровое обеспечение агропромышленного комплекса;
- импорт пальмового масла;
Традиция проведения совместных заседаний один раз в полугодие, сложившаяся в период работы Государственной Думы седьмого созыва, будет сохранена. Следующая встреча намечена на первое полугодие 2022 года на площадке Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
Кроме того, 14 декабря 2021 года в Государственной Думе состоится Правительственный час с участием Д.Н.Патрушева, в рамках которого будут рассмотрены итоги работы Министерства в 2021 году и поставлены основные задачи на 2022 год.