Выступление заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, академика РАН В.И. Кашина на заседании Государственной Думы 14 декабря 2021 года в рамках правительственного часа с участием Министра сельского хозяйства Российской Федерации Д.Н. Патрушева на тему «Об итогах работы агропромышленного комплекса Российской Федерации в 2021 году и основных задачах на 2022 год».
Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемые Дмитрий Николаевич и вся команда Министерства сельского хозяйства! Уважаемые товарищи!
Сегодня для крестьян и всех работников агропромышленного комплекса Российской Федерации особый день – фактически смотр! И мы выражаем благодарность Совету Государственной Думы, депутатам Государственной Думы, которые приняли решение обратить своё внимание на актуальные вопросы развития агропромышленного комплекса. vЯ хотел бы в первую очередь выразить слова благодарности от имени Комитета и всех депутатов крестьянству, тем, кто непосредственно работает в поле, на фермах, специалистам, руководителям и, конечно, Центральному штабу. Министерство очень много сделало для того, чтобы получить выдающиеся результаты, причём не только одного года, а уже на долгосрочном отрезке!
Если взглянуть в этом ключе на последние годы, то мы увидим, что идёт динамичное развитие всех отраслей агропромышленного комплекса. Но могли бы быть эти результаты лучше при такой энергичной, опытной и профессиональной команде? Могли бы!
Что же помешало? Что продолжает нам мешать убрать эти красные зоны, которые связаны с невыполнением продовольственной доктрины в части развития молочного животноводства, в части производства картофеля, овощей, плодов и ягод, мяса говядины, да и по некоторым зернобобовым культурам?
Мы вышли сегодня на плато 125-126 миллионов тонн валового урожая зернобобовых культур. Но с этой вершины мы уже можем посмотреть на горизонт 2030 года и увидеть все возможности получать по 160 млн. тонн зернобобовых, по 45 млн. тонн молока, увидеть 15-17 миллионов гектар орошаемых земель, 350 тысяч гектар новых плодоносящих плантация плодовых и виноградников, которые дадут 8-9 миллионов тонн продукции, а также 7 миллионов тонн рыбной продукции!
Но для этого нам предстоит решить ряд очень серьезных вопросов, первоочередным из которых является диспаритет цен.
Мы целый год добиваемся принятия решительных мер по урегулированию цен на минеральные удобрения, но все равно в 3,1 раза увеличилась цена карбамида, в 2,1 раза – аммиачной селитры, и так далее. Посмотрите, трактор, комбайн сегодня уже по 10 миллионов рублей стоят. Тарифы электроэнергии 8 руб/кВт/ч, подачи воды на орошение – все стремится вверх.
И при этом цены закупки молока и мяса за тот же период имеют совсем иную динамику, впрочем, как и зерно.
Экспортные пошлины удерживают цены на пшеницу на уровне 14 тыс. рублей за тонну при сложившейся себестоимости 12-13 тыс. рублей за тонну! А это значит, что рентабельность на этом уникальном направлении будет провалена.
В животноводстве и так рентабельность без господдержки была отрицательной, а теперь все осложнится еще больше. Поэтому надо с этим разобраться! Должны работать законы, должны работать системы государственного регулирования.
Уважаемый Вячеслав Викторович! Вы, как и все руководители фракций в Государственной Думе, уделяете большое внимание вопросам обеспечения населения не только качественным, но и доступным продовольствием. Поэтому я прошу обратить внимание на то, как эта «доступность» в настоящее время формируется.
При цене реализации пшеницы 14 рублей за килограмм, мука, из нее сделанная, стоит уже почти 21 рубль за килограмм. Хлеб, испеченный из этой муки, реализуется хлебопеками по 56 рублей за килограмм, а на прилавке в магазине он стоит уже 88,3 рубля за килограмм! Получается, стоимость килограмма зерна в буханке хлеба умножили в шесть раз! Нигде в мире такого безобразия нет. А ведь из зерна производится 250 видов продовольствия. Надо выстраивать здоровую и справедливую систему ценообразования и взаимоотношений между производителями сельскохозяйственного сырья, его переработчиками и торговлей. По-другому мы не можем дальше в этом плане двигаться.
Далее – вопросы мелиорации.
Вы только взгляните, как развивается ситуация в Поволжье. В том же Татарстане, где соблюдается вся технология производства сельскохозяйственной продукции, в этом году по причине всего одного лимитирующего фактора, влаги, урожайность рухнула ниже 16 центнеров с гектара. Через год лихорадит регионы, а то и каждые пять лет всего два года урожайных.
Хочу заострить внимание, когда из-за засухи сокращается срок налива хотя бы на один день, мы теряем 1 центнер с гектара. А в этом году у нас во многих районах на 10-14 дней срок налива сокращался! А если мы суммируем все лимитирующие факторы урожая от засухи, недостатка удобрений, качества семенного материала, и до отсутствия научно обоснованного количества комбайнов, сушильного хозяйства, логистики, кадрового обеспечения, то мало не покажется. Вот и получаем урожай тот, который показало Поволжье. Необходимо также учесть, что климат меняется. Исходя из этого, другие должны быть шаги в развитии мелиорации!
И в заключение считаю важным коснуться вопросов реализации государственных программ в области развития сельского хозяйства и сельских территорий. У меня будет время от фракции раскрыть эту тему более подробно, но поскольку Комитет этой темой тоже обеспокоен, не могу обойти ее стороной.
Комплексное развитие сельских территорий, вовлечение в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развитие мелиоративного комплекса Российской Федерации, как и главная наша программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия финансируются по остаточному принципу, паспортные значения многократно переписываются в сторону уменьшения расходов федерального бюджета, даже, порой, еще до начала реализации мероприятий. И это при том, что другие их параметры, целевые показатели остаются прежними, что существенно разбалансирует систему стратегического планирования развития АПК Российской Федерации!
Я желаю от имени Комитета нашему Министерству удачи, здоровья, достижения вот тех показателей, того горизонта, которых вы заслуживаете, исходя из вашего профессионализма и опыта депутатского корпуса.
От фракции КПРФ должен сказать, что все эти годы фракция поддерживала агропромышленный комплекс, и была одним из инициаторов многих решений, которые сегодня дают неплохие результаты.
Этот год — Год науки и технологий. И нас, конечно, очень серьёзно волнует развитие сельскохозяйственной науки. Сейчас идёт сессия Российской академии наук. Вчера, в рамках ее открытия, я в своем выступлении говорил о необходимости усиления внедренческой работы. Ведь у нас лучшие хозяйства получают сегодня высокие показатели по всем направлениям: и надои в 10-11 тыс. кг., и урожай зерновых по 60-70 центнеров с гектара, и хорошая зарплата, и прибыль, и так далее.
Говорили мы и о необходимости формирования программы получения полутора-двух урожаев в год, исходя из складывающихся изменений климата и тех технологий, генетического потенциала, которые уже наработаны нашей наукой. В целом, по многим областям мы можем этого добиться, если эффективно будем работать с влагой, как лимитирующим фактором.
Поэтому нами было высказано пожелание более активного сближения науки с практическими задачами производства сельскохозяйственной продукции. А без усиления участия Минсельхоза в планировании научных исследований этого добиться не получится.
Следующий вопрос, который волнует фракцию КПРФ, конечно, это программа Комплексного развития сельских территорий.
Я ещё раз вынужден сказать слова благодарности Председателю Государственной Думы и всем руководителям фракций, а также Заместителю Председателя Государственной Думы А.В.Гордееву, занимавшему тогда пост заместителя Председателя Правительства. Ведь именно в этом зале три года назад состоялись Всероссийские парламентские слушания, давшие старт более эффективной работе на этом направлении, подготовке новой государственной программы.
Но то, к чему мы все стремились, и что сегодня получили – две большие разницы.
То финансирование, которое заложено на эту госпрограмму в бюджете, беспрецедентно постыдное. Ведь мы и на Госсовете решение принимали, и Правительство его утвердило изначально на уровне 2,3 триллиона рублей до 2025 года. Сегодня оставили один триллион с четвертью и продолжают резать дальше! Что это за отношение к Государственной Думе, к Государственному совету Российской Федерации?
При этом нам говорят о том, что по другим отраслевым государственным программам на цели развития сельских территорий направляется ещё 214 миллиардов рублей в год. Но мы не видим эти средства, не можем проконтролировать эффективность их использования, оценить полученный результат. Три года Минфин обещает нам их окрасить в бюджете, но так ничего и не сделано.
Мы также три года добиваемся того, чтобы Министерство сельского хозяйства стало координатором реализации всех госпрограмм в части их реализации на сельских территориях. Но и на этом направлении никаких решений до сих пор не принято.
Такими подходами очень легко все порушить. Эту госпрограмму крестьяне, 37 миллионов сельских жителей, долго ждали. Она должна была вдохнуть новую жизнь в сельские территории!
Поэтому мы ещё раз сегодня просим на эту тему обратить самое серьёзное внимание и в первом полугодии 2022 года найти деньги в резервах и направить на эту программу.
Уже около 400 тысяч семей подали заявки на льготную сельскую ипотеку. Выдвинуто множество конкретных проектов на сумму более 200 миллиардов рублей! Министру и всей команде Министерства уже стыдно в глаза смотреть людям, которые приезжают и просят дать средства на поддержку села, где даже районных больниц приличных уже не осталось, не говоря уже о фельдшерско-акушерских пунктах. Четыре с половиной тысячи больниц уничтожили на селе и с этим вошли в период пандемии.
Вторая программа – программа эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации.
Изначально мы закладывали на ее реализацию 1,4 трлн. рублей, утвердило Правительство финансирование 754 млрд. рублей до 2031 года. Ну с какой стати, еще до начала реализации на 10 миллиардов рублей взяли и сократили ее финансирование? От 40 млрд. на 2022 год оставили 30!
И это при том, что Россия по мелиорации далеко отстала от всех остальных стран.
Сколько же можно крутиться на посевной площади 80 миллионов га, при том, что не так давно у нас было 117 млн. га пашни? Должен быть четкий шаг – на полтора миллиона гектар каждый год мы должны прирастать. А для этого надо мотивировать к уничтожению этих зарослей и бурьянов. Мы ждём от этой программы очень серьёзных преобразований, в том числе исходя из бедственного положения, в котором оказались наши почвы.
Рейдерство в отношении земель сельскохозяйственного назначения – особая боль. Надо положить этому конец! Я вчера, выступая в Академии наук, об этом говорил. Сегодня уже на наши южные институты навалились некоторые деятели.
И главная наша госпрограмма – программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Она, как мы видим, с 2016 года тоже недофинансируется.
Но на что хочу сегодня обратить особое внимание, так это на то, что Минфин каждый раз складывает в одну кучу все средства, которые идут на строительство дорог, коммуникаций, жилья на селе, с теми средствами, которые направляются на государственную поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также на восстановление в сельскохозяйственном обороте заброшенных земель. Ну, в 1 классе за это уже двойку ставили!
Уважаемый Вячеслав Викторович! Я еще раз хочу от имени фракции КПРФ обратиться к Вам и ко всем депутатам.
Давайте мы три эти государственные программы брать за основу нашей деятельности. У нас сегодня очень много сделано. Мы приняли в поддержку этих госпрограмм более 50 законов. Они нам позволяют все сделать для того, чтобы поднять агропромышленный комплекс и деревню на ту высоту, на которой мы все с вами хотим ее видеть, на которой ей положено быть!
Спасибо!