Местное самоуправление встраивают в вертикаль власти

Михаил Гацко, заслуженный юрист Московской области, член Экспертного совета при Московской областной Думе

29 декабря 2021 года в Московской областной Думе под председательством депутата от КПРФ В.Н. Барсукова состоялось заседание комитета по местному самоуправлению на котором был обсужден 209-страничный проект законотворцев А. Клишаса и П. Крашененникова «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», который по сути завершает встраивание местного самоуправления в централизованную вертикаль власти.

Ещё в 1998 году Российская Федерация ратифицировала Европейскую хартию местного самоуправления, в которой под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения. При этом осуществление публичных полномочий, как правило, должно преимущественно возлагаться на органы власти, наиболее близкие к гражданам. Однако в современной России децентрализация не в почёте, поэтому институт местного самоуправления подвергается трансформированию со стороны государственной власти, которая стремится взять его полностью под свой контроль.

Рассматриваемый законопроект № 40361-8 подготовлен в развитие поправок к главе 8 Конституции Российской Федерации, прежде всего новации о единой системе публичной власти. Этим законопроектом завершается встраивание местного самоуправления в вертикаль власти.

Декларируется, что органы местного самоуправления не будут входить в систему органов государственной власти, но могут формироваться последними. При этом существенно укрепляется статус главы муниципального образования, возглавляющего местную администрацию. Он одновременно замещает две должности: государственную должность субъекта Российской Федерации и муниципальную. Такой глава будет прежде всего должностным лицом, делегированным регионом в муниципалитет для реализации концепции единства системы публичной власти на ее нижнем уровне – местном.

В новой модели управления усиливается ответственность глав муниципальных образований и местных администраций, но не перед населением, а перед высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Так, появится принципиально новое основание для удаления главы в отставку – систематическое недостижение показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления. При этом критерии эффективности в законопроекте не указаны. Очевидно, их предстоит установить на уровне регионов, что дает последним возможность широко трактовать сущность и содержание этих показателей.

Очередная муниципальная реформа пройдет под знаком ликвидации поселенческого уровня местного самоуправления. В законопроекте предусмотрен «демонтаж» двухуровневой системы местного самоуправления. Ее поселенческий уровень подлежит ликвидации, вместе с ним будут упразднены и муниципальные районы. В результате муниципальных образований станет значительно меньше: ликвидации подлежат порядка 18 тысяч муниципалитетов поселенческого уровня в селах, малых городах и поселках городского типа, имевших самостоятельность, со своими бюджетами.

Произойдет их укрупнение, что позволит усилить управляемость со стороны регионов, укрепить финансовую основу деятельности муниципалитетов и снизить их дотационность. Вместе с тем произойдет дальнейшее продвижение «вертикали власти» вниз. Ведь в городских округах и муниципальных округах, которые в основном и составят территориальную основу новой модели местного самоуправления, государственных полномочий будет значительно больше, чем полномочий в решении вопросов местного значения.

С упразднением муниципалитетов в поселениях местное самоуправление неизбежно удаляется от населения. Из власти, до которой население еще может «дотянуться рукой», местное самоуправление трансформируется в нижний уровень публичной власти. До неё по новым правилам должна сохраняться лишь транспортная доступность. Она означает, что житель любого населенного пункта в составе муниципалитета может доехать до административного центра и вернуться домой в течение восьми часов. Впрочем, эти требования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации могут не применяться на территориях с низкой плотностью населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях.

В этой связи возникает вопрос о необходимости компенсационных мер. Таковым могут стать расширение полномочий территориальных управлений, создаваемых на месте упраздняемых администраций поселений. Представляется, что территориальные управления должны получить права юридических лиц и соответствующие финансовые полномочия. Следует увеличить число муниципальных депутатов в представительных органах, чтобы они могли охватить своим вниманием более широкие слои населения. Кстати это не потребует дополнительных расходов, поскольку основная масса депутатов осуществляет свои полномочия на не освобожденной основе. Необходимо также укрепить полномочия сельских старост и предоставить им хотя бы минимальные финансовые ресурсы. Ведь на селе старосты останутся единственными представителями какой либо власти. Но какая же это власть, если сельские старосты, как закреплено сегодня в законе, не относятся к должностным лицам и органам местного самоуправления и не имеют почти никаких реальных управленческих полномочий?

Таким образом, предложенный законопроект ещё далек от совершенства и предлагая оптимизацию местного самоуправления, предполагает по сути её дальнейшее огосударствление, в о время как на низовом уровне публичной власти сохраняется запрос на осуществление публичных полномочий, муниципальными структурами, наиболее близкими к гражданам.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.
Читайте также

Воскресенские коммунисты провели урок мужества в школе
Первый секретарь Воскресенского ГК КПРФ Александр Смуров выступил на мероприятии, посвященном началу контрнаступления Красной Армии под Москвой, в средней школе «Горизонт» пос. Федино г.о. Воскресенск.






 
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
 
                
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Точка зрения

Владимир КАШИН
заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам
Доклад Академика РАН В.И. Кашина на научной сессии общего собрания членов Отделения сельскохозяйственных наук Российской Академии Наук

Павел ГРУДИНИН
Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»
Заявление Бюро Московского областного отделения КПРФ в поддержку совхоза им. Ленина

Николай ВАСИЛЬЕВ
первый секретарь МК КПРФ, член Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам
Депутат Госдумы помог ликвидировать несанкционированную свалку

Константин ЧЕРЕМИСОВ
второй секретарь МК КПРФ, заместитель Председателя Мособлдумы
Вернем историческую правду!

Александр НАУМОВ
секретарь МК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме, заместитель Председателя Мособлдумы
Руководитель фракции КПРФ Александр Наумов помог дошкольному отделению в Тарасково в рамках инициативного бюджетирования

Сергей СТРЕЛЬЦОВ
Главный редактор газеты «Подмосковная правда», член Бюро МК КПРФ
Сергей Стрельцов: сельские территории незаслуженно обделены вниманием


 





 

 

 

контакты

Редакция газеты "Подмосковная Правда":
8-499-261-59-98

*******

E-mail: mkkprf@mail.ru

*******

Адрес:
115487, г. Москва,
ул. Нагатинская,
д. 26, корп. 2

Телефоны МК КПРФ:
8-499-263-05-08,
8-499-263-11-57

*******

Все данные

ГК КПРФ
в Московской области:
 
  • Официальный сайт КПРФ
  • Московский городской комитет КПРФ
  • Газета Советская Россия
  • Газета Правда
  • Газета Подмосковная Правда