Мусорная реформа, итоги после трех лет проведения

Борис Якименко

Вспомним уже далекий 2018 год, что в нем было необычного, значимого? Мне кажется этот год запомнился всем сильными волнениями населения вокруг мусорных полигонов, свалок. Стихийные демонстрации, несанкционированные митинги, закидывание представителей администраций снежками, пикеты возле полигонов, палатки почти как на Майдане и это все в нашей стране, где за одиночный пикет можно получить административный арест. Что это было, а было это подготовка общественного мнения к введению института регионального оператора.

Оговорюсь в соответствии с 89 ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» в ряде регионов страны операторы в качестве пилотных проектов ввели ранее для обкатки самой системы. Но главная цель «реформаторов» крупные мегаполисы: Московская область, Москва, Питер и область, Краснодарский край, Ростовская область основные образователи отходов, а следовательно и основные денежные потоки от этой деятельности сосредоточены в этих регионах. Только Москва и область в год образует до 12.5 миллионов тонн отходов, это порядка 50 миллионов кубометров, а в денежном выражении более 40 миллиардов рублей в год. Это без учета прибыли от реализации вторичного сырья и вывоза коммерческого мусора, а кроме этого финансирование ликвидации несанкционированных свалок. Получается есть за, что побороться.

Что последовало за столь красочными народными мероприятиями, а последовало удивительное, не дубинки и слезоточивый газ, а бездумное, показательное закрытие ряда полигонов, что кстати привело к коллапсу на мусорном рынке, резко подняло цены на утилизацию отходов и расцвету серых схем по обращению с отходами. Но это все издержки, малые жертвы ради достижения главной задачи. Что же за такая задача ради которой стоило городить весь этот огород. А задача (цель) самая банальная денежные потоки, передел рынка, обогащение «узкого круга» своих. И как это сделать, проще всего на волне реформы.

После массовых выступлений народа, требований граждан навести порядок в области обращения с отходами Верховная власть объявила – реформе быть! И полился поток красочных обещаний: раздельный сбор мусора про него поподробней будет сказано ниже, извлечение до 40% полезных фракций, современные комплексы по переработке отходов, новые емкости, новые площадки по сбору мусора, современная коммунальная техника, высокая культура по обращению с отходами и главное современные заводы по переработке остатков мусора после сортировки, а как следствие закрытие ненавистных свалки с их вонью и нарушением всех экологических норм. Чем не Нью-Васюки из знаменитого романа Ильфа и Петрова – «12 стульев». Возникает вопрос, а за чей счет «банкет»? Так тут и есть самое интересное, за наш с Вами счет. Под эгиду всей этой реформы народу объявили новые тарифы на вывоз мусора и тарифы эти здорово подросли, в среднем на 50%.

2019 год, год начала реформы в Московской области. Как это было. Область поделили на семь кластеров и разыграли контракты на срок 10 лет. Кто эти счастливчики которые получили эти сладкие тортики: «Хартия», Рузский региональный оператор, Каширский региональный оператор, ЭкоЛайн Воскресенск, СергиВо-Посадский региональный оператор, Экопромсервис, МСК-НТ (кто стоит за этими компаниями отдельный интересный разговор). Вот так в один миг поделили Московскую область на кластеры и раздали «своим» на «кормление». Теперь они и только ОНИ имеют право заключать договора на вывоз ТКО (твердые коммунальные отходы) и плату с населения по завышенными тарифами собирают то же ОНИ.

А, что же те компании которые работали до Региональных операторов на тех территориях куда зашли «Регионалы», ведь кто-то вывозил там мусор. И как правило вывозил неплохо, работал с управляющими компаниями, администрацией, частниками. Мусоровывозящии организации имели лицензии, свои сортировки, коммунальный транспорт. Обеспечивали работой приличное количество людей. Что стало с ними? Их выкинули? И здесь не все так просто, часть безусловно выкинули, как отработанный хлам, а часть взяли в «рабство», да-да в рабство хоть это звучит дико в наше время. Что я имею в виду? На момент захода Регионалы, практически все не имели достаточных мощностей для выполнения своих обязательств и поэтому они привлекали в большом количестве подрядные организации, которые были вынуждены соглашаться на любые кабальные условия лишь бы не пойти с молотка. Была создана сеть подконтрольных Регионалам рабов, которые выполняли за них больший объем работ, включая сбор, транспортировку, обработку отходов получая, а порой получая только через суд жалкие крохи с барского стола. Причем, для того что бы не портить свою репутацию, как не плательщика Регионалы практически все создали подконтрольные им компании так называемые «прокладки» через которые эксплуатировали подрядчиков, создавая многомиллионные долги за выполненные работы, доводя подрядчиков до банкротств, расчищая рынок под себя. Собирая платежи за вывоз мусора с населения, при этом используя административный ресурс и рабский труд подрядчиков Регионалы накапливали жирок, обрастали техникой, персоналом и постепенно начинали доминировать на территориях своих кластеров, вытесняя неугодных подрядчиков. Так происходил рейдерский захват мусорного бизнеса в Московской области.

И что в итоге? А в итоге следующее – по прошествии трех лет со дня начала мусорной реформы в Московской области на территории области не построено не одного предприятия по уничтожению отходов оставшихся после сортировки. Да, «РТ-Инвест» на бюджетные деньги строит в Московской области три мусоросжигательных завода, первый в лучшем случае заработает к концу 2022г. с проектной мощностью в 700 тысяч тонн/год, два других завода имеют такую же мощность. Мест для сортировки отходов не хватает, к началу 2022г. введено в эксплуатацию всего 8 КПО «Комплексы по Переработке Отходов». Стоит заметить, что тарифы КПО сразу стали заметно выше даже по сравнению с действующими полигонами. Что из себя представляют КПО, фактически это крупные сортировочные предприятия на которые свозятся отходы для дальнейшей обработки и извлечения полезных фракций, процент извлечения составляет на настоящий момент не более 20%. А что же с остатками после обработки, с так называемыми «хвостами»? А они складируются на территориях КПО на временное хранение, ожидая своей утилизации на мусоросжигательных заводах. Но учитывая мощности строящихся заводов плюс мощности действующих Московских заводов (650 тысяч тонн/год в совокупности), процент отбора при сортировки и накопившиеся «хвосты» за три года реформы в Московской области, с уверенностью можно сказать, что КПО фактически превратились в новые полигоны, взамен закрытых. То есть и в этом сегменте мусорного бизнеса произошел захват рынков.

Теперь несколько слов про раздельный сбор мусора о котором мало кто вспоминает. Идею раздельного сбора продвигали апологеты мусорной реформы еще до ее фактического начала. Это была крутая рекламная фишка – привить народу культуру в области обращения с отходами. Но давайте разберемся, что это за зверь – раздельный сбор мусора. Нам вещают, что надо отдельно собирать стекло, пластик, бумагу. Все это складывать в отдельные контейнеры, которые собирает специальная машина с синей раскраской. Везет это на специальный участок для дальнейшей сортировки. Красиво звучит, а что на самом деле? А по факту при сортировке мусора извлекают до 20 полезных фракций, одного пластика выделяют до 8 видов (стрэйчь, ПВД, ПВХ, полиэтилен, полипропилен, ПЭТ и т.д.) обыватель в домашних условиях никогда не сможет разделить свой мусор по полезным фракциям или его жилье превратится в сортировочную станцию, а мусор правильно не разделенный по фракциям бесполезен и подлежит полному циклу обработки. Рассмотрим как организован сбор разделенного населением мусора. Как правило на МСП (мусоро сборочной площадке) установлен один контейнер синего цвета в который жители складывают «отсортированный» в домашних условиях мусор и раз в несколько дней специальная машина с синей раскраской забирает эти бачки и все в один бункер (бумагу, стекло, пластик) и должна доставить этот «отсортированный» мусор на КПО, где его должны подвергнуть дальнейшей обработке. Но из-за логистических издержек (отдаленность КПО от мест сбора отходов) спецмашины с раздельным мусором разгружаются на мусороперегрузочных станциях, где раздельно собранный мусор подчас смешивается с обычными ТКО, загружается в большие бункера и отправляется на КПО. А как обывателя заставить сортировать мусор в домашних условиях. В ряде стран Европы (например Германии) для населения существуют различные тарифы на вывоз мусора. Для тех кто разделяет мусор тариф ниже. На лицо экономическая заинтересованность населения сортировать мусор в домашних условиях. А что у нас? Тариф един для всех. Мало того, с началом реформы тариф для населения значительно вырос. И какой интерес для обывателя выполнять чужую работу абсолютно бесплатно? Ответ однозначен – никакого. В ряде крупных гипермаркетов установлены автоматы для сбора вторсырья (пластиковых бутылок ПЭТ), так вот к ним выстраиваются очереди, население сдает вторсырье, а в замен получает балы на карточки торговых сетей, что равносильно деньгам. Вот, что такое экономическая заинтересованность.

По прошествии трех реформы в Московской области какие выводы мы можем сделать. Первое и самое главное – кардинально в системе обращения с отходами ничего не изменилось. Произошел глобальный захват рынка и перераспределение финансовых потоков. Значительно выросли тарифы для населения. Не было введено в эксплуатацию ни одного объекта по утилизации отходов при том, что большое количество полигонов по захоронению отходов в моменте было закрыто. Отходы из Московской области поехали в другие регионы (Рязанскую, Тульскую, Калужскую и др. области), где возникают очаги недовольства местного населения. Смысл мусорной реформы – рейдерский захват рынка в государственном масштабе. А, что получило население. Кроме повышения тарифов и обещаний?. Ну разве, что после значительного повышения тарифов на размещение мусора оставшимися полигонами жители Московской области получили огромное количество не санкционированных свалок на своей территории.

И, что выходит реформа в сфере обращения с отходами не нужна. Отнюдь реформа назрела, экологические проблемы в стране требуют кардинальных решений и на наш взгляд есть способы их решений, но начинать их решение нужно было не с захвата рынка, не с обдирания населения, а с реформы методов захоронения, создания современных предприятий по переработке так называемых хвостов (остатков после сортировки), внедрения новых технологий по утилизации мусора. Вот здесь и нужны региональные операторы, а сбор и первичную обработку отходов нужно было оставить бизнесу поставив его в жесткие нормативные рамки. Рыночная конкуренция лучший регулятор тарифов для населения и я уверен, что при таком подходе население гораздо в меньшей форме несло бы бремя реформы, а крупный бизнес получал свою долю прибыли от сферы переработки остатков сортировки. Но в реальности жадность победила и был выбран другой сценарий – извлечь максимум прибыли.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.
Читайте также
Марк Черемисов: «Капитальный ремонт – вложение в будущее!»
Депутат Мособлдумы Марк Черемисов с рабочим визитом посетил МБОУ «Центр образования №8» в Богородском городском округе.

Марк Черемисов: «Выборы — семейная традиция!»
Депутат Мособлдумы Марк Черемисов принял участие в выборах Президента Российской Федерации.





 
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
 
                
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Точка зрения

Владимир КАШИН
заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам
Выступление Председателя Комитета Госдумы по аграрным вопросам, академика РАН, В.И. Кашина, при встрече с Председателем Правительства Российской Федерации М.В. Мишустиным

Павел ГРУДИНИН
Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»
Заявление Бюро Московского областного отделения КПРФ в поддержку совхоза им. Ленина

Николай ВАСИЛЬЕВ
первый секретарь МК КПРФ, член Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам
Благодарность от жителя г. Видное депутату Государственной Думы, Первому секретарю МК КПРФ Николаю Васильеву

Константин ЧЕРЕМИСОВ
второй секретарь МК КПРФ, заместитель Председателя Мособлдумы
Вспоминая съезды

Александр НАУМОВ
секретарь МК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме, заместитель Председателя Мособлдумы
Руководитель фракции КПРФ Александр Наумов: Фракция КПРФ Мособлдумы на 81 заседании вынесет на голосование законопроект, выдвинутый депутатами-коммунистами Госдумы

Сергей СТРЕЛЬЦОВ
Главный редактор газеты «Подмосковная правда», член Бюро МК КПРФ
Сергей Стрельцов в день национального траура почтил память погибших от рук террористов


 





 

 

 

контакты

Редакция газеты "Подмосковная Правда":
8-499-261-59-98

*******

E-mail: mkkprf@mail.ru

*******

Адрес:
115487, г. Москва,
ул. Нагатинская,
д. 26, корп. 2

Телефоны МК КПРФ:
8-499-263-05-08,
8-499-263-11-57

*******

Все данные

ГК КПРФ
в Московской области:
 
  • Официальный сайт КПРФ
  • Московский городской комитет КПРФ
  • Газета Советская Россия
  • Газета Правда
  • Газета Подмосковная Правда