Выступление депутата Московской областной Думы Татьяны Никитас в Государственной Думе на парламентских слушаниях на тему: «Жилищно-коммунальное хозяйство: проблемы, решения, совершенствование нормативно-правового регулирования его деятельности».
Развитие жилищного хозяйства непосредственно связано с уровнем развития региона, его производственной базы, что во многом предопределяет особенности жилищно-коммунального комплекса.
В Подмосковье в целом сфера жилищно-коммунального хозяйства является постоянным источником социального напряжения и конфликтов, т.к. качество содержания жилищного фонда, состояние сетей водо-, тепло-, электроснабжения, водоотведения, санитарная очистка городов, дорожно-мостовое хозяйство, содержание и благоустройство территорий не удовлетворяет своим качеством жителей.
Главная причина – изношенность жилищных фондов и нехватка мощностей, т.к. жилищный фонд Подмосковья формировался в разные исторические периоды (дореволюционный, послевоенный, современный), а также включает в себя дома сельских поселений, в которых проживают разные социальные категории граждан. Старые коммуникации работают неэффективно, с большими энергопотерями. Растущие потребности жителей в энергоносителях превосходят заложенный потенциал мощностей сетей. Несоизмеримая нагрузка приводит к сбоям и отключениям.
В городском округе Подольск создан чат «Подольск водоснабжение» в котором жители округа в оперативном режиме имеют информацию по проблемам водоснабжения. Качество питьевой воды сегодня отвратительное. Ещё одной причиной низкого качества услуг ЖКХ является непрофессионализм работников, часто они не имеют необходимой квалификации, т.к. нанимаются с целью экономии.
Огромная проблема настоящего времени – обращение с ТКО. Тендерная система показала свою несостоятельность, региональный оператор не выполняет обязательств, мусор копится на дворовых территориях, как и недовольство жителей. Мусорная реформа оказалась провальной. Глава городского округа вынужден обратиться в городскую Прокуратуру по вопросу вывоза мусора. Региональный оператор «МСК НТ» не выполняет своих обязательств, мусорные площадки не убираются. Привлекаются муниципальные предприятия для уборки.
И второй вопрос о плате за мусор. До сих пор не решен вопрос с двойной оплатой за вывоз мусора. Почему с жителей Московской области, даже там, где нет мусорных контейнеров взимают плату за вывоз мусора.
Зимнее содержание автодорог разных уровней также неудовлетворительно, как и несколько лет назад, что можно связать с передачей сети автодорог из муниципального в региональное ведение.
Наряду с вышесказанным, жители Подмосковья недовольны высокой и постоянно растущей платой за ЖКУ, их тревожит и непрозрачность установления и регулирования тарифов на услуги ресурсоснабжающих организаций, слабое распространение практики установления индивидуальной для каждого дома платы за жилое помещение.
Единственная организационно-правовая форма объединения собственников жилья – товарищества собственников жилья – наряду с неэффективным функционированием ТСЖ, связанным, как правило, с пассивностью и низкой правовой грамотностью собственников, а также с тем, что недобросовестные должностные лица стремятся к подмене реальных ТСЖ их фиктивными аналогами.
ТОП-10 тем обращений по версии НП "ЖКХ Контроль"
Позиция в рейтинге |
Тематика проблем |
Количество обращений |
% от количества обращений |
1. |
Начисление платы ЖКУ |
1218 |
17.5 |
2. |
Неудовлетворительное состояние, содержание и ремонт МКД |
1052 |
15.2 |
3. |
Управление МКД |
819 |
11.8 |
4. |
Качество коммунальных услуг |
682 |
9.8 |
5. |
Капитальный ремонт |
592 |
8.5 |
6. |
Благоустройство придомовой территории |
431 |
6.2 |
7. |
Общие собрания собственников |
232 |
3.3 |
8. |
Обращение с ТКО |
231 |
3.3 |
9. |
Общее имущество собственников |
194 |
2.8 |
10. |
Иные |
1500 |
21.6 |
Все вышеперечисленные проблемы говорят о том, что прошедшая реформа ЖКХ – обман и фикция. Единственная достигнутая цель – прекратить финансирование сферы и переложить содержание комплекса на жителей.
За последние 30 лет жилищно-коммунальная сфера в Подмосковье только деградировала. Уже сейчас все средства уходят лишь на её поддержание в рабочем состоянии, а не на модернизацию. Компенсировать затраты власть готова только за счёт жителей, но при непомерно высоких тарифах платежеспособность населения значительно упала, задолженность за услуги продолжает расти.
Недофинансированность комплекса как из-за несвоевременного внесения платы за ЖКУ, так и из-за недостаточного привлечения инвестиций приводит к низким темпам замены изношенных сетей.
Плановый ремонт сетей и оборудования повсеместно практически полностью заменён на аварийный, который требует затрат в 2-2.5 раза больше.
Ещё в 2013 году при посещении Трубного завода в мкр. Климовск Г.о. Подольск Дмитрий Медведев говорил о привлечении частных инвестиций. С тех пор и началась активная передача частным лицам объектов ЖКХ. Это подразумевает, что основным источником финансового обеспечения реформы становятся жители. Такой подход в корне неверен.
Для того, чтобы реально обеспечить доступность коммунальных услуг населению, необходимо учитывать его реальную способность их оплачивать. Надо осознавать, что услуги ЖКХ – одна из самых расходных статей семейного бюджета, на которую тратиться не 5 – 10 %, а от 20 до 45% всего дохода.
Подводя итог вышесказанному, делаем выводы, что в объекты ЖКХ необходимо вкладывать именно бюджетные средства, ведь они – это наши налоги, наши деньги, которые должны работать на нас. Коммунальное хозяйство не должно приносить прибыли в принципе, ведь доходы оплачивают жители из своих, прямо скажем, нищенских заработков, эта общественная отрасль должна экономно расходовать средства на текущее содержание хозяйства, на ремонт, полное восстановление и последующую модернизацию.
Коммунальное хозяйство должно принадлежать муниципалитетам, и служить для обеспечения качественными услугами, а не для обогащения отдельных лиц. Должен применяться дифференцированный подход к содержанию жилого фонда. Сегодня УК проще брать на содержание новые дома и получать за счет них прибыль, а изношенные старый жилой фонд никто не берет под свое управление. Необходимо предусмотреть на содержание старого жилого фонда дотации или же какие то льготы по содержанию и эксплуатации жилых домой, требующих особых условий.
Коммунальные предприятия не должны платить налогов, т.к. уже работают на деньги населения, уплатившего налоги, двойное налогообложение недопустимо.