В течение 3-х лет мусорной реформы в прессе, на просторах интернета появилось много материала на тему КПО, большая часть такого материала затрагивающего эту тему на мой взгляд абсолютно безграмотное, в них не раскрывается глубинный смысл создания таких предприятий, поверхностное описание процессов происходящих на них. В данной статье мы попробуем разобраться, что из себя представляют так называемые «Комплексы по переработки отходов», для чего они созданы и какие процессы на них происходят.
КПО по сути представляют это крупные сортировочные станции с высоким уровнем автоматизации, местом для «временного» хранения остатков от сортировки и полями для компостирования органических отходов. «Временное» хранение необходимо до утилизации отходов на мусоросжигательных заводах. В настоящее время на территории Московской области действуют восемь КПО, в основном построенные на средства Регионального оператора или преобразованные из полигонов ТКО (полигоны для размещения твердых коммунальных отходов) например полигон «Тимохово». Казалось бы, что здесь плохого. Современные предприятия, с высоким уровнем автоматизации, с жестким контролем и учетом потоков отходов, со строгим соблюдением экологических требований, с заявленным высоким % отбора (15% вторсырья для реализации и 30% под компостирование) вторичного сырья. Красиво, такой смысл большинства материалов на тему КПО. А теперь посмотрим, что происходит на самом деле. КПО расположены в среднем на удалении 70/80 км от крупных населенных пунктов Московской области, а это означает, что коммунальная техника собирающая мусор с МСП (мусоро-сборочных площадок) не имеет возможности (логистически и экономически) выгружать собранный мусор на КПО, здесь я хочу заметить, что в большинстве своем коммунальная техника в процессе сбора прессует собираемый мусор. Для минимизации издержек региональные операторы организовали на территориях крупных населенных пунктов так называемые МПС (мусоро-перегрузочные станции), где собранный с МСП мусор перегружают в контейнера большого объема используя спецтехнику для его уплотнения и дальнейшей доставки на КПО. Так вот после двойного уплотнения и транспортировки, а так же после неоднократного перемешивания отходов в процессе перегрузки % извлечения полезных фракций на КПО для реализации снижается до 5% и мало того качество отобранного вторичного сырья (засоренность биологическими отходами, высокая влажность и т.д.) получается крайне неудовлетворительно. Такое вторичное сырье сложно реализовать и оно фактически не находит спроса.
Теперь несколько слов о компостировании. Компостирование это по сути преобразование органических отходов в процессе их ферментации с использованием специальных бактерий в так называемый техногрунт и твердую фракцию. Техногрунт используется для укрытия рекультивируемых полигонов ТКО, а твердая фракция, согласно ТУ может быть использована для подсыпки например дорог. Но и здесь не все так просто. Из-за нарушения технологии компостирования (в частности отсутствие подогрева в зимних условиях) техногрунт не соответствует заявленным параметрам и не может быть использован по назначению, а твердая фракция по сути ни кому не нужна. И все это скапливается на территориях КПО.
Разберемся с «временным» хранением остатков от сортировки. Такие остатки по идее мусорной реформы должны были быть утилизированы на мусоросжигательных заводах построенных на территории Московской области. К настоящему времени ни одного завода не введено в эксплуатацию, в лучшем случае первый такой завод заработает к концу 2022 года. Проектная мощность по утилизации отходов одного завода составляет 700 000 т/год, а на территориях КПО даже с учетом извлечения полезных фракций скапливается около 3 000 000 т отходов в год только подмосковного мусора и это без учета Московского мусора, который так же попадает на подмосковные КПО. Не трудно понять, что да же если построят все запланированные мусоросжигательные заводы они не смогут утилизировать весь накопленный мусор на территориях КПО. И его статус из «временного» хранения перейдет в «постоянное». Таким образом мы получили новые полигоны по захоронению отходов, а по сути новые свалки.
На наш взгляд ошибочное решение принятое в 2020г. состоящее в отказе тарифицировать местные сортировочные станции которое привело к их фактическому закрытию в угоду крупному мусорному бизнесу, что повлекло за собой дополнительные издержки в данной отрасли, а как следствие рост тарифов для населения.