Каждый гражданин России имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Так гласит статья 41 Конституции РФ.
Аналогичное право на бесплатную медицинскую помощь граждан было закреплено и в советской конституции, воспринимавшееся гражданами СССР, как само собой разумеющееся, которое неукоснительно выполнялось и осуществлялось прямым финансированием здравоохранения из соответствующих бюджетов.
Президент РФ В.В.Путин, в ходе своих ежегодных посланий Федеральному Собранию РФ, неоднократно провозглашал, что главной заботой государства является сбережение народа.
Каким образом практически реализуется конституционное право на бесплатную медицинскую помощь в нынешних реалиях? Оказывается, в этих целях, издан ряд нормативных документов, ознакомлением с которыми граждане не забивают себе голову, считая, что записанное в Конституции должно исполняться само собою.
Надо сказать, что обилие нормативных документов, как продукта деятельности органов власти различного уровня, с их многословием и заумностью, чтиво мало увлекательное. Одна только Государственная Дума, на идущей в настоящее время сессии, запланировала рассмотреть более 1200 проектов законов, которые потом обрастут кучей подзаконных нормативных актов.
Где же взять время и силы для ознакомления с ними, когда основная часть населения занята целый день добыванием средств существования, вкалывая не менее 12 часов в сутки?
Так вот, в целях реализации этого конституционного положения, Правительство РФ, а вслед за ним, каждый субъект РФ принимает Программу государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи (далее Программа) на три ближайших года.
Граждане, страдающие различными заболеваниями и нуждающиеся в медицинской помощи, даже не подозревают о существовании таких нормативных документов. И напрасно, в них много интересного.
В них приводится перечень заболеваний, на которые распространяется обязательное медицинское страхование, и лекарственных средств, которые должны находиться в распоряжении государственных медучреждений, применяемых в процессе лечения больных, а также объёмы финансирования на обеспечения указанных гарантий за счёт средств бюджета и средств Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС).
Такая Программа на 2019-2021 годы принималась Правительством Московской области 29 декабря 2018 года. Чрезвычайные обстоятельства, связанные с появлением короновируса COVID – 19 и ростом смертности от этого заболевания, продиктовали необходимость корректировки Программы, вследствие чего Постановлением Правительства Московской области № 1050/43 от 29 декабря 2020 г. была утверждена Программа на 2021-2023 годы.
Какие же изменения она претерпела, какие в ней были приняты дополнительные меры по охране здоровья жителей Подмосковья в условиях пандемии?
Вне всякого сомнения, основную роль в качественном оказании бесплатной медицинской помощи играют объёмы финансирования государственных медицинских учреждений за счёт средств областного бюджета и средств территориального ФОМС.
Проведём небольшой сравнительный анализ мероприятий, предусмотренных, на 2021 год Программами, утверждёнными в 2018 и 2020 годах.
Финансовое обеспечение Программ приведено в таблице:
Программа | Год |
Бюджет областной,
тыс. руб. |
Медицинское страхование,
тыс. руб. |
||
на 1 жителя | всего | на 1 жителя | всего | ||
от 2018 г. | 2019 | 8 094,17 | 60 733 664,0 | 14 708,71 | 112 426 779,50 |
2020 | 7 110,82 | 53 355 232,00 | 15 606,24 | 119 287 073,20 | |
2021 | 7 614,60 | 57 135 302,00 | 16 460,30 | 125 815 179,10 | |
от 2020 г. | 2021 | 6 974,68 | 53 641 336 00 | 15 007,90 | 115 326 344,90 |
2022 | 7 016,35 | 53 961 796 00 | 15 199,56 | 116 799 131,70 | |
2023 | 7 063,32 | 54 323 048,00 | 16 060,81 | 123 417 247,90 | |
Численность населения на 01.01.2018 г.
Численность населения на 01.01.2020 г. |
7 503 385 чел. 7 690 863 чел. |
||||
Доходы бюджета Московской обл. в 2018 г.
Доходы бюджета Московской обл. в 2020 г. |
511 507 693 тыс. руб. 617 481 238 тыс. руб. |
Из таблицы следует, что в период между принятием Программ имелся рост численности населения на 187 тыс. чел. и доходов областного бюджета на 116 млрд. руб. Однако, объёмы подушевого финансирования на 2021 год, за счёт средств областного бюджета и ФОМС, в откорректированном варианте не увеличились. Напротив, они снизились! С учётом инфляции это сокращение объёмов финансирования ещё значительнее. В чём причина?
Может потому, что, как раз, в эти годы в Московской области, как и по всей стране, полным ходом проводилась оптимизация здравоохранения, в целях экономии средств на неё? Правда, в результате до основания было разрушено первичное звено медицинской помощи, закрыты тысячи больниц, специализированных отделений, в том числе инфекционных, фельдшерско-акушерских пунктов, значительно сокращены койко-места и численность медперсонала. Неужели, полученная экономия превысила огромные расходы, связанные со срочным перепрофилированием множества медучреждений для приёма заболевших ковидом, развёртыванием дополнительных койко-мест и повышенных выплат медперсоналу, работающему в «красных зонах»?
За тридцать постсоветских лет какие только реформы не проводились? Результат всех этих реформ, неуместно названных красивым словом оптимизация, для большинства населения был один большой минус, тогда, как для его незначительной части большущий плюс.
Крылатое выражение известного государственного мужа: «Денег нет, но вы держитесь!» стало объяснением тому, что все проводимые оптимизации, помимо всего прочего, преследуют цель экономии бюджетных средств, служило лишь прикрытием для достижения действительных целей.
В частности, что касается здравоохранения, то целью его оптимизации, на самом деле, было создание ускоренным темпом и в массовом порядке частных медицинских учреждений, перекачка в них из госмедучреждений врачей и среднего медперсонала, создание, тем самым, альтернативы государственной медицине с более дальним прицелом на её полную ликвидацию.
Именно для этого, с оглядкой на западные страны, в своё время отказались от полного бюджетного финансирования здравоохранения и организовали страховую медицину, в распоряжении которой оказались, те же самые, бюджетные средства.
В период активной фазы оптимизации здравоохранения частные медучреждения возникали, как поганки после дождя, уставной капитал большинства из них составлял минимальные 10 тыс. руб.
Однако, к 2020 году оптимизация прошла свой экватор, сокращать и урезать было, уже почти нечего. Более того, высокая заболеваемость ковидом требовала дополнительных расходов на перепрофилирование медучреждений для приёма нарастающего числа заболевших, на их обеспечение установками ИВЛ, на вакцинацию населения, на повышения оплаты труда медработников «красных» зон. Чем же тогда объясняется сокращение финансирования на 2021 г. с 57 135 млн. руб. до 53 641 млн. руб.?
Ещё больше вопросов вызывает список участников Программ. Оказалось, что, наряду с государственными медицинскими учреждениями Московской области, а также с медучреждениями г. Москвы, федеральных министерств и ведомств, других субъектов РФ, в ней участвуют частные медучреждения.
Количественный состав медучреждений приведен в таблице:
Медучреждения | Программа на 2019-2021 |
Программа на 2021-2023 |
Государственные Московской обл. | 246 | 211 |
Федеральные | 48 | 43 |
Государственные г. Москва | 2 | 1 |
Государственные Курской обл. | - | 1 |
Государственные Республика Саха | - | 1 |
Частные Московской обл. | 181 | 223 |
Частные г. Брянск | - | 1 |
Частные г. Владимир | 1 | - |
Частные г. Калуга | 1 | 1 |
Частные г. Москва | - | 4 |
Частные г. Рязань | 1 | - |
Всего | 480 | 486 |
Включение в Программы, кроме госмедучреждений Московской области, госмедучреждений г. Москвы, федеральных министерств и ведомств объяснимо тем, что они располагаются на территории Московской области и оказывают медицинскую помощь жителям Подмосковья. Содержатся они за счёт средств соответствующих бюджетов.
Частные медучреждения содержатся за счёт своей хозяйственной деятельности.
Стоимость, непосредственно оказываемой участниками Программы, медицинской помощи компенсирует им Московский областной ФОМС.
Из таблицы видно, что число госмедучреждений Московской области, участников Программы на 2021-2023 год, сократилось. Возможно это объясняется продолжившейся их централизацией. В тоже время число частных медучреждений значительно увеличилось, превысив количество госмедучреждений.
Что самое интересное во всём этом так это то, а знают ли граждане, обращающиеся в эти частные медучреждения, что медицинская помощь в них должна оказываться им бесплатно?
Зачем частные медицинские организации подкармливаются Фондом обязательного медицинского страхования? Разве государственные медучреждения не справляются с задачей оздоровления населения Московской области, ведь, ещё тридцать лет назад, советские медики успешно справлялись со своими обязанностями при большей численности населения.
Напрашиваются не праздные вопросы:
- По какому принципу отбирались частные медучреждения, допущенные к кормушке ФОМС?
- Какую непосредственную медицинскую помощь жителям Подмосковья оказывают фармацевтические организации, которые тоже оказались участниками Программ?
- Почему Программы окормляют медучреждения, зарегистрированные в других субъектах РФ?
Не дёшево обходятся услуги самих областных органов Фонда обязательного медицинского страхования. Об этом красноречиво свидетельствуют неуклонно растущие расходы бюджета Московской области на обеспечение территориальным ФОМС своих функций, иными словами, на его содержание. Эти, почти 700 млн.руб., были бы не лишними для достойной оплаты труда медработников, на закупку современного медицинского оборудования.
Так в чём же преимущество страховой медицины над прямым бюджетным финансированием здравоохранения, которая только проедает бюджетные средства?
Был период, с 01.01.2001 г. по 01.01.2010 г., когда нынешние страховые взносы в Фонды: пенсионный, социального страхования и обязательного медицинского страхования имели статус единого социального налога (ЕСН), зачислявшиеся в бюджетную систему, но страховое лобби сумело вновь дорваться до бюджетного пирога и откусить от него солидный кусок.
Не потому ли конституционное право граждан на бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных медучреждениях в полной мере не реализуется? Кому не известно понятие - квота? Если кому-то её не хватило, то будь добр, оплати оказание медпомощи из собственного кармана. Карман пуст? Ну, так сдохни! На тебя, горемыку, в бюджете денег нет, ФОМС их проел! С учётом численности частных медучреждений, средств территориального ФОМС, идущих на их прокорм с лихвой хватило бы на тех больных, кому не досталось квоты на лечение.
Получается, что гарантии о бесплатном оказании медицинской помощи, провозглашённые Конституцией, оказываются в этих случаях обнулёнными! Вот почему, борясь за здоровье своих больных детей, их родители надеются не на государство, а на сердобольных российских граждан.