Всесоюзная пионерская организация имени В.И. Ленина была одной из крупнейших детских организаций в мире. Школу пионерии, за почти 70 лет существования организации, прошли более 210 млн детей.
Основной целью пионерской организации, созданной по инициативе Надежды Константиновны Крупской, было формирование нового человека, гражданина первого в мире социалистического государства, который будет творцом, созидателем и защитником.
В годы Великой Отечественной войны сотни тысяч пионеров трудились на заводах и фабриках, в полях и на фермах. На оккупированных территориях они участвовали в антифашистском подполье, сражались в рядах партизанских отрядов, тысячи детей находились на фронте в качестве сынов полков и юнг. Многие из них были награждены орденами и медалями, пятерым пионерам: Марату Казею, Володе Дубинину, Зине Портновой, Лёне Голикову и Вале Котику – было присвоено звание Герой Советского Союза. Более 20 тысяч пионеров получили медаль «За оборону Москвы». На средства, заработанные школьниками Москвы и Московской области на воскресниках, были отправлены на фронт 18 танков целая колонна «Московский пионер». Школьники Каширского района, узнав о подвиге своего земляка - летчика-истребителя Александра Ивановича Выборнова, собрали необходимые средства и подарили ему новый самолет. Кроме бортового номера, самолет имел собственное имя «Каширский школьник».
После Великой Победы поколение «Детей войны» внесло неоценимый вклад в восстановление страны и её развитие. Люди, прошедшие пионерскую школу, вывели СССР на лидирующие позиции в мире.
В 1991 году произошла геополитическая катастрофа – распался Советский Союз. Прекратила свое существование и пионерская организация. Созданные в тот период структуры, не смогли стать заменой пионерской организации. В 90-е сложилась ситуация, при которой мы едва не потеряли целое поколение. На государственном уровне внедрялись новые приоритеты и ценностные ориентиры, шла активная работа по переформатированию сознания граждан России и, прежде всего, детей и молодежи. Насаждались чуждые нашему народу моральные принципы. Эмиссары миллиардера Дж. Сороса внедряли новые подходы к гуманитарному образованию в России.
В результате, начиная с 90-х гг. прошлого века, мы увидели беспрецедентный рост детской и подростковой преступности. В 1993-1994 гг. лицами в возрасте 14-17 лет совершалось более 220 тыс. преступлений.
Обыденным явлением вновь, как и 100 лет назад, стала беспризорность. В 2002 году МВД России озвучило страшную цифру - в 2,5 миллиона беспризорных и безнадзорных детей.
Результаты такого переформатирования сознания мы можем видеть сейчас на Украине, где прославляют Бандеру и Шухевича, и объявляют героями пособников нацистов.
Процесс переосмысления навязанных нам западных ценностей и поиск собственных скреп шёл первое десятилетие 21 века по принципу шаг вперёд два шага назад. Сейчас медленно, но неуклонно идёт процесс государственной самоидентификации, возвращения к присущим нашему народу и нашему тысячелетнему государству традиционным ценностям.
Однако предшествующее слепое следование навязанным псевдо ценностям и переформатирование под них сознания детей и молодежи дало определенные негативные плоды.
Достаточно вспомнить школьника из Уренгоя, который извинялся в Бундестаге за гибель немецких солдат под Сталинградом во время Великой Отечественной войны, или подростков, решивших пожарить сардельки на Вечном Огне мемориала павшим советским воинам.
Результатом борьбы за умы наших граждан в ходе гибридной войны, стало изменение отношения части молодежи даже, казалось бы, к незыблемой ценности к Великой Отечественной войне. Итоги ЕГЭ по истории в 2021 году показали: самыми сложными для выпускников стали задания по теме «Великая Отечественная война». Было много ошибок, а это - тревожный звонок.
Непростая ситуация и в сфере соблюдения прав несовершеннолетних. Получили распространение наркомания и алкоголизм причем, если показатели преступности среди этой категории населения России падают, то наркозависимость значительно выросла с 2009 г. по 2019 г. среди подростков – в 18 раз; среди детей – в 24,3 раза.
Тревожная ситуация и в Московской области: в 2021 году было выявлено 3851 нарушение прав детей, что на 1026 нарушений больше, чем в 2020 году. Данные статистики показывают рост преступлений с участием несовершеннолетних в сфере оборота наркотиков, а также преступлений, совершаемых несовершеннолетними в состоянии наркотического или алкогольного опьянения. При этом необходимо отметить, что в целом в Московской области уровень детской и подростковой преступности примерно в два раза ниже, чем в среднем по стране.
Однако попытки прозападных идеологов переформатировать сознание граждан России и в особенности детей, в рамках так называемой глобалистской толерантности, не достигли своих целей. Во многом это произошло, благодаря родителям современных школьников и старшему поколению, получившим воспитание в пионерской организации и комсомоле.
Даже в те периоды, когда на федеральном уровне не поощрялись даже положительные упоминания о пионерах, а тем более попытки возрождения пионерского движения, в Московской области Правительство не препятствовало сохранению пионерских традиций, но и не помогало. В 90-е годы в ряде подмосковных школ действовали пионерские организации, например, в школе № 8 города Жуковский и в школе № 15 города Подольска были восстановлены пионерские дружины. Московская областная организация КПРФ с 90-х годов ведет активную работу по развитию пионерской организации. Традицией стало проведение всероссийских пионерских сборов на Красной площади 19 мая, на которых происходит приём в пионеры. Большинство участников этих мероприятиях школьники Московской области.
В последнее десятилетие создавались детско-юношеские организации разной направленности. В настоящее время на территории Московской области действуют такие детско-юношеские организации, как:
- «Российское движение школьников»;
- Юные инспекторы движения;
- школьные лесничества;
- «Юнармия».
Всего эти общественные объединения охватывают более 202000 детей Подмосковья.
Но построить что-то подобное пионерии до сих пор не удавалось.
Для детской организации необходима идеология, потому что отсутствие идеологии подчас приводит к тому, что ребенок начинает искать ответы и не всегда находит истину. Отсутствие чётких, открытых, понятных подрастающему поколению аргументов и фактов может привести к негативным для общества последствиям.
На современном этапе государство больше не может оставаться в стороне. После 24 февраля 2022 года открылся новый этап в истории нашей страны. Россия вступила в жесткое противостояние и вовсе не с Украиной, а с консолидированным Западом, который не скрывает того, что его цель – уничтожение суверенности России.
Дети – будущее любой страны! От того, какие ценности и идеалы будут заложены в их сознание, зависит дальнейшее развитие общества и государства.
Государственной Думой принят выдвинутый по инициативе всех фракций законопроект «О российском движении детей и молодежи «Большая перемена». Это важное решение и сейчас идут дискуссии вокруг этого закона, в ходе которых должны быть выработаны единые подходы к понимаю того, в каких формах, какими методами будет вестись работа в рамках этой организации, а самое главное, каким содержанием эта работа будет наполнена.
В процессе формирования нового общероссийского движения детей и молодежи важно использовать опыт Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина по социализации детей, подростков, юношества. Для этого необходимо провести работу по обобщению опыта и практики деятельности Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина, а также современных детско-юношеских организаций в Московской области. Эти задачи могли бы решить коллективы подмосковных вузов, тем более, что во многих из них ведется подготовка по педагогическим специальностям.
Конечно, создание и развитие большой детско-юношеской организации невозможно без наличия квалифицированных вожатых и организаторов детского движения. В связи с этим представляется целесообразным начать целенаправленную подготовку соответствующих кадров в вузах Московской области. Тем более, что в Подмосковье работает ряд крупных специалистов, таких как: Лидия Николаевна Антонова, Татьяна Адимирикановна Ордынская, Николай Игоревич Пестов и мн. др. Их опыт мог бы быть учтён при разработке учебных планов и программ подготовки вожатых и организаторов воспитательной работы.
К сожалению, современные школьники крайне мало знают о подвигах пионеров-героев, нам важно организовать работу по сохранению памяти о них. Это не только пять пионеров Героев Советского Союза, но и сотни и тысячи пионеров Подмосковья, которые отличились в период битвы за Москву, на фронтах Великой Отечественной войны, а также трудились на заводах, фабриках, в колхозах и совхозах, заменив ушедших на фронт отцов и старших братьев. Такую работу можно было бы осуществлять в рамках внеурочной деятельности, а также в процессе преподавания истории и обществознания в школах Московской области. Конечно, необходимо подготовить и опубликовать соответствующие программы и методические рекомендации, возможно книги для чтения, для общеобразовательных учреждений Московской области.
Для сохранения памяти о подвигах и свершениях пионерской организации важно сделать доступными документы, находящиеся в Центральном государственном архиве Московской области и архивах муниципальных образований. Для этого необходимо осуществить работу по подготовке к публикации архивных материалов по истории пионерского движения в Московской области.
Большой воспитательный потенциал содержат подмосковные музеи. Было бы хорошо организовать на их базе постоянные экспозиции, посвященные пионерскому движению, ратным и трудовым подвигам пионеров в годы Великой Отечественной войны и в мирное время. Возможно, также подумать о разработке туристских маршрутов по местам боевой и трудовой славы, а также истории пионерии в Московской области.
Одним из важных направлений деятельности пионерской организации было научно-техническое творчество детей. В СССР работало 3,8 тыс. дворцов и домов пионеров, где все было бесплатно. Многие будущие ученые, инженеры, изобретатели делали свои первые шаги в кружках юных техников, которые организовывались на базе домов пионеров. Сегодня, особенно в условиях санкций, когда нас пытаются удушить, в том числе, лишая доступа к современным технологиям, возрастает значение подготовки собственных технических и инженерных кадров. Как отметил президент России В.В. Путин: «Нам нужно выстраивать все сферы жизни на качественно новом технологическом уровне и при этом быть не просто пользователями чужих решений, а иметь технологические ключи к созданию товаров и услуг следующих поколений».
Поэтому мы должны принять меры по обеспечению массового вовлечения детей и подростков в научно-техническое творчество под руководством вузов, научных организаций и высокотехнологичных компаний. Также важно возродить деятельность станций юных натуралистов на природных объектах Московской области и на базе подмосковных сельхозпредприятий.
По данным Росстата Современные российские школьники в возрасте до 14 лет страдают многочисленными заболеваниями. Сегодня мы должны возродить лучшие традиции и практики приобщения детей к здоровому образу жизни, физической культуре и спорту.
Давно назрела необходимость проведения инвентаризации детских оздоровительных лагерей и лесных школ на предмет использования их по целевому назначению. Лагеря должны стать доступны для любого ребенка, независимо от уровня благосостояния семьи.
Современные дети и молодежь являются активными пользователями сети Интернет. К сожалению, не всегда они находят здесь информацию, которая пригодится им для учебы и саморазвития. Мы хорошо помним о деструктивных интернет-сообществах, склонявших несовершеннолетних к суициду, встречаются откровенно экстремистские сайты, в том числе распространяющие неофашистскую идеологию и т.п. В связи с этим на повестке дня по-прежнему остается необходимость поддержки работы правоохранительных и надзорных органов по выявлению и блокировке интернет-ресурсов (вредоносного контента), оказывающих деструктивное воздействие на сознание детей. В то же время создаваемое детское движение, в которое могла бы войти и пионерия, через массовое вовлечение в свои ряды детей и молодёжи, может стать и здесь мощной преградой деструктивным силам.
Развитие детского патриотического движения не должно быть делом только энтузиастов, педагогического и родительского активов. Сегодня встает вопрос о необходимости выделения средств из регионального и муниципальных бюджетов на поддержку и развитие детско-юношеских организаций Подмосковья. Возможно, следует предусмотреть меры поддержки единого детско-юношеского движения в Московской области в рамках областной целевой программы «Дети Подмосковья».
Сейчас затронута лишь часть вопросов, связанных с развитием детско-юношеского движения в Подмосковье и возрождения лучших традиций Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина. Полагаю, что всем нам, не зависимо от партийной принадлежности, надо объединить усилия в целях воспитания нового поколения граждан России - физически здорового, интеллектуально развитого и преданного своему Отечеству.