Проект федерального закона № 155722-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» принят в первом чтении на заседании Государственной Думы 20 сентября 2022 года.
Законопроект совершенствует механизм изъятия у правообладателей земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации.
По данным Россельхознадзора за 2020-2021 годы было выявлено 11 722 земельных участков, которые не используются по целевому назначению или используются с нарушением требований земельного законодательства Российской Федерации. При этом основное количество выявленных нарушений связано с зарастанием земельных участков сорной растительностью и неиспользованием земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства.
Действующий порядок изъятия земельных участков у недобросовестных правообладателей является не эффективным, поскольку позволяет легко уйти от ответственности посредством фиктивной продажи такого участка до того, как контролирующий орган направит в суд требование об изъятии такого земельного участка. Такой лазейкой, по данным Россельхознадзора, воспользовались правообладатели почти 2 тысяч земельных участков.
Это негативно отражается на эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения и тех мерах, которые принимаются по вовлечению в оборот заброшенных земель сельскохозяйственного назначения.
В этой связи законопроектом предусматриваются следующие ключевые положения:
1. Возможность фиксации Россельхознадзором факта неиспользования земельного участка в течение 3 и более лет на момент проведения проверки. Россельхознадзор при этом будет руководствоваться утвержденными Правительством признаками такого нарушения – это Постановление от 18 сентября 2020 года № 1482.
2. Надзорный орган наделяется правом заблокировать в Росреестре возможность изменения сведений о правообладателе земельных участков, в отношении которых выявлены нарушения, и правообладатели которых не устранили эти нарушения в установленный выданным предписанием срок. Такими образом устраняется правовая лазейка, позволявшая недобросовестным землепользователям уходить от ответственности. До тех пор, пока нарушитель не устранит нарушения, либо не понесет наказание, а земельный участок не будет принудительно у него изъят, он не сможет им распорядиться.
3. До 15 дней сокращаются сроки принятия решений о приобретении изымаемых земельных участков в собственность муниципалитетов или субъектов Российской Федерации. Сегодня этот срок составляет 1 месяц. Также сокращаются сроки рассмотрения соответствующих дел судами. Также сокращаются сроки рассмотрения соответствующих дел судами.
В совокупности указанные нормы повысят эффективность реализации Государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации, а также утвержденной во исполнение Поручения Президента Российской Федерации от 26 апреля 2022 года № Пр-738 новой редакции Стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов.
В.И.Кашин в своем выступлении обратил внимание на то, что в рамках дальнейшей работы с законопроектом должен быть рассмотрен ряд предложений, усиливающих предложенные законодательной инициативой правовые конструкции.
Так, актуальным является вопрос введения приоритетного права приобретения принудительно изымаемого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения правообладателями соседних земельных участков по упрощенной процедуре. Решение данного вопроса обеспечит сокращение количества земельных участков, контуры которых характеризуются черезполосицей, а также более эффективное использование земель сельскохозяйственного назначения.
В целях повышения эффективности земельного контроля (надзора), минимальные и максимальные сроки устранения нарушений, выявленных уполномоченным органом государственной власти, и указываемые в соответствующем предписании, должны быть определены законом.
Также следует рассмотреть вопрос о привлечении к работе по выявлению неиспользуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или используемых с нарушением требований законодательства Российской Федерации органов муниципального земельного контроля, а также общественных инспекторов, что существенно повысит оперативность надзорной (контрольной) деятельности.
Кроме того, предложенный законопроектом порядок определения первоначальной и последующих цен на изымаемые земельные участки должен быть оценен на предмет недопущения появления избыточной нагрузки на бюджеты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, в случае их выкупа в муниципальную или региональную собственность.
Также В.И.Кашин обратил внимание на необходимость совершенствования правоприменительной практики вовлечения в сельскохозяйственной оборот земель через отмену противоречащих этой концепции подзаконных актов, и в первую очередь на необходимости отмены Постановления Правительства Российской от 21 сентября 2020 года № 1509, предоставляющего право выращивать леса на землях сельскохозяйственного назначения.
Указанные предложения будут рассмотрены в рамках подготовки законопроекта ко второму чтению.