19 октября 2022 года Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам совместно с Комитетом Государственной Думы по вопросам развития Дальнего Востока и Арктики провел парламентские слушания на тему: «Законодательное обеспечение стратегического развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации, а также законопроект № 173016-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»
В мероприятии, состоявшемся в Малом зале Государственной Думы под председательством Председателя Комитета В.И. Кашина, приняли участие и выступили заместители Председателя Государственной Думы И.А.Яровая и А.В.Гордеев, руководитель Фракции Справедливая Россия-Патриоты-За правду Миронов С.М., председатель Комитета Государственной Думы по развитию Дальнего Востока и Арктики Харитонов М.Н., Сенатор Российской Федерации Пономарев В.А., Статс-секретарь - заместитель Министра сельского хозяйства Российской Федерации И.В.Лебедев, руководитель Росрыболовства И.В.Шестаков, аудитор Счетной палаты Российской Федерации Мамедов С.В., Директор Департамента судостроения и морской техники Минпромторга России Кабаков Б.А., Председатель Законодательного Собрания Камчатского края Унтилова И.Л., Председатель Законодательного Собрания Хабаровского края Зикунова И.В., а также представители отраслевых союзов - ВАРПЭ, АСРФ, Росрыбхоз, Ассоциации добытчиков лососей Камчатки. В целом участие в слушаниях приняли более 300 участников, в том числе депутаты Государственной Думы, сенаторы Российской Федерации, представители законодательных и исполнительных органов государственной власти всех прибрежных субъектов Российской Федерации России, ассоциации и союзы рыбопромышленного комплекса, представители рыбохозяйственной науки, эксперты и ветераны отрасли.
В.И.Кашин выступил с базовым докладом по теме слушаний, в котором обратил внимание на ключевые вопросы стратегического развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации.
В первую очередь, В.И. Кашин отметил стратегическое значение рыбной отрасли не только в вопросе обеспечения продовольственной безопасности страны, но и устойчивого социально-экономического благополучия прибрежных территорий. Вопрос законодательного обеспечения стратегического развития рыбного хозяйства, безусловно, является одним из ключевых. За последние годы Государственной Думой проведена большая работа в этом направлении, принято более 49 законодательных инициатив, направленных на совершенствование регулирования правоотношений в области рыболовства, аквакультуры, которые, в свою очередь, во многом определили и сегодняшние показатели работы отрасли.
Вместе с тем В.И. Кашин обратил внимание на то, что Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов на период до 2030 года, утвержденная Правительством Российской Федерации 8 сентября 2022 г., предусматривает к 2030 добычу водных биоресурсов в объеме 5130 тыс. тонн., что фактически свидетельствует об отсутствии положительной динамики в этом направлении в ближайшей перспективе. Для сравнения, в 2021 году было добыто 5053,4 тыс. тонн.
В указанном вопросе необходимо исходить из того, что Президентом Российской Федерации даны поручения и в части среднегодовых темпов роста объемов производства продукции агропромышленного комплекса не менее 3 процентов, и в части модернизации и строительства судов на территории Российской Федерации.
Также В.И. Кашин отметил, что, зачастую, в попытке решить отдельную задачу, связанную с распределением водного биоресурса между пользователями, участники отрасли забывают о государственных задачах, связанных с обеспечением эффективного использования водных биоресурсов нашей страны, обеспечением граждан доступной и качественной рыбной продукцией, сохранением устойчивого запаса национальных природных богатств.
Стоит отметить, что сегодня запасы водных биоресурсов Мирового океана составляют 20 млрд. тонн и даже добывая в пределах одного процента этих запасов, можно кратно увеличить показатели отрасли, сохраняя ресурс в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации.
В отношении рыбопромыслового флота Кашин В.И. отметил, что в 2015 году на заседании Президиума Государственного Совета Российской Федерации в 2015 году под председательством Президента Российской Федерации было принято решение о введении программы инвестиционных квот с обязательствами по строительству судов или береговых рыбоперерабатывающих заводов. В реализацию были приняты федеральные законы в 2016 и в 2019 годах, которые принесли в бюджет более 140 млрд. рублей и позволили привлечь инвестиции в отрасль порядка 260 млрд. рублей. Также был сформирован план по строительству 105 новых рыбопромысловых судов в ближайшие годы, что позволит обновить 80% производственных мощностей в Северном рыбохозяйственном бассейне и 40% Дальневосточном рыбохозяйственной бассейне. На сегодняшний день построены 7 рыбопромысловых судов и 21 завод. Проделанная работа, безусловно, оказывает положительное влияние на отрасль, показатели по переработке выросли с 2016 года почти на 28%, уровень рентабельности с отрицательного сменился на 50% в среднем, растет объем инвестиций в отрасль, объемы ввода в действие основных фондов.
Вместе с тем сохраняется крайне острая проблема социально-экономического развития сельских территорий в прибрежных регионах, включая поддержку градо и поселкообраующих предприятий. Во многих из сельских поселений сегодня нет водоснабжения, не проведена газификация. На решение этих проблем в приоритетном порядке должны быть направлены средства, получаемые государством от использования водных биоресурсов.
Говоря о реализации 1 этапа инвестиционных квот, нельзя не обратить внимание на проблемы, связанные с темпами строительства рыбопромысловых судов, и здесь нет вины бизнеса, есть внешние факторы, в результате воздействия которых мы сегодня не выполняем в заданном темпе поставленную задачу в 105 судов. Сегодня крайне важно выработать совместно с ведомствами и всеми участниками такие решения, которые позволят завершить к 2026 году запланированную работу.
Также В.И. Кашин остановился на новой законодательной инициативе Правительства Российской Федерации, которая внесена в Государственную Думу в июле 2022 года и предлагает к введению второй этап инвестиционных квот, в рамках которого предусматривается перераспределение 24 % квот водных биоресурсов, 50% квот краба и 100% квот моллюсков в Дальневосточном и Северном рыбохозяйственном бассейне под строительство 65 рыбопромысловых судов и 44 производств по переработке добываемых уловов. Дополнительный доход федерального бюджета прогнозируется в пределах 200 млрд. рублей, инвестиции в отрасль – 300 млрд. рублей.
Вместе с тем данная законодательная инициатива вызвала большой резонанс у рыболовецкого сообщества, органы государственной власти прибрежных субъектов высказали серьезные опасения о негативном влиянии законопроекта на экономику прибрежных регионов. При этом никто не возражает против обновления рыбопромыслового флота и строительства рыбоперерабатывающих заводов, но предлагаемый законопроектом механизм реализации несет угрозу тем положительным экономическим показателям, которых достигла отрасль за последние годы.
Завершая свое выступление В.И. Кашин высказал мнение о целесообразности поступательной работы в вопросе обновления рыбопромыслового флота и производственных мощностей в рыбном хозяйстве, необходимости введения второго этапа инвестиционных квот после реализации плана по строительству в рамках первого этапа, защите интересов малого бизнеса, пересмотра законопроекта в соответствующей части в рамках работы по подготовке его к рассмотрению Государственной Думой.
В.И.Кашин призвал всех участников слушаний не забывать главные цели проводимой работы – социально-экономическое благополучие населения, развитие прибрежных территорий, научно-обеспеченное увеличение объемов добычи водных биоресурсов, в первую очередь, в перспективных районах Мирового океана, бережное отношение к национальным природным ресурсам.
В заключение В.И.Кашин остановился на необходимости увеличение бюджетного финансирования Государственной программы развития рыбохозяйственного комплекса и Государственной программы комплексного развития сельских территорий, необходимости сделать все для комфортного проживания, работы и отдыха жителей прибрежных территорий в сельской местности.
После обсуждения докладов были приняты рекомендации, которые с учетом высказанных замечаний будут рассмотрены и утверждены на заседании Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам.
Полный текст доклада В.И.Кашина будет размещен дополнительно