Вот и поменялись местами…

Константин Елисеев

Почти год назад, в нашей постоянной рубрике «Путешествуем по России», пожалуй самый известный вольный путешественник - автостопщик, писатель, основатель «Академии вольных путешествий» Антон Кротов поделился своими мыслями о происходящем, в том числе о своих планах на 2022 год.

Нынешний год подходит к финалу и мы встречаемся с Антоном накануне его лекции с путешественниками Москвы и запланированной, еще минувшей зимой, поездки в Саудовскую Аравию.

Как всегда, вопросы связанные с политикой и нынешней ситуацией мы пытались не затрагивать, но все же немного коснулись…

Антон, как ты знаешь в связи с СВО многие, очень многие побежали из нашей страны, буквально ежедневое мы узнаем об огромных очередях на границе с Казахстаном, республиками Кавказа … о многотысячном потоке наших сограждан в среднеазиатские республики…

Каждый день, и почти уж каждый час, пишут мне всяко-разные люди, прежде неизвестные мне. Суть у всех одна: человек оказался в Душанбе, Худжанде, Оше, Ереване, ищет там место ночлега (но платные не по карману) - спрашивает, есть ли Дом для всех (ДДВ) там, сям, или какие-то друзья и надёжные вписки в Астане, Алматы, Бишкеке, Тбилиси и проч.

Деньгами все ограничены, поселиться в вип-хотеле не желают, квартиры посуточные разгребли все.

Сразу скажу: Домов для всех в указанных локациях НЕТ. Виноваты в этом, конечно, сами интересующиеся - не хотели создавать их или взяться и продлить, например, ДДВ в Алматы, когда была такая возможность. Сейчас и ДДВ в Минске тоже закончился-30 сентября, и никто продлевать не хотел - соответственно, и его не будет. Но проблема не в "Доме для всех", а более широкая, более общая. Проблема в высокомерии, которое ещё недавно пышным цветом цвело среди нас, российских граждан.

Помните, быть может, многотысячные толпы узбеков на погранпереходах под Ташкентом или под Ошем, и только гордые туристы-россияне, размахивая красным паспортом, продирались вне очереди, как "белые" люди? Теперь всё наоборот, "белые" люди ломятся изо всех сил туда, над чем недавно смеялись ещё.

Помните, быть может, фразочки "понаехали", объявления "сдаю квартиру - только славянам", "граждане кавказской национальности" (пренебрежительно)?

Теперь сами русские понаехали в Душанбе, Тбилиси, и далее по глобусу.

Радовались, что российские банки - лучше всех, и они дают легко разные кредитные и прочие карточки? Сейчас выстроились в очереди в закавказские и казахские банки за их банковским продуктом.

Говорили, что вот, эти таджики живут по 10 человек в одной квартире, заламывали цены по 30 тыщ за однокомнатную, - да, теперь всё наоборот, и русские живут в Таджикистане, плюясь на высокую стоимость аренды: денег-то не все много взяли с собой, на годы безбедной жизни не у каждого хватит.

лыбались, узнав, что таджик с высшим образованием, доктор или профессор работает в Москве дворником или сантехником? Через месяц-другой российские мигранты-граждане в очках и двумя высшими образованиями уже захотят в Душанбе устроиться дворниками, а в сантехники и их не возьмут - опыта нет, регистрации нет, права на работу нет, или придётся давать взятку милиционеру, как давали взятку таджики узбеки нашим московским полицаям у метро. В целом, немало минувших лет россияне, особенно некоторые из москвичей и жителей больших мегаполисов, не привычные к ручному труду, но по совокупности геополитических случайностей считавшие себя элитой, "белым человеком", - оказались в тех странах, над которыми улыбались, жителей которых в глубине души презирали порой,.. и вот - геополитические случайности повернулись в другую сторону. И некоторым даже и полезно, для сбития спеси, побыть несколько времени гражданами второго сорта, разыскивая вписку в Кутаиси или Самарканде, ища работу в Атырау или Астане, рассматривая стоимость авиабилетов — что оказались в дороже пяти месячных зарплат.

Да и просто те, кто, вклиниваясь в очереди, платят порой по 40-50 тысяч рублей, чтобы в машину подсесть на переход в ту страну, в которой никогда раньше не бывали и никак не интересовались ею. А теперь вот, заинтересовались. Сил всем и терпения, и хорошей интеграции с местными жителями - ну вот, есть возможность подружиться с таджиками, киргизами, грузинами, армянами наконец. Не с таксистами, а с нормальными местными жителями.

Ну и не надо вешать носы - бывает гораздо хуже. В 1992-93 г.г., слыхал, часто бывали случаи - люди меняли квартиру в Душанбе на авиабилет в Москву. В один конец. Интересно будет, если люди будут менять квартиру в Москве на авиабилет в Душанбе. Всякие события, оказывается, бывают на свете! Вот и поменялись местами…

Да уж, бывали события на белом свете и не такие... Кстати, в 1996 году ты впервые посетил Магадан, добравшись на Колыму из Москвы автостопом, преодолевая один из самых сложнейших участков на пути - Колымский тракт, этим летом в Магадан ты добирался самолетом и оттуда уже своим ходом в Москву…

Утром двенадцатого июня 2022 года Магадан был почти пустынен. Граждане отмечали, вероятно, «День России», и делали это в домашних условиях, потому что на улице всё ещё продолжался дождик. Я знал из прогноза, что дождик локализован в самом Магадане, а севернее уже будет сухо, и планировал выехать из города аэропортовским автобусом. Доехал до Сокола – это 50 км от Магадана, где находится аэропорт, и наконец вышел на трассу. До Якутска оставалось 2000 километров, дождь исчез, солнце меня неплохо освещало.

Как, интересно, пойдёт автостоп на этот раз? Как-то я поздновато вышел, уже 12:20 на часах магаданского времени. Всегда впервые в сезоне выходить на трассу слегка волнительно. Последний раз я ездил автостопом в феврале – по Египту, вместе с супругой Катериной Бояровой, а вот после февраля уже стопить мне не приходилось.

Автостоп работает! Первая машина остановилась быстро, буквально через пять минут – джип с крепким бородачом лет шестидесяти и двумя тётушками.

- До Воронежа не еду! - сразу крикнул он мне в окно. Садись, до Палатки!

Путешествие автостопом из Магадана в Якутск (2050 км) заняло трое суток без малого. Стартовав в 11 утра 12-го июня из Магадана, я прибыл в 6 утра 15-го июня в Якутск, сойдя с парома. В моей поездке было два рейсовых платных транспорта (выездной автобус Магадан--Сокол на 50 км и 210 руб. и платный паром Ниж.Бестях-Якутск за 200 руб.), также ровно 10 попутных машин, из которых последняя - весьма дальний УАЗик -- подобрал меня в полусотне км западней Усть-Неры и довёз менее чем за сутки до самого Якутска, преодолев более 880 км. Дорога почти вся гравийная, с небольшими вкраплениями асфальта (мосты многие асфальтированы, асфальт есть и на 100+ км из Магадана и на 50+ км от Якутска и ещё в некоторых посёлках). Движение довольно интенсивное, по 1 машине в 20 минут в дневное время даже на глуховатых участках. Сфотографировался на реке Колыма - то, что я не успел сделать в 1996 году.

Вот и поменялись местами…
Вот и поменялись местами…

На трассе стало больше движения за 26 минувших лет. При .этом посёлков в Магаданской области стало меньше. А вот машин больше. В Якутии количество посёлков визуально осталось на прежнем уровне. Самые глухие участки от Мяунджи до пригородов Усть-Неры (там, где граница областей) и между пригородами Усть-Неры и Кюбюме.

В Усть-Нере случайно повстречались мне уроженцы Ингушетии и Чечни, которые и устроили меня на ночлег в этом северном посёлке. Пейзажи вокруг очень интересные, горы покрыты пятнами снега, на реках иногда видны наледи, ночью до нуля и заморозки, днём вполне положительная температура, а при +14 днём в разгар солнечного дня вылетают уже и комары.

Вот и поменялись местами…

 

За Магаданом, самый большой региона России-Якутия…

 

Я очень доволен Якутией. Стало гораздо больше мне известно про жизнь и культуру якутов. Об этом я ранее имел весьма слабое представление. Сейчас же думаю, что якуты - один из десяти мощнейших этносов Российской Федерации, сохранивший свой язык, литературу, религиозные верования, праздники, пищевые продукты и прочее. (Какие ещё народы сохранили активность? Ну, в первую очередь, чеченцы, ингуши, тувинцы, татары, и несколько других.)

Язык и культура якутов существует не только на официальных вывесках. Ведь сколько есть народов в России, которые даже имеют название своей автономии, но уже полностью русифицированных, где не услышишь в городе …скую речь и где не посылают смски на …ском языке. Тут всё на месте, и устная, и письменная речь, и смски, снимается и национальное кино на якутском языке, и национальная борьба, и в сёлах – не пропитые перекошенные заборы, а пастбища, скот, домики для праздников ысыахов – «ураса» и прочие интересности. При этом многие жители Якутии никогда не видели море, никогда не ездили по железной дороге, а некоторые даже в Якутске побывали всего пару раз за свою жизнь – так велики здесь расстояния и оторванность друг от друга редких поселений.

Интерес к дальним путешествиям, всё же, есть у некоторых жителей Якутии. Летом, пока мы были тут, многие якутские туристы, походники и путешественники были в отъезде, и не со многими нам удалось пообщаться. По странной для меня традиции, путешественники тут ездят туда-сюда летом, а вот зимой, когда температуры достигают -50* и ниже, сидят дома (вместо того, чтобы именно на зиму уезжать). В связи с этим, мы не со многими людьми тут познакомились, а из прежних знакомых, с кем общался в Якутске прежде, я в городе почти никого не застал.

Было проведено в Якутии несколько моих лекций. А именно, их было сделано шесть в самом городе Якутске и по одной - в г.г. Олёкминске, Ленске, Мирном и Нижнем Бестяхе, итого десять мероприятий (но в Н.Бестяхе совсем малолюдное). Что касается г.г. Нерюнгри и Алдан, я не стал там организовывать беседы, потому что выступал там уже в прошлый приезд, когда заезжал в Якутию в 2018.

Экономически я вижу, что Якутия развивается, дороги постепенно строятся, дома новые строятся, количество бараков снижается по сравнению с 1996 и даже 2018 годом. Совсем уж стрёмных бараков осталось совсем немного в Якутске. Желаю якутам развития, процветания, особенно улучшения путей сообщения и моста через Лену.

Не так давно Якутия обзавелось полноценной железной дорогой, но на сколько я знаю твой путь в Москву шел по БАМу.

Дорога из Окунайского (на БАМе) до Иркутска через Жигалово оказалась сложнее и медленнее, чем покажется обитателю Европейской части России, смотрящему на карту Земли. Всего-то 650 километров, но первые 275 км - это разбитая грунтовка, по которой, тем не менее, тащится множество грузовиков, разбивающих её ещё больше. Там сильный поток машин и огромное строительство на Севере, правда 90% машин -это грузовики между рабочими вахтовыми городками, недалеко. Ещё 5% — маршрутки, за большие деньги везущие граждан Северобайкальска, Киренска и пос. Магистральный в Иркутск (билет Северобайкальск-Иркутск 3500-4000 руб, а ехать там 850 км), все они забиты на неделю вперёд и не останавливаются, даже речь не о деньгах, а всё перегружено. Мы разделились на две пары; одна пара (я и Дмитрий) была тут же подобрана "ГАЗелью", что шла до самого Иркутска. ГАЗелью руководил водитель, годившийся мне в отцы по возрасту, да и ГАЗель была очень старая. 275 км до Жигалово мы ехали без остановок 9 часов (средняя скорость 30 км/ч), а в Жигалово оказалось, что у машины лопнула шина и сломался подшипник.

Итак. Тында – столица БАМа. Помню, как в 1996 году мы тут жили с Андреем Винокуровым пару дней в квартире у семейства Краснопёровых, и съели у них стоящую в холодильнике почти всю трёхлитровую банку с южнокорейским майонезом фирмы «Оттоги». Сейчас Краснопёровых в Тынде уже нет - они переехали много лет назад отсюда, трёхлитровые банки с майонезом уже не видны в продаже, но вот литровые ёмкости «Золотого» до сих пор продаются – я до сих пор этот майонез люблю, в нём 80% жирности. Ночуем мы в самом центре Тынды, на улице Красная Пресня, у местного жителя Дмитрия, который уже в третий раз принимает меня и моих попутчиков на ночлег. Спасибо ему!

Важной целью этого участка путешествия был проезд локомотивостопом по БАМу. На этот раз не по всему БАМу, а по западной его части. В своих лекциях я упоминаю автостоп второго рода (локомотивостоп), но сам уже несколько лет в России в локомотивах не ездил. Случайно оказалось так, что почти все мои фотографии из локомотивов - зарубежные: то Индонезия, то Шри-Ланка, то Египет, а российские снимки старые или нерезкие, так что их и показывать на лекциях не хотелось. Так что, во многом для фотосессии, я хотел проехать какие-то участки БАМа на тепловозах и электровозах, заодно и своему другу Дмитрию показать секреты этого способа передвижения.

В этот раз тебе также, мимоходом, удалось посетить и Монголию.

Мы вчетвером посетили в Монголию. Ездили нераздельным комплектом, в основном платным транспортом (автобусы, поезда) и в небольшой мере автостоп. Посетили города Сухэ-Батор, Дархан, Улан-Батор и Арванхейр (ближе к центру страны, в 450 км к юго-западу от Улан-Батора). Въезд в Монголию несложный, без визы, не нужны никакие прививки и справки. На границе заполняешь бумаги -- миграционную карточку для монголов и бумагу о своём здоровье для них же, на содержимое бумаги никто не смотрит, предъявлять вакцину или тест не нужно. Менялы на границе давали нам 49 тугриков за рубль, в Улан-Баторе 49,5, а вот в других местах избавиться от рублей было бы проблематично.

Какие планы после ноябрьского вояжа на Аравийский полуостров?

Вот и поменялись местами…

Южная Америка. Декабрь-январь. Плыть будем на запад, то есть из Манауса в сторону стыка трёх границ (Колумбия / Бразилия / Перу) - - городок Таюбатинга. Проведём пару дней в Табатинге, сходим в Колумбию и обратно... А оттуда потом поплывём на Икитос, Перу - самый большой в мире город из тех, что дорогами с большим миром не соединяется. Из Икитоса можно куда угодно, например, самолётом в Лиму (порядка 50 долларов).

Удачи тебе!

Удачи и всего наилучшего всем читателям «Подмосковной правды».

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.
Читайте также


Открытие мемориальных досок в Фрязино
Коммунисты Фрязино приняли участие в церемонии открытия мемориальных досок в честь выпускников школы-интерната, которые погибли, исполняя свой воинский долг во время СВО.





 
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
 
                
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Точка зрения

Владимир КАШИН
заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам
В.И. Кашин: С КПРФ - к новым вершинам в науке!

Павел ГРУДИНИН
Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»
Заявление Бюро Московского областного отделения КПРФ в поддержку совхоза им. Ленина

Николай ВАСИЛЬЕВ
первый секретарь МК КПРФ, член Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам
Первый секретарь МК КПРФ Николай Васильев выступил на Общероссийском открытом партийном собрании

Константин ЧЕРЕМИСОВ
второй секретарь МК КПРФ, заместитель Председателя Мособлдумы
День космонавтики

Александр НАУМОВ
секретарь МК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме, заместитель Председателя Мособлдумы
Руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме Александр Наумов: Несанкционированное размещение стройотходов в Химках должно быть ликвидировано!

Сергей СТРЕЛЬЦОВ
Главный редактор газеты «Подмосковная правда», член Бюро МК КПРФ
Сергей Стрельцов: памятник Ленину в Ларцевых Полянах давно требует реставрации


 





 

 

 

контакты

Редакция газеты "Подмосковная Правда":
8-499-261-59-98

*******

E-mail: mkkprf@mail.ru

*******

Адрес:
115487, г. Москва,
ул. Нагатинская,
д. 26, корп. 2

Телефоны МК КПРФ:
8-499-263-05-08,
8-499-263-11-57

*******

Все данные

ГК КПРФ
в Московской области:
 
  • Официальный сайт КПРФ
  • Московский городской комитет КПРФ
  • Газета Советская Россия
  • Газета Правда
  • Газета Подмосковная Правда