Доклад Заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, академика РАН В.И. Кашина на Парламентских слушаниях на тему «Законодательное обеспечение стратегического развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации, а также законопроект № 173016-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».
Уважаемые товарищи!
Мы хотим поблагодарить всех, кто прибыл к нам сегодня лично и тех, кто находится на ВКС, депутатов, сенаторов, заместителей Председателя Государственной Думы, которые с нами работают, конечно же наши регионы и отраслевые союзы.
Тема, которую мы избрали сегодня для обсуждения, очень важная. Мы рассматриваем важнейший компонент продовольственной и национальной безопасности, имеющий при этом выдающееся социальное значение, определяющий устойчивое социально-экономическое положение в прибрежных регионах.
Мы с вами за последние годы многое сделали на направлении законодательного обеспечения развития нашего рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации. Мы приняли более 49 законодательных инициатив, которые во многом определили сегодняшние показатели функционирования отрасли.
В целом Мировой океан обладает очень приличным запасом водных биологических ресурсов – порядка 20 миллиардов тонн. Всего 1% от этого объема – это 200 миллионов, а добывается всем миром сегодня 84,4 миллиона тонн. Российская Федерация в этом объеме занимает 6%. Поэтому мы видим, какой запас для увеличения объемов добычи у нас есть. Этим и должна определяться наша с вами работа.
Давайте посмотрим на динамику последних лет с точки зрения добычи водных биологических ресурсов.
В последние годы мы с вами устойчиво вышли на объемы добычи в 5 миллионов тонн. При этом мы видим динамику, можно даже сравнить ее с советским периодом, когда были этапы увеличить объемов добычи на 3 миллиона тонн за 10 лет. В среднем, конечно, увеличение добычи у нас идет в десятилетие с шагом в 1 млн. тонн.
Но какая у нас динамика будет дальше?
Недавно была принята обновленная Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, в которой целевые значения объемов добычи в 2030 году утверждены на уровне 5,1 миллиона тонн. То есть задачи обеспечить эффективное движение вперед нет!
Нас это не может устраивать. Поэтому мы с Росрыболовством постоянно обсуждаем возможности приблизиться к этой динамике, прибавить 1 млн. тонн к 2030 году. Тем более, что и в Стратегии зафиксирована цель обеспечить 3% рост производства продукции.
Об этом же говорит Президент Российской Федерации в своих поручениях.
В этих поручениях многое касается нашей отрасли, развития флота, модернизации, обнуления НДС при ремонте судов, и так далее.
Поэтому очень важно, что сегодня всё рыболовецкое сообщество здесь присутствует, и активно включилось в работу не по какой-то отдельной проблеме, а по стратегически важному вопросу обеспечения населения доступной и качественной рыбной продукцией.
На водной ниве быть кормильцем – это почётно! И за те показатели, которые мы имеем, говорим рыбакам слова благодарности!
На этом направлении активно работает наука.
Наш ВНИРО – уникальный научный центр, имеющий в своем составе 29 научно-исследовательских институтов во всех рыбохозяйственных бассейнах. В штате больше 4,5 тыс. сотрудников, 650 кандидатов наук, больше ста докторов наук. Научно-исследовательский флот, которому могут позавидовать многие страны. Это та уникальная база, которая дает нам уверенность в освоении ресурсов Мирового океана.
Конечно, мы и раньше поднимали эти вопросы. Еще в 2015 году мы с Ильёй Васильевичем готовили заседание Государственного Совета Российской Федерации и поднимали самые острые вопросы.
С флотом тогда вообще была трагедия, всё шло к увяданию, износу, в том числе в вопросах безопасности. Именно после того заседания Госсовета появились соответствующие поручения Президента, появились законы, квоты «под киль», появился хороший план строительства флота.
Была начата большая работа, были поставлены амбициозные задачи обновить 80% мощностей флота Северного бассейна и 40% Дальнего Востока. И сегодня мы видим определенные результаты.
Если посмотреть экономические показатели, то вы можете убедиться, что растут показатели по переработке - с 2016 года рост превысил 21%. Можно посмотреть уровень рентабельности, что из минусов вышли на средний уровень в 50 процентов рентабельности. Объем инвестиций достиг 77 миллиардов рублей.
Можно подробнее посмотреть и по основным фондам.
С 2017 года в 2,7 раза выросли темпы ввода в действие основных фондов, а по машинам и оборудованию – в 7,8 раза!
Но за этими результатами мы не должны терять из виду те направления, на которых еще предстоит серьезно потрудиться.
В первую очередь это, конечно, социальный блок. Этим вопросам Президент Российской Федерации уделил особое внимание в рамках состоявшегося недавно Восточного экономического форума.
Если посмотреть на сельские территории наших прибрежных регионов, то увидим, что их 6,2 тыс. сельских населенных пунктов более 4 тысяч не имеют водопровода, 4,2 тыс. не оборудованы канализацией, 3,9 тыс. не газифицированы! Исходя из этого становится ясно какого масштаба там стоят задачи в части реализации программы «Комплексное развитие сельских территорий».
Многие из этих населенных пунктов обеспечивают добычу ВБР, в том числе наиболее ликвидных видов рыб, крабов, но при этом продолжают ветшать. Здесь есть над чем подумать, ведь без кадров, без людей невозможно решить ни один вопрос, поднятый Стратегией развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов.
Также нашего пристального внимания требует реализация действующего этапа инвестиционных квот.
Мы надеялись, что у нас будут суда, дополнительные перерабатывающие мощности. Но фактически построено всего 10 судов и 22 рыбоперерабатывающих завода, остальные 100 инвестиционных объекта, включая 95 судов, до сих пор находятся в стадии реализации.
Безусловно, такое положение дел в определенной степени связано с санкциями, нарушением глобальных торговых связей и логистических цепочек, но вопреки этому задача должна быть выполнена. Мы должны сделать всё, чтобы получить возможностью снова выйти в Мировой океан, увеличить объемы добычи водных биологических ресурсов за счет освоения новых перспективных районов промысла. И эта работа должна быть выполнена хотя бы к 2026 году. Понятно, нет сегодня локализации производства, но об импортозамещении мы, все-таки, говорим не два, не три года, а десятилетия. Поэтому ответственные наши товарищи, кто взялся на осуществление этих договоров, должны их выполнить.
Далее хочу заострить внимание на новой законодательной инициативе, внесенной Правительством Российской Федерации.
Он предусматривает три новых вида квот. Инвестиционные квоты касаются 20% общего допустимого улова ВБР в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне, 50% крабов, и 100% моллюсков и других беспозвоночных.
Этот законопроект предусматривает дополнительный доход в бюджет в размере 200 млрд. рублей и около 300 млрд. рублей инвестиций в рамках строительства новых судов и заводов. И это дополнительно к тем 204 миллиардам инвестиций на строительство рыбопромысловых судов в рамках первого этапа инвестиционных квот в реализацию Федерального закона 2016 года № 349-ФЗ, а также 61 миллиарду инвестиций и 140 млрд в бюджет, которые поступили от инвестиционных квот в отношении краба в реализацию Федерального закона 2019 года № 86-ФЗ.
То есть, казалось, большой такой задуманный хороший вклад и в консолидированный бюджет, и в строительство еще 30 судов для вылова краба и так далее, и так далее.
Этот законопроект взбудоражил рыболовецкое сообщество, депутатов, сенаторов, все прибрежные территории. В соответствии с Регламентом Государственной Думы сегодня идет подготовка к рассмотрению закона в первом чтении.
Мы запросили после большого совещания у всех территорий отзывы, из которых мы выбрали все наши прибрежные регионы. Ими высказываются определенные опасения. Эти отзывы доводить до общественности, авторов законопроекта. И в проекте рекомендаций, который у всех вас на руках, мы все эти сомнения также указываем.
Вот, например Сахалинская область, губернатор В.И.Лимаренко, пишет:
«Изъятие оставшихся 50% долей квот краба полностью лишит производственного ресурса 25 предприятий, бюджет потеряет 1,7 млрд. рублей ежегодно и свыше 2 тыс. рабочих мест.».
Или Камчатский край, губернатор В.В.Солодов:
«В результате завершения 1 этапа инвестиционных квот сократится ресурсное обеспечение рыбохозяйственного комплекса Камчатского края на 13% (около 0,2 млн. тонн), а в случае введения второго этапа потери могут составить до трети всех уловов.».
Магаданская область, губернатор С.К.Носов:
«Реализация законопроекта приведет к сокращению ресурсного обеспечения рыбохозяйственного комплекса Магаданской области, у магаданских компаний остутствуют финансовые ресурсы для участия в новых аукционах. Новое регулирование приведет к ограничению конкуренции. По предварительным расчетам потери для региона составят более 7 млрд. руб., более 300 рабочих мест будет сокращено. Принятие законопроекта затруднит реализацию инвестиционных проектов 1 этапа. В настоящее время инвестировано около 30 млрд рублей в строительство 1 этапа, при этом строительство существенно затягивается. Доходы бюджета Магаданской области снизятся на 40%, будет приостановлена реализация крупных проектов.».
Приморский край, губернатор О.Н.Кожемяко:
«Принятие законопроекта концептуально поддерживается.
Вместе с тем предлагается исключить нормы об инвестиционных квотах в отношении моллюсков и глубоководных крабов.».
Хабаровский край, губернатор М.В.Дягтерев:
«По предварительным данным Хабаровский край потеряет возможность вылова порядка 5,5 тыс. тонн краба и не менее 50 тыс. тонн минтая и сельди.
В результате реализации первого этапа привела к сокращению налоговых платежей на 32% с 2019 по 2021 год. Или 814 млн. руб., в том числе налоговые платежи от рыбохозяйственных организаций, участвующих в 1 этапе, сократились на 41 % или 363 млн. руб., число налогоплательщиков сократилось на 27 единиц, суммарная задолженность увеличилась в 2,8 раза и составила53,9 млрд. рублей в 2021 году (обязательства по кредитам и займам 75-80%).».
Мурманская область, губернатор А.В.Чибис:
«В рамках 1 этапа инвестиционных квот крабов аукционы выиграли 4 компании под строительство 9 судов-краболов. В настоящее время указанные суда не могут быть достроены, так как нет альтернативы замены иностранного оборудования.
Предприятия, которые строят суда по инвест проектам, при участии в аукционе учитывали оставшиеся у них квоты на краба, такие квоты являются залогом для обеспечения кредитов, а также обеспечивают доход, необходимый для реализации всех обязательств.».
Архангельская область, губернатор А.В.Цыбульский:
«В рамках реализации 1 этапа инвестиционных квот краба в регионе осуществляется строительство 10 новых судов-краболов. Анализ показывает, что ввод в эксплуатацию таких судов обеспечит полный вылов распределяемого для Северного бассейна ресурса. Производственная мощность таких судов составит 30 тыс.тонн, это превышает общий допустимый улов для Северного бассейна (28,3 тыс. тонн в 2022 году).
Таким образом, необходимо исключить из под действия законопроекта Северный рыбохозяйственный бассейн.».
Никто не возражает против строительства заводов по переработке рыбной продукции, строительства кораблей, но мы сомневаемся в эффективности предложенного механизма, который может опрокинуть уникальную динамику развития рыбохозяйственного комплекса, завоеванную моряками, рыбаками, Росрыболовством, всеми, кто причастен к этой работе.
После сегодняшних слушаний мы обобщим ваши замечания, выступления, предложения, рассмотрим итоговый вариант на заседании Комитета.
Конечно, необходимо посмотреть на сроки введения данного закона в силу, рассмотреть возможность их увязки с осуществлением первого этапа квот, строительством кораблей, других вопросов. Нужен закон? Давайте примем, но при этом рассмотрим варианты различных сроков вступления его в силу, в том числе после 26-го года.
Теперь о малом бизнесе. Во всех отзывах в этой части тревога о 114 предприятиях, которые подвергаются серьезному риску. Поэтому, уважаемые товарищи, из этого закона мы должны эти риски для малого и среднего бизнеса исключить.
И в заключение, уважаемые товарищи, хочу отметить, что борясь за эффективную реализацию механизма инвестиционных квот мы, по сути, продолжаем нашу системную работу по совершенствованию государственной поддержки развития рыбохозяйственного комплекса.
В этой связи сегодня также важно обратить внимание на внесенный в Государственную Думу проект федерального бюджета на 2023-2025 годы в части нашей профильной госпрограммы.
Мы видим предложенную динамику расходов федерального бюджета на цели развития рыбохозяйственного комплекса, и они не могут нас удовлетворить. Когда мы ставим перед собой, перед всеми участниками отрасли амбициозные задачи, то и господдержка должна быть соответствующей. Как минимум характеризоваться ежегодным увеличением объемов бюджетных ассигнований, и как максимум – существенным их увеличением, выходом на 20 млрд. рублей ежегодно. В противном случае не удастся соблюсти принцип ресурсной обеспеченности развития рыбохозяйственного комплекса.
Все эти вопросы мы будем предметно обсуждать при рассмотрении законопроекта о федеральном бюджете и поправками добиваться укрепления господдержки.
Только такой системный, взвешенный подход позволит, не перевернув корабль экономики отрасли, социальной сферы прибрежных территорий, добиться общего успеха - увеличивать ежегодно объемы производства на 3%, и выйти на валовое производство 7 миллионов тонн водных биоресурсов.
Спасибо за внимание!