20 декабря 2022 года Государственной Думой во втором и третьем чтении принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (проект № 173016-8) предусматривающий введение второго этапа инвестиционных квот добычи (вылова) водных биоресурсов с целью обновления основных производственных мощностей рыбопромышленного комплекса и развития прибрежных регионов Российской Федерации.
Представил законопроект к рассмотрению на пленарном заседании Государственной Думы заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, Академик РАН Кашин В.И., отметив, что с внесения законопроекта Правительства в Государственную Думу Комитетом по аграрным вопросам проведена огромная работа по его доработке ко второму чтению. Проведены рабочие совещания, расширенные заседания Комитета, парламентские слушания, завершена работа согласительной комиссии по законопроекту. В каждом из указанных форматов принимали участие все заинтересованные стороны – депутаты, сенаторы, министерства и ведомства, представители органов исполнительной и законодательной власти прибрежных субъектов Российской Федерации, представители рыбохозяйственной науки, эксперты в области промышленности и судостроения, все основные ассоциации и союзы, представляющие интересы, как крупного бизнеса, так и среднего и малого предпринимательства в сыере рыболовства. Одним словом – вот эта большая, открытая и целенаправленная работа вместе с ассоциациями, бизнесом и, безусловно, центральным штабом – Росрыболовством и Минсельхозом привела к тому, что в этом законопроекте достаточно много удалось изменить в пользу рыбаков и прибрежных территорий.
Всего депутаты, сенаторы и законодательные органы прибрежных регионов - все вместе, кто работал активно над этим законопроектом, внесли 125 поправок, большая часть - 85 из них, отражены в итоговом тексте законопроекта.
В.И.Кашин в своем докладе обратил внимание на ключевые изменения, которых удалось добиться. В первую очередь, достигнута одна из важнейших задач – защита малого и среднего предпринимательства, небольших рыболовецких колхозов и артелей, которые исторически добросовестно и в небольших объемах в масштабах рыбохозяйственного комплекса осуществляют рыболовство в отдаленных районах прибрежных регионов нашей страны. В.И.Кашин отметил, что Комитету очень важно было защитить это направление в работе. Целая группа поправок, предусматривает механизм сохранения за малыми и средними предпринимателями исторически закрепленные за ними объемы водных биоресурсов, включая крабов.
Во-вторых, отдельно следует отметить, что из законопроекта исключены нормы о перераспределении 100 % моллюсков и прочих беспозвоночных.
Таким образом, мы сохраняем, в первую очередь, за малым и средним бизнесом, исторически владеющим правами на эти водные биоресурсы (от кальмара до ракообразных). Это около 27 тысяч тонн ресурса или в ценовом эквиваленте – около 50 миллиардов рублей.
В-третьих, внесен целый ряд поправок в поддержку прибрежных территорий, которые позволят обеспечить поступление доходов от рыболовства в региональных бюджеты и послужат социально-экономическому развитию таких регионов. Ключевыми из них закреплена обязанность для рыбаков, регистрироваться в прибрежном субъекте, рядом с которым осуществляется рыболовство в рамках «инвестиционных квот», а также включена норма, согласно которой «инвестиционные квоты» на крабов будут предоставляться в приоритетном порядке на строительство рыбопромысловых судов и инфраструктурных объектов сельских территорий прибрежных субъектов.
В четвертых, в законопроект включены поправки, которые решают целый комплекс проблем, связанных с реализацией механизма «инвестиционных квот», выявленных в рамках первого этапа, а также исключают избыточное администрирование, которое предлагалось в первоначальной редакции законопроекта.
В.И.Кашин проинформировал депутатов Государственной Думы в своем докладе о том, что законопроект в предлагаемой редакции поддерживается абсолютным большинством участников работы над ним, включая регионы и бизнес-сообщество.
Вместе с тем по предложению В.И.Кашина в рамках процедуры отдельного голосования была рассмотрена поправка, внесенная представителями фракций КПРФ и поддержанная представителями Справедливой России, ЛДПР и Новые люди, касающаяся переноса срока вступления в силу законопроекта в части введения обязательства по строительству рыбопромысловых судов на 2026 год.
В.И.Кашин отметил, что Комитетом на протяжении всей работы последовательно отстаивается позиция, связанная с обновлением судов рыбопромыслового флота. Такая задача поставлена Президентом Российской Федерации еще в 2015 году и заложена в соответствующих стратегических документах. Есть понимание того, что новые рыбопромысловые суда позволят расширить районы добычи (вылова) в Мировом океане, увеличить ресурсную базу для добычи, обеспечить безопасность на промысле, повысить качество производимой рыбной продукции.
Вместе с тем в условиях внешних факторов и других объективных причин в настоящее время прогнозируется задержка в строительстве рыбопромысловых судов в рамках первого этапа «инвестиционных квот».
На сегодняшний день в рамках реализации программы инвестиционных квот за пять лет (2017-2022 гг.) введены в эксплуатацию всего 10 судов (7 рыбопромысловых судов и 3 краболова) из 105 предусмотренных (или 8,5% от плана), а с принятием законопроект встанет задача по строительству в ближайшее время еще 65 рыбопромысловых судов. Счетная палата Российской Федерации, эксперты в области судостроения, а также рыбацкое сообщество выражает серьезные опасения в части возможности своевременной реализации поставленной задачи. Строительство судов может затянуться на десятилетия.
Вторым серьезным аргументом в поддержку переноса срока законопроекта В.И.Кашин озвучил – поддержку тех предпринимателей, осуществляющих рыболовство, которые уже участвуют в строительстве судов и заводов в рамках первого этапа инвестиционных квот, которыми оформлены кредиты на такое строительство и закрепленные за ними ресурсы, подпадающие под второй этап инвестиционных квот, зачастую являются обеспечением взятых кредитных обязательств.
Следует отметить, что поправки к законопроекту, предусматривающие перенос вступления в силу законопроекта с разными датами вносились всеми участниками работы над законопроектом: депутатами, сенаторами, законодательными собраниями прибрежных регионов. На определенном этапе согласительная комиссия также поддерживала позицию Комитета по аграрным вопросам в вопросе целесообразности введения второго этапа «инвестиционных квот» с 2026 года.
Вместе с тем Правительство Российской Федерации настояло на вступлении законопроекта в силу с 2023 года, Минпромторгом России и Минсельхозом России взяты обязательства по обеспечению своевременного строительства рыбопромысловых судов в рамках утвержденных графиков строительства, в связи с чем поправка отклонена.
Одновременно, Государственной думой принято постановление в реадкции, предложенной Комитетом по аграрным вопросам, предусматривающее парламентский контроль за реализацией федеральных законов первого и второго этапа инвестиционных квот с обязательным отчетом два раза в год Государственной Думе.
Также Постановление содержит рекомендации Правительству Российской Федерации обеспечить направление доходов от аукционов второго этапа на развитие отраслей агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса, комплексное развитие сельских территорий, разработать предложения по поддержке тех рыбаков, которые с введением второго этапа инвестиционных квот не смогут обеспечивать кредиты, взятые под строительство инвестиционных объектов в рамках первого этапа.
В целом реализация постановления Государственной Думы в предложенной редакции позволит обеспечить эффективный контроль за реализацией принятых решений, осуществлять постоянный мониторинг за ходом строительства рыбопромысловых судов и других инвестиционных объектов.