В начале наступившего нового года каждый из нас пытается представить будущее, с тревогой и надеждой. Каким оно будут в перспективе зависит от сегодняшнего поколения молодых. Именно поэтому огромная ответственность лежит, в первую очередь, на власти, которая создает своими действиями среду, атмосферу взросления, формирования личности.
Указом президента РФ 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. Но это не освободило образование и его работников от очередной реформаторской чехарды.
С 1 сентября школы переходят на единые базовые программы по гуманитарным предметам. Соответствующий закон был в авральном порядке принят в сентябре 2022 года.
Коммунисты давно настаивают на формировании единого образовательного пространства в стране. Партией подготовлены конкретные законопроекты, позволяющие комплексно решить эту задачу. Но до недавнего времени все предложения коммунистов партия власти отклоняла.
К принятому же закону возникают некоторые вопросы. Во-первых, при сохранении образовательных стандартов, вносить изменения в программы, это, как отметил первый заместитель председателя комитета ГД на науке и высшему образованию О.Смолин, «вносить изменения в стены и крышу, не трогая фундамент».
Во-вторых, как подчеркивали депутаты КПРФ при принятии этого закона, содержание программ должно стремиться к какой-то цели, а цель оформляется идеологией. Поэтому многие эксперты, в частности историк Е.Спицин, скептически относятся к объективности авторов единого учебника по истории.
Что касается учителей, то большинство из них, согласно опросам, сомневаются в качестве новых программ, которые создаются в сжатые сроки. В целом же настроения учителей выразила учитель русского языка и литературы С.Васильева: «В среде учителей за последние несколько лет накопилась огромная усталость от перемен и нововведений, в регионах это усугубляется крайне низкими заплатами при непосильной нагрузке».
А нагрузка только растет, и из-за нехватки учителей, которая становится все более острой, особенно в регионах, и из-за непрекращающегося потока нововведений.
В Москве с 16 января учителя смогут получать надбавку к зарплате за работу в Московской электронной школе (МЭШ) при выполнении не двух, как раньше, а уже четырех критериев. Им надо будет прописывать в электронном дневнике информацию о домашнем задании, заполнять календарно–тематический план (КТП), прикреплять к нему материалы к урокам на две недели вперёд, а также в обязательном порядке использовать в работе библиотеку МЭШ.
Совершенно очевидно, что на такую работу потребуется значительно больше времени. И оно будет отрывать учителей от подготовки к «живым» урокам. В свою очередь школьники, делая домашнее задание не по учебникам, а просматривая презентации и видео из МЭШ, теряют навыки работы с учебной и научной литературой. В большинстве случаев выполнение домашнего задания сводится к поиску в интернете ответов на цифровой тест.
В результате можно окончательно уничтожить качественное образование.
Для студентов, которые 25 января отмечают свой «профессиональный» праздник, тоже припасены нововведения. Вводится новый обязательный для всех курс «Основы и принципы российской государственности». Параллельно с внедрением нового курса в университетах планируется провести реформу преподавания гуманитарных дисциплин в соответствии с отечественной, а не западной системой ценностей. Здесь возникают те же вопросы, что и по поводу единых школьных программ.
Реформа будет осуществляться в рамках проекта «ДНК России», разработанного Минобрнауки под патронажем Администрации президента. Руководителем проекта является А.Харичев, глава управления президента по обеспечению деятельности Госсовета, непосредственным куратором – С.Кириенко, первый заместитель руководителя Администрации президента, научным руководителем «ДНК России» - А.Полосин, директор департамента «Росатома» по взаимодействию с регионами.
Как справедливо заметил преподаватель одного из московских вузов, «Я не отрицаю, что в любой стране должна быть национальная идея, гордость и любовь к своей родине, но текущие методы искусственного формирования и насаждения этой идеологии в авральном порядке доверия пока не внушают».
А какую национальную идею смогут для себя сформулировать молодые люди, нечаянно включив телевидение, в том числе и государственное? Огромное количество всевозможных скандальных ток–шоу и сериалов, откровенно пропагандирующих асоциальное поведение и отупляющих зрителей, передач, создатели и участники которых подчас переходят все грани допустимого.
Этот мутный разлагающий сознание поток хлынул с голубых экранов в период полной либерализации после развала СССР. О разлагающем влиянии телевидения не писали только ленивые. И если кому-то с началом СВО вдруг стало стыдно быть русским, не является ли это закономерным результатом глумления над традиционными ценностями, над патриотизмом, той сознательно проводимой в течение 30 лет большинством СМИ, и телевидением в частности, и одобряемой властью политикой?
Интернет, в котором чаще проводит время современная молодежь, пестрит новоявленными «звездами», блогерами–миллионниками, известными в основном скандалами и нецензурщиной, нездоровым эпатажем и пошлостью. Но их головокружительный успех зачастую становится примером для подражания.
Страшно то, что молодежь не просто смотрит это, а то, что подспудно формируется уверенность, что в современном мире для достижения успеха вовсе не требуется таланта, что не надо учиться, что, как сказал эксперт, «записывай и выкладывай в соцсети всякую дичь – чем скандальнее, тем лучше – и будешь богат и счастлив».
Но ведь других «историй успеха» нет! Нам катастрофически не хватает реальных примеров, как молодые люди добиваются профессиональных высот умом, образованием и честным трудом.
Как отмечают эксперты, в России «сломаны» действенные социальные лифты. Проблема «поломки» социальных лифтов характерна и для других стран современного капиталистического мира. Несколько лет назад эксперты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовали данные проведенного исследования. Выяснилось, что сегодня вырваться за пределы своего социального слоя и найти достойную работу сложнее, чем 20 лет назад. Чем беднее человек, тем более низкий у него уровень образования. «Более низкий уровень образования, как правило, означает более низкую зарплату. Причем на всю оставшуюся жизнь. Что важно, неравный доступ к образованию означает не только неравенство в доходах, но еще и неравенство в здоровье и в продолжительности жизни. Сегодня в странах ОЭСР 25-летний мужчина, окончивший университет, проживет в среднем на восемь лет дольше, чем его малообразованный ровесник. Среди женщин эта разница составляет 4,6 года».
Эксперты ОЭСР дают политикам рекомендации для обеспечения социальной мобильности.
«В первую очередь, это высокие стандарты среднего образования, дающие возможность поступить в университет всем слоям населения. Во-вторых, социальная помощь родителям, в том числе при потере работы или рождении ребенка. Причем такая поддержка должна быть доступна также семьям среднего класса, которые находятся в зоне риска скатиться в нижнюю страту. В-третьих, налоговая шкала должна быть прогрессивной и не иметь исключений. В-четвертых, градостроительная политика и планирование транспортной инфраструктуры должны не допускать появления гетто. В-пятых, политика на рынке труда должна защищать работников из социальных низов и делать процесс найма честным и прозрачным».
Как видим, проводимая российской властью политика прямо противоположна всем этим рекомендациям. Качество школьного образования для большинства российских школьников снижается. Поддержка семей только в последние два года стала более–менее заметна, но получить помощь для многих семей реально нуждающихся в ней не так просто. Про прогрессивное налогообложение и говорить не приходится – все соответствующие предложения партия власти отметает на корню. А сколько деревень, да и небольших городов, оказалось оторванными от «цивилизации» из-за транспортной недоступности. Что же касается честного и прозрачного найма, то об этом мечтают у нас не только работники из социальных низов.
Так что в России эта проблема стоит особенно остро. Она усугубляется колоссальным социальным неравенством и созданной оффшорным олигархатом убогой экономикой. Даже получив образование, молодому специалисту трудно найти достойную работу.
Наряду с отключенными социальными лифтами, в стране процветают двойные стандарты.
В августе депутаты фракции КПРФ в ГД С.П.Обухов, О.Н.Алимова, Д.А.Парфенов внесли законопроект, запрещающий чиновникам иметь недвижимость в странах НАТО. «У госаппарата не должно быть двойной лояльности. Ни гражданств, ни счетов, ни недвижимости и прочих «запасных аэродромов» за границей».
Казалось бы в ситуации противостояния России с Западом это более чем логичный законопроект. Тем не менее, уже в сентябре он по решению профильного комитета и Совета ГД был отправлен в архив, на основании того, что «указанный проект федерального закона предусматривает внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в том числе в Трудовой кодекс Российской Федерации».
СВО особенно ярко обнажила антигосударственную политику, которую проводила власть. Депутаты–коммунисты подчеркивают: «Фракция КПРФ в Госдуме еще в 2014–2015 гг. остро ставила «дело Сердюкова» и выдвигала официальные обвинения в подрыве обороноспособности страны, требуя парламентского расследования. Вся фракция «Единой России» либо проигнорировала голосование, либо голосовала против того, чтобы давать ход собранным КПРФ документам и обвинениям и начинать само парламентское расследование. Семь–восемь лет назад парламент мог, проведя расследование, способствовать скорейшему преодолению «сердюковщины». Ныне предложенные меры вполне можно было бы по итогам расследования реализовать задолго до начала СВО. И страна не платила бы страшную цену, восстанавливая и переналаживая в армии, ранее порушенное сердюковскими «реформами»».
Никто не ответил за огромные разрушения, нанесенные нашим вооруженным силам. Даже после начала спецоперации, когда казалось, что начнутся давно назревшие кадровые, социальные изменения, наконец изменится экономический курс, ничего этого не произошло. Происходящее в реальности шокировало многих.
И молодежь это видит. Как и то, что граждане помогают мобилизованным приобретать бронежилеты и теплые вещи.
В то же время для приема членов официальных зарубежных делегаций Комитет по внешним связям Санкт–Петербурга включил 292 позиции продуктов и напитков. Основными блюдами станут гатчинская форель и стерлядь в шампанском стоимостью 11,5 тысячи рублей за порцию.
На V Пленуме ЦК КПРФ партия, дав оценку происходящим в России и мире процессам, подчеркнула: «Исторический процесс ставит вопрос ребром. Отделаться полумерами не получится. Не удастся объявлять импортозамещение, не строя современных заводов. Не выйдет говорить про безопасность, не возрождая село. Не вырастить патриотов, тиражируя Солженицына и «забывая» про «Как закалялась сталь». Не снабдить армию всем, пока государство будет торговаться на рынке с частником».
Юность – время бескомпромиссности, неприятия лжи, лицемерия. Именно в этот период формируются понятия о добре и зле, чести и долге.
Власть не смогла предложить привлекательный образ будущего, дать молодым разумную и светлую альтернативу деструктивным интернет–контентам. Даже в условиях реального противостояния с коллективным Западом, как сказал эксперт, «убедительной мобилизующей пропаганды околовластные креативщики создать не могут, и это неудивительно: без явно акцентированной идеологии (а в России её нет) создать энергетически заряженный продукт вроде «Родина–мать зовёт!» или «Вставай, страна огромная!» невозможно».
Причем идеология должна быть не просто «акцентированной», она должна выражать интересы широких трудящихся масс. Этому в реальности отвечает только коммунистическая идеология.
Как подчеркнул Г.А.Зюганов, «Все эти годы социология выявляла: народное большинство требует социального равенства, развития для всех, независимости Родины и дружбы народов. И пусть кто-то скажет, что обеспечит всё это, не идя к социализму! У народных масс есть важный коллективный опыт. И ход событий закономерно воспроизводит его в современных условиях».
Социализм или разрушение и деградация – именно так стоит сегодня вопрос и для России и для всего мира.