Четыреста лет побед и бед

А.Л. Вождаев, ветеран завода им. Ухтомского г. Люберцы. Фото: wikimapia.org

К юбилею Люберец

В текущем году нашему городу исполняется 400 лет со дня основания. Об этом свидетельствуют первые упоминания в письцовых книгах 1623 года о деревне в один десяток крестьянских дворов с названием Люберицы, Назарово тож. За четырёхсотлетний период поселение превратилось в один из крупнейших городов и индустриальных центров Подмосковья, вписавших немало ярких страниц в историю родного края. Люберцы были свидетелями подготовки к походам Дмитрия Донского и Михаила Кутузова, пребывание в селе сподвижника Петра I А.Меншикова, писателя-историка Н.М.Карамзина, предводителя крестьянского восстания Е.Пугачёва. С хлебом-солью жители села впервые встречали в январе 1862 года пробный рейс поезда на открывшемся участке железной дороги Москва – Раменское, были свидетелями и участниками других знаменательных событий.

Но наиболее выдающиеся события из них происходили в двадцатом веке – революции, войны, индустриализация и другие судьбоносные события, послужившие значительным импульсом в развитии некогда захолустного поселения.

И связано это, прежде всего с Люберецким заводом, торжественное открытие которого состоялось 29 июня 1902 года под названием «Нью-Йорк». Он стал выпускать тормоза к железнодорожным вагонам. Рабочие завода принимали активное участие в первой русской революции. Десять дней (7-16 декабря 1905 года) над Люберцами развевался красный флаг. Был создан Совет рабочих депутатов. Часть заводчан влилась в боевую дружину машиниста Ухтомского. Крепость на колёсах совершала героические рейсы от Москвы до Голутвина, спасая повстанцев от царских карателей. 17 декабря карательный отряд обрушил свой отряд по Люберцам. Были расстреляны рабочие завода Волков, Лядин, Дубинкин, машинист Ухтомский, начальник станции Люберцы Смирнов, именами которых впоследствии были названы улицы города.

В 1910 году Люберецкий завод приобрела Международная компания жатвенных машин в России. Предприятие перешло на выпуск сеноуборочный техники. Принимали участие рабочие завода и в революционных событиях 1917 года (Февральская и Октябрьская революции) и Гражданской войне. Производство сельхозтехники уменьшилось в десятки раз, сократилась и численность работающих.

Усиленно завод начал развиваться с момента его национализации в 1924 году. Увеличивались объёмы выпускаемой продукции и производственные мощности, росла численность рабочих, совершенствовались кадры, стала действовать школа ФЗО (фабрично-заводское обучение), создано ремесленное училище, а в 1930 году открыт техникум сельскохозяйственного машиностроения. Расширялась номенклатура продукции и география их поставок, укреплялись производственные связи с потребителями, находящимися практически во всех уголках Союза. Завод на подъёме.

Но началась Великая Отечественная война. Завод с сугубо мирной продукции оперативно перешел на выпуск боеприпасов – мин для фронта. Работая в неимоверно тяжелых условиях, в обстановке дефицита рабочих кадров, материальных ресурсов, голода и холода, коллектив успешно выполнял государственные задания. За годы войны изготовил и поставил фронту рекордное количество мин – 20 миллионов. За этот трудовой подвиг коллектив завода был удостоен орденов Трудового Красного Знамени (1942г) и Ленина (1945г), а также благодарностей Председателя Государственного комитета обороны И.В. Сталина.

Достойный вклад в Победу внесли и люберчане, эвакуированные в Красноярск и Кустанайскую область. В условиях суровой сибирской зимы, организовавшего в кратчайшие сроки производство и поставку фронту военной продукции.

Уместно отметить, что заводчане составили костяк Ухтомского истребительного батальона, успешно сражавшегося на фронтах и особенно при обороне Москвы. Небо столицы надёжно защищали лётчики 16-го истребительного авиационного полка, базировавшегося на Люберецком аэродроме, с которого совершали боевые вылеты многие авиационные асы. Среди них три Ивана – Голубин, Заболотный, Шумилин, ставшие Героями Советского Союза. С Люберецкого аэродрома совершали боевые вылеты и сыны высших руководителей страны – Василий Сталин, Степан Микоян, Тимур Фрунзе.

Но наконец, победоносно закончилась война. И завод приступил к восстановлению и развитию народного хозяйства. И связано это опять-таки с коренной реконструкцией, расширением завода и развитием инфраструктуры. На производство были поставлены новые модели кормоуборочной техники (комбайны, косилки, стогометатели и др.), позволившие увеличить энерговооруженность в животноводстве страны почти в три раза.

Завод много строил не только промышленных объектов, но и жилые дома, став самым крупным обладателем жилищного фонда, дома культуры, больницы, профилактория, пионерлагеря и других социальных объектов и превратившись по-настоящему в градообразующее предприятие. Именно это обстоятельство способствовало росту численности населения города с 48 тыс. чел. (1939г.) до 159 тысяч (1979г.).

Престиж города возрастал не только в стране, но и за рубежом. Свидетельством этому является то, что продукция предприятий города поставлялась более 40 странам. В частности, для республики Куба было изготовлено свыше 2200 тростниковоуборочных комбайнов, а затем на острове Свободы построен в 1981 году завод по их производству, а десятью годами ранее – завод сельскохозяйственного машиностроения в Ираке.

Специалисты города участвовали в создании многих машиностроительных заводов страны – Красноярского комбайнового, Кургансельмаш, гигантов машиностроения – Ростсельмаш, ЗиЛ, ГАЗ и др., строили в Сибири газо- и нефтепроводы.

Будущие крупные хозяйственные руководители работали в ЛЮБЕРЦАХ – нарком боеприпасов Б.Л. Ванников - трижды Герой Социалистического труда, заместители Министров И.П. Крысин, А.С. Моисеев, Р.М. Полис и др.

Город Люберцы достойно представляли в Верховном Совете СССР модельщик Б.И. Самсонов, в Мособлсовете - станочницы Герой Социалистического труда А.И. Макарцева, А.Д. Голубкова.

Значительный вклад в развитие города и страны внесли и другие люберецкие предприятия, созданные уже в послевоенные годы. Это прежде всего Ухтомский вертолетный завод (ныне ОАО «Камов») и Московский (расположенный в Томилино) вертолетный завод им. М.Л. Миля. Именно эти предприятия выпускают широкую гамму современных отечественных вертолетов Ка и Ми, не уступающим по своим техническим показателям зарубежным образцам. Они являются основными средствами в оснащении вооруженных сил и народного хозяйства. Не случайно Люберцы носят неофициальное название «Вертолетная столица России». Практически все советские и российские вертолеты совершили свой первый полет на аэродроме в Люберцах.

Большой вклад в народное хозяйство страны внесли в свое время научные организации – Институт горного дела им. Скочинского, Институт горнохимического сырья, институт обогащения твердых топлив, Всесоюзный институт буровой техники и др.

Примечательно, что история города связана с именами выдающихся деятелей мирового масштаба. В Люберцах неоднократно бывал В.И. Ленин, учился в ремесленном училище и проходил производственную практику первый космонавт мира Ю.А. Гагарин, с официальным визитом был и лидер кубинской революции Фидель Кастро (1972г), «всесоюзный староста» М.И. Калинин. Город посещали А.Чехов, С.Есенин, М.Горький, деятели советской культуры.

Люберцы внесли большой вклад в защиту Родины в годы Великой Отечественной войны. Свыше 17 тысяч воинов (из 51 тысячи призванных) не вернулись с полей сражений. 53 люберчанина стали Героями Советского Союза. 48 люберчанам было присвоено звание Героев Социалистического труда, десятки люберчан стали лауреатами Государственных и Ленинских премий.

Все это свидетельствовало о связи поколений разных периодов истории города, города революционной, боевой и трудовой славы, о динамичном развитии предприятий и производств.

Но наступили времена «перестроек» и «реформ», вместо созидания – распродажа и банкротство. Флагман города – Завод им. Ухтомского, как и многие тысячи предприятий в стране, прекратил свое существование. 10-тысячный коллектив оказался безработным. И такая участь постигла другие люберецкие предприятия – «Торгмаш», деревообрабатывающий завод, Панковский авторемзавод, завод буровой техники, завод строительных материалов и конструций и др. Город тружеников и мастеров превратился в город торговцев, охранников, гастербайтеров.

Катастрофически упали объемы промышленного производства. Зато увеличился объем коммерческого жилищного строительства и рост численности населения за счет других регионов, что еще больше усилило негативные социальные явления.

Плотность застройки в городе настоящее время в разы превышает допустимые нормы. Появились бесконечные автомобильные «пробки» на дорогах и резко увеличилась загазованность воздуха, возникли экологические проблемы.

Парадоксально, когда при резком сокращении товаропроизводящих рабочих мест, происходит увеличение численности жителей и без того перенаселенного города, плотность населения которого составляет свыше 13 тысяч человек на квадратный километр при средней плотности по стране менее 10 человек на квадратный километр.

Усилия городских властей должны быть прежде всего сосредоточены на устранении проявившихся негативных явлений и создании рабочих мест. На территории завода им. Ухтомского, в частности, надо строить не очередную «развлекаловку» или коммерческое жилье, а возобновить производство, создать высокотехнологичные рабочие места и дать работу жителям города, прежде всего молодежи. Но судя по деятельности городских и областных властей, этого не происходит. Более того, происходят явления, направленные на дискредитацию достижений советского периода. Не решаются многие вопросы по возрождению промышленных предприятий и прежде всего научно-технических и проектных учреждений, «оптимизированных» в ходе перестроек и реформ, а также вопросы здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства и т.п.

Примечательно, что администрацией городского округа создан оргкомитет по проведению знаменательного юбилея, целью которого должно быть подготовка предложений по улучшению инфраструктуры города, повышению благосостояния граждан, освещение юбилейных событий в средствах массовой информации и т.п.

Люберчане надеются на преодоление многих трудностей и невзгод, порождённых существующей экономикой. А Люберцам удастся возродить былую славу города тружеников, машиностроителей, работников науки и наукоёмких производств и открыть новую страницу в истории города.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.




 
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
 
                
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Точка зрения

Владимир КАШИН
заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам
В.И. Кашин: С КПРФ - к новым вершинам в науке!

Павел ГРУДИНИН
Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»
Заявление Бюро Московского областного отделения КПРФ в поддержку совхоза им. Ленина

Николай ВАСИЛЬЕВ
первый секретарь МК КПРФ, член Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам
Депутат Государственной Думы Николай Васильев принял участие в Конференции «Кондитерские изделия XXI века»

Константин ЧЕРЕМИСОВ
второй секретарь МК КПРФ, заместитель Председателя Мособлдумы
День космонавтики

Александр НАУМОВ
секретарь МК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме, заместитель Председателя Мособлдумы
Заместитель Председателя Мособлдумы Александр Наумов принял участие в праздновании Дня труда и Дня местного самоуправления в Видном

Сергей СТРЕЛЬЦОВ
Главный редактор газеты «Подмосковная правда», член Бюро МК КПРФ
Сергей Стрельцов: памятник Ленину в Ларцевых Полянах давно требует реставрации


 





 

 

 

контакты

Редакция газеты "Подмосковная Правда":
8-499-261-59-98

*******

E-mail: mkkprf@mail.ru

*******

Адрес:
115487, г. Москва,
ул. Нагатинская,
д. 26, корп. 2

Телефоны МК КПРФ:
8-499-263-05-08,
8-499-263-11-57

*******

Все данные

ГК КПРФ
в Московской области:
 
  • Официальный сайт КПРФ
  • Московский городской комитет КПРФ
  • Газета Советская Россия
  • Газета Правда
  • Газета Подмосковная Правда