25 марта мы отмечаем праздник работников культуры. Впервые День работников культуры начал отмечаться в нашем Подмосковье, в Наро–Фоминском районе. В 1996 году была учреждена премия «Открытое сердце», которой награждались лучшие работники культуры района.
С 2007 года праздник стал всероссийским профессиональным праздником хранителей и создателей культуры – сотрудников музеев и библиотек, деятелей театров, концертных организаций, творческих коллективов и танцевальных студий, специалистов домов культуры, городских и деревенских клубов, коллективов художественной самодеятельности.
9 ноября 2022 года в ГД состоялся правительственный час с участием министра культуры РФ О.Любимовой. Министр докладывала о реализации национального проекта «Культура».
Было отмечено, что результаты, в целом, неплохие. Как отметил аудитор Счетной палаты по итогам года было использовано 99% выделенных ресурсов. А это отремонтированные и построенные учреждения культуры и пр. направления работы. По показателю качества управления финансами у министерства культуры один из лучших показателей по министерствам и ведомствам.
По оценке Счетной палаты основным риском реализации нацпроекта является кадровый. Связан он в основном с заработной платой.
Проблема, в самом деле, острая. По данным Российского Профсоюза работников культуры, на сентябрь 2022 года «майские указы» Президента в части доведения средней зарплаты работников учреждений культуры до средней по субъекту смогли выполнить 29 субъектов РФ, с отклонением не более чем на 5% – 28 субъектов РФ. Не достигли целевых показателей, 28 субъектов РФ.
Самые низкие зарплаты в муниципальных учреждениях культуры. Если в федеральных средняя по стране зарплата за девять месяцев 2022 года составила 74923 рубля, то в муниципальных – 39234 рубля. При этом наблюдается не рост, а, наоборот, снижение соотношения со средней зарплатой по экономике. По данным Счетной палаты, соотношение зарплаты работников муниципальных учреждений культуры к среднему по экономике в 2019 году было 84%, в 2020 году – 82%, в 2021 году – 81%.
Перекладывание обязательств на регионы при отсутствии нормального финансирования, приводит к тому, что в стране в массовом порядке «оптимизируются» дома культуры, которые находятся на балансе муниципалитетов, а в оставшихся проводится «кадровая оптимизация».
В 1975 году в России было 135 000 домов и дворцов культуры. В 1991 году их осталось всего 72 000. А с 2009 по 2021 год количество домов культуры в России сократилось с 47 384 до 42 176.
Что касается «кадровой оптимизации», то практически из всех регионов приходят известия, что в ДК, особенно сельских, сокращаются штатные единицы, чтобы тем самым улучшить показатели по средним зарплатам. Работники переводятся на неполные ставки, нагрузка растет в отличие от зарплаты.
Безусловно, к кадровым проблемам относятся не только низкие зарплаты, но и то, что до настоящего времени не определен правовой статус работников культуры, их права и гарантии. Как заметила председатель Общероссийского профсоюза работников культуры С.Цыганова, «действующее законодательство не всегда учитывает специфику работы в сфере культуры. Так, работники пенсионных фондов не понимают, что вредность отдельных профессий в культуре невозможно устранить за счет спецоценки условий труда. Требование 80% времени находиться во вредных условиях для досрочного выхода на пенсию – неприемлемо в сфере культуры».
Но, кроме зарплат, стоит обратить внимание на еще один кадровый риск. В газете «Правда» была поднята проблема проводимой министерством кадровой политики. Было подчеркнуто, что «Все последние годы министерство культуры РФ ведёт разрушительную политику в налаженном за долгие годы музейном деле, выдвигая на руководящие посты администраторов и менеджеров и тем самым снижая научный и творческий потенциал этих учреждений». В качестве примера приводились назначения руководителей в Театральном музее имени А.А.Бахрушина и Третьяковской галерее. Постановка на руководящие должности «эффективных менеджеров», как показывает практика, не приводит ни к чему хорошему ни в одной сфере.
Хотелось бы отметить еще одну неприятную новость, на которую обратили внимание в печатном органе ЦК КПРФ, газете «Правда». 10 января 2023 года состоялось очередное заседание комиссии «Культура», которая отменила целый ряд нормативных актов, касающихся надзора государства над состоянием музейных фондов и за деятельностью музеев в России.
Следует отметить, что культура – это ведь не только деятельность современных ее работников, не просто функционирование учреждений культуры, это накопленный опыт предыдущих поколений, переданные предками особенности мировосприятия. Это наша история, память, ценности. Советский культуролог Ю.Лотман определял культуру, как «совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека». В этом смысле, культура, в том числе и музейные культурные ценности являются таким же народным достоянием, как и наша земля, ее недра и т.д. И как абсурдно это достояние приватизировать, так и неправильно отменять государственный контроль над ним.
Очевидно, что огромное значение для формирования национального самосознания имеют памятники. Как сооружения в честь каких–то событий или людей, так и то, что мы называем объектами культурного наследия.
И здесь, при декларируемой преемственности отечественной истории, важности сохранения исторических памятников, особенно выпукло проявляются идеологические предпочтения и экономические приоритеты.
На встрече с министром культуры в конце прошлого года депутатом фракции КПРФ О.Алимовой был поставлен вопрос о сносе памятников советской эпохи. Во–первых, это памятники основателю первого социалистического государства В.И.Ленину.
Он, в отличие от многих современных политиков, не пытался зачеркнуть культурные достижения царской России. «Почему нам нужно отворачиваться от истинно прекрасного, отказываться от него, как от исходного пункта для дальнейшего развития, только на том основании, что оно «старо»? Почему надо преклоняться перед новым, как перед богом, которому надо покориться только потому, что «это ново»? Бессмыслица, сплошная бессмыслица!» Ленин много сделал для того, чтобы именно классика стала основой советского искусства, чтобы на классике была построена система образования в Советской России. По его инициативе были открыты музей Тютчева в Муранове и Толстого – в Ясной Поляне, начато издание собрания сочинений Пушкина (под руководством В.Я.Брюсова) и других русских поэтов и писателей. Ленин предложил украсить советские города памятниками Пушкина, Тургенева, Толстого, Достоевского, Врубеля, Иванова. Причем, он собственноручно внес в этот список имена авторов романа «Бесы» или картины «Явление Христа народу». Примечательно, что первым в Москве был сооружен именно памятник Достоевскому.
Во–вторых, это пренебрежительное отношение к уникальным памятникам советской эпохи – соцгородкам, комплексной городской застройке в эпоху индустриализации. Некоторые из них имеют статус объектов культурного наследия. Но в большинстве своем они стремительно ветшают. Искусствоведы оценивают их как памятники авангарда, признанные в международном масштабе. Но, в первую очередь, это напоминание о достижениях социалистического государства в развитии промышленности и обустройстве быта советских труженников. Может именно поэтому они и оказываются не в чести у некоторых представителей современной власти.
При этом, в 22 городах РФ поставлены памятники белочехам. Появилась памятная доска Колчаку с надписью: «Родина помнит». Памятные доски подобным историческим фигурам появляются то там, то здесь. Все помнят историю с доской Маннергейму в Петербурге. Зато во Владивостоке решается вопрос о сносе памятника герою Гражданской войны Сергею Лазо. В том же городе в 1961 году был открыт памятник «Борцам за Власть Советов». А недавно местный чиновник решил, что памятник «тянет» на 329 статью УК (Надругательство над государственным гербом РФ), т.к. под ногами революционного матроса виден царский двуглавый орел.
В Подмосковном Королеве идет борьба за сохранение исторического центра наукограда и, особенно, первого послевоенного квартала, где жили основатели практической космонавтики. Кстати, и президент, еще в 2019 году поручил сохранить исторический центр Королева и включить здания, связанные с жизнью и деятельностью конструкторов и ученых – создателей российской ракетно–космической техники, в Единый государственный реестр объектов культурного наследия. В результате же только нескольким зданиям присвоен этот статус, тем самым целостный ансамбль центра наукограда оказался разрозненным и, самое опасное, сохранилась возможность сноса и застройки большей части исторического центра.
Вполне очевидна идеологическая направленность всех этих историй. И вполне понятно, что власть хотела бы увековечить, а о чем забыть.
В стране, согласно статистике, около 172,5 тыс. объектов культурного наследия, из них объекты федерального значения – около 102,5 тыс., объекты регионального значения – 67,8 тыс., объекты местного (муниципального) значения – около 2 тыс. Доля объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, состояние которых является удовлетворительным, в общем количестве объектов культурного наследия составляет 39%. Состояние объектов культурного наследия регионального значения значительно хуже. Решение этой проблемы, по мнению власти, возможно только путем их передачи в аренду или собственность частникам.
Московская область богата историческими памятниками. Но, по оценке Московского областного отделения ВООПИиК, «в Подмосковье сложилась беспрецедентная ситуация, когда орган охраны памятников вместо их защиты и поиска путей их сохранения беспрепятственно и безнаказанно проводит политику по уничтожению культурного наследия. Варварские сносы, вырубка исторических парков и застройка самых ценных подмосковных ландшафтов происходят не только с санкции, а зачастую по инициативе и при деятельном участии Главного управления культурного наследия Московской области… Грубо нарушая российское законодательство, Управление культурного наследия лишает памятники охранного статуса (даже объекты первого ряда), необоснованно отказывает в постановке их под охрану, сокращает зоны охраны с целью застройки культурных ландшафтов, в судебных процессах цинично защищает коммерческие проекты, а не интересы культурного наследия».
Очевидно, что многие проблемы отечественной культуры могли быть решены, хотя бы частично, если бы не скудное финансирование. В принятом в прошлом году бюджете затраты в разделе «Культура и кинематография» вообще сокращаются на 16% относительно расходов 2022 года. Это несмотря на постоянную инфляцию.
«Правительство по–прежнему не слышит призывов поддержать отечественную культуру, помочь ей вернуть себе былую роль живительного источника духовного развития общества, патриотического воспитания молодого поколения», – подчеркнул Г.А.Зюганов.
Коммунисты исходят из того, что постоянное снижение бюджетных расходов, в том числе на культуру, относительно ВВП, закладываемое правительством в бюджет, – «это не просто цифры. По сути, речь идет о практике изъятия у общества все большей доли того, что оно создало и заработало. Такая практика носит явно антинациональный характер».
Лидер коммунистов заявил, что «сегодня, встречая новые испытания, мы настаиваем: бюджетная политика государства, как и социально–экономический курс в целом, нуждаются в кардинальном пересмотре на основе социалистических преобразований и непреклонного стремления к победе и возрождению!».
И сегодня все наши сознательные сограждане понимают, что только левый поворот позволит возродить истинный суверенитет, сделать жизнь жителей нашей страны безопасной и благоприятной во всех отношениях.