«Власти на местах должны быть ближе к народу». Именно так видели будущую конструкцию реформаторы местного самоуправления, когда задумали поменять модель муниципальных органов власти. Наверное, мы так устроены, что, задумываем нужное дело, а на выходе получается - как «всегда».
В Московской области после всех преобразований появилось свыше 350 муниципальных образований. По началу, люди не понимали суть изменений и вновь появившиеся названия такие как «поселения» для городских жителей никак не укладывались в голове. Что мы, теперь стали поселенцами, недоуменно восклицали горожане? Впрочем, в процессе реализации реформы она вызывала очень много претензий и критики, да и сейчас после переходного периода эти вопросы не сняты с повестки дня. До сих пор непонятно, кто и за что отвечает. Вроде бы ответственны одни, а работу почему-то тянут другие. Где справедливость?
Системной ошибкой 131-го закона следует считать отсутствие дифференцированного подхода к территориям. Это то же самое, что болеть гиммороем, а пить лекарства от кашля.
Но Бог с этой реформой, а посмотрим на то, какие плоды она все-таки принесла. Возьмем, к примеру, периферийный город Зарайск.
В Зарайском районе появилось четыре сельских и одно городское поселения. Сельские поселения живут в унисон с районным начальством, а городское решило взвалить на «хрупкие» плечи граждан весь воз городских проблем. Взвалить то взвалили, только вот почему-то тележка с места так и не сдвинулась. В чем причина? Существует несколько типов руководителей. Первый – профессиональные управленцы, с большим опытом работы и знанием людей. Второй - откровенные демагоги, которые дальше своего письменного стола не видят никаких проблем. Им удобнее рассуждать в мягком мэрском кресле, а на решение ключевых и актуальных вопросов появляются тысячу отговорок, главная из которых - нет денег. При этом они любят приговаривать: кризис на дворе, что мы можем поделать? Ну, конечно, что можно сделать, если градоначальник два года «забивал» на работу! К примеру, глава города Зарайск Александр Сафронов приступил к работе на постоянной основе только с 2008 года, а ведь был избран еще в 2005 (работал на общественных началах!). Весь этот период человек ковал капитал в должности директора коммерческого предприятия. Наплевательское отношение к обязанностям главы, преподносилось как способ экономии бюджетных средств. Куда пошли эти средства, депутаты городского Совета так и не смогли узнать. Возможно, на покупку дорогой служебной машины «Форд Мондео»?
Впрочем, в ряде СМИ можно прочесть воистину невероятные заявления: руководитель города докладывает о своих достижениях. Каких? Откуда взявшихся? Это ведь только у нас может так быть: работы никакой, а достижения налицо! А с каким трепетом городские власти рассказывают о реконструкции уличного освещения с использованием энергосберегающих технологий. Не спорю, такие технологии надо применять, но все свое время. И тратить на это около 7 млн. рублей - сегодня непозволительная роскошь для городского бюджета. Тем более что уличное освещение за счет взятых кредитов районные власти худо-бедно привели в порядок. Но, видимо, кому-то очень хочется реализовывать такие странные проекты.
Разве нельзя направить эти немалые деньги на благоустройство, ремонт тротуаров, обустройства дворовых территорий и т.д., как делают во многих городах Подмосковья? Сегодня как никогда нужно правильно расставлять приоритеты и финансировать первоочередные мероприятия. Увы, говорить о разумном планировании сегодня в Зарайске не особо принято. Может быть потому, что толком ничего не делается, а ворох городских проблем вынуждены тянуть на своих плечах районные организации, которые не должны отвечать за чужие ошибки.
Городская администрация очень дорого обходиться налогоплательщикам. 42 % всего скромного бюджета (около 50 млн. рублей) уходит на содержание штата чиновников городской администрации, и только 58 % распределено на другие нужды. Каково, а? Практически надо полбюджета, чтобы удовлетворить аппетит чиновников.
В городе нет внятной программы развития. Никому нет дела до развития ЖКХ, благоустройства, проблемы поддержки предприятий, минимизации последствий кризиса. Растет только безработица. Вся работа ведется на уровне разговоров, но от этого сыт не будешь. Ведь все это, господа хорошие, говорит о некомпетентности и неспособности справляться с должностными обязанностями.
Это лишь небольшая зарисовка на тему приближения власти на местах к народу. Согласитесь, не совсем удачный опыт. Но не все так плохо, как может представиться: во многих городах главы - хозяйственники, невзирая на внешние и внутренние проблемы, успешно справляются с поставленными задачами. Весь вопрос в том: насколько правильно люди определились с выбором градоначальника. К примеру, главы Люберец и Мытищ получили по 131-закону все полномочия раньше всех, и дела у них пошли в гору, за короткий период работы много сделали и продолжают делать для своих городов. Такой пример может стать наукой для многих. А оценка работы обязательно последует, только не для всех она будет положительной.
Сергей Сосунов,
депутат Совета депутатов г.Зарайска,
помощник руководителя фракции КПРФ в Мособлдуме
депутат Совета депутатов г.Зарайска,
помощник руководителя фракции КПРФ в Мособлдуме