Донбасс. Чудесный и благодатный край, один из прекраснейших уголков нашей Родины. Стоит только произнести это слово, как в нашем сознании сразу возникает нескончаемый поток ярких образов и ассоциаций. Кто-то вспоминает бескрайние донецкие степи, кто-то же, прежде всего, представляет усталые лица шахтеров, возвращающихся домой после тяжелого дня, у кого-то же перед глазами встает легендарная Саур-Могила, ставшая символом мужества и героизма советских воинов. И, конечно же, в голове начинают звучать бесчисленные песни и стихи, источником вдохновения для создания которых послужили Донбасс и его жители. Кто не помнит замечательную песню в исполнении Юрия Богатикова «Давно не бывал я в Донбассе» или знаменитое стихотворение Павла Беспощадного «Донбассу жить», строки из которого стали крылатыми: «Донбасс никто не ставил на колени. И никому поставить не дано!»?..
Неслучайно Владимир Ильич Ленин писал, что «Донбасс – это не случайный район, а это район, без которого социалистическое строительство остаётся простым добрым пожеланием». Больших работ о Донбассе у вождя пролетарской революции нет, но это не повод утверждать, что Ленин относился к этому региону равнодушно. Все ровно наоборот: он придавал этому могучему угольному краю огромное значение, судя по воспоминаниям современников, всегда живо им интересовался, расспрашивал о нем своих соратников, которые там бывали и, в первую очередь, конечно, тех, кто руководил социалистическим строительством в этом регионе (товарищ Артем, Сталин, Антонов-Овсеенко и др.).
В годы гражданской войны Донбассу пришлось не просто: он неоднократно становился театром военных действий, а также подвергался иностранной интервенции. Наконец, в январе 1920 года он был полностью освобожден от белых войсками Красной армии, успеху которой всеми силами способствовали местные рабочие. Белогвардейцы однажды еще вернутся в Донбасс, произойдет это осенью того же года, когда врангелевские войска будут вести уже обреченную борьбу за Крым. Но исход войны, как и судьба Донбасса, был уже предрешен.
Советский народ под мудрым руководством Коммунистической партии превратил этот регион в крупнейшую угольно-металлургическую базу страны, Донбасс славился высокоразвитой угольной, химической, энергетической и машиностроительной промышленностью, к 1941 году он давал стране 60 процентов угля, 23 процента стали, 34 процента чугуна от общего объема производства в СССР.
Очевидно, что, планируя разбойничье нападение на нашу Советскую Родину, гитлеровское командование большое значение придавало захвату наших главных промышленных районов, в том числе, и Донбасса. Фашисты рассчитывали быстро захватить этот регион, однако, благодаря мужеству и самоотверженности наших солдат и офицеров, события на фронте разворачивались совсем не так, как планировали гитлеровцы. Вторгнуться в Донбасс они смогли только в октябре 1941 года, а полностью оккупировать его им удалось лишь к июлю 1942 года, когда они ценою огромных потерь прорвались к Волге и в предгорья Главного Кавказского хребта. Фашистские полчища там столкнулись с героическим сопротивлением наших войск, поэтому дальше они не продвинулись и в октябре 1942 года были вынуждены перейти к обороне. Красноармейцы и весь Советский народ готовились нанести немцам ответные сокрушительные удары и освободить от них родную землю. Одним из таких ударов стала Донбасская наступательная операция, проводившаяся соединениями Южного (под командованием генерал-полковника Федора Толбухина) и Юго-Западного (под командованием генерала армии Р. Я. Малиновского) фронтов.
Сегодня, в 80-ю годовщину начала этой значимой военной операции, хотелось бы перенестись в ту далекую пору, когда горела земля под ногами, а воздух был полон гари, и вспомнить основные события Донбасской операции, а также обратиться к воспоминаниям непосредственных участников тех боев.
Войска Южного фронта начали подготовку к предстоящему наступлению в первых числах августа. Работа над планом операции шла днем и ночью, в войсках и в штабе не знали сна и отдыха. Наконец, 11 августа этот план лег на стол нашему Верховному главнокомандующему Иосифу Виссарионовичу Сталину. О поездке в Ставку, а также о реакции Сталина на план будущей операции оставил подробные воспоминании Сергей Бирюзов, в то время занимавший пост начальника штаба Южного фронта:
«Из Москвы возвратились ободренные вниманием Ставки. Разработанный нами план предстоящей операции был одобрен и утвержден. Я испытывал чувство гордости за то доверие, которое оказывал нам лично И.В. Сталин. Прошло много лет, но и теперь память сохранила детали этой встречи. Когда я закончил доклад, товарищ Сталин встал, прошелся возле стола и сказал:
— Операция задумана и спланирована хорошо. У нас есть все основания полагать, что она будет проведена успешно. Какое ваше мнение? — неожиданно спросил он Ф. И. Толбухина.
Федор Иванович ответил, что в успехе не сомневается…»
Итак, план был утвержден, теперь нужно было перейти к его выполнению. Вернувшись на КП фронта, Федор Толбухин сразу же сделал обстоятельный доклад о замысле операции и основных задачах войск Южного фронта: предполагалось концентрическими ударами двух фронтов (Южного и Юго-Западного – В.Г.) разгромить главные силы гитлеровской группировки армий «Юг» и полностью освободить Донбасс, после чего войска Юго-Западного фронта должны были выйти в район Запорожья, а войска Южного фронта — развивать наступление в Северной Таврии к низовьям Днепра и Крымскому перешейку.
Координировать действия войск этих фронтов Ставка поручила Маршалу Советского Союза Александру Василевскому.
После доклада Толбухина советские воины продолжили готовиться к выполнению ответственной боевой задачи.
Первым в наступление предстояло перейти Юго-Западному фронту, которым командовал Родион Малиновский. 13 августа, после артиллерийского налета на передний край обороны немцев части 152-й стрелковой дивизии 34-го корпуса начали форсировать реку Северный Донец. Они успешно переправились через реку и уже к концу дня захватили первую линию вражеских траншей. В тот же день южнее 152-й стрелковой дивизии реку форсировала 6-я стрелковая дивизия. Сломив сопротивление противника, части этих дивизий в течение последующих дней освободили несколько населенных пунктов, а затем вошли в Змиев, и 18 августа город был уже полностью освобожден.
В центре фронта наступление началось 16 августа. Завязались тяжелые и кровопролитные бои, причем, не только на земле, но и в воздухе. И мы, и противник несли большие потери. Но наши солдаты все же медленно, но верно шли вперед, метр за метром освобождая родную землю от фашистов.
Спустя два дня после перехода в наступление основных сил Юго-Западного фронта в операцию должны были включиться войска Южного фронта, перед которым оборонялась 6-я гитлеровская армия.
Подготовка войск к прорыву была завершена 17 августа. Сразу после того как был получен боевой приказ о переходе в наступление, в ряде частей, где позволяла обстановка, провели короткие митинги и беседы, до личного состава была доведена главная боевая задача – решительным ударом сокрушить «Миус-фронт» и освободить Донбасс.
18 августа, в 7 часов 15 минут, по окончании артиллерийской и авиационной подготовки войска фронта перешли в наступление. Советский военачальник Иван Стрельбицкий в своей книге «Штурм» писал:
«18 августа 1943 года вновь опоясался огнем Миус-фронт. Полторы тысячи наших орудий и минометов открыли смертоносный огонь. Вслед за ними появились в небе штурмовики 7-го авиационного корпуса. Они обрушили сотни бомб на траншеи, штабы и линии связи врага.
После мощной артиллерийской и авиационной подготовки войска Южного фронта начали наступление. Наша армия во взаимодействии с 5-й ударной армией наносила главный удар.
Пехотинцы, окрыленные поддержкой артиллеристов и авиаторов, дружно кинулись вперед. Нейтральную полосу преодолели быстро и почти без потерь. Две линии траншей достались нам без особых усилий. Враг потерял управление. Лишь отдельные немецкие пулеметы, минометы и артиллерийские батареи обстреливали наступающие войска».
К 23 августа, за пять дней наступления, нашим войскам удалось прорвать оборону противника, в первую очередь, благодаря отличной организации наступления, точному выбору направления главного удара и тщательно разработанному взаимодействию всех родов войск. Тем не менее, немцы были уверены, что наши части не смогут пробиться через миусские укрепления, но спустя несколько дней немецко-фашистское командование было вынуждено признать, что ситуация складывается для них не самым лучшим образом. Гитлер требовал от своих генералов держаться, чего бы это им не стоило.
Донбасская наступательная операция, как и любая другая операция, проведенная Советскими Вооруженными силами в годы Великой Отечественной войны, соткана из множества событий и полна примеров небывалого героизма наших воинов. Одна из ярчайших страниц этой военной кампании – это, безусловно, штурм высоты 277, 7, много столетий назад названной местными жителями Саур-Могилой. Фашисты превратили ее в мощный опорный пункт и были уверены, что советские войска не смогут его взять. В ночь на 30 августа для уточнения данных о противнике в его тыл несколько раз посылали разведку. Дважды попытки разведчиков выйти не высоту не увенчались успехом, и тогда они решили пойти иным путем: незаметно для немцев они прошли через их передний край немного южнее Саур-Могилы, уничтожили встретившийся им на пути пулеметный расчет противника и на рассвете вышли с тыла на шапку кургана, водрузив там красный флаг. Немцы посчитали, что на вершину прорвалась большая группа советских воинов и предприняли все возможное для того, чтобы ее уничтожить. В течение дня разъяренные фашисты 12 раз бросались на наши подразделения, но гвардейцы стойко отражали натиск врага и удерживали высоту. Затем к ним подошло подкрепление, вместе с которым они нанесли врагу ощутимые потери и вынудили его отступить.
В эти же дни бойцы Южного фронта разгромили таганрогскую группировку немцев (составлявшую правый фланг их донбасской группировки), тем самым, завершив разгром «Миус-фронта». К 30 августа части Южного фронта прорвали заблаговременно подготовленную оборону противника и расширили прорыв до 90 км. Однако многие города и села Донбасса еще находились под фашистской пятой, их еще предстояло освободить…
Сергей Бирюзов, которого мы уже цитировали выше, в своих воспоминаниях рассказал о своем разговоре с одним донецким шахтером, который состоялся в те августовские дни 1943 года: «Однажды к нам на командный пункт пришел в сопровождении офицера из разведки человек средних лет, без документов, оборванный и до крайности истощенный.
— Я донецкий шахтер, — отрекомендовался он и попросил представить его командующему.
— А что у вас такое? — поинтересовался я и назвал свою должность.
— Пришел просить... нет, требовать: ускорьте освобождение Донбасса. Люди гибнут! Тысячи заживо погребены в темных забоях... Мы сами вам поможем. Донбасский пролетарий — он знаете какой! Его не так-то просто сломить, а покорить совсем невозможно».
Ни один советский воин нисколько не сомневался, что необходимо приложить все усилия для скорейшего освобождения Донбасса от немецко-фашистских оккупантов.
После разгрома таганрогской группировки наши войска начали преследование отступавшего противника, в ходе которого им пришлось преодолеть немало препятствий, поскольку немцы пытались всеми возможными способами затруднить продвижение наших войск. О том, как дальше развивались события, пишет Маршал Советского Союза Александр Малиновский в своих мемуарах «Дело всей жизни»: «От пленных нам стало известно, что фашистское командование стремится остановить наступление советских войск на рубеже Славянск, Краматорск, Константиновна и далее по реке Кальмиус, прикрывая подступы к центру Донбасса. Но уже 6 сентября Юго-Западный и Южный фронты, успешно развивая наступление, сорвали этот план, освободив от захватчиков свыше 100 населенных пунктов, в том числе Макеевку, Константиновку, Краматорск, Славянск, Дружковку».
8 сентября 5-я ударная армия при содействии войск 2-й гвардейской армии овладела городом Сталино (ныне Донецк), через два дня были освобождены Волноваха и Мариуполь.
22 сентября войска Юго-Западного фронта отбросили противника за Днепр, а войска Южного фронта тем временем вышли к реке Молочная.
Так завершилась Донбасская наступательная операция, и была одержана грандиозная победа, имевшая для Советского Союза большое военное, экономическое и политическое значение. Нашей стране был возвращен важнейший угольный и промышленный центр. К концу 1943 года освобожденный от фашистской оккупации Донбасс дал более 4000 угля, что во многом поспособствовало дальнейшему успешному наступлению Красной армии. Помимо этого, освободив Донбасс, войска Южного и Юго-Западного фронтов создали благоприятные условия для развития наступления на правом берегу Днепра и выхода в районы Южной Польши, к Румынии, на Балканский полуостров…
Помимо всего прочего, опыт, полученный в ходе организации и проведения данной операции, существенно обогатил советское военное искусство. Советские войска в очередной раз убедительно продемонстрировали превосходство советского военного искусства над военным искусством гитлеровской армии.
Победа в Донбассе стала еще одним шагом к победному маю 1945-го, еще одним кирпичиком в фундаменте грандиозной Победы советского народа в самой кровопролитной войне в истории человечества, еще одной страницей в боевой летописи страны Советов.
Склоним же головы перед памятью тех, кто 80 лет назад перебил хребет фашистскому зверю и пожелаем скорейшей победы тем, кто делает это сегодня.