К 80-летию Победы советских войск в битве на Курской дуге

Вадим Гребеников, член Красногорского ГК КПРФ. Фото: zbib.ru

Без малого 80 лет минуло с той поры, как горела земля под ногами, воздух был полон чадного дыма, и по нашим полям ползли немецкие танки. Все дальше уходит от нас то страшное и героическое время, когда наш народ вел самоотверженную борьбу с вторгшимися на нашу землю фашистскими полчищами, ежедневно, ежечасно, ежеминутно совершая беспримерные подвиги и приближая нашу великую Победу. Все меньше с нами живых свидетелей и участников самой страшной войны в истории человечества. И все же мы вновь и вновь вглядываемся в кадры кинохроники, рассматриваем потускневшие от времени фотографии военных лет, пересматриваем любимые военные фильмы и в который раз поражаемся мужеству и силе духа наших отцов, дедов и прадедов. От того и так дороги нам все памятные даты, связанные с Великой Отечественной войной, ведь каждая из них – это страница или целая глава в боевой летописи нашей Отчизны.

Одну из них мы отмечаем сегодня. 80 лет назад Красная армия разгромила немецко-фашистские войска в битве на Орловско-Курской дуге, ставшей поворотным моментом в Великой Отечественной войне и одним из важнейших этапов на пути к победе Советского Союза над нацистской Германией. Несмотря на всю значимость этого сражения и в военном, и в политическом плане, ему посвящено не так много произведений искусства, как другим эпизодам Великой Отечественной. Тем не менее, сразу же вспоминается замечательная повесть «Танки идут ромбом», автор которой, Анатолий Ананьев начинал свой боевой путь именно на Курской дуге. И, конечно, нельзя не вспомнить, что во время этого рокового для немцев сражения также происходит действие последней части легендарной «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого: в нем принимает участие главный герой произведения, летчик Мересьев, впервые после ампутации ног сражаясь с реальным противником. В кино Курская битва была весьма убедительно воссоздана в первой части масштабной киноэпопеи Юрия Озерова «Освобождение». Помимо этого, об этом сражении снято огромное множество документальных фильмов и написаны десятки научных работ. Оно также предстает перед глазами читателей мемуаров наших прославленных военачальников, которые постарались максимально правдиво рассказать об одном из важнейших эпизодов Великой Отечественной войны.

Сегодня нам как никогда важно перенестись в то жаркое лето сорок третьего, попытаться представить себе, о чем тогда думали наши солдаты и офицеры, проследить ход боевых действий и постараться осознать значение этой битвы для исхода войны, для нашей страны, для всего человечества.

К июлю 1943 года фашистские войска вышли на рубежи Курск-Орел. Две проведенные ими ранее кампании в силу определенных причин не привели к разгрому советских войск. Теперь немецкое командование, как писал в своих мемуарах фельдмаршал Манштейн, планировало воспользоваться слабостью противника, «обусловленной поражениями, которые он потерпел в конце зимней кампании» и нанести ему удар, «прежде чем он полностью восстановит свою боевую готовность, в первую очередь своих сильно потрепанных танковых частей. Речь шла бы тогда об упреждающем ударе, хотя и в рамках стратегической обороны». Первой целью упреждающего удара стала Курская дуга, имевшая очень большое оперативное значение. Изначально предполагалось начать операцию в начале или около середины мая. Однако Гитлер решил перенести операцию на более поздний срок и, несмотря на приводимые ему аргументы в защиту начала операции в назначенные сроки, настоял на своем. 1 июля в ставке фюрера в Восточной Пруссии состоялось совещание, на котором присутствовали все командующие объединениями и командиры корпусов сухопутной армии и воздушного флота, принимающие участие в операции «Цитадель». На этом совещании с докладом выступил только Гитлер, который сообщил всем о своем окончательном решении начать операцию 5 июля.

Гитлер, как вспоминал Манштейн, был вполне уверен в успехе операции, считая, что Советский Союз, понесший колоссальные потери и испытывавший большие трудности с продовольствием, непременно должен дрогнуть или впасть в агонию. Он также отметил, что «теперь нельзя давать обещания отдельным народам Советского Союза ввиду плохого воздействия этого на наших солдат. Наши солдаты должны знать, за что они борются, а именно — за жизненное пространство для своих детей и внуков».

Но Гитлер в очередной раз не учел главного: народного характера этой войны для Советского Союза, того, что для нас она была по-настоящему Отечественной, и наши солдаты точно так же знали, за что они сражаются: за родную землю, за отчий дом, за советскую власть и социалистический строй. Эти ценности и идеалы не шли ни в какое сравнение с борьбой за «жизненной пространство»: именно поэтому мы тогда победили, превратив курскую землю в кладбище последних иллюзией фашистов.

О чем же думали наши солдаты накануне сражения, которым уже веяло в воздухе? Наиболее точно мысли и чувства красноармейцев описал Анатолий Ананьев в своей повести «Танки идут ромбом»: «солдаты так привыкли в тишине, что как-то не верилось, что скоро снова начнется бой, что снова, как под Москвой, как у берегов седой Волги, загрохочет земля от залпов, запылают крестьянские избы и в чадном дыму поползут по пашням, по заброшенным опустевшим полям желтокрестные танки <…> Как-то не верилось во все это. Думая о предстоящем бое, солдаты думали о наступлении. Многие надеялись на открытие второго фронта — должны же союзники в конце концов открыть этот злополучный фронт! <…> Солдатам, за долгие месяцы обороны привыкшим к тишине, все же не верилось, не хотелось верить в скорые бои».

А между тем шли уже последние дни, часы безмятежной тишины, к которой так привыкли наши воины. Пятого июля в 2 часа 20 минут гром орудий разорвет предутреннюю тишину, и степь содрогнется от взрывов.

Так началась Курская битва. Впереди у наших солдат и офицеров были 50 дней сражений, отмеченные грандиозными подвигами и проявлениями невиданного мужества и беспримерного героизма наших воинов. Все они будут золотыми буквами вписаны в летопись Великой Отечественной войны.

5 июля в наступление на Курск одновременно перешли обе вражеские группировки. Оборонительная операция войск Центрального и Воронежского фронтов продолжалась до 23 июля, но в целом наступление фашистов продолжалось около недели и 12 июля завершилось провалом. Фашистам не удалось окружить наши войска, что предусматривал план их операции, и, столкнувшись с героическим сопротивлением советских войск и понеся серьезные потери, немцы были вынуждены остановить наступление и начали отводить свои войска. Главным итогом оборонительного этапа сражения маршал Василевский справедливо считал «поражение танковых соединений врага, в результате чего возникло особо благоприятное для нас соотношение сил по этому важному роду войск». В своих воспоминаниях он также подчеркивал, что в значительной степени этому способствовал «выигрыш нами крупного встречного танкового сражения южнее Прохоровки в 30 км от Белгорода».

Бои у небольшой железнодорожной станции Прохоровка стали крупнейшим танковым сражением в истории, а поле под Прохоровкой было по праву названо третьим ратным полем России (после Куликовского и Бородинского). После важнейшей исторической победой под Прохоровкой, где наши солдаты не позволили немцам прорваться на оперативный простор и вынудили их отойти на исходные позиции, стратегическая инициатива окончательно перешла к советскому командованию.

12 июля начался второй этап Курской битвы. В этот день перешли в наступление войска Брянского и Западного фронтов, которыми командовали генерал-полковники М.М.Попов и В.Д.Соколовский. 15 июля к ним присоединился Центральный фронт под командованием генерала армии К.К.Рокоссовского. Совместная операция трех фронтов, получившая кодовое название «Кутузов», привела к уничтожению орловского плацдарма противника и полному разгрому действовавших там немецких сил.

О том, с какими трудностями столкнулись советские войска в ходе контрнаступления, вспоминал К.К.Рокоссовский в своих мемуарах «Солдатский долг»: «Нам (войскам Центрального фронта – В.Г.) в буквальном смысле слова приходилось прогрызать одну позицию за другой. Противник применял подвижную оборону: пока одни его части оборонялись, другие занимали новый рубеж в 5—8 километрах. Враг то и дело бросал в контратаки танковые войска, а их у него оставалось еще достаточно. Широко применял он маневр силами и средствами по внутренним линиям своей обороны. С трудом продвигались вперед и войска Брянского и Западного фронтов».

3 августа силы Воронежского и Степного фронтов при поддержке войск Юго-Западного фронта начали контрнаступление на белгородско-харьковском направлении, вошедшее в историю как операция «Полководец Румянцев». Действия Воронежского и Степного фронтов координировал Г.К.Жуков, действия Юго-Западного и Южного фронтов – А.М.Василевский.

На третий день контрнаступления от немецко-фашистской оккупации были освобождены Орел и Белгород, в ознаменование чего в Москве состоялся первый за время войны салют. Первый залп (всего их будет 12) был дан сразу после заключительных слов сообщения Совинформбюро. Отметим, что автором идеи давать победные салюты был наш Верховный главнокомандующий Иосиф Виссарионович Сталин, который 5 августа, только вернувшись с Калининского фронта, собрал совещание в Ставке и обратился к ее членам со следующими словами: «еще в древние времена, когда войска одерживали победы, то в честь полководцев и их войск гудели все колокола. И нам неплохо бы как-то отмечать победы более ощутимо, а не только поздравительными приказами. Мы думаем <…> давать в честь отличившихся войск и командиров, их возглавляющих, салюты. И учинять какую-то иллюминацию...».

Так родилась славная традиция отмечать выдающиеся победы наших войск и освобождения наших городов торжественными салютами в Москве.

Завершилось операция «Полководец Румянцев» полным разгромом противника и освобождением Харькова.

В результате Курской битвы Красная армия нанесла врагу сокрушительное поражение и спровоцировала смертельный кризис в немецкой армии, который она уже никогда не сможет преодолеть. Советские войска разгромили 30 фашистских дивизий, семь из которых – танковые, потери фашистских сухопутных войск составили 500 тысяч человек, 1500 танков, 3000 орудий. Нацистам, понесшим такие колоссальные потери и не добившимся никакого успеха в ходе столь широко разрекламированного своей пропагандой наступления, ничего не оставалось, кроме как перейти к обороне на всем протяжении советско-германского фронта.

Предоставим слово маршалу Василевскому: «мы не только выиграли великую битву, но и выросли в ней. <…> мы научились лучше разгадывать намерения врага. <…> Возросло и мастерство управления войсками на всех уровнях. Словом, наше полководческое искусство продемонстрировало и творческий характер, и превосходство над воинским мастерством фашистского командования».

Так, 50-дневная Курская битва завершилась убедительной победой советских войск, став еще одним историческим рубежом на пути к победе Советского Союза над гитлеровской Германией и освобождением мира от коричневой чумы. После этого поражения гитлеровцы уже никогда не смогли оправиться, падение Рейха стало лишь вопросом времени. Исход данной битвы также активизировал освободительное движение народов, порабощенных Гитлером, и укрепил симпатии всех трудящихся планеты к нашей стране, самому справедливому государству на Земле, ведшему самоотверженную борьбу за избавление всего мира от ужасов фашизма.

И как бы ни пытались западные авторы умалить важность Курской битвы и представить ее лишь незначительным эпизодом Второй мировой войны, одним из многих, ее подлинное значение ясно всем, кто хоть немного знает историю и поэтому не верит конъюктурной пропаганде.

Сегодня, в 80-ю годовщину великой победы советских войск на Орловско-курской дуге, хочется в очередной раз отдать дань уважения нашим героическим солдатам и офицерам, поклониться до земли их беспримерному подвигу и сказать бесконечное спасибо всем, кто преломил хребет фашистскому зверю.

Никто не забыт! Ничто не забыто!

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.
Читайте также

7 ноября в Одинцово
Одинцовский ГК КПРФ, вместе с городским отделением общественной организации «Дети войны», провели у памятника В.И. Ленину митинг и возложение цветов.

Мы помним! Мы гордимся!
Люберецкий коммунист Максим Матвеев, совместно с Председателем Московской областной общественной организации семей погибших в Афганистане Мариной Чепурченко посетили Зал, посвященный воинам, погибшим в Афганистане.




 
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
 
                
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Точка зрения

Владимир КАШИН
заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам
В.И. Кашин: «Два актуальных законопроекта в сфере ветеринарии приняты Госдумой в первом чтении»

Павел ГРУДИНИН
Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»
Заявление Бюро Московского областного отделения КПРФ в поддержку совхоза им. Ленина

Николай ВАСИЛЬЕВ
первый секретарь МК КПРФ, член Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам
Н.И. Васильев выступил на X (октябрьском) Пленуме ЦК КПРФ

Константин ЧЕРЕМИСОВ
второй секретарь МК КПРФ, заместитель Председателя Мособлдумы
Зампред Мособлдумы Константин Черемисов: Сельскому населению постоянную заботу

Александр НАУМОВ
секретарь МК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме, заместитель Председателя Мособлдумы
Депутаты-коммунисты региональных парламентов Александр Наумов и Леонид Зюганов наметили совместные мероприятия в работе

Сергей СТРЕЛЬЦОВ
Главный редактор газеты «Подмосковная правда», член Бюро МК КПРФ
Сергей Стрельцов: сельские территории незаслуженно обделены вниманием


 





 

 

 

контакты

Редакция газеты "Подмосковная Правда":
8-499-261-59-98

*******

E-mail: mkkprf@mail.ru

*******

Адрес:
115487, г. Москва,
ул. Нагатинская,
д. 26, корп. 2

Телефоны МК КПРФ:
8-499-263-05-08,
8-499-263-11-57

*******

Все данные

ГК КПРФ
в Московской области:
 
  • Официальный сайт КПРФ
  • Московский городской комитет КПРФ
  • Газета Советская Россия
  • Газета Правда
  • Газета Подмосковная Правда