Депутаты КПРФ выступили и задали вопросы на правительственном часе в Госдуме с участием Министра М.Г. Решетникова

Kprf.ru

11 октября в Госдуме состоялся "Правительственный час" на тему: "О мерах по обеспечению социально-экономического развития в текущих условиях". С докладом выступил Министр экономического развития Российской Федерации М.Г. Решетников. Министру задали вопросы и выступили депутаты КПРФ.

Решетников М. Г., Министр экономического развития Российской Федерации:

- Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! В прошлом году на "правительственном часе" обсуждали решения, которые помогут экономике адаптироваться к санкциям и запустить структурные изменения.

Эти решения сработали. Российская экономика завершила этап восстановления и по многим ключевым показателям растет быстрее ожиданий.

Даже в условиях санкций, по данным Всемирного банка, наша экономика вошла в "пятерку" крупнейших экономик в мире. Россия обогнала Г ерманию и стала крупнейшей европейской экономикой. Мы чуть уступили Японии, первая "тройка" - Китай, Соединенные Штаты, Индия.

Задача следующего этапа, поставленная президентом, - переход к долгосрочному экономическому росту. И сегодня я доложу о мерах и стратегических приоритетах, которые для этого реализует правительство.

По итогам восьми месяцев ВВП вырос на 2 с половиной процента, полностью компенсировав прошлогодний спад и превысив уровень 2021 года. Уверенно растет промышленность прежде всего за счет обрабатывающих производств. Высокие темпы роста у строительства. Развивается сельское хозяйство. Сохраняется высокая инвестиционная активность. Растет потребительский спрос.

На фоне рекордно низкой безработицы рост заработных плат в реальном выражении составил 7,1 процента за семь месяцев текущего года.

Сложившаяся динамика экономики позволила улучшить параметры прогноза. По итогам года мы ожидаем рост на 2,8 процента, а далее экономика к 2026 году выходит на стабильные темпы роста чуть выше 2 процентов.

На встречах с фракциями мы обсудили ключевые параметры прогноза. Кроме того, документ в ближайшее время будет рассматриваться на комитетах при рассмотрении бюджета, поэтому в докладе я остановлюсь не на цифрах, а на основных источниках экономического роста и тех мерах, которые мы предпринимаем.

В его основе растущий внутренний рынок и спрос, который будет обеспечен за счет роста доходов населения, мер социальной поддержки, предпринимательских доходов, а также инвестиций.

Сейчас главное обеспечить этот растущий спрос товарами и услугами отечественного производства, то есть обеспечить развитие экономики предложения, такую задача поставлена президентом страны.

Что значит экономика предложения, с точки зрения отраслей, с точки зрения секторов экономики?

Ну, во-первых, это развитие отраслей, которые ориентированы на наш потребительский рынок (автопром, легкая промышленность, производство

бытовых товаров, бытовой химии, сельское хозяйство, туризм, строительство жилья).

Второе направление - это инвестиционные товары (транспортное машиностроение, авиа- и самолетостроение, судостроение, производство железнодорожной, строительной, сельскохозяйственной техники).

Третий приоритет, третий сектор - технологии и оборудование, которые необходимы для наращивания производств (это микроэлектроника, станкостроение, IT, научные исследования).

Четвертое направление - это транспорт и логистика для развития внутренних и внешних связей, в том числе и для экспорта.

Ну и конечно, это отрасли, направленные на человека - здравоохранение, образование, социальная поддержка.

Все эти задачи требуют долгосрочной перспективы. И на встречах главные вопросы, которые вы подымали, это как раз вопросы долгосрочной политики, долгосрочной перспективы.

Поэтому мы занимаемся не только среднесрочным прогнозом, но и активно формируем планы развития по отраслевым приоритетам до 2030 года и далее, включая приоритетные проекты определения потребностей в кадрах, в инвестициях.

Так, например, при общем росте экономики к 2030 году на 22 процента, туризм вырастет в два раза,

IT-сектор и сектор научных исследований и разработок - более чем на 40 процентов, обрабатывающая промышленность - почти на треть. С учётом этого мы и планируем наши действия.

Что необходимо сейчас сделать, чтобы экономика предложения развивалась? Прежде всего, инвестиции. Важна стабильность условий для инвесторов, инфраструктура для инвестиционных проектов, доступность капитала и заёмного финансирования и грамотное распределение рисков между государством, инвесторами и финансовым сектором.

Особый приоритет - это поощрение инвестиций в технологически сложные и рискованные проекты. Для этого действует широкий инструментарий мер господдержки, который был сформирован за последние три года. Запущен механизм соглашений о защите и поощрении капиталовложений. Этот механизм стабилизирует условия и позволяет инвестировать в инфраструктуру за счёт будущих налогов.

Уважаемые коллеги, вы активно развиваете это законодательство. Сейчас реализуются проекты уже почти на 4 триллиона рублей. Лидер по числу проектов - Свердловская область. Здесь их шесть штук. К примеру, в этом году планируется запустить производство железнодорожных колёс. Они заменят импортные аналоги. Активно пользуются механизмом также

Ленинградская область - четыре проекта, по три проекта в Нижегородской, Мурманской областях, Башкортостане, Татарстане и Москве.

Одно из крупнейших соглашений заключили в сентябре. Это проект в сфере добычи медной руды на Дальнем Востоке с инвестициями более 300 миллиардов рублей.

Важно, что приходит1 всё больше проектов из несырьевых отраслей. Так, в сельском хозяйстве их уже девять на 100 миллиардов рублей. Один из последних - строительство тепличного комплекса по производству овощей в Ставропольском крае. Летом подписан первый проект в сфере туризма в Нижнем Новгороде.

Средства Фонда национального благосостояния также активно используются для поддержки инвестиций и в первую очередь для развития транспортной и логистической инфраструктуры.

На сегодняшний момент финансируются 22 проекта. На их реализацию уже направлено 1 триллион 600 миллиардов рублей. В частности, с применением средств ФНБ завершается стройка скоростной дороги Москва - Казань, строится трасса Казань - Екатеринбург, Центральный транспортный узел в Москве, Восточный полигон "Российских железных дорог",

приобретается подвижной состав питерского метрополитена, запущены программы по льготному лизингу отечественных самолётов и водного транспорта. За счёт средств Фонда национального благосостояния была докапитализирована "Фабрика проектного финансирования" в 120 миллиардов рублей.

В текущих условиях этот инструмент остаётся одним из самых эффективных для стимулирования инвесторов. Они получают и длинные деньги, и страховку от повышения ключевой ставки.

Только в этом году фабрикой было поддержано сразу 10 проектов на разных стадиях рассмотрения во Внешэкономбанке (именно он оператор этой программы) находится более 40 заявок.

Мы поддержали производство железа в Курской области, батарей для электромобилей в Калининградской области, строительство терминалов в аэропортах Магадана, Тюмени, Воронежа, модернизацию ТЭЦ в Самарской, Ижевской и Смоленской областях.

В июле приняли системный закон о ГЧП и концессионных соглашениях. Здесь серьёзная работа велась комитетом по экономике и

Максимом Анатольевичем Топилиным.

По проектам ГЧП введён мост в Ямало-Ненецком округе, аэропортовый комплекс в Новом Уренгое, построена центральная автомобильная кольцевая дорога, строятся скоростные трамвайные линии в городах.

В период санкций мы упростили условия для бизнеса, который желает вернуться в Россию. В результате в прошлом году в специальные административные         районы на   острова Русский, Октябрьский,

соответственно, в Приморском крае и в Калининградской области переехало 83 компании. Это почти в три раза больше, чем в 2021 году.

А в этом году зарегистрировалась ещё 141 компания. Запрос на возвращение со стороны бизнеса остаётся, поэтому вместе с комитетом по собственности мы продолжим дальше создавать комфортные условия для переезда наших компаний.

Серьёзная поддержка инвестициям оказывается и в рамках отраслевых программ: это кластерная инвестиционная платформа, промышленная ипотека, льготные займы ФРП - это программы Минпромторга, субсидирование НИОКРов, гранты на разработку конструкторской документации, программы льготного лизинга и льготного кредитования в сельском хозяйстве, в IT и туризме.

Драйвером привлечения инвестиций остаются регионы и их инициативы,

для них тоже действует ряд инструментов. Один из самых востребованных и эффективных - это особые экономические зоны. Из 50 действующих ОЭЗ 20 открылось в последние три года, из них 8 в прошлом году. Сейчас ещё в работе девять заявок на создание и расширение площадок. Механизм работает уже 16 лет, и за это время все вложения государства, которые были направлены на развитие инфраструктуры и на налоговые преференции для резидентов, окупились, причём не просто окупились, а бюджет получил на 36 миллиардов рублей больше уже, чем потратил. Поэтому мы поддерживаем активное развитие межотраслевых кластеров в критически важных отраслях именно применительно к особым экономическим зонам. Это фотоника, микроэлектроника и фармацевтика, производство электромобилей в Москве, текстильный кластер в Иваново, кластер деревообработки в Калуге, фармацевтика в Петербурге и другие отрасли, специализации.

Для привлечения инвесторов регионы активно используют федеральные инструменты развития инфраструктуры, это инфраструктурные бюджетные и специальные казначейские кредиты, возможность не возвращать долги региона в федеральный бюджет при направлении их на инвестиции. Важно, что субъекты и сами переосмыслили работу с этими механизмами. Если два года назад 80 процентов всех инфраструктурных

бюджетных кредитов было направлено на поддержку жилищного строительства, то сейчас регионы понимают, что поддержка агропромышленного комплекса, промышленности, туризма - это создание постоянных рабочих мест и стабильные доходы в бюджеты на долгие годы.

И уже в этом году при отборе проектов в рамках специальных казначейских кредитов 65 процентов лимита пошло на поддержку именно проектов приоритетных отраслей. Московская и Липецкая области направили деньги на производство спутниковых систем и медицинских изделий, в Тульской области построят птицеводческие фермы, Омская область модернизирует туристические объекты.

Под задачи экономики предложения мы настроили и адресные инструменты поддержки регионов, приоритизировали мероприятия в рамках индивидуальных программ развития регионов, 3/4 финансирования программ сейчас приходится именно на поддержку экономики. Реализуется более 180 мероприятий, среди них проекты по туризму в Карелии, Тыве и Адыгее, промпарки в Кургане и Чувашии, в Калмыкии запущено производство тротуарной плитки,

в Псковской области производство пленки для упаковки, которая заменяет импортные аналоги, в Республике Алтай производство творога и сыра. И в целом регионы уже создали более 11 тысяч новых эффективных рабочих мест в рамках этих программ.

В Кузбассе в рамках плана диверсификации экономики поддерживаются проекты в сельском хозяйстве и переработке, а также по развитию курорта Шерегеш. В Республике Коми создали индустриальный парк для малого, среднего бизнеса, он откроется в следующем году. На особом контроле держим развитие Калининградской области. Занимаемся развитием Северного Кавказа.

Вместе с регионами выстраиваем обоснованную, экономически обоснованную модель в жилищно-коммунальной сфере. Идут процессы легализации бизнеса, занимаемся развитием транспортной инфраструктуры и логистики, и прежде всего в рамках стратегически важного нового транспортного коридора Север-Юг.

Большое внимание развитию уделяем на Кавказе горнолыжных курортов, Каспийского кластера, а также региону Кавминвод.

Коллеги, правительство в мае этого года утвердило концепцию технологического развития до 2030 года. Главная цель сейчас - это

достижение технологического суверенитета, экономика предложений невозможна без развития собственных технологий, это критические технологии, необходимые для производств в ключевых отраслях, таких как радиоэлектроника, станкостроение, оборудование для связи, производство лекарств и медицинского оборудования, малотоннажная химия, то, что составляет основу технологического суверенитета и является приоритетом финансирования в рамках мер поддержки. И это, так называемые сквозные технологии, которые имеют межотраслевое значение и будут определять конкурентоспособность через 10-15 лет - это искусственный интеллект, квантовые вычисления, водородная энергетика, перспективные космические системы. Что делается для развития именно этих направлений?

Ну, во-первых, выделяются субсидии на НИОКРы, гранты, льготные кредиты, а также запускаются экспериментальные правовые режимы, для чего тоже создана вся необходимая законодательная база. В прошлом году запустили две новые программы поддержки высокотеха - это льготное кредитование растущих компаний и гранты на доращивание конкретных решений под требования крупных заказчиков. Всего поддержано более 200 компаний.

Отдельное внимание уделяем работе с компаниями-лидерами в рамках заключённых с правительством соглашений. Вы знаете, что в рамках этих соглашений на 1 государственный рубль мы получаем не менее 1 рубля внебюджетных инвестиций от компаний-лидеров именно на финансирование приоритетов в сфере технологий. Как результат мы получаем понятную продуктовую линейку, которую обязана создать компания-лидер, то есть финансирование идёт под конкретный продукт.

Вместе с комитетами по экономике и по науке в этом году мы с вами работали над законом о технологических компаниях, создали для них специальный правовой режим. Сейчас, в том числе с учётом ваших предложений, формируем новую реестровую модель предоставления господдержки и планируем запустить её до конца года.

Отдельное внимание развитию искусственного интеллекта. Вы знаете, что этой теме много уделяется внимания, и она на контроле у президента страны.

По оценкам экспертов уже к концу этого года экономический эффект в виде снижения операционных расходов за счёт применения технологий искусственного интеллекта может достигнуть в экономике 400 миллиардов рублей.

С 2021 года в рамках федерального проекта профинансировано более 800 разработчиков перспективных решений, а также восемь крупных компаний, которые осуществляют крупные пилотные внедрения.

Созданы шесть ведущих исследовательских центров, они занимаются как фундаментальными вопросами, так и новыми разработками вместе с индустриальными партнёрами.

Технологии, конечно, это не только про промышленность и не только про IT, это ещё и развитие наших социальных отраслей: здравоохранение, образование, и здесь тоже у нас активно применяются и экспериментально - правовые режимы, и внедряются технологии искусственного интеллекта, и работаем над повышением производительности труда.

Развитие экономики предложения основано на предпринимательской инициативе, поэтому будем и дальше снимать барьеры и издержки для бизнеса, продолжим реформу контрольно-надзорной деятельности. Очень большой запрос от бизнеса на пересмотр обязательных требований, на смягчение их в тех случаях, когда это возможно. Здесь мы плотно работаем с Комитетом по контролю.

Определяемся со стратегией развития сектора МСП. Мы провели стратсессию под руководством председателя правительства. Предстоят через 

две недели большие парламентские слушания здесь. Поэтому сейчас подробно останавливаться на теме МСП не буду.

Отмечу только отраслевой комитет и Александра Вячеславовича Дёмина

за поддержку закона о субъектах МСП в новых регионах. Это было своевременное решение, и то, что мы ранее действующие компании допустили к этому реестру, это нашло большой отклик в территориях, и мы сейчас регулярно проводим с ними штабы по развитию и по снятию барьеров именно в новых регионах.

Туризм - это отдельная точка роста экономики предложения, за которую непосредственно отвечает министерство. Недавно мы подвели предварительные итоги летнего сезона. Число туристических поездок за май и август выросло на 16 процентов по сравнению с прошлым летом, но очевидно, что есть большой спрос, неудовлетворённый спрос, и спрос будет расти дальше. Поэтому здесь наш ключевой приоритет - это как раз наращивать предложения.

В рамках стратсессии по туризму мы вместе с бизнесом и с регионами определили три приоритета - номерной фонд, транспортная инфраструктура и новые точки притяжения. Номерной фонд увеличиваем за счёт программы по созданию модульных гостиниц. С учётом решения президента о дополнительном финансировании, которое было озвучено на Санкт- Петербургском форуме, мы поддержим 650 проектов на 14,5 тысяч номеров.

При этом это далеко не весь спрос, который предъявили регионы. Всего на конкурс было подано заявок на создание 26 тысяч номеров.

Готовимся к запуску второго этапа программы льготного кредитования по строительству крупных отелей. Разрабатываем системные меры по созданию новых круглогодичных точек притяжения, морских и горнолыжных курортов, аквапарков, крупных центров развлечений.

При этом у каждого субъекта есть свои туристические магниты, их продолжим развивать за счёт нацпроекта. Сейчас для этого действует четыре субсидии. Предлагаем объединить их в одну, тем самым дать субъектам больше самостоятельности, поскольку регионы всегда лучше знают, куда и на что направить деньги и внутри определённого перечня допустимых направлений, достаточно широкого, они пусть сами определят, что, в первую очередь, поддерживать. Проект постановления подготовлен, мы сейчас обсуждаем его с регионами.

С коллегами из Минтранса и Минпромторга прорабатываем вопросы обновления подвижного состава и развития аэропортов, железной дороги. С Минтрансом регулярно проводим заседания штаба. Мы сейчас в увязке с прогнозом туристических потоков согласовываем объёмы перевозок по направлениям, в том числе, авиацией, железнодорожным транспортом. 

Федеральная антимонопольная служба следит за ценовой доступностью билетов, и мы в рамках отдельного инцидента регулярно мониторим ситуацию.

Хочу поблагодарить вас, коллеги, за оперативную работу по донастройке урегулирования отрасли. В том числе мы вот вместе с Аксаковым Анатолием Геннадьевичем и коллегами из Комитета по финансовому рынку создали условия для запуска карты туриста, чтобы у иностранных туристов была возможность из-за рубежа открывать здесь счета и уже по приезду в нашу страну получать пластиковую карту, ну, что называется, в физическом выражении и осуществлять здесь расчёты. Сейчас правительством утверждается перечень из 25 стран, для которых будет доступен этот механизм.

Отдельно отмечу работу электронной визы, она теперь доступна для 55 стран, и только за два месяца по ней приехало более 70 тысяч иностранцев. Запущен также групповой безвизовый туристический обмен с Китаем и с Ираном. И с соответствующими предложениями мы вышли также к Индии.

Кроме того, коллеги из комитета по туризму при нашем участии подготовили законопроект по гостевым домам, который сильно ждут ряд

регионов - это и Крым, и Севастополь, и Краснодарский край, но интерес к нему гораздо больше.

И в целом мы выстроили конструктивные взаимодействия с коллегами из комитета, за что хочется поблагодарить Сангаджи Андреевича Тарбаева и его коллег.

Разрабатываем предложе ния по созданию "дорожной карты", механизма трансформации делового климата именно для туризма. Сейчас мы собрали более 100 инициатив от бизнеса и обсудим их с федеральными ведомствами.

Экономика предложения, коллеги, будет развиваться в условиях дефицита кадров, поэтому вопросы производительности труда выходят на первое место. Уже более 5 тысяч компаний являются участниками национального проекта. Производительность труда у них растёт на пять процентов больше, чем у таких же предприятий, которые не участвуют в нацпроекте. Поэтому мы считаем важным распространить опыт и компетенции нацпроекта на новые сектора экономики и в том числе на туризм и, конечно, ратуем за продление этой работы до 2030 года.

Коллеги, один из шести стратегических приоритетов, озвученных президентом, - это дальнейшая интеграция российской экономики в мировую, а также, конечно, развитие и поддержка экспорта. Для этого мы

укрепляем сотрудничество как уже с проверенными партнерами - странами ЕврАзЭС, СНГ, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, так и с новыми локомотивами, будущими локомотивами мировой экономики, в том числе в Африке.

В прошлом году достигли рекордных показателей взаимной торговли с ЕврАзЭС, с Китаем, с Индией, с Турцией, с Ираном, с Объединенными Арабскими Эмиратами, с Бразилией. Во многом это результат работы по расшивке узких мест в транспортной инфраструктуре - пунктов пропуска, подходов к портам, дорог. Поставки в первом полугодии этого года увеличились: в азово-черноморском направлении - на 2 процента, в восточном направлении - на 13, а через коридор "Север - Юг" - на 44 процента. Доля дружественных стран в экспорте увеличилась с начала прошлого года в 2 раза. Еще два года назад доля доллара в структуре товарооборота занимала половину, сейчас она в 3 раза меньше. При этом в 2 раза выросла значимость рубля - до 37 практически процентов.

В условиях санкций, опасений партнеров в связи с вторичными санкциями мы остаемся открытой экономикой и снимаем барьеры для торговли и инвестиций. Продолжаем переговоры о расширении зон свободной торговли, усиливаем деятельность межправкомиссий, настраиваем под приоритеты работу загранаппаратов, в том числе и на уровне взаимодействия с регионами.

Коллеги, в заключение несколько слов о нашем взаимодействии. По итогам прошлого "правительственного часа" в министерство поступило 

28 рекомендаций. Мы вместе с Олегом Викторовичем Морозовым сверили их исполнение. 26 рекомендаций нашли отражение в конкретных законопроектах, документах, постановлениях правительства, по двум - работа в процессе.

В этом году Госдума приняла 17 законов, разработанных министерством. И мне хотелось бы поблагодарить каждого из вас за поддержку наших инициатив и отдельно Александра Дмитриевича Жукова и Максима Анатольевича Топилина за координацию этой работы.

Уважаемые коллеги, убежден, что результаты сегодняшнего обсуждения и те вопросы, которые вы поднимали на фракциях и на обсуждении          в комитетах, позволят выработать необходимые

решения для построения задачи долгосрочного роста, которую ставит перед нами президент. И мы рассчитываем на дальнейшее взаимодействие, такое же конструктивное, какое у нас складывалось всё это время.

Спасибо за внимание.

Кашин В. И., председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, фракция КПРФ:

- Уважаемый Максим Геннадьевич, в целях смягчения разрушительных действий от ключевой ставки просим и предлагаем вас поддержать предложенную систему по рефинансированию льготных инвестиционных кредитов в агропромышленном комплексе, а также помочь решить проблему логистики по реализации зерна.

Сегодня с Сибири затраты составляют на транспортировку от 7 до 9 рублей. Одному Министерству сельского хозяйства с этим не справиться.

А также обратить внимание на финансирование в целом государственных программ, работающих в АПК, по исходным паспортным значениям,

и, безусловно, обратить внимание на постановление Совета Думы, которое было принято два дня назад, связанное с выездным заседанием по нечернозёмной зоне. В целом ещё раз хочу вас попросить не забыть о компенсации непредвиденных затрат, в том числе по ГСМ.

Спасибо большое.

Решетников М. Г.:

- Владимир Иванович, спасибо за вопрос. Мы действительно очень подробно с вами и на фракции вопросы АПК обсуждали.

Значит, по кредитам по инвестиционным вы знаете, что правительство не так давно выделило деньги, 45 миллиардов рублей, в связи с ростом процентных ставок. Это, во-первых, позволит, ну, действующие кредиты нормально обслуживать и, соответственно, не допустить, чтобы банки пересмотрели какие-то процентные ставки, условия и так далее, чтобы тут всё было стабильно.

Ну и, конечно, мы с Министерством сельского хозяйства поддерживаем дальнейшее продолжение и выдачу новых, именно инвестиционных кредитов, и в целом мы всегда за рост именно поддержки инвестиционных проектов в сельском хозяйстве с... 

Вот с... Скажем так, там, где мы можем отказаться от субсидирования текущего производства продукции, где это эффективно, лучше уходить, да. Но в то же время очень важно, чтобы при этом деньги из поддержки сельского хозяйства не уходили, а оставались там именно на поддержку инвесторов.

Ну и вот в том проекте бюджета, который будет обсуждаться, мы отдельно тоже посмотрели, у нас расходы на сельское хозяйство выросли на 9 процентов относительно того бюджета, который был в начале года утверждён, я имею в виду 2024-й к 2023-му. Потому что в ходе исполнения мы, как правило, добавляем дополнительно деньги на поддержку сельского хозяйства. И мы отдельно посмотрели, чтобы... Мы вводили, помните, демпфер, да, на зерно, вот эту экспортную пошлину, чтобы обеспечить как раз разрыв внешних цен и внутренних цен, да, чтобы вот эти колебания внешних цен на внутренний рынок не переносились.

И мы его регулярно донастраиваем. Последняя донастройка была летом. И мы на 2 тысячи рублей вот эту минимальную цену, с которой... до которой не взимаются пошлины, мы подняли, и это было предложением Министерства сельского хозяйства. Там были разные позиции, но, в конечном итоге, значит, мы Дмитрия Николаевича поддержали и Министерство сельского хозяйства.

Значит, по логистике и по Сибири проблема острая, проблема известная. Значит, она решается через субсидирование вывоза, у, соответственно, Минсельхоза определённый объём средств на это заложен.

Но мне кажется, что, помимо этого, нам всё-таки нужно всячески углублять переработку в Сибири и строить там все предприятия "Биотеха" и так далее, чтобы максимально, максимально снижать вот эти вот транспортные расходы и вывозить оттуда готовую продукцию. Тогда мы защитим Сибирь и селян Сибири, и главное - дадим им импульс для развития.

Мы... Да, для этого нужно время, но надо этим постоянно заниматься, оно само-то не получится, мы с вами одинаково это понимаем. И я когда был в Алтайском крае, мы это с губернатором обсуждали (там Томенко), очень, очень толковая у них команда, они тоже это понимают, и мы договорились действовать совместно.

Спасибо.

Гаврилов С. А. , председатель Комитета Государственной Думы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям, фракция КПРФ:

- Уважаемый Максим Геннадьевич, действительно, мы с вами согласны, что для сложных вопросов вообще не существует простых ответов. И в условиях роста ключевой ставки падают не только объемы реального... кредитования реального сектора, но мы считаем, что и рост, погоня за удержанием таргета по инфляции может привести к росту ключевой ставки уже в следующем году.

И в этой связи, конечно, нужно искать дополнительные механизмы, принципиально новые механизмы по поддержанию инвестиционного спроса, расширению инвестиционной активности, прежде всего в высокотехнологичных отраслях, обеспечивающих наш суверенитет, от сельхозмашиностроения до IT. 

И в этой связи, конечно, ваше мнение очень важно по поводу новых, принципиально новых механизмов, связанных с изменениями по отношению к банковской системе, где во многом чувствуется, конечно, избыток ликвидности, прежде всего, это изменение требований достаточности капитала, таксономии, объема, как нам кажется, до десяти... (Микрофон отключен.)

Решетников М. Г.:

- Да, уважаемый Сергей Анатольевич, ну, во-первых, я бы вас тут вне контекста вашего вопроса, ваш комитет поблагодарил бы еще за тему внесудебного банкротства граждан, мы этот вопрос, так, не прозвучал, но это крайне важная тема, по поручению президента мы сейчас тоже приняли поправки, и тоже в ближайшее время, значит, запустим, и, там, защитим социальные категории населения от этого. Вот.

Теперь возвращаясь к теме таксономии, вы абсолютно правы, вот я подписываюсь прямо под каждым словом в плане того, что сложные вопросы не имеют простых решений и сложные проблемы не имеют какого-то одного механизма решения.

Поэтому как раз таксономия была запущена правительством и Банком России как совместный проект, который позволит отобрать и, скажем так, отметить те проекты, которые нужны экономике, с одной стороны, значит, а с другой стороны ЦБ снизил, реально снизил требования по резервированию, по рискам и так далее, для такого рода проектов.

Проектов на самом деле два типа. Это проекты техсуверенитета, это как раз производство, автопром, авиапром, микроэлектроника и так далее, и так далее, вот то, что я называл в докладе как бы, да, это всё там конкретные только виды продукции, это не значит, что любая продукция, там, любой самолет, любой автомобиль туда относится, но есть четкие критерии, которые позволяют идентифицировать.

И вторая тема. Есть, значит, проекты структурной адаптации, это, как правило, инфраструктура, которая нам нужна, там, порты на Дальнем Востоке, какие-то, значит, отдельные погранпереходы и так далее, ну в том случае, если туда может там инвестировать частный бизнес. Вот. Поэтому это мы отработали.

На сегодняшний момент проектов таких пять, что в принципе немного, к сожалению. Объем правда немаленький, там 200 миллиардов рублей, но вот общие емкости, которые ЦБ своей регуляторикой сделал по дополнительному кредитованию экономики, с учетом текущего капитала банков, 10 триллионов. То есть 10 триллионов потенциальная возможность.

Мы, конечно, рассчитывали до конца года ну миллиардов на 800 выйти, ну в те моменты, весной, когда мы вот это всё обсуждали и продвигали.

Сейчас мы видим, существенно снизился поток проектов. Причем проекты не мы идентифицируем, сами банки их могут идентифицировать, да, и пометить, что это вот проект, в таксономию попал, он попадает в единый реестр, который ведёт ВЭБ, и доступен потом, ну, всем, то есть все мы можем понимать, что это правильный проект как бы, да.

Поэтому сейчас проектов пока пять. Что бы можно было сделать, чтобы расширить эту воронку? Сейчас туда попадают только новые проекты, которые вновь пришли, банк их первый раз увидел и так далее. Но у нас уже многие проекты в финансировании, иногда рефинансируются и так далее. Поэтому, может быть, подумать всё-таки, мы будем сейчас консультации вести с Банком России, и вот на уже реализуемые проекты тоже в этих условиях поддержать, ну, как бы хоть чем-то, да. Потому что реальное влияние таксономии именно на процентную ставку, то, что важно для заёмщика, ну, 1-1,5 процента, что, конечно, в условиях такого ключа, ну, как бы не делает их суперпривлекательными относительно того, что есть. Но механизм правильный, механизм нужный. Будем развивать.

Глазкова А. Е., фракция КПРФ:

- Максим Геннадьевич, в 2012 году наша страна вступила в ВТО. Скажите, пожалуйста, какие выгоды и преимущества это принесло нам, какие отрасли пострадали, и не планирует ли наша страна выход из Всемирной торговой организации.

Спасибо.

Решетников М. Г.:

- Да, Анжелика Егоровна, тема ВТО, видать, всегда актуальна.

Значит, во-первых, работала специальная рабочая группа после присоединения к ВТО. Мы, готовясь к сегодняшнему мероприятию, подняли там архивы, цифры и так далее. И до 2016 года, пока был переходный период, коллеги наблюдали и смотрели, что у нас происходит. И в целом, в целом, негатива не было выявлено.

Если говорить по цифрам, то у нас на сегодняшний момент объем импорта относительно 2012 года - минус 12 процентов. То есть боялись же повального роста импорта, что мы сейчас откроемся, значит, к нам всё нахлынет и так далее. При этом объем экспорта, подчеркну, несырьевого, ну, то есть без нефти, газа там и так далее, вырос на 44 процента.

Безусловно, это не только ВТО, это как бы наша сознательная работа по поддержке там сельского хозяйства, машиностроения и так далее, но в любом случае мы научились использовать ВТО во благо. Хотя это непросто. Я понимаю ваши опасения и понимаю, откуда вопрос. Вопрос применительно к текущему (да?), очевидно, к текущему моменту.

Значит, ценность ВТО, надо - не надо... Что я отмечу? У нас 91 процент всей торговли - это торговля со странами, которые входят в ВТО, в том числе из этого объема на сегодняшний момент 75 процентов, уже 75 процентов, было там 46, по-моему, - это торговля с дружественными странами. То есть все наши основные торговые партнеры - дружественные страны перспективные, с кем мы дальше будем наращивать, они тоже в ВТО.

И, стремясь изолировать, вот наши бывшие коллеги, они активно выступают в ВТО, чтобы нас изолировать, хотят нас вытолкнуть и так далее и так далее, это на руку, выход из ВТО и наше неучастие в выработке правил игры на руку, значит, нашим там позавчерашним партнерам.

Поэтому мы должны исходить из того, что в ВТО нам выгодно, ВТО эффективна, это способ коммуницировать, коммуницировать с нашими крупнейшими торговыми партнерами, даже если это непросто.

Мы прекрасно понимаем, что многие наши партнеры, имея большие масштабы производства, активно, значит, и сталкиваясь с недостатком спроса, особенно сейчас, активно продвигают свою продукцию к нам. Но нам здесь надо быть в соответствии с нормами ВТО, использовать тоже более тонкие, умные механизмы, антидемпинговые пошлины, интеллектуальную собственность, значит, другие инструменты, которые у нас здесь отработаны для того, чтобы поддерживать и защищать нашу в первую очередь промышленность.

Поэтому мы здесь за разумную ВТО, например, но мы при этом против зон свободной торговли с некоторыми нашими партнерами, которые вот нас активно, так сказать, нас продвигают к этому, тогда мы действительно лишимся защиты. Но при нынешней конструкции в целом мы в состоянии защищать нашу промышленность, наши внутренние рынки.

Арефьев Н. В., фракция КПРФ:

- У меня складывается мнение, что нет войны, нет 17 тысяч санкций экономических, и мы сидим, спокойно обсуждаем, а насколько же нашей экономике расти - на полпроцента или на два. И мы услышали из уст министра, что мы, в общем-то, достигли апогея роста и вышли на уровень 2021 года, самого ковидного и самого неудачного в экономическом смысле года.

Если мы достигли такого уровня, то нам надо расти-то на 15, на 20 процентов, а мы растём на полпроцента и говорим: это нормально.

Вот китайская экономика, она в семь раз больше нашей, она растёт на 5 с лишним процентов. Мы в семь раз меньше, растём на полпроцента и говорим: это нормально. Ну как же так?

Я не пойму, вот у нас доклад называется: "О мерах по обеспечению социально-экономического развития", но никаких мер я не услышал. Я услышал только прогноз некоторых индикаторов, которые то ли сбудутся, то ли нет, потому что это прогноз.

Вот вы заметьте, мы с детства знаем слово "прогноз погоды", вот прогноз, он хорош тогда, когда мы не можем воздействовать на природные явления, и мы можем только прогнозировать - то ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет. А как же в экономике? Мы что, не собираемся влиять на экономические процедуры все и будем ждать, как сложится?

И вот нам дают три варианта: плохой, очень плохой и совсем никудышный.

Да ещё из двух ведомств: одно планируют - Министерство экономического развития, другое - Центральный банк. И всё разное.

Вот смотрите, я думаю, а смотрят ли наши министерства в таможенную статистику, по крайней мере, импорта, они, что не видят, что мы закупаем по импорту и в каких количествах. А я скажу, мы покупаем где-то 70 процентов промышленных товаров и 28 процентов - продовольствие.

Мы объявили импортозамещение, а где оно? Вы слышали процент импортозамещения? Нет его, значит, мы ничего не замещаем.

На следующий год, вот согласно документам, у нас на 14 процентов вырастет импорт. Мы его на что покупать будем?

И здесь я услышал, что развитие будет в строительстве дорог, сырьевой базы и туризма. Я понимаю, это опять надо добывать и вывозить как можно больше. То есть мы с сырьевой иглы не слезаем. А всё остальное уже не принимается в расчёт.

Меня просто оскорбляет, туризм, мы должны развивать туризм, потому что он будет являться драйвером инвестиционной политики. Туризм? Да это самая безмозглая отрасль, и с ней мы никогда не выйдем ни в развитые страны, ни в пятёрку, ни в десятку, это отдыхающая отрасль.

И вы мне назовите, пожалуйста, мы как в развитые страны с этим туризмом пойдём?

Вот сейчас солдаты на фронте погибают, а мы будем заниматься туризмом, чтобы некоторые здесь из нас с комфортом отдыхали. Замечательно, лучше не придумаешь.

Вот импортозамещение, вернее, инвестиции. Даст ли нам туризм инвестиции или не даст? Ну, я не видел ещё в доходных источниках, значит, что мы получаем от туризма, не видел ни на региональном уровне, ни на федеральном. Разговоров много, денег мало.

Но будут ли инвестиции вообще? Вот смотрите, у нас иностранные инвестиции не будут.

С одной стороны, курс доллара - 100 рублей, брать разорительно. А с другой стороны - нам запретили вообще брать какие-либо кредиты на Западе. Исключается? Да.

Ключевая ставка - 13 процентов. Кредиты в коммерческих банках - выше 20-ти. Возьмем кредиты при рентабельности в 8 процентов? Не возьмем.

Своих собственных средств... ну, есть у некоторых корпораций, а у большинства предприятий нет. А инвестиции со стороны бюджета - 3,9 триллиона рублей. А откуда же возьмем эти инвестиции?

Я задавал такой вопрос. Ответа на этот вопрос нет. Тогда и развития не будет никакого, и говорить об этом нечего. Но, правда, в документах написано, что инвестиции будут расти по 3 процента в год при инфляции в 4,5. Значит, расти они не будут.

Что касается инфляции, - ну, давайте посмотрим, будет она или не будет. Вот у нас мы покупаем за доллар, который около 100 рублей. На него навешиваем еще ввозной НДС, потом навешиваем на него ввозной акциз, потом еще внутренний НДС и внутренний акциз. Не будет роста. Наверное, не будет. Да еще у нас увеличиваются энерготарифы на 1,2 триллиона рублей. Будет, будет инфляция.

Поэтому, как бы мы ни говорили, мы должны все-таки вернуться к одному, что если мы не пойдем по пути четкого планирования экономики, бесполезно гадать здесь на коф ейной гуще, что будет с нами в будущем году. Все эти росты, 0,5 процента и е процента, - это не рост, это математическая погрешность, которую статистика натянет в любом случае. Нам надо расти на 10-20 процентов, вот тогда это будет весомо. Причем планировать надо по двум составляющим - это по "а" и "б", как это раньше было: производство средств производства и производство товаров народного потребления. К сожалению, такого разделения у нас на сегодняшний день нет.

Надо сделать доступными кредиты и не задирать ключевую ставку для банков в 13 процентов, а оставлять ее ниже уровня инфляции, как это делают в других государствах, и, кстати, не разоряются. Ну и валютный контроль устанавливать надо, и не я об этом говорю.

Иначе нам просто долларов на импорт никогда не хватит.

Время кончилось.

Спасибо.

(Аплодисменты.)

Решетников М. Г.:

- Коллеги, как регулятор туризма не могу тоже как бы вот несколько слов не сказать. Да, без эмоций, но смотрите, у нас с вами в развитых странах, на которые коллеги ссылаются, Германия, там другие, у нас доля туризма 10 процентов, а у нас в стране - 2,6. У нас четырёхкратный рост потенциала.

И по поводу того, что это внутренний рынок и он подвержен колебаниям, тоже не соглашусь. У нас с вами вот в 2019 году, значит, туристы вывозили в месяц до 4 миллиардов долларов, по году то есть как бы оценка была 30-35 миллиардов долларов. Ну, в нынешних ценах, соответственно, считайте, что у нас там треть ВВП, треть говорю, 3 процента ВВП уезжало просто так. И это стабильный рынок, это абсолютно стабильный рынок, на который точно можно опираться. И уж поверьте, наш

бизнес не стал бы инвестировать и не было бы такого спроса, если бы они в это не верили. В конце концов, мы здесь обсуждаем и пишем документы, а там люди своими деньгами непосредственно рискуют, деньгами акционеров. Поэтому туризм это абсолютно всерьёз, это абсолютно надолго, это гигантские эффекты, эффекты социальные в регионах, вы это прекрасно, кто ездит в регионы, знаете, и это большой спрос на продукцию машиностроения, канатные дороги, автобусы, катера, плавсредства, "метеоры", "валдаи" и так далее и так далее.

Поэтому, Вячеслав Викторович, я понимаю, что, наверное, отношу это в какой-то части, критику, в наш адрес. Мало действительно даём цифр, мало общаемся, мало рассказываем, и, может быть, надо вот Николаю Васильевичу, наверное, нам вместе в какую-нибудь поездку съездить как бы, чтобы посмотреть, что такое настоящий современный высокотехнологичный туризм сейчас. Значит, это первый момент.

Второй момент. По поводу, Олег Викторович сказал, по поводу стратпланирования и действительно наших недоработок

в принятии нормативной базы, более такая мирная тема. Ну здесь, мне кажется, коллеги, нам надо несколько пересмотреть подходы к стратпланированию в условиях высокой неопределённости.

Дело в том, что та схема документов стратпланирования, которая у нас в законе есть, ну чтобы её всю пересмотреть, пока мы её пересматриваем, обсуждаем, согласовываем, всё устаревает. Поэтому надо нам, наверное, здесь её сделать более компактную и более гибкую.

Далее. Сравнение с 2021 годом, коллеги. 2021 год, темп роста в 2021 год был 5,6 процента. У нас экономика так не росла, не знаю, ни одна цифра там за последние 10-15 лет. Почему? Тоже понимаем, была мягкая денежно¬кредитная политика и мягкая бюджетная политика. Это вот то, с чем мы боремся. Один раз недосмотрели, и экономика выросла на 5,6 процента. Это говорит о том, к вопросу о перегретости: можем или не можем расти и так далее, и так далее.

Дальше. Можем, если будем грамотно координировать вопросы. Значит, хотел бы поддержать слова Станислава Александровича по поводу его идеи по поводу совмещения инструментов.

Это правда, у нас многие инструменты ну как бы по разным ведомственным линиям идут, мы всё время пытаемся преодолеть эти

ведомственные колодцы, но это вот такая как бы борьба, которой надо заниматься, но победить практически нельзя.

Поэтому надо просто делать синергию разных инструментов. Минфин пытается нам здесь сказать, что ну если проект где-то получил, то пусть больше нигде и не получоет и так далее. Ну там и два раза нельзя финансировать, но в то же время надо в каждом конкретном случае делать гибкие настройки, только так мы сможем пройти.

Далее. По поводу НДПИ, экспортных пошлин и так далее. Ну, коллеги, мы, мне кажется, прошли эту развилку. В каком плане? Если мы внутри ЕврАзЭС, то экспортные пошлины относительно наших коллег в ЕврАзЭС невозможны. Именно этим был вызван налоговый манёвр, чтобы выровнять налоговую нагрузку, чтобы цены были единые внутри ЕврАзЭС и так далее. Ежели вопрос об этом - это один вопрос. Если вопрос о том, что давайте через экспортные пошлины ещё дополнительно обложим нефтяников, ну здесь, коллеги, тогда нужно смотреть налогообложение разных отраслей и очень аккуратно к этому подходить.

Всё-таки как бы мы там нефтяников в чём бы не обвиняли, это всё-таки наш становой хребет, один, из экономики. И к нему надо относиться очень, очень аккуратно.

Напомню, сейчас всё-таки наша нефтяная промышленность совсем иная, чем была в 90-е годы,

когда тоже она была становым хребтом, но к ней относились по-другому, не было таких производств, не было нефтехимии. Сейчас наши компании, в общем, идут, активно идут, активно инвестируют, и это для нас крайне важно. Мы можем обсуждать любые решения, но обсуждать их надо с цифрами на руках, с пониманием плюсов, минусов и, так сказать, в таком режиме.

Согласен с тем, что сказал Александр Вячеславович про "умный протекционизм", прямо согласен полностью. И согласен с тем, что сказал и Денис Борисович, Александр Вячеславович, по поводу "МСП+", это как раз там одна из ключевых задач, один из ключевых приоритетов. Мы здесь, коллеги, готовы вместе двигаться.

И, Вячеслав Викторович, разрешите ещё минуту, несколько приоритетов скажу...

Мы в ближайшее время... Ну наши планы работы. Мы продолжаем совершенствовать законодательство о ГЧП, хотя я вот... и концессии ГЧП, тоже коллеги просили: давайте социальные объекты максимально пустим в

концессии. Мы не против концессии на социальные объекты, но мы против, когда под видом концессии по факту переупаковывается долг. То есть инвестор, как бы инвестор строит, а потом бюджет региональный и так далее должен за это за всё заплатить, да ещё и со всеми процентами, да ещё там и два конца получается и так далее. Вот мы против этого. А там, где инвестор строит, какую-то часть получает из бюджета, но сам эксплуатирует, сам работает, на рынке конкурирует, мы за. И вот с учётом этого предлагаем развивать гэчепэшное законодательство.

Донастраиваем налоговые режимы в ОЭЗах, тоже важный шаг.

Ну и, конечно, законопроект о технологической политике.

Вячеслав Викторович, вы во вступительном, начиная сессию, об этом говорили.

И ещё у нас 16 законопроектов. Отмечу инициативы по продлению на следующий год антисанкционных мер. Мы предлагаем всё-таки определённый набор мер продлить на следующий год, но далеко не все. Мы внимательно посмотрели на этот перечень и сейчас в правительстве итоговую позицию отрабатываем.

Предоставление льготной аренды госимущества для социально ориентированных некоммерческих организаций. Тоже вопрос, который у вас на контроле.

Донастройка регуляторики ОЭЗ в Калининградской области. И ряд других инициатив, они тоже в ближайшее время поступят в Г осударственную Думу.

Коллеги, еще раз, еще раз спасибо за все выступления, мы во всех и в критике в том числе видим желание совместно добиваться более высоких темпов экономического роста, поверьте, для нас это задача номер один. Спасибо.

(Аплодисменты.)

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.
Читайте также
«Поэзия военного времени»
В штабе Серпуховского ГК КПРФ состоялась презентация книги Екатерины Владимировой «Поэзия военного времени».


Второе дальневосточное столичное кольцо
Благовещенск позиционируется как единственный региональный центр России, прилегающий к государственной границе.





 
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
 
                
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Точка зрения

Владимир КАШИН
заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам
Владимир Кашин провел расширенное заседание Комитета Госдумы по аграрным вопросам с участием Министра сельского хозяйства России О.Н. Лут

Павел ГРУДИНИН
Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»
Заявление Бюро Московского областного отделения КПРФ в поддержку совхоза им. Ленина

Николай ВАСИЛЬЕВ
первый секретарь МК КПРФ, член Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам
Первый секретарь МК КПРФ Николай Васильев принял участие в праздничном мероприятии, посвященном 100-летнему юбилею Марии Рохлиной

Константин ЧЕРЕМИСОВ
второй секретарь МК КПРФ, заместитель Председателя Мособлдумы
Пятая колонна шагает по Подмосковью

Александр НАУМОВ
секретарь МК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме, заместитель Председателя Мособлдумы
Помощь бойцам СВО в Подмосковье

Сергей СТРЕЛЬЦОВ
Главный редактор газеты «Подмосковная правда», член Бюро МК КПРФ
Сергей Стрельцов: сельские территории незаслуженно обделены вниманием


 





 

 

 

контакты

Редакция газеты "Подмосковная Правда":
8-499-261-59-98

*******

E-mail: mkkprf@mail.ru

*******

Адрес:
115487, г. Москва,
ул. Нагатинская,
д. 26, корп. 2

Телефоны МК КПРФ:
8-499-263-05-08,
8-499-263-11-57

*******

Все данные

ГК КПРФ
в Московской области:
 
  • Официальный сайт КПРФ
  • Московский городской комитет КПРФ
  • Газета Советская Россия
  • Газета Правда
  • Газета Подмосковная Правда