Когда пишут про Сахалинскую область, все непременно пытаются отметить, что это - единственный островной регион России, разбросанный от Камчатки до Хоккайдо. Но, как бы ни был далек Сахалин от Москвы, связь с материком тут бывает иногда даже по льду, когда замерзает пролив Невельского и до островного посёлка, с весьма примечательным названием – Погиби. Теоретически, даже пешком можно добраться.
Калининградская область - тоже остров, зажатый в тиски бывших «друзей», оставшаяся, как отмечал один из российских императоров, наедине с двумя верными друзьями - Балтийским флотом и русской армией.
Пятнадцать лет назад я был на русской Балтике. Чем изменился регион за это время? Много губернаторов сменилось. Не могу давать им оценку, так как живу в Москве. Отмечу лишь, что дороги как были, так и остались европейскими автобанами. Столичные ретейлеры планомерно занимают весомую нишу на рынке, все больше дальневосточников прибывает в регион, о чем мы неоднократно рассказывали в «Подмосковной правде» и на сайте МК КПРФ. Поэтому увидеть машину с камчатскими или хабаровскими номерами здесь не в диковинку, а что ещё надо, чтобы достойно встретить старость не среди пятиметровых сугробов и узенькой, лавирующей среди них, тропкой жизни. А между песчаных дюн Куршской косы, попивая кофе с марципанами.
Сказочный Светлогорск, практически не пострадавший в ходе Великой войны, курортный Зеленоградск, туда устремляются взоры наших путешественников. Я не буду описывать достопримечательности этих курортов. Остановлюсь на маленьких, но весьма примечательных деталях: туалетах, кафе, торговцах всякой всячиной.
Начну с последних. Не знаю, как сейчас в Сочи, но ровно год назад, торговцы, вне зависимости от национальной принадлежности, с улыбкой, при самой минимальной возможности, пытались тебя обмануть. Но увидев, что их лукавство легко разоблачаемо, применяли более изощренные методы обмана, до тех пор, пока одной из сторон надоедало это «перетягивание каната».
Калининградские торговцы, изучив опыт южных коллег и не только: из анапско-сочинского региона, а позаимствовав зарубежные наработки египетско-турецкого общения, оказались в своём большинстве плохими учениками, переходя на откровенную грубость и оскорбления. Если убрать небольшие негативные факторы, то Светлогорск похож на один из городков, где разворачивались сюжеты сказок Андерсона и братьев Гримм.
Кафе и прочий общепит весьма развит в регионе. И если выбирать, где столоваться, то конечно же там, где много людей. Но это не значит, что цены там вполне демократичны, все завышено в два-три раза, кое-где и выше московского ценника. Многие скажут, что санкции, что проблемы с логистикой, безусловно они влияют на процесс, но совесть и сформулированные К. Марксом законы капиталистического развития, более актуальны, чем сказки про западное давление и трудности с перевозками.
И наконец - туалеты. Они есть. Но не везде и не так их много, как хотелось бы. Наверное в общественных местах есть и бесплатные. Я таких не нашел. В Москве встречал, причём в детском парке, в том же Бабушкинском или у станции Лосиноостровская, у метро Нагатинская, на Красной площади. Там с тебя не возьмут ни рубля и не подумают выцыганить 30-50 руб., как это повсеместно распространено на родине Э. Канта.
Возникает закономерный вопрос, а зачем я это все пишу? А затем, что пусть это звучит в нынешних реалиях «пошловато», но кое-что есть хорошее, доброе, разумное и вечное в провозглашаемых «европейских ценностях». Нельзя, пожалуй, в самом русском регионе России, одетом в европейское платье, опускаться в своеобразный «палеолит».
Россия обязательно победит и санкции против нас рассеются. Тогда и возникнет вопрос, а есть ли смысл ехать на Русскую Балтику, может лучше будет отдохнуть в Русской Прибалтике, которая, как я понимаю, сильно истосковалась по русскому туристу. Европейцы не сильно едут туда, ведь даже плавучий маяк, что находился в Рижском заливе, убрали до лучших времён в Калининградский музей Мирового океана.