Тридцать лет назад 12 декабря 1993 года была принята ныне действующая Конституция РФ. Подчеркивая отличия Конституции РФ, в 2008 году Медведев, бывший тогда президентом страны, отметил: «12 декабря 1993 года в нашей стране впервые за её историю был принят принципиально новый Основной закон – такой Закон, который признал высшей ценностью человека, его права и свободы, который установил основы демократического порядка России и обязавший государство на деле соблюдать и защищать эти новые базовые ценности». Известно, что именно в либерализме категории прав и свобод провозглашаются высшими ценностями. И как отметил Медведев, именно эти либеральные ценности и предписано современному государству Российскому этой Конституцией соблюдать и защищать.
Д.и.н. В.Э.Багдасарян сравнил содержание Конституции РФ с текстами 163 действующих конституций мира. Анализ показал, что Российская Конституция оказывается мировым лидером по использованию термина «свобода». Впереди нее по рассматриваемому показателю только Основной Закон Германии. В Конституции РФ термин «права» употребляется в 6 раз чаще, чем «обязанности». Это наивысший показатель в сравнении с конституциями любого региона мира. В целом по миру это соотношение – 3 раза.
Но проблема не только в том, что Конституция нашей страны либеральная по духу и букве. Нельзя забывать, что принятая через два месяца после расстрела Верховного Совета, по сути государственного переворота, с нарушением установленных законодательством процедурных норм, она стала, по словам историка, «финальным аккордом поражения в «холодной войне».
Свидетельством тому является как участие в ее разработке иностранных экспертов, финансируемых Агентством США по международному развитию, так и ключевые положения Конституции.
Об иностранном участии открыто говорится на официальном сайте самого агентства. Согласно опубликованному отчету, АМР США оказало влияние на разработку Конституцию РФ. Кроме того, непосредственно повлияло на принятие в 2001 году Земельного кодекса, который узаконил право «продавать, покупать городские и сельские земли, а также владеть ими», принятию первой части Гражданского и Налогового кодексов.
Что касается таких конституционных статей как запрет государственной идеологии, приоритетность международного права над национальным, допущение частной собственности на недра, установление независимости ЦБ от правительства РФ, разве они могли быть включены в конституцию суверенного государства?
Стоит отметить, что только Конституция РФ – единственная в мире заявляет о допустимости частной собственности на природные ресурсы (статья 9, п. 2). В большинстве конституций заявляется, что природные ресурсы находятся в собственности государства, или всего народа.
Что еще характерно для Конституции, чей праздничный день отмечается 12 декабря? Сравнительный анализ, проведенный российским ученым показал, что, например, «Конституция России парадоксальным образом лишена субъекта государственной идентичности». Конституция не дает ответа на вопрос, кто мы такие. «Доля конституций, которые не содержат ни национальных, ни религиозных идентификаторов, всего 8,2%. Доля же конституций, не содержащих ценностно-мировоззренческих индикаторов, – 14,1%. Среди них и Конституция России».
Интересными являются и такие факты. В Российской Конституции термин «развитие» встречается всего 6 раз. В конституциях стран мира им оперируют в среднем по 14 раз. Конституция СССР употребляла термин «развитие» 55 раз. Термин «наука» употребляется 5 раз. В конституционном тексте Индии слово наука используется 10 раз, Китая – 15, Турции – 15, СССР – 16 раз. «Слово «цель» употребляется только один раз, и то в применении к общественным объединениям, а не государству. Слово «задачи» вообще отсутствует в тексте Конституции РФ. Между тем, использование слово «задачи» в конституциях стран мира – общее правило». «Конституция РФ оказалась в явно аутсайдерском положении, уступая среднемировому уровню, по блоку «культура» почти в 2 раза, по блоку «воспитание» – более чем в 3 раза».
За 30 лет после принятия нынешней Конституции в нее были внесены многочисленные поправки. Например, с конца 2008 года по 2019 год были внесены поправки, направленные на укрепление властной вертикали.
Но, конечно, самым громким конституционным преобразованием стала реформа 2020 года, которая затронула 41 статью в шести главах.
КПРФ, активно поддержав необходимость конституционной реформы, тем не менее воздержалась при голосовании. Депутат фракции КПРФ в ГД А.А.Ющенко пояснил позицию партии: ««ремонт» Конституции должен быть не косметическим, а капитальным. Мы вносили 15 поправок системообразующих. Мы считаем, что Основные ресурсы должны работать в интересах страны, государства и народа, что должна быть прогрессивная шкала налогов, что должно быть качественное образование и многое другое. Из этих 15 поправок не были приняты практически к рассмотрению 12. С другой стороны, мы голосовали за первую таблицу поправок, в которую вошли в том числе наши предложения по исторической памяти, по нашим конституционным ценностям. Поэтому мы не могли голосовать против».
Следует подчеркнуть, что именно те статьи, которые выдают истинную либеральную природу современной Конституции РФ остались без изменений. Поправки не затронули 1, 2 и 9 главы Основного закона.
Как подчеркнул Г.А.Зюганов, поправки «усиливают президентский диктат и закрепляют олигархическое господство».
В 1992 году правительство РФ взяло курс на радикальную неолиберальную модель, которая внедрялась МВФ, Всемирным банком и т.п. структурами. Эта модель и была закреплена в ныне действующей Конституции.
Как подчеркивает д.э.н. О.А.Александрова, «несмотря на баснословный приток «нефтедолларов», социально–экономическая политика РФ в двухтысячные годы явно разошлась с историческим магистральным движением – тем, которое в своё время избрали состоявшиеся ныне социальные государства. Правительство не перешло к адекватному расчёту прожиточного минимума и МРОТа. Отменили налог на наследование и дарение. Наряду с плоским подоходным налогом ввели регрессивную (!) шкалу отчислений в социальные фонды (пенсионный и прочие). Сегодня от низкой или средней зарплаты в социальные фонды отчисляется около трети, а от высокой – всего лишь 2%. Если посчитать в целом, то за счёт суммы подобных послаблений для богатых порядка 30% совокупных доходов освобождены от налогообложения. Не случайно результатом решений двухтысячных годов стал дальнейший рост неравенства».
Это неравенство, несмотря на отчаянные попытки официальной статистики, изобретающей все новые способы расчета бедности, чтобы хотя бы на бумаге она сокращалась, реально продолжает расти.
В 2023 году, несмотря на санкции, состояние российских олигархов увеличилось еще на 38,575 млрд долларов.
Одновременно с этим каждый десятый россиянин (10,8% или 15,7 млн. человек), даже по данным Росстат, имеет доходы ниже границы бедности. А эта граница составила во втором квартале 2023 года мизерные, позорные 14 тыс. 184 рублей!
При этом Россия находится на одном из самых высоких уровней эксплуатации труда по уровню заработных плат. За текущую заработную плату работник производит в 3 раза больше продукции, чем в Европе и США, а доля оплаты труда в сравнении с национальным доходом ниже, чем в большинстве стран «двадцатки». Победить бедность можно, только изменив макроэкономическую политику.
В противовес прописанной в Конституции статье о социальном государстве, либеральные власти России провели сущностные изменения в социальной сфере. Произошёл отказ от отношения к образованию и здравоохранению как к социальному благу, переход к «социальным услугам». «Реформы» в образовании, здравоохранении, ЖКХ проводились на кредиты Всемирного банка.
Сейчас все пишут об остром кадровом голоде, о дефиците квалифицированных кадров в первую очередь среди рабочего персонала. И как не быть этому дефициту, если система подготовки рабочих кадров была практически уничтожена. В 2000 году ПТУ выпускали 1,7 млн человек, в 2021 году – менее 600 тысяч. Самыми распространенными специальностями в образовательных учреждениях, которые раньше назывались техникумами, стали менеджер и юрист.
В Конституции прописана независимость ЦБ от правительства. В итоге 30 лет финансовая власть разрушала российскую экономику. И сейчас, замдиректора ЦБ Ганган, объясняя необходимость повышения ключевой ставки, заявляет: «Объем производства многих товаров и услуг для внутреннего рынка существенно вырос, но дальнейшее быстрое наращивание этого производства, к сожалению, затруднено, и это не «лечится» ни дополнительными бюджетными расходами, ни низкими ставками по кредитам. Проблема – в отсутствии свободных ресурсов. Производственные мощности сегодня практически полностью загружены. Чтобы увеличивать производство, надо запускать новые мощности, а на это нужно время. Но более фундаментальное ограничение для дальнейшего расширения производства сейчас – это нехватка рабочих рук, особенно в обрабатывающих отраслях».
А какая политика привела к отсутствию свободных ресурсов – к закрытию фабрик и заводов, к дефициту кадров, к демографической катастрофе?! Не политика ли независимых финансовых властей, которые складировали средства от продажи наших ресурсов в валюте и ценных бумагах теперь недружественных стран, вместо того, чтобы направлять их в реальную экономику?!
Экономика страны до сих пор не может выйти на уровень 27% ВВП, который был установлен указом президента еще в 2012 году. Продолжается отток капитала, который по оценке Глазьева составлял порядка 100 миллиардов долларов ежегодно. Он подчеркнул, что и «в прошлом году больше 200 миллиардов долларов осталось за рубежом. Если мы все эти ресурсы оценим, получается, недопроизвели с 2014 года примерно 40 триллионов рублей продукции».
Вполне очевидно, что смена социальной, макро-экономической, денежно-кредитной, налогово-бюджетной политики является насущной задачей выживания нашей страны. Эта смена должна базироваться на четком представлении целей развития страны, ее будущего образа, что невозможно без ясно сформулированной идеологии. Поэтому сейчас речь должна идти о необходимости кардинального изменения действующей Конституции.
КПРФ считает, что реформа должна касаться и первой, и второй частей Конституции. Для этого необходимо проведение Конституционного собрания, закона о котором до сих пор нет. В 2020 году КПРФ внесла соответствующий законопроект (№ 1046036-7). Законопроект прошел первое чтение, но 13.06.2023 был отклонен. И это был не первый законопроект о Конституционном собрании, разработанный КПРФ.
КПРФ считает, что необходимо срочно принять закон о Конституционном собрании и на его площадке вести работу о дальнейшем изменении Конституции.