На минувшей неделе москвичам, имеющим учетные записи на портале государственных услуг в Москве mos.ru, стали поступать приглашения сайта мэра Москвы, в которых граждан настойчиво приглашают, буквально заманивают для участия в дистанционном электронном голосовании (ДЭГ).
Красноречивая реклама в массовой электронной рассылке гласит:
«15–17 марта примите участие в онлайн голосовании на выборах Президента РФ. Участвуйте в программе и выигрывайте от одной до 100 тысяч призовых баллов (1 балл = 1 рубль) и билеты в парк развлечений! А также предусмотрены гарантированные призовые баллы, скидки в аптеки и на онлайн-подписки!» При этом гражданам, согласившимся участвовать в ДЭГ, сулят более 3,5 млн. призов…
Согласно комплексу стандартов на автоматизированные системы (АС) разработка ДЭГ должна была пройти необходимые стадии, в т.ч. утверждение технического задания (ТЗ), техническое и рабочее проектирование, создание программных средств (ПС)), проведение опытной эксплуатации (ОЭ), доработка ПС по результатам ОЭ, контроль, приемка и введение АС в действие.
Разумеется, никто из представителей оппозиционных партий к участию в создании ДЭГ не был допущен. Разработчиком этой системы был департамент информационных технологий (ДИТ) правительства Москвы, находящийся в прямом подчинении одного из кандидатов на прошлых выборах мэра Москвы и члена руководства правящей партии Сергея Собянина. И, по сути, вся документация проекта ДЭГ была с самого начала засекречена от оппозиции.
По словам депутата Госдумы, члена фракции КПРФ Дениса Парфёнова, власти Москвы крайне болезненно воспринимают критику дистанционного электронного голосования и неоднократно просили эту тему не поднимать. Тем не менее, в прошлом году тиражом в 1 000 000 экземпляров КПРФ выпустила информационный бюллетень «Правда Москвы», содержащий в себе статью с критикой ДЭГ. Там убедительно доказано, что система ДЭГ – это фактически, «чёрный ящик», который можно запрограммировать в интересах партии власти.
В этом году дистанционное электронное голосование на выборах президента России 15-17 марта пройдет в 29 регионах, в том числе в Московской области. В 28 регионах будет использована федеральная платформа ДЭГ.
В Москве ДЭГ пройдет с использованием региональной информационной системы. При этом в технологии ДЭГ для Москвы, как и раньше, предусмотрены существенные отличия, например, опция отложенного голосования, позволяющая избирателю в течение суток изменить свой выбор (засчитывается последнее голосование). Столичные власти объясняли введение этой опции возможностью избежать волеизъявления под принуждением: если, например, первое голосование проходило под давлением работодателя, то работник мог, вернувшись домой, поменять свой выбор. Не случайно же один из трёх дней голосования – рабочий день, 15 марта, что удобно для проведения контролируемого волеизъявления.
Тем не менее, если вдруг результаты такого повторного электронного голосования напрочь перечеркивают и результаты предварительных рейтингов популярности кандидатов по соцопросам, и опросов экзит-полл (на выходе из избирательных участков), то множество опасений насчет незаконной настройки алгоритмов ДЭГ в интересах властей сразу получают подтверждение.
Наиболее скандальным был результат использования московской платформы ДЭГ на выборах в Госдуму в сентябре 2021 года, когда электронное голосование кардинально разошлось с традиционным. Как известно, итоги ДЭГ в Москве были тогда обнародованы с существенной задержкой, которую столичные власти объяснили большим числом бюллетеней. При этом до введения протоколов с результатами ДЭГ в ГАС «Выборы» в девяти московских округах лидировали кандидаты от оппозиции, а после этого – ситуация полностью изменилась и победителями стали все 15 кандидатов от партии власти. При этом опцией отложенного голосования, по сведениям Московского общественного штаба по наблюдению за выборами, воспользовались около 300 тыс. человек, совершивших 650 тыс. транзакций переголосования. И все – в пользу «списка Собянина»! Хоть бы один раз система ДЭГ в этих 9-ти округах «ошиблась» в пользу кандидата от патриотической оппозиции!
Фракция КПРФ в Мосгордуме тогда официально заявила о непризнании итогов голосования на электронных порталах, В ответ власти усилили полицейские репрессии, вплоть до блокирования приемной первого зампреда Госдумы Ивана Мельникова и задержки юриста МГК КПРФ М.Биджева с целью помешать подаче иска в суд по отмене итогов электронного голосования.
Если у разработчиков московского проекта ДЭГ всё было по закону и по совести, то чего бояться тем, кто заказывал этот «продукт»? Власти должны были сами настаивать на участии оппозиции в контроле этой разработки от ТЗ до ввода в эксплуатацию. Но они всё засекретили и сделали так, чтобы породить огромное недоверие к системе ДЭГ, которая в нужное время уже приносила победу нужным кандидатам. Так что же теперь удивляться негативному отношению людей к электронному «лохотрону», как к цифровому средству фальсификации?
По аналогичным основаниям недоверие возникает и по отношению к федеральной платформе ДЭГ, назначенной к применению в Московской области и остальных регионах, которую, между прочим, можно при желании использовать и для «накрутки» явки при виде пустых избирательных участков…
Если бы руководство ЦИК хотело восстановить доверие людей к онлайн голосованию, то они могли бы своевременно раскрыть алгоритмы ДЭГ для гласного анализа экспертов оппозиции. Но как же они будут «пилить сук», на котором сидят? Тогда в случае обнаружения этих «дыр», незаконных закладок в программы ДЭГ, придется признать недействительными результаты прошлых выборов в Госдуму, и не только по Москве, которые до сих пор невозможно полностью проконтролировать и принять.
Коммунисты и представители патриотической оппозиции не раз доводили до сведения ЦИК и властей предержащих, что в 2009 году Верховный суд ФРГ принял решение об отмене электронного голосования. И дело не в том, что суд против новых технологий. Суд решил, что электронное голосование нарушает принцип тайного голосования и принцип публичного подсчета голосов. В рамках электронного голосования ни то, ни другое невозможно. Кроме того, при использовании ДЭГ нет гарантий, что в процесс не вмешаются со стороны.
Поэтому вполне обосновано предложение КПРФ: нужно последовать разумному опыту и добиваться отказа от ДЭГ, как это сделали в Германии, в Великобритании, в Норвегии, в Нидерландах и во многих других странах. Но власти не слышат справедливых доводов разума и приходится снова вспоминать слова Ф.Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»…
Остается только удивляться, почему от западных «партнеров» власти РФ охотно перенимают плохое (перечислять можно долго), но с упорством, достойным лучшего применения, отказываются от хорошего опыта, от разумных, проверенных жизнью решений, общественных идей, способных изменить курс страны в сторону социальной справедливости, будь то введение прогрессивной шкалы налогообложения граждан или отмена ДЭГ?
Руководство КПРФ неоднократно приводило слова В.И. Ленина: «Нельзя идти вперёд, не идя к социализму». Поэтому девиз нашего кандидата на пост президента России Николая Харитонова «Поиграли в капитализм – и хватит!» является их прямым продолжением. Отказ от ДЭГ и массовое традиционное голосование граждан бумажными бюллетенями 17 марта могут создать благоприятные условия для завершения, в конце концов, этой жестокой «игры на выживание», навязанной нашей стране путём предательства «элиты», обмана народа и расстрела Советской власти.