Ежегодно 7 апреля отмечается Всемирный день здоровья. Выбор даты неслучаен – в этот день в 1948 году вступил в силу Устав ВОЗ. Поэтому имеет смысл поговорить и о здоровье россиян, и об этой международной организации.
По данным аналитического центра НАФИ (исследование проводилось в январе 2024 года) 64% россиян оценивали свое здоровье как нормальное, но каждый третий (35%) отметил, что за последний год его здоровье стало хуже.
И по официальной статистике, россияне стали болеть чаще, лечиться меньше. Раз в два года публикуется статистический сборник «Здравоохранение в России». Последний вышел в 2023 году. Согласно приводимым в сборнике данным, в 2022 году было зарегистрировано на 24931,2 тыс заболеваний больше, чем в ковидный 2020 год. Всего это 254022,5 тыс заболеваний, т.е. на 100000 населения – 173141,6 тыс. Рост произошел практически по всем болезням.
Дети тоже стали чаще болеть. В 2022 году было зарегистрировано 45192,9 тыс. заболеваний у детей в возрасте от 0 до 14 лет (в 2020 году – 38526,1 тыс.).
Причины этого известны. И это не улучшение диагностики, а хроническое недофинансирование, постоянные так называемые оптимизации, дефицит медицинских кадров, рост платных услуг. Все это делает медицину менее доступной. А к этому надо еще добавить такие негативные социальные факторы, как рост бедности, тревожности, неуверенности в завтрашнем дне.
По данным Комплексного наблюдения условий жизни населения, в 2022 году каждый пятый россиянин (22,1%) не обратился в медорганизации при наличии потребности в медицинской помощи. Среди причин необращения на первом месте – «лечились самостоятельно» (48,3%), на втором – «не удовлетворяет работа медорганизации» (32,8%), далее – «не рассчитывают на эффективное лечение» (25,8%), «не было времени» (21,7%), «необходимое лечение можно получить только на платной основе» (16,4%), «трудно или невозможно без посторонней помощи добраться до медорганизации» (7,9%).
Эти факты красноречиво свидетельствуют о том, что современная российская система здравоохранения остро нуждается в «лечении». Собственно и «лекарство» известно – известная во всем мире система Семашко.
Николай Семашко положил в основу предложенной им системы здравоохранения несколько идей: единые принципы организации и централизация системы здравоохранения; равная доступность здравоохранения для всех граждан; первоочередное внимание детству и материнству; единство профилактики и лечения; ликвидация социальных основ болезней; привлечение общественности к делу здравоохранения.
Победа Октябрьской революции создала условия для развития качественно иной, еще нигде в мире не имевшейся системы здравоохранения. Оно и понятно, ведь еще никогда в истории ни одно государство не ставило цель охранять и укреплять здоровье народа. Бесплатная всеобщая медицинская помощь объявлялась правом граждан страны и это право гарантировалось государством. Для практического осуществления этих гарантий в 1918 году Советское государство создало Народный комиссариат здравоохранения. Впервые в мире появилось министерство здравоохранения.
Была выстроена стройная система медицинских учреждений, которая позволила обеспечить единые принципы организации здравоохранения для всего населения, от далеких аулов до столичных городов: фельдшерско–акушерский пункт (ФАП) – участковая поликлиника – районная больница – областная больница – специализированные институты. В стройную систему оздоровления, профилактики и здравоохранения естественным образом включались дома отдыха и санатории. По мнению д.экон.наук, зав. Центром экономической теории социального сектора Т.Чубаровой, это стало достижением цивилизационного масштаба.
Внедрение модели Семашко в СССР позволило в течение первых же лет советской власти в несколько раз уменьшить раннюю детскую смертность, смертность от туберкулеза, малярии и других опасных заболеваний. Всеобщая вакцинация, диспансеризация, другие меры, принятые государством, свели эпидемии практически к нулю.
По оценке д.мед.наук О.Боброва, созданная Семашко система советской медицины «при финансировании в десять раз меньшем обеспечивала только вдвое меньшую интегральную стоимость услуг», превышая «эффективность западной системы в пять раз». При этом, «средняя продолжительность жизни в стране увеличилась за 1926–1972 гг. на 26 лет».
Т. Чубарова подчеркивает, что «с высоты прожитого за последние годы и с учетом рационально понятого зарубежного опыта можно сказать, что, несмотря на все проблемы, система здравоохранения в Советской России была образцовой и скорее нуждалась в шлифовке, чем в кардинальной реформе».
Что касается истории взаимоотношений нашей страны с ВОЗ, то она наглядно демонстрирует каким авторитетом в мире пользовался Советский Союз, как он умел в период холодной войны проводить независимую политику в собственных интересах, но выгодную для простых людей всех стран, как умел использовать международные организации для этих целей, наполняя их деятельность реальным положительным содержанием.
СССР активно участвовал в подготовке создания ВОЗ и 24 марта 1948 года в числе первых 26 стран ратифицировал устав этой организации. По инициативе СССР были приняты резолюции о задачах ВОЗ в связи с принятием резолюции ООН о всеобщем и полном разоружении (1960), о задачах ВОЗ в связи с принятием декларации ООН о предоставлении независимости колониальным странам и народам (1961), резолюции о защите человечества от опасности атомной радиации (1961) и др.
На официальном сайте ВОЗ сказано, что полное искоренение оспы во всём мире – самое серьёзное достижение ВОЗ. Следует подчеркнуть, что ликвидация оспы в мире состоялась исключительно(!) благодаря инициативе и усилиям Советского Союза. В СССР оспа была ликвидирована в 1936 году.
В 1958 году на Всемирной ассамблее здравоохранения по поручению Правительства СССР академик АМН СССР В.М.Жданов внес предложение о начале глобальной ликвидации оспы. В мире на тот момент насчитывалось 63 государства с очагами оспы. Предложенную Советским Союзом резолюцию поддержали единогласно.
ВОЗ практически не финансировала эту программу, и ее осуществление в основном происходило за счет безвозмездных поставок 400 млн. доз советской противооспенной вакцины. Первой страной, которая в рамках программы ВОЗ ликвидировала оспу, стал Ирак.
С 1968 году программа ликвидации оспы была интенсифицирована. Советский Союз, увеличил поставки вакцины, как в ВОЗ, так и по двухсторонним соглашениям с развивающимися странами. Всего СССР направил в ВОЗ и в 45 стран 1,5 млрд. доз вакцины. Последний случай оспы был зарегистрирован в 1977 г. в Сомали.
В 1980 году 33–я сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения официально объявила: «Мир и все народы земли одержали победу над оспой». Вот как оценивал в 2013 г. вклад нашей страны в ликвидацию оспы руководитель завершающего этапа глобальной программы проф. Д.А.Гендерсон (D.A.Henderson): «Глобальная программа ликвидации оспы была принята к исполнению в 1959 г. благодаря усилиям проф. Жданова и других советских делегатов. …Без инициативы, с которой в 1958 г. выступил СССР и его настойчивых действий в последующий период в ее защиту, я сомневаюсь, чтобы Глобальная программа ликвидации оспы вообще была бы создана. …Только СССР и США были в состоянии производить вакцину в больших объемах. Они это делали, но поставки СССР были в несколько раз выше, чем США».
Особенно наглядно значение и роль нашей страны видны на примере конфликта СССР с ВОЗ и десятилетнего разрыва отношений. Поводом явилось «пенициллиновое дело». США пытались «заморозить» проект по организации производства пенициллина в социалистических странах. ВОЗ не вмешалась в решение проблемы. Тогда 12 февраля 1949 года заместитель министра здравоохранения СССР Н.А.Виноградов телеграммой проинформировал Генерального директора о том, что СССР недовольно деятельностью организации и больше не считает себя ее членом.
Как подчеркивает д.юрид.наук Е.Сафронова, «Очевидно, что Советский Союз использовал уведомительный порядок прекращения отношений, который может себе позволить только фактически суверенное государство».
Реакция ВОЗ отражена в резолюции, где признавался «вытекающий из этого ущерб для работы Организации»; принимались «к сведению замечания, содержащиеся в сообщениях, направленных Генеральному директору»; выражалась надежда, что СССР «в ближайшем будущем пожелает пересмотреть свою позицию»; и высказывалось предложение «пересмотреть свое намерение и, по возможности, присоединиться к нынешней и последующим сессиям Ассамблеи здравоохранения».
Т.к. в Уставе ВОЗ не предусмотрен механизм выхода из организации, она продолжала отправлять различные документы. СССР вернулся к взаимодействию с ВОЗ только в 1956 г. В июле 1955 г. СССР сделал заявление о готовности присоединиться к ВОЗ, после чего контакты между Министерством здравоохранения СССР и Генеральным директором ВОЗ были восстановлены. Условием возвращения, принятым советским государством, стала выплата взноса только за 1948 год (за период активного членства) и готовность «возместить Организации расходы, понесенные в последующие годы при отправке документации в СССР».
Распад СССР привел к постепенной отмене социальных завоеваний во всех странах. Хищническая природа капитализма, в его современной глобальной корпоративно–финансовой империалистической форме, проступает со всей очевидностью и откровенностью. Различные международные организации в однополярном мире стали проводниками политики глобального финансового капитала. Произошло такое перерождение и с ВОЗ.
Её деятельность обрастает скандалами, в числе которых обвинения в лжепандемиях, халатном бездействии, коррупции, обслуживании интересов крупных фармацевтических компаний и др. Как подчеркивают эксперты, «у российской общественности вопросы вызывает и объявленная ВОЗ пандемия коронавируса, и новая «Международная классификация болезней одиннадцатого пересмотра» (далее МКБ–11), и «Стандарты сексуального образования в Европе» и реализация «Глобальной стратегии ВОЗ в области цифрового здравоохранения», и перспектива Глобального договора «по предотвращению и контролю будущих пандемий» (так называемого пандемического соглашения), и др. Содержание названных документов прямо угрожает суверенитету Российской Федерации и национальной безопасности. Неслучайно еще в 2021 г. в РФ была запущена петиция «Требуем выхода России из ВОЗ!», под которой было собрано более 150000 подписей».
Такое перерождение неслучайно. Дело в том, что бюджет этой организации только примерно на 28% состоит из регулярных взносов государств–членов ВОЗ, на 72 % – из добровольных взносов. Основными спонсорами выступают страны англо–саксонского мира и их организации. Тройка крупнейших спонсоров – это США, Фонд Билла и Мелинды Гейтс, принадлежащий Гейтсу Глобальный альянс по вакцинам и иммунизации. В десятке главных жертвователей также присутствуют Великобритания, Германия, Всемирный банк. Понятно, кто платит деньги, тот и музыку заказывает.
России членство в ВОЗ обходится в 55,4 млн. долларов. Но, по словам Мурашко, «выходить из ВОЗ нелогично и нецелесообразно, нужно доносить свою позицию и обмениваться информацией». Логика минздрава совершенно непонятна. Ведь очевидно, что «донести свою позицию» не удастся. Эта организация перестала быть площадкой конструктивного сотрудничества, на которой решаются мировые вопросы здравоохранения, а превратилась даже не просто в инструмент давления, наказаний, унижений, а в проводника всяческих патологий. Тот же минздрав был вынужден приостановить реализацию плана по внедрению Международной классификации болезней 11–го пересмотра (МКБ–11). Как сказано в заявлении, «Решение принято в связи с большим количеством обращений граждан, общественных организаций, а также сенаторов и депутатов в части возможного противоречия традиционным моральным и духовно–нравственным ценностям, защита которых предусмотрена законодательством».
Как справедливо подчеркивают многие эксперты, нет необходимости для России находиться в таких организациях как ВОЗ, МВФ и пр. «Тот мир, в котором они формировались и обеспечивали его некую институциональную устойчивость, разваливается на наших глазах. Идут боевые столкновения, а мы всё ещё играем в игры финансового союза, ОЗХО и так далее. Всё это уже давно не работает. Точнее, это работает только в той степени, в которой это выгодно тем, кто контролирует эти организации. И совершенно непонятно, за что мы платим деньги этим организациям».
Очевидно, что российское здравоохранение испытывает множество проблем. КПРФ исходит из того, что их реальное решение возможно только при изменении социально–экономического курса.