О наличие конкуренции на высшем уровне свидетельствуют следующие факты: президент Медведев активно общается с иностранными СМИ, позиционируя себя как самостоятельного лидера, как «центр принятия решений».
В то же время, украинский журнал «Тиждень» обращает внимание на то, что не так давно президент убрал несколько путинских губернаторов и уполномоченного представителя в Дальневосточном федеральном округе, т.е. именно на региональном уровне происходит самая активная конкурентная борьба между командами президента и премьер-министра. Кроме того, за период пребывания на должности президент Медведев подписал более 370 кадровых указов, что почти вдвое больше числа аналогичных указов, подписанных Путиным в первый год его президентства. «Медведев, опираясь на недовольных граждан России политикой правительства, хочет увеличить свое влияние на министерском, федеральном и региональном уровнях, введя в систему государственного управления лояльных чиновников... Вероятно, стратегическая цель президента - ликвидировать сформированный Путиным на основе правительства центр власти», - утверждает журнал. Насколько обосновано это утверждение - сказать сложно, однако приведенные факты действительно имеют место быть.
За полтора года у власти Медведев назначил 18 руководителей регионов. Продлить срок полномочий, полученных при Владимире Путине, смогли лишь трое: Александр Карлин (Алтайский край), Николай Виноградов (Владимирская обл.) и Александр Волков (Удмуртия). Карлин стал лишь третьим губернатором, кому Дмитрий Медведев позволил сохранить пост.
Карлину 58 лет. Он стал губернатором в 2005 г. с поста начальника управления администрации президента (АП) по вопросам госслужбы после гибели главы края Михаила Евдокимова. Он родился на Алтае и 14 лет проработал там прокурором.
Между тем регионы, где губернаторы переназначены, фигурируют в «проблемных» списках, составляемых Минрегионом по итогам мониторинга: в январе - мае Удмуртия оказалась в списке регионов, где произошло наиболее заметное сокращение консолидированных бюджетов (на 19%). Владимирская область - в числе тех, у кого сильнее всего выросла задолженность по зарплате (в 2,3 раза). А ОАО «Алттрак» (Алтайский край) - в списке предприятий с наибольшей задолженностью по зарплате (66,3 млн руб.).
Эксперты отмечают, что и в политическом плане были проблемы - в Алтайском крае на выборах Госдумы и президента «Единая Россия» и Медведев получили на 10% меньше, чем в среднем по стране.
Год назад президент Медведев, мобилизовав свою администрацию для реализации президентского кадрового проекта, потребовал и от глав регионов сформировать к 1 марта собственные управленческие резервы. Региональным начальникам в ту пору пришлось нелегко. На их долю выпало формирование одновременно трех резервов: президентского, правительственного и регионального. Кроме того, своего списка потребовали и единороссы в лице лидера Владимира Путина. И если первые три проекта губернаторы так или иначе осилили, то к последнему - который и должен был стать кузницей собственных перспективных кадров, - в большинстве случаев, как отмечают эксперты, подошли чисто формально.
Заместитель руководителя департамента организации управления АП Ирина Гуськова объяснила «НГ», что в списке в основном госслужащие: «Нам сейчас проще работать с госслужащими. Мы их учим, лекции проводим, отправляем на курсы повышения квалификации. А люди из коммерческого сектора работают в других местах. И мы еще не отладили систему, как их привлекать». Между тем в опубликованном списке губернаторского резерва не уточнен возраст кандидатов, зато в подробностях расписано, где и когда они проходили курсы повышения квалификации. По словам Гуськовой, данные не обнародованы потому, что администрация еще не собрала заявления от соискателей с разрешением публиковать информацию.
Однако некоторые тренды в кадровых решениях президента все же наметились, считает политолог Евгений Минченко: увольняли в основном скандальных губернаторов, старожилов и бывших силовиков. Групповые увольнения показывали, что церемониться во время кризиса с губернаторами не собираются, отмечает эксперт.
В феврале после отставки сразу четырех губернаторов аналитики в Кремле поясняли, что решения принимались по трем критериям: социально-экономические проблемы в регионе, коррумпированность и низкая популярность губернатора. Но принципиально новых подходов выработано не было.
А перед Карлиным у президента есть дополнительное обязательство: свой пост в администрации президента тот уступил в 2005 г. Сергею Дубику, близкому к Медведеву (руководившему в то время администрацией Президента).
Личные отношения по-прежнему играют определяющую роль, констатирует Минченко: Карлин никогда не числился среди сильных губернаторов, но, возможно, это поощрение за многолетнюю лояльность Медведеву, под началом которого он работал и в Кремле.