Где–то с середины текущего года в информационном пространстве все чаще стала появляться тема дефицита кадров, который летом президент обозначил как «серьёзный фактор, сдерживающий рост экономики».
Эта, в самом деле, острая проблема, имеющая в своем основании множество причин и требующая в своем решении комплексного подхода.
Пока акценты делаются, в основном, на нехватке рабочих и зарплатных «перекосах». Летом этого года Медведев вдруг высказался, что «ситуация, в которой зарплата курьера достигает того же уровня, что и у инженера, свидетельствует о перекосе в сфере». А буквально совсем недавно и чиновник Минпромторга заявил, что «сервисы доставки переманили к себе огромное количество трудовых ресурсов и это нанесло урон другим сферам экономики». Зарплата курьера в Москве составляет 120–150 тыс. руб., а это больше, чем зарплата университетского профессора, отметил он и предлагает «вмешаться в ситуацию, чтобы рентабельные сегменты российской экономики не стали нерентабельными из–за оттока трудовых ресурсов».
И не понятно как предлагается вмешаться, то ли курьерам зарплату снизить, то ли инженерам и профессорам ее поднять. Также не понятно станут ли и смогут ли бывшие курьеры, среди которых львиную долю составляют мигранты, работать на заводах.
Собственно о «перекосах» не только коммунисты, но все здравомыслящие люди говорят, бьют в набат, уже давно. Нельзя говорить о «нормальности» когда кучка олигархов даже под санкциями богатеет, а народ нищает. Когда СМИ пестрят новостями о миллионных гонорарах, подарках и т.п., так называемых, «звезд». Когда в период СВО военные заводы банкротятся.
Очевидно, что к нынешней тяжелой ситуации с кадрами привела вся предшествующая социально–экономическая политика. Как подчеркнул депутат фракции КПРФ в ГД О.Смолин, «Деиндустриализация страны, низкий уровень производительности труда и колоссальное отставание ее роста от уровня заработной платы, диспропорция между потребностями производства и подготовкой рабочих специальностей, механизаторов – главные причины дефицита кадров в России».
На сегодняшний момент, по данным Института экономики РАН, России не хватает 4,8 млн. работников. В первом квартале 2024 года наибольшая потребность в работниках в абсолютных значениях зафиксирована в обрабатывающих производствах – 368,7 тыс. человек (15,0% от общей заявленной потребности), торговле – 291,8 тыс. человек (11,9%), транспорте – 204,7 тыс. человек (8,3%).
Для решения проблемы дефицита кадров правительство разработало национальный проект «Кадры». Его реализация начнется с 1 января 2025 года.
Нацпроект, на финансирование которого до 2030 года будет направлен порядка 1 трлн. рублей, должен привлечь на рынок дополнительно 2,45 млн. человек. С учетом того, что, по данным экспертов, не хватает 4,8 млн. работников, дефицит останется.
Какие главные вопросы по мнению разработчиков из правительства надо решить, чтобы снизить напряженность на рынке труда?
Нацпроект состоит из четырёх проектов. Первый связан с ежегодным кадровым прогнозированием потребностей экономики на пять лет вперёд, второй – с усилением связи между системой образования и работодателями, третий – с переквалификацией уже работающих и вовлечением незанятых, последний – с повышением престижа рабочих профессий.
Что касается первого проекта. Минтруд подготовил методику, с помощью которой будет формироваться пятилетний прогноз потребности различных отраслей экономики в специалистах. Показатели потребности в кадрах, по словам заместителя председателя Правительства Голиковой, ежегодно будут актуализироваться с использованием скорректированных данных. «Подобного рода прогноз не имеет аналогов в российской практике. Результатом этого прогноза станет понимание, сколько специалистов какой профессии потребуется в том или ином регионе через год, три, пять и так далее». Вот так – прошло «всего» 33 года, когда власть наконец поняла, что не худо бы заглядывать на пять лет вперед.
Тогда как уже в 1922 году академик С.Г.Струмилин писал: «Основной фонд, питающий собой всякое народное хозяйство, – это живая рабочая сила данной страны или народа. Всякое сокращение или расширение этого фонда оказывает громадное влияние на общий темп хозяйственного развития». Руководствуясь этим пониманием, в СССР изучали трудовые ресурсы и прогнозировали их развитие. Как замечает д.экон.наук А.В.Кашепов, «прогнозируемая численность трудовых ресурсов по стране и регионам определялась по методике анализа отчетных и расчета плановых (прогнозируемых) балансов трудовых ресурсов; исходя из прогнозов предполагаемой численности населения трудоспособного возраста, представляемых статистическими органами; численность занятых в производственных отраслях (материальном производстве) – на основе госплановских прогнозов по объему производства и производительности труда; а численность занятых в нематериальных отраслях (непроизводственной сфере) – по нормативам».
Второй проект связан с подготовкой специалистов. Сейчас акцент в большей степени делается на нехватку квалифицированных рабочих. Огромную негативную роль в этом сыграл разгром советского начального и среднего профессионального образования.
По данным ВЦИОМ, неуклонно растет число россиян, которые считают достаточным уровнем квалификации высшее образование: в 2004 году таких было 47%, в 2013 – 54%, в 2017 – 55%, в наши дни – 60%. И чем моложе россияне, тем выше их образовательные запросы: среди 18–24–летних только 13% уверены, что можно обойтись средним специальным образованием. Очевидно, что для привлечения студентов необходимо создать реально привлекательные условия. Это и бесплатность обучения, и нормальные стипендии, и современное оборудование в техникумах и училищах, и востребованность профессии, и действительно достойная будущая зарплата на производстве.
Очевидно, что этот проект должен быть связан с первым (прогнозным), а также с нацпроектами «Образование» и «Роботизация и станкостроение». Ведь совершенно понятно, что подготовка кадров по специальностям, которые могут утратить свою актуальность с развитием новых технологий, будет сдерживать прогресс в производстве и в результате законсервирует отсталость страны.
Но не хватает не только рабочих, но и ученых, конструкторов, инженеров. По данным экспертов, дефицит специалистов с высшим образованием составит к 2030 году до 1,4 млн. человек. Что касается инженеров. Об их нехватке говорят давно. В школах созданы инженерные классы, устраивают конкурсы и чемпионаты. И вроде все это подействовало – численность студентов инженерного профиля за пять лет увеличилась на 7,8%.
Но рост произошел за счет «информатиков». По специальности «Физико–технические науки и технологии» студентов стало меньше на 16,7%. Казалось бы в ситуации, когда такое уменьшение несет риски для ВПК, для фундаментальной науки, вузы должны создавать условия для привлечения студентов на эти специальности. Но бюджетных мест не хватает, а платное обучение только дорожает. В МФТИ стоимость программы «Ядерная физика и технологии» выросла с 504 до 605 тыс. руб./год.
Третий проект связан с переквалификацией и привлечением новых работников. Некоторые реализуемые мероприятия более чем спорные. Пенсионный возраст уже подняли. Теперь уже предлагают добровольно поработать, чтобы вроде как пенсионные коэффициенты повысить. Конечно, при такой пенсии многие соглашаются. Вот только есть реальный риск вообще до пенсии не дожить. Кроме того, предлагается привлекать на работу женщин, имеющих маленьких детей, даже ясельного возраста. Как–то это не очень согласуется с необходимостью повышать рождаемость, чтобы решать остро стоящие перед страной демографические проблемы.
Четвертый проект, посвященный повышению престижа рабочих специальностей, может быть решен только возрождением сильной современной экономики в обществе социальной справедливости. Никакие слеты и конференции, рекламные акции и форумы, которые так нравятся власти делу не помогут.
Десятилетия в стране происходит какой–то непрекращающийся процесс принятия множества проектов и программ развития. Национальных, приоритетных, федеральных, региональных. По ним отчитываются и складывают на полку. Принимаются новые. Они могут быть совершенно не связаны между собой или пересекаться, повторяться или противоречить друг другу. Показатели их выполнения вызывают подчас оторопь. Но в принципе все это и неважно. Потому что все эти программы имеют, по всей видимости, исключительно рекомендательный или пропагандистский характер. Главное прописать куда будут направлены деньги из бюджета.
КПРФ всегда выступала за необходимость выработки реальной стратегии развития страны. В 2014 году при активном участии нашей партии был принят закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Но до сих пор он реально не работает.
Как подчеркнул В.И.Кашин, «принципы, которые мы заложили в основу государственного планирования в Российской Федерации, предопределяют его эффективность. Но в правоприменительной практике эти важнейшие положения закона своего отражения не нашли. О какой преемственности и непрерывности стратегического планирования может идти речь, если государственные программы Российской Федерации в течение года меняются неоднократно? Зачатую изменения носят концептуальный характер – перекраиваются цели и задачи, меняются целевые индикаторы, появляются и исчезают подпрограммы и федеральные целевые программы. О какой сбалансированности системы стратегического планирования можно говорить, если фактически ни одна государственная программа в должной степени не увязана с целями, задачами и мероприятиями других госпрограмм? О каком соблюдении принципа ресурсной обеспеченности может идти речь, когда объемы финансирования госпрограмм, при неизменности целей, регулярно изменяются в пределах 10%–40%?».
В 2023 году Государственный университет управления провёл опрос, в ходе которого выяснилось, что большая часть производственных компаний желает вернуть государственное планирование. 80% опрошенных из 278 менеджеров и руководителей считают, что только это поможет восстановить промышленный потенциал России.
Председатель совета Торгово–промышленной палаты России по финансово–промышленной и инвестиционной политике В.Гамза отметил, что «российские предприятия находятся в замешательстве. Их проблемы происходят из–за того, что в стране отсутствует как долгосрочное, так и краткосрочное планирование».
Закон о государственном планировании заработает в полную силу, если будет создан Госплан. Вспомним, что основной задачей Госплана СССР являлось планирование экономики, составление планов развития страны на различные сроки. Эта работа осуществлялась в координации с Центральным статистическим управлением, министерством финансов, Государственным комитетом по науке и технике, Госбанком и Госснабом СССР. Госплан не только составлял пятилетние планы, но и контролировал их соблюдение.
«Наши планы есть не планы–прогнозы, не планы–догадки, а планы–директивы, которые обязательны для руководящих органов и которые определяют направление нашего хозяйственного развития в будущем в масштабе всей страны» (И.В.Сталин).
Сейчас принимается множество программ развития, но происходит это бессистемно, запланированные показатели остаются на бумаге и никто за это не несет ответственности. Современный Госплан должен быть лишен этих недостатков. Государственное планирование, подкреплённое высокой ответственностью и финансированием, позволит решить стоящие перед страной острые проблемы и с трудовыми ресурсами, и, в целом, с экономикой страны, а в конечном счете, возрождением сильного суверенного государства.